Роль учителя-дефектолога в воспитании и образовании детей с нарушенным зрения.
статья на тему
В статье расскрыты вопросы воспитания и обучения детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modernizatsiya_defektologicheskogo_obrazovaniya.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Модернизация работы учителя-дефектолога.
Волна перемен в дефектологическом образовании не могла не коснуться дошкольных образовательных учреждений. Современная общая и коррекционная педагогика в центр внимания ставит личность ребенка со всем многообразием ее свойств и качеств, с учетом особенностей развития и познавательной деятельности. Только такой подход в дефектологии позволяет эффективно решать задачу всего процесса образования: создания особых организационных условий, их продуманности и гибкости. Реализация этих идей требует радикального обновления всего учебно-воспитательного процесса, внедрения прогрессивных методов преподавания, изучения потенциальных возможностей дошкольников и условий их реализации в современном образовательном учреждении.
Воспитание и обучение детей с нарушением зрения по своим задачам совпадает с общими принципами педагогики и осуществляется по основным образовательным программам с ФГТ. Принципиальным отличием является то, что общие задачи сочетаются со специальными. Именно такой специальной является программа под редакцией Л.И.Плаксиной. Она рассчитана на 4 года обучения и построена с учётом особенностей развития слабовидящих детей, проявляющихся в сфере восприятия, мышления, речи, ориентировки в пространстве, с учетом своеобразия и особенностей формирования их познавательной деятельности. Что обеспечивает возможность эффективного усвоения программного материала, способствует ликвидации в ходе обучения отставании в развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.
Учебно-воспитательный процесс направлен на: развитие зрительного восприятия; формирование предметных представлений; ориентировку в пространстве. Большое внимание уделяется сенсорному воспитанию, развитию тактильно-двигательного и слухового восприятия, как компенсаторной основы обучения. Это предполагает применение специальных форм и средств обучения, направленных на коррекцию и развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приёмов и способов самоконтроля и регуляции движений.
Одновременно с общеобразовательным процессом в детском саду осуществляется коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в развитии детей с патологией зрения. Она включает в себя следующие блоки:
- социально-бытовая ориентировка;
- развитие зрительного восприятия;
- ориентировка в пространстве;
- коррекция нарушения речи;
- развитие осязания и мелкой моторики;
- лечебная физкультура.
А непосредственно работа учителя-дефектолога (тифлопедагога) включает в себя специальные корригирующие занятия, в каждое из которых, как часть, входит развитие осязания и мелкой моторики.
Анализ научных данных, анализ результатов собственных наблюдений за практической деятельностью детей с нарушением зрения и результаты проводимой диагностики позволяют утверждать, что у детей значительно затруднена познавательная деятельность. Поэтому очень важно правильно скоординировать взаимодействие всех специалистов в коррекционно-развивающем процессе и создать благоприятные условия для развития и обучения детей данной категории. В нашем детском саду большие и светлые кабинеты «Охраны зрения», «Учителя-дефектолога», «Педагога-психолога», «Учителя-логопеда». В каждой возрастной группе есть центры зрительной нагрузки, речевые центры, зрительные офтальмологические тренажёры и зоны активного отдыха.
Создание оптимальных условий для всестороннего развития детей с нарушением зрения обеспечивает возможность эффективного усвоения программного материала, способствует ликвидации в ходе обучения отставаний в развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности. Для создания этих условий в своей работе мы соблюдаем тифлопедагогические требования: достаточное освещение (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской; удобное размещение мебели, комфортное для каждого ребёнка место за столом; применяем специальные офтальмологические требования к зрительным нагрузкам воспитанников: разнообразные тренировочные упражнения для зрения, гимнастику для глаз. Особые требования уделяем наглядным материалам:
- реальные предметы; игрушки с чётко выраженными характерными признаками предмета;
- изображения простые, без лишних деталей, с чётким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов;
- демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зелёного цвета, плоскостной и объёмный;
- размер демонстрационного материала, по сравнению с общепринятыми, увеличивают в 1,5 раза.
- размер раздаточного материала -5см., 3 см., 2см. – в зависимости от остроты зрения.
На занятия ядети объединяются в подгруппы с учётом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений. На каждом занятии рассаживаем детей в соответствии с окклюзией: со сходящим косоглазием – в сторону заклеенного глаза, дальше от демонстрируемого материала, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу, ближе к демонстрируемому материалу.
Все дети обладают индивидуальным потенциалом, поэтому мы осуществляем индивидуальный подход к обучению с учётом психофизических особенностей детей и их диагнозов. Для этого стараемся дифференцировать задания с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребёнок продвигается вперёд своим темпом и с постоянным успехом. Компьютер помогает индивидуализировать обучение детей с нарушением зрения и значительно повысить эффективность любой деятельности, сделать занятие ещё более ярким, интересным и познавательным. В своей работе активно используем графические планшеты, которые помогают развитию и совершенствованию регулирующей и контролирующей функции зрительной деятельности. Что способствует формированию механизмов зрительно-моторной координации в системе «глаз-рука».
В настоящее время педагогической наукой и практикой создано большое количество дидактических и компьютерных игр, которые необходимо использовать на занятиях с целью интеллектуального и личностного развития ребёнка. Мы проанализировали их, и поняли, что при определённой корректировке (с минимальными ориентирами) они могут использоваться в работе с детьми, имеющими аномалии зрения, на занятиях и в повседневной жизни.
Таким образом, в ходе грамотно организованного взаимодействия всех специалистов в коррекционно-развивающем процессе и модернизации дефектологической работы в ДОУ каждый ребёнок занимает активную позицию в обучении, у воспитанников успешнее развивается зрительное восприятие, способность накопления в памяти зрительных эталонов, что обеспечивает формирование способности познания окружающей действительности, отражает улучшение процессов памяти, что в свою очередь даёт успешную социализацию в обычные школы города.
Литература.
- Бельмер В.А., Григорьева Л.П. Коррекционная педагогика. Базисная программа для детского сада. М.: Просвещение. 2003.
- Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. М.: Экзамен. 2006.
- Плаксина Л.И. Методические указания для тифлопедагогов. М.: 2000.
- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Калуга: Адель, 1998.
- Плаксина Л.И. Формирование математических представлений у детей с амблиопией и косоглазием. М.: Просвещение. 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре-практикуме для учителей-дефектологов в коррекции проблем психофизического развития детей с нарушением зрения
Выступление на семинаре-практикуме для учителей-дефектологов в коррекции проблем психофизического развития детей с нарушением зрения.Тема выступления: «Игровая деятельность в коррекции полисенсорного ...
Роль семейного воспитания в развитии детей с нарушением зрения
Консультация для родителей...
Обеспечение преемственности в системе дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения и речевыми нарушениями.
Преемственность в работе предшкольного и начального образования детей с нарушением зрения предполагает согласованность и компетентность всех направлений педагогического и медицинского воздействия на д...
Рабочая программа учителя-дефектолога для группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения 3-4 лет
Программа разработана на основе АООП дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием, АООП дошкольного образования слабовидящих детейМуниципального автономного дошкольного образовательн...
Презентация "Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в сенсорном развитии детей с нарушением зрения"
Совместная слаженная работа тифлопедагога и воспитателя способствует эффективности в решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач по формированию предметных представлений у детей с на...
Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"
Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя – дефектолога Титовой Надежды Станиславовны группы для детей с нарушением зрения «Солнышко» (6-7лет) на 2022-2023 учебный год
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.Обязательная часть Программы разработана на основе коррекционной программы «Программы специальн...