Конспект родительского собрания «Развитие монологической и диалогической речи у детей 5-6 лет»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Кузнецова Олеся Витальевна

Конспект родительского собрания в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_roditelskoe_sobranie.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое родительское собрание

«Развитие монологической и диалогической речи у детей 5-6 лет»

Дата проведения: 26.01.2017 год

Место проведения: гр. «Почемучки»

Время проведения: 17.30

Воспитатели: Кузнецова О.В.

Хайрова С.Г.

                                                                                                                                                               

Добрый вечер, уважаемые родители!

 Мы рады вас  всех сегодня видеть, на нашем родительском собрание.

 Оно посвящено теме «Развития монологической и диалогической  речи  у детей 5-6 лет».

Почему мы решили обратить ваше внимание  и привлечь вас к проблеме развития речи ребёнка?

На что в первую очередь обращают внимание при этом: на речь ребёнка, как рассуждает ребёнок, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложениях.

 На сколько, богата и развита речь ребёнка. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое.  

Дети усваивают родной язык,  подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

В возрасте 5-6 лет совершенствуется диалогическая и монологическая  речь,  дети поддерживают непринужденную беседу, задают вопросы.

Развивается умения правильно последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы  о предмете, о картине, по набору картинок, по плану, рассказы из личного опыта, передавая хорошо знакомые события, небольшие рассказы творческого характера.

Актуальность данной темы объясняется тем, что у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя он здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы.

В чём причина задержки речи? Считается, что главное от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребёнком .

Они стараются  говорить с ребёнком при каждой возможности , но  ребёнок продолжает, объяснятся отдельными звуками  и жестами.

Наблюдения показали , что уровень развития речи находиться в прямой зависимости  от степени сформированности  точных движений пальцев.

Пальчиковые игры (демонстрация, чётко проговаривают и выполняют, скороговорки и считалки)

Особый интерес наши ребята проявляют к разговорам на социально – нравственные темы. Вне ситуативно- личностное общение воспитатели помогают детям разобраться в сложных, но интересных проблемах человеческих взаимоотношений, поступках людей и их мотивах.

Поэтому интересно будет поговорить о таких нравственных качествах, как доброта и злоба, ложь и правдивость, доброжелательность и равнодушное отношение людей, взаимопомощь и эгоизм, дружелюбие и враждебность.

Поэтому наиболее  читаемые произведения на эту тему авторы: Н.Носов, Л.Толстой, В.Драгунский, В.Осеева.

В процессе коллективного и индивидуального  разговора воспитатель решает задачи развития синтактической стороны речи – стимулирует использование детьми сложных типов предложений. Поэтому вопросы, обсуждение с детьми, должны носить проблемный характер. Направлять внимание ребёнка на установление  причинно – следственных связей.

В диалоге дети учатся не только быть убедительными , но и точно кратко выражать свою мысль, ориентируясь на собеседника.

 В возрасте 5-6 лет  дети особенно внимательны к собеседнику : они способны заметить изменение в его настроении, состоянии, намерениях и желаниях. В старшем дошкольном возрасте  разговоры очень часто возникают по инициативе самих детей.

Воспитателю важно стимулировать стремление детей к обсуждению коллективного и индивидуального  опыта, прогнозировать предстоящее события.

Для этого воспитатель предлагает детям  парами , подгруппами , обсудить варианты решения.

Освоение правел речевого  этикета: дети учатся  говорить по очереди, не перебивая друг друга, поддерживать обсуждаемую тему, не уходя то её содержания, находить место своей реплики в коллективном разговоре.

Дети учатся начинать свою речь с оборотов: «Мне кажется, что….», «Я считаю, что….»,  «Я не согласен с тобой , потому что….», и т.д

На основе  результатов наблюдения воспитатель  определяет дальнейшую педагогическую направленность по развитию диалогической речи детей.

Монологическая речь –  более сложный, произвольный , более организованный вид речи и требует специального речевого воспитания. Связанность  монолога обеспечивается одним говорящим.

  • Характерна литературная лексика, развернутость высказываний, завершение, логическое завершение.
  • В монологе важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация)

К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже умеет составлять описательные рассказы о объектах природы, о предметах, и т.д.

Слайды фото сюжетно – ролевых игр, экскурсии с выходом за пределы детского сада.

 

Игра с родителями

«Подбери эпитет к словам»

  • Снег (белый, холодный, пушистый, холодный)
  • Человек (воспитанный, умный, добрый, большой)
  • Ветер  (сильный, холодный, тёплый, порывистый)
  • Кукла  (красивая, большая, мягкая)
  • Одежда (новая, тёплая, чистая)

«Что бывает?»

  • что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, яблоко)
  • что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка)
  • что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф)
  • что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока)
  • что бывает холодным ?  ( снег, лёд, вода)
  • что бывает железным? ( машина, кружка, посуда, инструмент)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие монологической и диалогической речи с помощью сказки В.Бианки "Хвосты"

Знакомство со сказкой В.Бианки "Хвосты", драматизация сказки, развитие у детей навыков речевого общения....

Конспект интегрированного занятия "Разноцветный мир, Народные сказки - предания. Развитие монологической и диалогической речи детей старшего возраста в ДОУ для детей с нарушением зрения.

Интегрированное логопедическое занятие с детьми старшего возраста. Развитие монологической и диалогической речи в процессе знакомства с народными преданиями и сказками в рамках фестиваля "Разноцветный...

Методические рекомедации для родителей по развитию монологической и диалогической речи у детей 5 — 7 лет

Методические рекомедации для родителей по развитию монологической и диалогической речи у детей 5 — 7 лет....

"Развитие монологической и диалогической речи у детей 5-7 лет"

Цель: разъяснить значение монологической и диалогической речи в жизни ребёнка, какие условия необходимы для успешного формирования правильной речи....

Развитие монологической и диалогической речи детей 5-6 лет

Проблема связной речи и ее развития посредством художественной литературы является актуальной в современном мире и в образовании в целом. На основе теоретического анализа психолого-педагогической лите...

Проект «Развитие монологической и диалогической речи детей второй младшей группы посредством театрализованной деятельности»

Тип проекта: речевойПродолжительность: среднесрочный (2 месяца)Участники проекта:дети второй младшей группы (3 - 4) лет, воспитатели, родители воспитанников....