Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения.
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Опыт работы показывает, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе учителя-логопеда и родителей. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приёмами обучения и развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦРР № 3 «Петушок» городского округа Стрежевой»
636782, Российская Федерация, Томская область, город Стрежевой, 3 микрорайон, дом 326
E-mail: petushоk@guostrj.ru, тел/факс (38259) 5-44-60
Тема: «Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющими речевые нарушения. Формы взаимодействия»
Выполнила: Митракович Любовь Васильевна, учитель-логопед МДОУ «ЦРР №3 «Петушок» городского округа Стрежевой Томской области
г. Стрежевой,
2018
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досугах, театрализованных представлениях, экскурсиях. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ.
Многолетний опыт работы показывает, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя - логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того чтобы сотрудничество логопеда и семьи было наиболее эффективным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях. Чтобы лучше планировать работу я, необходимо лучше знать семью ребенка. Во время учебного года работу с родителями веду постоянно. В начале учебного года составляю план работы с родителями. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса
Цель совместной работы: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Работа с семьями воспитанников ведётся по направлениям: информационное и образовательное.
Основными задачами, которые я ставлю, работая с родителями в течение учебного года, являются:
- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития;
- Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов и взаимоподдержки;
- Обучение родителей конкретным приемам логопедической работы;
- Формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.
Организация работы с семьёй ведётся по направлениям: информационное и образовательное.
Как показывает опыт, работы родители не всегда умеют создать необходимые условия для развития личности ребенка и его речи. Это побуждает нас искать разные формы работы с родителями, в результате которых они смогут в дальнейшем создавать условия для развития личности ребенка, его речи, мышления, памяти и других психических процессов.
Формы работы учителя – логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков разнообразны.
Традиционные формы взаимодействия учителя – логопеда с родителями:
- Родительские собрания. Мною подготовлены материалы для родителей каждой возрастной группы по разным направлениям речевого развития. В группе компенсирующей направленности запланированные собрания проводятся четыре раза в год. Кроме этого проводим внеплановые собрания по мере поступления вопросов. В остальных группах ДОУ выступаю на родительских собраниях по плану работы группы.
- Консультации. Проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме в часы, определённые циклограммой, а также незапланированные консультации по запросам родителей. Темы – самые разнообразные, касающиеся как текущих занятий, так и других вопросов речевого развития. знакомит родителей с некоторыми логопедическими приемами в работе с детьми. Родители получают представление о развитие слухового внимания, правильной артикуляции звуков у ребёнка, о его умении пользоваться правильным звуком в речи. Провожу индивидуальные консультации и с родителями детей, у которых были выявлены первичные речевые нарушения. Консультации предполагают теоретическое осведомление родителей по тому или иному вопросу и проводятся чётко, просто и конкретно, чтобы родителям было легко понять смысл излагаемого.
- Беседы. Знакомлю родителей с особенностями речевого нарушения их ребенка. В деликатной форме рассказываю, как с ним заниматься, на что в первую очередь следует обратить внимание.
- Родительские пятиминутки. Провожу с родителями тех детей, которые занимаются в рамках логопункта. Родители получают кратковременную личную консультацию.
- Домашние задания. Родители изучают индивидуальные тетради детей, отслеживают динамику их обучения, организуют выполнение домашнего задания.
- Мастер-класс. Проводится по мере необходимости и по рекомендации логопеда в случаях, когда ребёнок не усваивает материал, а также когда родителям нужна практическая помощь по какой-то теме. Большой популярностью среди родителей в группе компенсирующей направленности пользуются мастер-классы по формированию навыков звукового анализа и синтеза.
- Уголки для родителей в каждой возрастной группе и в кабинете логопеда. Консультации периодически обновляются на протяжении всего учебного года.
- Опросы, тестирование, анкетирование;
- Посещение родителями логопедических занятий.
- Оформление буклетов, памяток на разные темы.
Проводятся в ДОУ и такие мероприятия для родителей, как Дни открытых дверей, тестирование и анкетирование, праздники и развлечения, выставки, организован выпуск газеты.
Использую в работе и современные формы работы с родителями с
использованием ИКТ: показ презентаций (оформлены слайдовые презентации по развитию речи детей на все возрастные категории); подбор игр из созданной мною картотеки игр для развития разных сторон речи на электронный носитель (для родителей тех детей, которые посещают логопедические занятия); использование сайта детского сада.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Детский сад и семья - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющими речевые нарушения, с применением ИКТ.
В представленной работе приводятся примеры использования ИКТ в работе логопеда с родителями, для повышения эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей дошкол...
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения
В этом материале рассматривается актуальность проблемы, формы и методы работы с родителями...
Организация работы учителя-логопеда с семьями, воспитывающих детей с речевыми нарушениями
Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог многого добиться, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывается о том, н...
Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения. Формы взаимодействия
Успешность корреционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает участие в нём родителей. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость,...
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей, имеющих речевые нарушения, с использованием компьютерных обучающих программ (из опыта работы)
В статье представлен опыт использования учителем-логопедом ДОУ компьютерных обучающих программ в работе с родителями детей с ОВЗ....
"Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющими речевые нарушения".
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», важнейшая задача педагога — взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Семья – это первая ступень овла...
Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения. Формы взаимодействия.
Успешность корреционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает участие в нём родителей. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость,...