Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения. Формы взаимодействия
консультация по логопедии на тему

Митракович Любовь Васильевна

Успешность корреционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает участие в нём родителей. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, и нежелание родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. В консультации изложены формы взаимодействия с родителями, описана совместная работа  логопеда с родителями (из опыта работы). Консультация рекомендуется   воспитателеям, логопедам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r._-_sovmestnaya_rabota_uchitelya-logopeda_s_roditelyami.docx42.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦРР № 3 «Петушок» городского округа Стрежевой»

636782, Российская Федерация, Томская область, город Стрежевой, 3 микрорайон, дом 326

E-mail: petushоk@guostrj.ru, тел/факс (38259) 5-44-60

Тема: «Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющими речевые нарушения. Формы взаимодействия»

 

Выполнила: Митракович Любовь Васильевна, учитель-логопед МДОУ «ЦРР №3 «Петушок» городского округа Стрежевой Томской области

г. Стрежевой, 2018 г.


Содержание:

Введение        3

1. Особенности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями        4

2. Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в ДОУ        5

3. Обязательное включение родителей детей, имеющих речевые нарушения - эффективность коррекционной работы учителя-логопеда        9

4. Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющими речевые нарушения – из опыта работы        10

Заключение        13

Список использованной литературы:        14


Введение

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей.

Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. Некоторые считают, что ребенок ленив, не желает заниматься, упрямится.

Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно, я считаю, это важно в логопедической группе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми.

Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из её членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, лежит в основе работы с родителями.

 


1. Особенности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие речи и познавательных процессов ребенка непосредственно зависят от условий жизни и воспитания. Нарушения речевого развития проявляются в особенностях формирования всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. В то же время дети, имеющие особенности речевого развития проявляют активность по отношению к языковым явлениям - словообразование, умение подобрать нужное слово в соответствии с заданным условием, отбор слов с целью выявления звукового состава. Дети с особенностями речевого развития, как правило, испытывают незначительные лексические трудности, допускают ошибки в грамматическом оформлении высказывания (построение предложений), могут неверно произносить звуки речи, затрудняются в реализации развернутых высказываний. Однако перечисленные трудности не являются препятствием к установлению отношений со сверстниками и лишь в некоторых случаях (переживание, самооценка собственной речи, чрезмерное желание соответствовать речевой норме) служат барьером в личных отношениях.

Личностные особенности детей с особенностями речевого развития характеризуются подвижностью эмоциональной сферы, впечатлительностью, ранимостью, стремлением соответствовать определенным нормам общения. Как правило, к старшему возрасту большинство речевых нарушений у детей успешно преодолевается и не оказывает существенного влияния на готовность ребенка к созданию собственной семьи.

Механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе.


2. Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в ДОУ

Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

Коллективную работу можно представить в нескольких видах: групповые родительские собрания. В группе компенсирующей направленности проводятся четыре раза в год. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу.

Тема собрания сообщается заранее, чтобы они сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом. Логопед  и воспитатели группы разъясняют родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то мы помогаем им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.

Консультации, семинары построены так, чтобы они привлекали родителей для решения проблем, развивали дух сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации предельно чёткие, содержат только необходимый родителям конкретный материал и проводятся не для «галочки», а для пользы дела.

Темы консультаций имеют различную направленность (о правильном выполнении артикуляционной гимнастики, о значении развития мелкой моторики, о важности систематического выполнения домашних заданий, о том, как следить за автоматизацией звуков в домашних условиях, о правильном проведении звукового анализа) и многие другие консультации. Некоторые из данных консультаций включаю в повестку дня родительского собрания.

Одна из популярных форм в работе с родителями –  совместные занятия. Родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению. Я провожу эти занятия сама, а родители смотрят, записывают игры, упражнения, видят пробелы в знаниях своих детей. учатся методам и приёмам работы.  

Картотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. Материал игр включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие различных сторон речи. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми. Кроме этого активно пользуются электронными носителями, где игры подобраны конкретно для их ребёнка.

Индивидуальная работа имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи играет анкетирование родителей. Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, «по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда, психолога, другого специалиста». Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями

Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. В начале года проводится обследование детей, логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии получают советы, рекомендации. Беседа проводится тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят отец и мать. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далёким от педагогической науки и создадут барьер в общении.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить «опорные» карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.

Некоторые взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.

Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком, а также решить любой вопрос с помощью телефона. Тетрадь заполняется логопедом один раз в неделю, В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.

Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, я активизирую родителей в вопросах коррекции речи ребёнка.

Речевой уголок «Информация логопеда» Он отражает тему занятия, даёт родителям практические и теоретические рекомендации по формированию различных речевых навыков, знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.

Папка-передвижка представляет собой сменяемый 2–3 раза в год материал с консультациями, практическими советами и рекомендациями,.

При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы (коллективная, индивидуальная, наглядная) делается акцент на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе логопеда. А показатель уровня их самосознания – это понимание важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребёнку. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы.


3. Обязательное включение родителей детей, имеющих речевые нарушения - эффективность коррекционной работы учителя-логопеда

Проблема включения родителей в процесс овладения речью детьми раскрывается в работах таких авторов, как Н.Н. Авдеевой, Е.Р. Баенской, С.В. Довня, Л.А. Зигле, Т.Ю. Морозовой, Л.А. Рудаковой, Е.А. Стреблевой и др.

 В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработанный новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО) большое внимание уделяется работе с родителями, где указывается на необходимость обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования. Родители должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействие с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями»; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досугах, театрализованных представлениях, экскурсиях. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ.


4. Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющими речевые нарушения – из опыта работы

Многолетний опыт работы показывает, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя - логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того чтобы сотрудничество логопеда и семьи было наиболее эффективным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях. Чтобы лучше планировать работу я, необходимо лучше знать семью ребенка. Во время учебного года работу с родителями веду постоянно. В начале учебного года составляю план работы с родителями. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса

Цель совместной работы: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Работа с семьями воспитанников ведётся по направлениям: информационное и образовательное.

Основными задачами, которые я ставлю, работая с родителями в течение учебного года, являются:

  • Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития;
  • Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов и взаимоподдержки;
  • Обучение родителей конкретным приемам логопедической работы;
  • Формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.

Организация работы с семьёй ведётся по направлениям: информационное и образовательное.

Как показывает опыт, работы родители не всегда умеют создать необходимые условия для развития личности ребенка и его речи. Это побуждает нас искать разные формы работы с родителями, в результате которых они смогут в дальнейшем создавать условия для развития личности ребенка, его речи, мышления, памяти и других психических процессов.

Формы работы учителя – логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков разнообразны.

Традиционные формы взаимодействия учителя – логопеда с родителями:

  • Родительские собрания. Мною подготовлены материалы для родителей каждой возрастной группы по разным направлениям речевого развития. В группе компенсирующей направленности запланированные собрания проводятся четыре раза в год. Кроме этого проводим внеплановые собрания по мере поступления вопросов. В остальных группах ДОУ выступаю на родительских собраниях по плану работы группы.
  • Консультации. Проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме в часы, определённые циклограммой, а также незапланированные консультации по запросам родителей. Темы – самые разнообразные, касающиеся как текущих занятий, так и других вопросов речевого развития. знакомит родителей с некоторыми логопедическими приемами в работе с детьми. Родители получают представление о развитие слухового внимания, правильной артикуляции звуков у ребёнка, о его умении пользоваться правильным звуком в речи. Провожу индивидуальные консультации и с родителями детей, у которых были выявлены первичные речевые нарушения. Консультации предполагают теоретическое осведомление родителей по тому или иному вопросу и проводятся чётко, просто и конкретно, чтобы родителям было легко понять смысл излагаемого.
  • Беседы. Знакомлю родителей с особенностями речевого нарушения их ребенка. В деликатной форме рассказываю, как с ним заниматься, на что в первую очередь следует обратить внимание.
  • Родительские пятиминутки. Провожу с родителями тех детей, которые занимаются в рамках логопункта. Родители получают кратковременную личную консультацию.
  • Домашние задания. Родители изучают индивидуальные тетради детей, отслеживают динамику их обучения, организуют выполнение домашнего задания.
  • Мастер-класс. Проводится по мере необходимости и по рекомендации логопеда в случаях, когда ребёнок не усваивает материал, а также когда родителям нужна практическая помощь по какой-то теме. Большой популярностью среди родителей в группе компенсирующей направленности пользуются мастер-классы по формированию навыков звукового анализа и синтеза.
  • Уголки для родителей в каждой возрастной группе и в кабинете логопеда. Консультации периодически обновляются на протяжении всего учебного года.
  • Опросы, тестирование, анкетирование;
  • Посещение родителями логопедических занятий.
  • Оформление буклетов, памяток на разные темы.

Проводятся в ДОУ и такие мероприятия для родителей, как Дни открытых дверей, тестирование и анкетирование, праздники и развлечения, выставки, организован выпуск газеты.

Использую в работе и современные формы работы с родителями с

использованием ИКТ: показ презентаций (оформлены слайдовые презентации по развитию речи детей на все возрастные категории); подбор игр из созданной мною картотеки игр для развития разных сторон речи на электронный носитель (для родителей тех детей, которые посещают логопедические занятия); использование сайта детского сада.


Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Детский сад и семья - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.


Список использованной литературы:

  1. Баринова Г. В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка // Логопед в детском саду. – 2004. – №1. – С. 70–74.
  2. Богомолкина Л. В. Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями / Л. В. Богомолкина, Т. В. Масленникова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – №2. – С. 54–56.
  3. Вренева Е. 16 вопросов логопеду: [логопед и родители] // Здоровье детей. – 2008. – №1. – С. 35–41.
  4. Давидович Л. Р. Родители и логопед – партнеры / Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – №6. – С. 47–50.
  5. Заваденко Н Н. Родителям о развитии речи детей. Как вовремя заметить нарушения? – М.: Маджерик, 2006. – 42 с.
  6. Клименкова О. Делимся опытом организации работы с родителями // Дошкольное воспитание. – 2005. – №3. – С. 45–46.
  7. Мамаева В. В. Организация совместного занятия родителей и детей в подготовительной группе: вместо традиционного открытого занятия // Дошкольная педагогика. – 2006. – №4. – С. 48–50.
  8. Михнева Е. Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Логопед в детском саду. – 2006. – №4. – С. 56–60.
  9. Овчинникова Е. В. Организация сотрудничества логопеда и родителей // Логопед. – 2007. – №6. – С. 74–78.
  10. Романович О. А. Изучение условий семейного воспитания детей с недостатками речи // Логопед. – 2009. – №3. – С. 86–89.
  11. Разумовская Е. Ю. Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми [Электронный ресурс].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения

В этом материале рассматривается актуальность проблемы, формы  и методы работы с родителями...

Организация работы учителя-логопеда с семьями, воспитывающих детей с речевыми нарушениями

Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог многого добиться, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывается о том, н...

Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения.

Опыт работы показывает, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе учителя-логопеда и родителей. Для логопеда важно приобщить р...

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей, имеющих речевые нарушения, с использованием компьютерных обучающих программ (из опыта работы)

В статье представлен опыт использования учителем-логопедом ДОУ компьютерных обучающих программ в работе с родителями детей с ОВЗ....

"Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющими речевые нарушения".

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», важнейшая задача педагога — взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Семья – это первая ступень овла...

Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения. Формы взаимодействия.

Успешность корреционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает участие в нём родителей. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость,...

Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения, в условиях инклюзивного образования

В данной статье говорится об особенностях взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения...