родительское собрание "Развитие диалогической речи"
материал (старшая группа)
Родительское собрание в виде деловой игры на тему "Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в форме Деловой игры
«Развитие диалогической речи дошкольников в игре»
Задача:
Привлечь внимание родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей. Подобрать игры и упражнения для родителей на развитие у детей диалогической речи через игровую деятельность.
Цель игры:
Педагогические цели:
- Показать родителям значимость диалогических умений дошкольников, что является важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии;
- Развивать инициативу родителей в проявлении творчества;
- Способствовать установлению сотрудничества и взаимопонимания между родителями воспитанников и воспитателями группы;
- Совершенствовать умения убеждать, быстро реагировать на информацию, работать в коллективе.
Игровые цели:
- Отработать умения пользоваться диалогом как формой общения.
Подготовка: родители сидят на стульях, одна команда друг против друга.
Мультимедиа, шапочки – маски, заготовки со стихами, игрушки для игры «Да – нет».
Ход собрания:
Добрый день уважаемые родители!
Наша встреча сегодня пройдет в форме деловой игры.
Тема игры «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста».
1 вопрос. Первоначальная функция речи - коммуникативная, так как речь - это прежде всего средство социального общения.
Наиболее естественной формой речевого общения является диалог.
Что такое диалог? Высказывание родителей.
ДИАЛОГ - это разговор, поддерживаемый двумя или несколькими собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Коммуникативные роли собеседников в диалоге постоянно меняются: говорящий становиться слушающим и наоборот.
Что такое диалогическая речь, как вы понимаете?
Высказывание родителей
Диалогическая речь является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличии от монолога происходит чередование высказываний (реплик) двух или нескольких говорящих.
Пользуетесь ли вы взрослые диалогической речью? В какой ситуации? Высказывание родителей (просьба, благодарность, предложение, извинения, приглашение, совет).
Предложить разделиться поровну на две команды: 1 команда - Знатоки (эмблема синий кружочек) и 2 команда Умники (эмблема красный – кружочек).
1 Задание «Речевой этикет»
1 команда будет исполнять роль инициативной стороны речевого этикета
2 команда ответной стороной.
1 команда ПРОСЬБА: 2 команда
просьба -разрешения пожалуйста
можно я.., да, да
разрешите, ладно
разрешите пожалуйста, с удовольствием или нет(все отказы
сопровождаются извинением и
мотивировкой)
просьба- побуждение охотно
пожалуйста, не против
если не трудно, не возражаю
если можно, сейчас
очень тебя прошу, не могу
ты не можешь? Я хотел бы, но
Вы не смогли бы? К сожалению
1 команда БЛАГОДАРНОСТЬ
Спасибо, пожалуйста
Большое спасибо не за что
Спасибо Вам (тебе) не стоит
Я благодарен Вам на здоровье
Мне было приятно вам помочь.
1 команда ИЗВИНЕНИЯ
Простите меня пожалуйста
Простите, извините пожалуйста ладно, ничего
Не обижайся (тесь) не стоит извинений
Не сердись(тесь) я не сержусь
Я виноват(а) ну что вы (ты) да что вы (ты)
Вывод: Мы обогатили нашу лексику определенным запасом разнообразных формул и выражений речевого этикета, обслуживающих ситуации просьбы, благодарности, извинения, предложения и приглашения.
2 вопрос
Как Вы думаете, надо ли учить детей пользоваться диалогом, как формой общения?
Высказывания родителей
А чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их разнообразии, а также правилами ведения диалога – как речевыми, так и социальными.
Содержание задач по развитию диалогической речи условно можно представить в виде трех блоков:
1 «вопрос-ответ»
2 «сообщение – реакция на сообщение»
3 «побуждение – реакция на побуждение»
Таблица. Рассмотрим два блока.
3 Вопрос
Как будем обогащать речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик?
Ведущая деятельность в обучении дошкольников – это игра.
«Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» Эрих Фромм
Сейчас мы с вами поиграем и посмотрим, действительно ли можно развить диалогическую речь через игру.
Заимствование готовых диалогических реплик.
Где мы можем позаимствовать готовые диалогические реплики?
Высказывания родителей. Конечно же в литературе.
Заучивая литературные диалоги и предавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик.
1 команда Знатоки – выбирают стишки блок «ВОПРОС – ОТВЕТ» («Кисонька мурысонька», «Кисонька», «Волк и лиса», «Хозяйка и кот», «Зачем», «Еж», Заяц», «Лягушкины покупки», «Здравствуй, киса», «Яма»).
2 команда Умники – выбирает стишки блок «СООБЩЕНИЕ – РЕАКЦИЯ НА СООБЩЕНИЕ» («Разговор зайца и лисы», «Сорока и заяц», «Лягушонок», «Мышь и крыса», «Котенок», «Кто пасется на лугу», «Поляна», «Тетерев и лиса», «Перчатки», «Егорушка»)
Команды готовятся, затем зачитывают названия стихов. Предложить разыграть одно из стихотворений.
Вывод: Воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.
Заимствование детьми форм диалогического взаимодействия происходит также и в дидактических и подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. В них дети воспроизводят наизусть готовые реплики различных видов и осваивают разные диалогические единицы.
1 команда Знатоки вспомнит игры с детства «ВОПРОС – ОТВЕТ» те которые учат задавать вопрос и отвечать на него. («Фанты», «Почта», «Краски», «Маковое зернышко», п/и «Король» «Коршун»)
2 команда Умники вспомнит игры с детства «СООБЩЕНИЕ - РЕАКЦИЯ НА СООБЩЕНИЕ» Закрепляются умения внимательно слушать реплики партнеров по игре, вступая в игровой диалог в свою очередь. («Садовник», «Будь внимательным», «Отвечай быстро», «Угадай, кто я», п/и «Хлебец», «Как у тетушки Арины»)
Словесные игры без готовых текстов. («Да-нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Ты мне я тебе»)
Предложить поиграть в игру «Да- нет» (между командами)
Цель: Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.
Материал: Семь, восемь предметов различного назначения – игрушки, предметы быта, овощи, одежда.
Поиграв, вы почувствовали успех речевой работы? Понравилось ли вам? Заинтересовал ли вас вопрос развитие диалогической речи через игру?
Вывод: Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей. Трудности, встречающиеся в игре, преодолеваются детьми охотнее и с удовольствием. Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.
Речевые умения у детей быстро формируются и быстро утрачиваются, если их не закреплять. Что это значит? Играть с детьми.
Предположительное решение родительского собрания:
- сделать подборку диалогических стихов «Сборник для группы»;
- Родителям совместно с детьми подготовить мини спектакли и диалогические стишки для разыгрывания (куклы или маски) на мероприятие которое пройдет в феврале «Семейный вечер»
- Педагогам провести мастер-класс по изготовлению театральных кукол.
- Предложения родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Презентация по проведенному исследованию и работе над формированием диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Конспект логопедического подгруппового занятия по формированию связной речи на тему: «Одежда. Развитие диалогической речи» для детей средней группы с ОНР.
Цель: развитие диалогической речи детей в рамках лексической темы «Одежда»...
Развитие диалогической речи у детей с нарушением речи
Речь-важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественно...
родительское собрание в форме деловой игры "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"
привлечь внимание родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей. Предложить игры для развития диалогической речи....
Конспект родительского собрания «Развитие монологической и диалогической речи у детей 5-6 лет»
Конспект родительского собрания в старшей группе....
Родительское собрание в форме деловой игры "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"
Показать родителям значимость диалогических умений дошкольников, что является важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии....