Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"
консультация по коррекционной педагогике
Консультация учителя-дефектолога по теме "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihokorrektsiya_v_obuchenii_s_detmi_imeyushchie_narusheniya_zreniya.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ В ОБУЧЕНИИ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИЕ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
В настоящее время проблема развития и воспитания детей с ограниченными возможностями стала наиболее острой. Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.
Нарушение зрения в дошкольном возрасте весьма разнообразны по клиническим формам, этиологии, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. Распространены и такие формы зрительной недостаточности, как близорукость, дальнозоркость, близорукий и дальнозоркий астигматизмы.
Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию. Резкое снижение зрения отрицательно сказывается в первую очередь на процессе восприятия, которое у детей с нарушением зрения отличается большей замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Формирующиеся у них зрительные представления менее четки и ярки, чем у нормально видящих, иногда искажены. Поэтому для таких детей характерна затрудненность пространственной ориентировки. При зрительной работе дети с нарушением зрения быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения. Зрительное утомление вызывает снижение умственной и физической работоспособности.
Поэтому столь важно регулировать физическую нагрузку детей, которая, безусловно, зависит от множества факторов. Перечислим некоторые из них:
- возраст и пол ребенка;
- степень нарушение зрительных функций;
- наличие сопутствующих заболеваний, психических нарушений;
- наличие навыка пространственной ориентировки;
- способ восприятия учебного материала;
- физическая подготовленность детей.
При этом сохранить зрение, научить ребенка рационально им пользоваться - важнейшая задача, которая решается в дошкольном учреждении в группах детей с нарушением зрения.
Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.
Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения.
Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка, временные ограничения, упражнения и игры соответствуют диагнозу и возрасту детей, создание необходимых условий для каждого ребенка.
Реализацию коррекционной работы осуществляют не только врач окулист, медсестра-ортоптистка, но и педагог-психолог, учитель - дефектолог, педагоги дополнительного образования, инструктор по физической культуре, тренер по плаванию. Занятия строятся таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Основная цель работы педагога-психолога с детьми с нарушением зрения – снятие эмоционального напряжения, развитие адаптивных социальных качеств необходимых для поступления в школу, обеспечение положительного психоэмоционального комфорта в данной группе.
Достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребенком само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в его повседневную жизнь, поэтому работа с родителями является одним из основных аспектов коррекционно-развивающего направления. Консультации психолога направлены на оптимизацию внутрисемейных отношений, формированию у родителей позитивного взгляда на ребенка, укрепление веры родителей в возможность и перспективы развития ребенка.
Коррекционная работа учителя - дефектолога направлена на развитие речи, познавательной деятельности и активизацию двигательной сферы ребенка.
Таким образом, в системе специальных занятий осуществляется комплексный многосторонний подход к коррекции развития детей. Работа учителя - дефектолога планируется на основе результатов обследования, в которых отмечается состояние всех основных речевых и неречевых функций (речь, слух, зрение, моторика), а также причины и этиология речевой и зрительной патологии.
На занятии рассаживать детей в соответствии с окклюзией: со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза, с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу.
Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.
Детей следует сажать так, чтобы свет падал слева. Для ребенка-левши рекомендуется иметь индивидуальное освещение с правой стороны при работе на столе.
Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения посадить ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием – дальше.
Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их.
На занятии использовать наглядный материал: реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни; игрушки – с четко выраженными характерными признаками предмета; изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов; демонстрационный материал красного, желтого, оранжевого и зеленого цвета, плоскостной и объемный; размер демонстрационного материала, игрушек, предметов – 15-20 см.; размер раздаточного материала – 5 см., 3 см.,2 см. – в зависимости от остроты зрения.
Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, чтобы дети могли сосредоточить взор, для детей со сходящимся косоглазием – на подставке, с расходящимся – на столе. Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов. На занятии необходима физминутка и пауза для проведения гимнастики для глаз. В начале занятия по изодеятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.
Дети с нарушением зрения и общим недоразвитием не в состоянии полноценно овладевать учебным материалом на занятиях. Наблюдается не только отставание в развитии речи, но и нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость нервной системы.
Поэтому предусматривается две направленности занятий – формирование связной речи и формирование произношения. На первом году занятия проводятся только индивидуально, на втором и третьем году помимо индивидуальных занятий дефектолог проводит подгрупповые занятия.
При организации занятий особое внимание обращается на использование сохранного зрения у детей. При выборе и создании дидактического материала учитывается его величина и интенсивность окраски. Для детей с нарушением зрения характерны двигательные расстройства. Для их устранения учитель - дефектолог использует игры с речевым материалом и движениями, хороводы.
Для профилактики зрительного утомления и предупреждения прогрессирования глазных болезней учитель - дефектолог чередует периоды зрительного восприятия на близком и дальнем расстоянии от глаз.
Основные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения.
Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки): повышение остроты зрения. Это различные мозаики, домино, лото, бусы, обводка, т.е. фиксация на мелких предметах. (Близоруким нагрузки не давать вообще или соблюдать осторожность).
Тренировка сетчатки глаза. Упражнения с цветными предметами – яркими, крупными. Формирование цветоразличения основных цветов и оттенков.
Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения.
Развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации): использовать красную точку на белом фоне. Смотреть, видеть, напрягать зрение. Восстановление пространственной локализации.
Выработка бинокулярного зрения.
Развитие стереоскопического зрения.
Организация коррекционно-педагогической работы
При поступлении детей в группу с нарушением зрения учитель-дефектолог тщательно изучает и анализирует анамнез каждого ребенка, беседует с родителями; совместно с врачом-офтальмологом определяет индивидуальную зрительную нагрузку; проводит первичную диагностику уровня развития зрительного восприятия. Итогом такой предварительной работы является составление плана индивидуальной работы по развитию зрительного восприятия с каждым ребенком, который основывается на зрительном диагнозе, уровне развития и самостоятельности при выполнении заданий.
Методологической основой коррекционно-педагогического процесса являются программа для детей с нарушением зрения под редакцией Л.И. Плаксиной. Если говорить о коррекционно- педагогическом процессе в целом, то он строится так, чтобы повысить остроту зрения детей и закрепить достигнутые результаты по устранению косоглазия и амблиопии. Вся учебно-воспитательная и коррекционная работа осуществляется в условиях тесной взаимосвязи и слаженной работы всех педагогов и специалистов (учителя-дефектолога, воспитателей, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, воспитателя по изо, учителя-логопеда), работающих с этими детьми.
С этой целью в начале учебного года учителем –дефектологом составляется памятка “Рекомендации по проведению коррекционной работы в группе с нарушением зрения”.В ней фиксируется следующие индивидуальные данные на каждого ребенка:
- Зрительный диагноз и диагноз сопутствовающего заболевания;
- Зрительные нагрузки, тренировочные упражнения, преследующие лечебные цели;
- Практические рекомендации педагогам при реализации коррекционно-педагогических задач в разных видах деятельности;
- Необходимые ограничения, записываются их характер и срок, на который они установлены, особенно на период атропинизации;
- Группа здоровья по зрению и по физкультуре отдельно;
- Офтальмологические требования при работе с наглядностью.
Вышеперечисленные рекомендации выполняются всеми педагогами, работающими с этими детьми.
Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия ведется в сочетании с фронтальной и подгрупповой работой. Специфичной частью этих занятий является, во-первых, зрительная гимнастика. Так, с детьми, имеющими расходящееся косоглазие, используется упражнение на усиление аккомодации (взор вниз и в близь). Во- вторых, строгий учет офтальмологических требований при работе с наглядностью.
В конце учебного года учителем-дефектологом проводится вторичная диагностика зрительного развития. Целью, которой является выявление результативности работы по развитию зрительного восприятия ребенка и при необходимости коррекция плана индивидуальной работы по развитию зрительного восприятия.
Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно –педагогической работы по развитию зрительного восприятия.
Обучение и воспитание в нашем детском саду для детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно- восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения этих задач зависит от того, как тесно они будут взаимосвязаны. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, т.к. неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.
Например, в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения по рекомендации врача-офтольмолога на занятиях детям необходимо дать задания по нанизыванию бус, обводке через кальку контурных изображений, выкладыванию из мозаики. Младшим детям для обводки давать простые крупные предметы (шар, мяч, яблоко и т.д.). Детям постарше - сюжетные картинки. В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому при рисовании и для обводки следует использовать трафареты, контурные изображения. Во время индивидуальной работы необходимо включать упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). Например, “Найди такой же предмет”, “Подбери одинаковые предметы”, “Что от тебя ближе, дальше”, “Составь из частей целое” и др. В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по основным признакам.
В период плеоптического лечения детей младшего возраста можно использовать игры с матрешками, пирамидками, игрушками-вкладышами, например, “Собери матрешку”. Использование игр, в которых дети составляют из частей целое (матрешки, разрезные лото) заставляют детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания. Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты. Например, на картинке изображены различные животные, от каждого из них отходят линии, дети прослеживают по линиям и в конце линии обнаруживают изображение того, чем питаются животные: коза любит капусту, заяц – морковку и т.д.
Самое главное, важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от состояния зрения и периода восстановительного лечения. Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и их изображения даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см., т.к. у детей с нарушениями зрения страдает и развитие мелкой моторики рук. Все данные об индивидуальной зрительной нагрузке для каждого ребенка должны быть записаны в особой тетради здоровья.
Для активизации зрения с косоглазием в период плеоптического лечения можно использовать такой интересный методический прием, как дидактические игры с электрифицированными игрушками, например, с лазерным фонариком “Где зажегся фонарик”, в том числе авторские пособия: “Разноцветные электрические огоньки” (с какого цвета началось включение и каким цветом закончилось), “Экран заданий” (при правильном ответе загорается световой сигнал или раздается звуковой сигнал). В период восстановления остроты зрения важно систематически упражнять амблиотичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений. В зависимости от рефракции (близорукости или дальнозоркости) система работы по повышению остроты зрения неодинакова. При дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка и применяются пособия и материалы более мелкого размера. При близорукости не допускается зрительная нагрузка и пособия даются крупного размера. Вот конкретный пример индивидуального подхода на занятиях.
Вероника Е., диагноз: сходящееся содружественное косоглазие, амблиопия средней степени, гиперметропия. Острота зрения правого глаза - 0,2, левого - 0,8; характер зрения монокулярный. Девочке назначен курс плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения хуже видящего глаза. На занятиях ей предлагаются объемные игрушки, реальные предметы, обводка через кальку, по контуру, работа с мелким строительным материалом. Девочке рекомендована врачом- офтальмологом интенсивная зрительная нагрузка.
В период ортоптического лечения (развития фузии- слияния двух изображений в одно) косоглазия очень важно провести специальную подготовку к лечению на синоптофоре. Для этого используются такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое. Например, на листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений и даны вырезанные из цветной или черной бумаги точные копии этих изображений, дети должны наложить их на нарисованные изображения.
В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. Для этого можно использовать игры типа “Прокати шар в ворота”, “Попади в цель”.
В период выработки стереоскопического зрения (развития трехмерного видения) особенно эффективны настольные игры “Футбол”, “Бильярд”, “Набрось кольцо”, а также игры с разными конструкторами, мозаиками.
Говоря о результатах коррекционно- педагогической работы на занятиях по зрительному восприятию, хочется отметить, что, после четырехлетнего пребывания в специализированной группе с нарушением зрения, у всех детей повысилась острота зрения, улучшилась клиническая картина офтальмологического заболевания, некоторым из них даже отменили ношение очков. В то же время, был отмечен высокий уровень подготовленности детей к обучению в школе, вследствие того, что у них посредством целенаправленных ежедневных занятий были развиты такие важные психические процессы, как произвольное зрительное внимание, память, наглядно-образное мышление, воображение; сформированы следующие качества характера: аккуратность, усидчивость; развита мелкая моторика.
Таким образом, коррекционная работа имеет специфическую методическую направленность, проводится дифференцированно и охватывает различные виды деятельности.
Литература:
- Адольф, В. А. Тьюторская деятельность как механизм реализации ФГОС / В. А. Адольф, Н. В. Пилипчевская // Высшее образование в России. – 2012. – № 11. – С. 164-166 https://elibrary.ru/item.asp?id=19052735
- Пилипчевская, Н. В. Тьюторская деятельность: теория и практика/ Н.В. Пилипчевская. – Красноярск, 2009. http://www.dissercat.com/content/tyutorskoe-soprovozhdenie-adaptatsii-studentov-k-uchebno-vospitatelnomu-protsessu-pedagogich
- Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
- Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с. http://pedlib.ru/Books/1/0269/1_0269-1.shtml
- Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.
- Карвасарский Б.Д. Неврозы. - М.: Медицина, 1980. - 448 с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя .—— 2-е изд.—М.: Просвещение, 1994.—223 с. http://pedlib.ru/Books/1/0276/1_0276-1.shtml
- Коррекционная педагогика: Основы обучения воспитания детей с отклонениями в развитии. / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009.
- Шишов С.Е., Калъней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 2008. http://znanium.com/bookread2.php?book=417646
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зрительные тренажеры в работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
Использование зрительных тренажеров и гимнастик в работе учителя-дефектолога....
Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
В данной статье описывается использование мультимедийных презентаций в процессе коррекционной работы...
Статья "Элементы акватерапии в работе с детьми, имеющими нарушение зрения: Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "Мыльная Царица".
В статье показано использование акватерапии в работе с детьми со зрительной патологией. Разработан конспект совместного досуга педагога-психолога и и нструктора по плаванию....
РЕФЕРАТ Коррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения.
РЕФЕРАТКоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими нарушения зрения....
консультация для родителей по работе с детьми имеющими нарушения зрения
Данный материал содержит рекомендации родителям и педагогам для работы с детьми имеющими нарушения зрения...
Консультация "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"
Консультация "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения"...
Взаимодействие музыкального руководителя и учителя дефектолога при работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
В материале представлен опыт работы, а так же несколько музыкально-ритмических упражнений для детей с нарушениями зрения....