Рабочая программа учителя-дефектолога для группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения 3-4 лет
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)
Программа разработана на основе АООП дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием, АООП дошкольного образования слабовидящих детей
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
г. Хабаровска «Детский сад компенсирующего вида № 156»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 241 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Целевой раздел
- Пояснительная записка
Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе компенсирующей направленности на 2019-2020 учебный год (далее-Рабочая программа) разработана на основе Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для слабовидящих детей дошкольного возраста МАДОУ № 156; Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с амблиопией и косоглазием МАДОУ № 156 (далее Программа) с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием.
При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями от 28 июня 2014 г.).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 №293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 12.05.2014 №32220).
- Приказ Минтруда России от 29.09.2014 №664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.06.2013 №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №2/15 от 20 мая 2015 г.)
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»;
- Письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения»;
- Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением правительства РФ от 28.10.2013 № 966;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р "Стратегия развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года";
- Постановление Правительства Хабаровского края от 13.01.2009 № 1-пр " Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года" (в ред. Постановления Правительства Хабаровского края от 26.05.2011 № 158-пр)
- Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Хабаровска «Детский сад компенсирующего вида № 156»;
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 2217 от 17.02.2016 г., серия 27ЛО1 № 0001316
Содержание Рабочей программы включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Содержание Рабочей программы в полном объеме реализуется в совместной деятельности педагогов и воспитанников с нарушением зрения, и через организацию самостоятельной деятельности воспитанников.
Рабочая программа обеспечивает реализацию целевых ориентиров дошкольного образования слабовидящих детей дошкольного возраста, детей с амблиопией и косоглазием в условиях групп компенсирующей направленности.
Срок реализации программы – 1 год.
- Цели и задачи реализации Программы
Цель Программы: Обеспечение целостности и эффективности коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе формирование у детей социально-адаптивных форм общения и поведения, достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного усвоения ими общеобразовательных.
Задачи:
- Обеспечить комплексный медико-психолого-педагогический подход к коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей дошкольного возраста
- Обеспечить условия для дифференцированного подхода к детям в зависимости от состояния зрения и способов ориентации в познании окружающего мира.
- Систематизировать и совершенствовать приемы и методы работы дефектолога с соответствии с программным содержанием
- Осуществлять педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей, имеющих нарушения зрения.
- Особенности развития и особые образовательные потребности дошкольника (с ФРЗ, амблиопией и косоглазием)
Зрительные возможности детей этой группы не определяются слабовидением, т. к. у ребенка имеется «благополучный глаз» с остротой зрения в условиях оптической коррекции от 0,5 и выше, вплоть до 1,0. Кроме этого, у подавляющего числа детей с ФРЗ сохранна на каждый глаз другая базовая функция – поле зрения. Сохранность двух базовых зрительных функций позволяет детям этой группы достаточно успешно, в сравнении со слабовидящими, осваивать зрительные умения и навыки. Основными клиническими формами зрительных расстройств являются нарушения рефракции: гиперметропия, миопия, астигматизм, миопический астигматизм, анизометропия, которые поддаются оптической коррекции; разные виды косоглазия: монолатеральное, билатеральное, постоянное содружественное сходящееся, непостоянное сходящееся, расходящееся, альтернирующее; нарушение бинокулярного зрения (монокулярное, монокулярное альтернирующее, одновременное зрение); амблиопии разных видов: рефракционная, анизометропическая, истерическая, дисбинокулярная с косоглазием разных степеней и другие варианты функционального несовершенства зрительной системы. У дошкольников этой группы выявляются разные степени аметропий: слабая (до 3,0) и средняя (от 3,0 до 6,0).
Дети могут иметь разные степени амблиопии:
- слабая степень – острота зрения не ниже 0,4;
- средняя степень – острота зрения 0,3-0,2;
- высокая (тяжелая) степень – острота зрения 0,1-0,05;
- очень высокая (тяжелая) степень – острота зрения от 0,04 и ниже.
1.1.3. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы полностью соответствуют заявленны в АООП ДО № 156
- Значимые характеристики для разработки и реализации Рабочей программы
При разработке программы учитывались следующие значимые характеристики: социокультурная среда; контингент воспитанников; характеристика особенностей развития детей с нарушениями зрения
Характеристика контингента воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения
В коррекционной группе 17 детей: 15 детей– младшая группа, 2 ребенка – средняя группа.
По группам здоровья: I группа – ,II группа – детей, III группа – детей,
V группа –
Группу посещают дети, имеющие различные зрительные патологии и низкую остроту зрения.
Это дети с косоглазием и амблиопией (с разной степенью снижения зрения и поражением зрительной и глазодвигательной систем, вызывающим периодическое или постоянное отклонение глазного яблока).
Дети с пониженным зрением (с пограничным зрением между слабовидением и нормой, то есть дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками).
Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками:
- слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией очками на лучше видящем глазу;
- слабовидящие дети с остротой зрения от 0,1 до 0,2 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.
- слабовидящие дети с остротой зрения от 0,3 до 0,4 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.
Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками коррекционной группы планируется по результатам диагностики и строится с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии.
Список детей группы
(Приложение 1)
Психолого-педагогические особенности развития дошкольников
с нарушениями зрения
Нарушение зрения определяет весь ход психофизического развития детей с нарушением зрения. Категория детей, имеющих зрительный дефект, по состоянию нарушений весьма разнообразна и неоднородна как по остроте центрального зрения, так и по характеру глазных заболеваний.
Структура нарушений у детей с патологией зрения:
- нарушение зрения: снижение остроты зрения, четкости видения, снижение скорости переработки информации, нарушение поля обзора, глазодвигательных функций, нарушение бинокулярности, стереоскопичности, выделение цветности, контрастности и количества признаков и свойств при симультанном восприятии объектов и др.,
- обедненность представлений и образов предметов, снижение уровня чувственного опыта, определяющего содержание образов мышления, речи и памяти, замедление хода развития всех познавательных процессов;
- нарушение двигательной сферы, трудности зрительно-двигательной ориентации, приводящей к гиподинамии, а затем к снижению функциональных возможностей организма;
- нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в неуверенности, скованности, снижении познавательного интереса, проявлении беспомощности в различных видах деятельности, социальных коммуникациях, и возникновение большей зависимости ребенка от помощи и руководства взрослых.
Формирование представлений у детей осуществляется замедленно и информативно беднее, чем у нормально видящих. При нарушении зрения у детей значительно меньше информации о сенсорных эталонах формы, цвета, величины и пространственных признаках. Из-за низкой остроты зрения они тратят больше времени на рассматривание. При отсутствии возможности анализировать с помощью зрения, у детей появляется тенденция к обеднению чувственного опыта. При недостаточности способов анализа и образов мышления и памяти обнаруживаются разрывы между чувственным опытом и образным мышлением, при нарушении зрения наблюдается вербализм мышления. Особенности аналитической деятельности слабовидящих детей проявляются в замедленности восприятия, в недостаточности умений обозревать зрительно-пространственные признаки и отношения, поэтому требуются специальные коррекционные условия для формирования компенсаторных способов зрительной ориентации за счет словесной регуляции, расчленения процесса восприятия на отдельные этапы по уточнению, конкретизации, обогащению зрительной информации.
Приемы узнавания и осмысления предметов и их изображений у слабовидящих детей и нормально видящих одинаковы, но овладение ими у детей с нарушением зрения происходит медленнее. Для полного опознания объекта нужно многократное предъявление с продолжительностью в два-три раза большей. Процесс сличения, нахождения общих и отличительных черт, умения обобщать признаки зрительно воспринимаемом объекте требуют в работе со слабовидящим ребенком подбора специальной иллюстративной наглядности, применения поэтапности в дифференциации визуальных признаков и большей длительности предъявления объекта для рассматривания.
Нарушение бинокулярного видения (двумя глазами) разрушает стереоскопическое зрение; один глаз не может дифференцировать глубину, удаленность, протяженность пространства. Расстройство глазодвигательных функций обуславливает сужение поля зрения, ограничиваются обзорные возможности зрения. Монокулярное зрение не способно анализировать глубину, удаленность, протяженность и объемность пространства. Обнаруживается так называемая «монокулярная пространственная невосприимчивость», которая затрудняет движение детей в пространстве, у детей отмечается некоторая скованность при беге, прыжках, передвижении в колонне и других двигательных актах. Зрительное запоминание и воспроизведение пространственных отношений между объектами у слабовидящих детей происходит медленнее и носит фрагментарный характер.
Дефект зрения усложняет взаимодействие детей с окружающей средой, изменяет социальную позицию, приводит к сдерживанию в формировании активных позиций снижению уровня самостоятельности, появлению замкнутости, необщительности.
Замедленность, узость, фрагментарность, недифференцированность зрительного восприятия не позволяет детям иметь достоверную информацию о действии, что осложняет выполнение предметных действий, взаимосвязь анализирующих действий с характером моторных движений руки и глаза является причиной недостаточности развития предметно-практических действий. При этом наблюдается неуверенность при выполнении точно дозированных предметных действий, их недостаточная четкость и замедленность.
Развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как и у нормально видящих. Однако динамика ее развития, овладение чувственной ее стороной, смысловой ее наполненностью у детей с нарушением зрения осуществляется несколько сложнее. Замедленность формирования речи проявляется в ранние периоды ее развития из-за недостаточности активного взаимодействия детей, имеющих патологию зрения, с окружающими людьми, а также обедненностью предметно-практического опыта детей. В связи с этим наблюдаются специфические особенности формирования речи, проявляющиеся в нарушении словарно-семантической стороны речи, в формализме употребления значительного количества слов с их конкретными чувственными характеристиками. Нарушение соответствия между словом и образом, вербализм знаний, весьма характерная черта слепых и слабовидящих. Овладение связной речью детьми с нарушением зрения осуществляется по тем же закономерностям, что и зрячими детьми соответствующего возраста при условии, если связная речь опирается на достаточный запас конкретных представлений. Дети с глубокими нарушениями зрения не имеют возможности в полном объеме воспринимать артикуляцию собеседника, не имеют четкого образа движения губ во время разговора, из-за чего они часто допускают ошибки при звуковом анализе слова и его произношении. Устная речь детей с нарушением зрения часто бывает, сбивчива, отрывочна, непоследовательна. Они не всегда планируют свои высказывания.
К трудностям развития речи детей со зрительной патологией относятся особенности усвоения и использования неязыковых средств общения - мимики, жеста, интонации, являющихся неотъемлемым компонентом устной речи. Не воспринимая совсем или плохо воспринимая зрительно большое количество мимических движений и жестов, придающих одним и тем же высказываниям самые различные оттенки и значения и не пользуясь в своей речи этими средствами, слепые и слабовидящие дети существенно обедняют свою речь, она становится маловыразительной. У этих детей наблюдается снижение внешнего проявления эмоций и ситуативных выразительных движений, что оказывает влияние на интонационное оформление речи, ее бедность и монотонность.
- Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты освоения Программы для детей от 3 до 4 лет
(I год обучения)
Развитие зрительного восприятия
Различает и называет форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) и соотносит их форму с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т. д.), соотносит, находит их форму в реальных объемных предметах.
Различает и называет основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный), соотносит сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов.
Различает, выделяет и сравнивает величину предметов (большой — маленький) путем наложения, приложения; находит большие и маленькие предметы (игрушки, мебель, одежда и т. п.). Понимает смысловое значение слов: выше, ниже; длиннее, короче, одинаковые по длине; шире, уже, одинаковые по ширине.
Различает, называет и сравнивает предметы с изображением на картинке, последовательно выделяет основные признаки.
Соотносит изображения на картинке с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению.
Соотносит разнородные предметы, осуществляет выбор заданных сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
Ориентировка в пространстве
Различает и правильно называет части своего тела, части тел других детей, кукол, соотносит со своим телом. Определяет направление по отношению к себе: впереди — сзади, справа — слева, далеко — близко, вверху — внизу.
Имеет представление о пространственном расположении частей тела: голова вверху, а ноги внизу; одна рука правая, а другая левая; грудь впереди, спина сзади и т. д. Умеет двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз).
Ориентируется в групповой комнате (дать представление о расположении игрушек, кукольной мебели в игровом уголке; учить находить свое место за столом), в спальне (находить свою кровать), в раздевалке (находить свой шкафчик для одежды), в туалетной комнате (находить свой шкафчик с полотенцем и туалетными принадлежностями).
Различает пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения.
Развитие осязания и мелкой моторики
Использует в практической деятельности захватывающие движения руки, пальцев. Умеет удерживать и манипулировать предметами, необходимыми в быту (полотенце, расческа, ложка, чашка, тарелка, карандаши, кисть и др.), и игрушками. Умеет вкладывать, нанизывать, шнуровать, завязывать.
Выделяет признаки предметов по структуре поверхности, отличает и называет поверхность стены, пола и др. Различает и сопоставляет некоторые свойства предметов по форме, температуре, характеру поверхности, материалу (бумага, ткань).
Социально-бытовая ориентировка
Знает и называет свое имя и фамилию. Называет и показывает части своего тела (руки, ноги, уши, глаза).
Различает, называет признаки, качества и свойства предметов (формы, цвета, величины и пространственного положения) и материалов, воспринимаемых осязанием (гладкий, шершавый, мягкий, теплый), на вкус (сладкий, кислый), на слух (шуршит, стучит, хрустит, звенит). Подбирает и группирует предметы по этим признакам, а также по их назначению, называет действия с предметами и материалами, различает и называет противоположные действия (одеться — раздеться, стоять — сидеть, расстегнуть — застегнуть).
Ориентируется в помещениях детского сада, различает их в соответствии с назначением, знает, где что можно делать, чем заниматься, где хранятся предметы быта, игрушки, одежда, обувь и т.д. Умеет пользоваться предметами быта в групповой комнате, знаком с правилами хранения игрушек, книг, посуды, одежды, обуви.
Понимает слова: посуда, одежда, книги, мебель и др.
Знаком с транспортными средствами ближайшего окружения.
Проявляет интерес к труду взрослых, к работе помощника воспитателя, повара, шофера, папы, мамы, детей старшего возраста. Проявляет желание помогать им.
Выделяет простейшие трудовые процессы и их порядок выполнения (няня моет посуду, пол, окна, меняет полотенца; повар варит суп, жарит картофель, котлеты, печет пирожки). Умеет благодарить взрослых за заботу о детях. Бережно относится к природе (растениям, животным).
- Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (мониторинга)
Программой предусмотрена система мониторинга (диагностики) динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе диагностического исследования.
Система мониторинга развития ребёнка с нарушением зрения представляет собой комплексное изучение дошкольника, результаты которого сопоставляются, анализируются и включает в себя различные виды диагностик: первичная диагностика, промежуточная диагностика, итоговая диагностика.
Целью первичной диагностики развития детей является определение их уровня актуального развития и «зоны ближайшего развития»; выявление, имеющихся у них трудностей, определение причин их возникновения. Данная диагностика проводится в начале учебного года. По её результатам осуществляется распределение детей на подгруппы с учетом их уровня развития, ведущего зрительного диагноза; определяются специалистами линии дальнейшего развития дошкольников; пути преодоления тех или иных трудностей.
Целью промежуточной диагностики является отслеживание динамики развития ребёнка с нарушением зрения, определение соответствия выбранных форм, методов и приемов коррекционного воздействия уровню развития воспитанника, зрительных нарушений. Данная диагностика проводится в конце первого полугодия.
Целью итоговой диагностики является констатация результативности и определение эффективности средств, методов, форм коррекционно-развивающего воздействия на развитие и восстановление зрительных функций ребёнка, на развитие его в целом. Данная диагностика осуществляется в конце учебного года.
Диагностика проводится по «Схеме тифлопедагогического обследования ребенка», предложенной в методическом пособии Подколзиной Е.Н. «Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения». Это позволяет определить направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения, конкретное содержание и методические приемы, адекватные для каждого ребенка, возможности педагогической коррекции и компенсации зрительной недостаточности и других нарушений в его развитии.
Для обследования используются такие методы, как беседа, наблюдение, игра, выполнение диагностических заданий. Результаты мониторинга находят отражение в «Индивидуальных тифлопедагогических картах», где отмечается динамика развития каждого ребенка.
Критерии определения уровня развития коррекционных видов деятельности (зрительное восприятие, ориентировка в пространстве, осязание и мелкая моторика, социально-бытовая ориентировка) взяты из пособия Подколзиной Е.Н. «Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения».
(Приложение 2)
Сводная таблица по результатам тифлопедагогической диагностики воспитанников коррекционной группы за 2019 - 2020 учебный год
(Приложение 3)
II. Содержательный раздел
2.1. Общие положения
Основой построения и содержания коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения является комплексная образовательная программа – «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под ред. Л.И. Плаксиной, которая создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе.
Цель коррекционной работы: компенсация нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процессов зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, эмоций); формирование правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности дошкольников, подготовка детей к школе.
Задачи:
– формировать у детей представления о своих зрительных возможностях и умения пользоваться нарушенным зрением.
- активизировать зрительные функции, повышать остроту зрения, укреплять мышцы глаза, развивать глазодвигательные, прослеживающие функции, расширять поле зрения, вырабатывать бинокулярное зрение;
- обогащать чувственный познавательный опыт (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленный на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
- формировать адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- развивать познавательную деятельность детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формировать пространственную ориентацию;
- развивать мелкую моторику в сочетании с развитием осязательного восприятия;
- развивать координацию движений и графические навыки, активизировать стволовые структуры мозга и межполушарное взаимодействие;
- формировать способность эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов).
Методы коррекционной работы
Используются психофизиологический, психолого-педагогический и познавательно-продуктивный методы, которые направлены на активизацию сенсорно-перцептивных, мнемических и мыслительных процессов. Психофизиологический метод состоит в использовании специально организованной зрительной стимуляции, которая повышает функциональную активность анализатора и улучшает состояние основных функций зрения. Психолого-педагогический метод направлен на развитие анализа и синтеза сенсорной информации, ее интерпретацию и категоризацию, развитие мышления, памяти, внимания, речи. Познавательно – продуктивный метод педагогического воздействия направлен на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей, через продуктивные виды деятельности.
Направления коррекционной работы
Вид коррекционной работы | Связь с образовательными областями | Цель |
Развитие зрительного восприятия | Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие | Компенсация (возмещение, уравновешивание) нарушений зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом. |
Развитие ориентировки в пространстве | Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие | Выработка у детей реальных представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство, их пространственных признаках и отношениях. |
Развитие социально-бытовой ориентировки | Социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, физическое развитие | Социально-психологическая адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни в ДОУ, школе. |
Развитие осязания и мелкой моторики | Физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие | Формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира. |
2.2. Содержание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями коррекционной работы
Младшая группа (первый год обучения)
Развитие зрительного восприятия
- Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру.
- Формировать у детей зрительные способы обследования предметов: различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) и соотносить их форму с формой плоскостных изображений объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т.д.), соотносить и находить их форму в реальных объемных предметах.
- Различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, коричневый, черный), соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов.
- Различать, выделять и сравнивать величину предметов (большой - маленький), зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения; находить большие и маленькие предметы (игрушки, мебель, одежда и т.д.)
- Учить выполнять движения в разном темпе: быстро бежать, медленно идти, поднимать руки и т. д.
- Учить детей находить предметы, геометрические фигуры определенной формы, цвета величины в окружающем мире.
- Учить детей различать, называть и сравнивать предметы с изображение на картинке, последовательно выделять основные признаки.
- Учить соотносить изображения на картинке с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению.
- Учить заполнять прорези с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) соответствующими фигурами по размеру, цвету; закреплять умения измерять два предмета путем наложения и приложения.
- Развивать глазомер.
- Учить группировать однородные предметы по одному из сенсорных признаков (форме, величине, цвету).
- Закреплять умения соотносить разнородные предметы, осуществлять выбор заданных сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
- Закреплять знания детей о сенсорных свойствах и качествах предметов в условиях различных видов деятельности, используя предметы, мозаику разной величины, формы цвета в процессе изображения простейших предметов; соотносить соответствующие сенсорные качества с реальным предметом.
- Сформировать у детей представление об окружающих реалиях (одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт, здания).
- Обучать способам обследования на осязание, слух, обоняние, вкус.
- Проводить визуальные упражнения по активизации и стимуляции зрительных функций, развитию различных способностей зрения, цветоразличения, движения глаз, фиксации, локализации, конвергенции аккомодации.
17. Учить выделять, определять и называть предметы вокруг себя и в ближайшем окружении, понимать словесные указания педагога.
Развитие ориентировки в пространстве
1. Учить детей различать и правильно называть части своего тела, части тела других детей, кукол; соотносить со своим телом. Учить детей выделять правую и левую стороны по отношению к себе (впереди, сзади, справа, слева).
2. Дать представление о пространственном расположении частей тела: голова вверху, а ноги внизу; одна рука правая, а другая левая, грудь впереди, спина сзади и т. д. Начинать ознакомление с пространственными положениями следует с выделения частей своего тела, особое внимание уделять симметричным органам: руки (левая, правая), ноги (левая, правая), уши (левое, правое), глаза (левый, правый). Далее следует учить детей выделять в одежде и называть словом стороны (левая, правая, верхняя, нижняя).
3. Учить детей правильным приемам ходьбы, координации движений рук и ног при ходьбе.
4. Подниматься и спускаться по лестнице, держаться за перила.
5. Ориентироваться в групповой комнате (дать представление о расположении игрушек, кукольной мебели в игровом уголке, находить свое место за столом); в спальне (находить свою кровать); в раздевалке (находить свой шкафчик для одежды); в туалетной комнате (находить свой шкафчик с полотенцем и туалетными принадлежностями).
6.Развивать способности детей различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения.
7. Ориентироваться в окружающем пространстве с привлечением осязания, слуха, обоняния (обращать внимание детей на окружающие звуки, запахи, изменения покрытия пола в помещениях, на разную поверхность игрушек, предметов).
8. Учить способам зрительно-осязательного обследования игрушек и предметов.
9. Учить различать с помощью зрения и осязания контрастные по величине предметы, обозначая их соответствующими словами (маленький, большой).
10. Для свободной зрительно-двигательной ориентации в пространстве учить детей выполнять двигательные упражнения на цветовые, световые сигналы.
Развитие социально-бытовой ориентировки
Предметные представления
1.Упражнять детей в выделении признаков и свойств предметов (формы, цвета, величины и
пространственного положения).
2. Подбирать и группировать предметы по этим признакам, а также по их назначению.
3.Устанавливать различия предметов по величине, структуре материала (большой –маленький,
твердый – мягкий), различия между частью и целым (матрешка, разрезные картинки): называть действия с предметами и материалами, различать и называть противоположные действия (одеться – раздеться, стоять – сидеть, расстегнуть – застегнуть).
4.Учить различать, называть качества, свойства предметов и материалов, воспринимаемых осязанием (гладкий, шершавый, мягкий, теплый), на вкус (сладкий, кислый), на слух (шуршит, хрустит, звенит, стучит).
5. Развивать полисенсорное, бисенсорное восприятие предметов (включение одного, двух
или нескольких анализаторов в процесс познания признаков предметов).
6.Знакомить детей с помещениями детского сада, их назначением, ориентировкой и
поведением в них в соответствии с назначением. Дети должны знать, где что можно делать,
чем заниматься, где хранятся предметы быта, игрушки, одежда, обувь и т.д.
7. Учить пользоваться предметами быта в групповой комнате, знакомить с правилами
хранения игрушек, книг, посуды, одежды, обуви.
8. Учить пониманию слов посуда, одежда, книги, мебель и др.
Приобщение к труду взрослых
- Воспитывать интерес к труду взрослых, привлекая их внимание к работе помощника
воспитателя, повара, шофера, папы, мамы, детей старшего возраста. Воспитывать желание помогать им.
- Учить пониманию значения труда взрослых в детском саду и воспитывать бережное
отношение к результатам труда взрослых.
Ребенку о нем самом
- Упражнять детей в назывании своего имени, фамилии.
- Называть и показывать слева и справа части своего тела (руки, ноги, уши, глаза).
- Упражнять в игре с зеркалом (наблюдать за собой, видеть и называть цвет глаз, волос, детали
прически: бантик, косичка).
- Учить детей красиво улыбаться, говорить ласковые слова, следить за своим отображением в
зеркале и понимать мимику.
- Учить детей красивым манерам общения с окружающими, вызывать детей на сопереживание и
сочувствие к окружающим людям, животным, и растениям.
- Упражнять детей в дидактических играх по познанию свойств своего тела.
- Учить детей безопасному движению в пространстве с опорой на зрение и сохранные
анализаторы.
Развитие осязания и мелкой моторки
1. Формирование представлений о строении и возможностях рук, знакомство с расположением, названием и назначением пальцев:
-обучениям различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки;
-обучение приемам обследования предметов и их изображения.
2. Выделение сенсорных эталонов формы: учить различать с помощью осязания геометрические фигуры (круг – шар, квадрат – куб, овал – эллипсоид, треугольник – призма, прямоугольник – параллелепипед) и находить эти формы в окружающих предметах.
3. Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков предметов: учить различать свойства поверхности предметов (гладкая – шероховатая, мягкая – твердая, теплая – холодная и т.п.).
4.Формирование представлений о величине предметов: учить детей различать величину предметов: наложением плоскостных предметов, измерением с помощью осязательных действий пальцев, с использованием условных мерок (палец, рука и др.).
5. Формирование приемов использования осязания в процессе ориентировки окружающих предметах: а) учить определять поверхности (стен, дверей, пола и др.);
б) находить разницу в деревянных, металлических, стеклянных, пластмассовых поверхностях;
в) давать детям возможность упражняться в различении этих признаков в реальной обстановке.
6. Формирование представлений о человеке:
учить детей обследовать себя, сверстников и взрослых, выделяя форму, строения тела, характерные признаки и особенности тела (голова шарообразная, покатые или крутые плечи, худые руки, ноги, волосы жесткие, кудрявые, длинные или короткие и т.д.).
7.Учить выкладыванию узоров из геометрических фигур, составлению отдельных предметов (забор, елочка, неваляшка, снеговик, домик и т.п.) и композиции из них.
8 Работа с бумагой: ознакомление с различными сортами бумаги
(промокательная, салфеточная, газетная, туалетная, тетрадная, перфокарточная, оберточная и др.), сгибание листа бумаги по разным направлениям, обрывание листа по сгибу, обрывание листа по контуру
9.Развивать навыки изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
10.Работа с фольгой: разглаживание смятой фольги (ладонями, отдельными
пальцами), формовка из фольги различных поделок (человечки, зверушки).
11.Занятия с нитями: наматывание клубков, связывание нитей, распутывание
узлов, выполнение различных плетений типа макраме.
12.Работа с палочками: вынимание палочек из коробки (по одной, две, три…)
попеременно правой и левой руками, перекладывание палочек из одной коробки в другую, составление из палочек по образцу и по памяти геометрических фигур, контуров печатных букв и цифр плоскопечатного шрифта, выкладывания колодца и т.п.
13.Развитие зрительно-моторной координации: освоение разных видов движения как приемов
рисования (движение по прямой, в различных направлениях, по кругу, волнистые, отрывистые), воспроизводимых вначале в воздухе, а затем на бумаге, работа с линейкой, обводка по трафаретам, штриховка и раскрашивание
Задачи по развитию речи и психических процессов (внимания, памяти, мышления) решаются через игры и упражнения в процессе работы по основным четырем направлениям коррекционной работы учителя-дефектолога:
- Развитие слухового восприятие речевых и неречевых звуков, развитие фонематического слуха.
- Формирование умения различать звуки в слове, произносить фонемы, слова по образцу педагога, развивать навыки подражания звукам различных предметов и животных
- Развивать умение отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, а также умение регулировать темп речи в связном высказывании.
- Накопление и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни.
- Формирование понимания и употребление обобщающих понятий (игрушки, одежда, посуда).
- Обучение изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде и числе (маленькая лошадка, длинный хвост). Активизация использования пространственных предлогов (в, на, за, под, над), подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования (наименования животных, названия предметов посуды и т.д.: заяц—зайчонок—зайчата, сахарница, хлебница).
- Упражнять детей в назывании предмета и его признаков, подводить к его описанию.
- Развитие умения строить разные типы предложений: простые и сложные, используя картинки, отвечать на вопросы по содержанию рассматриваемой картинки.
- Развитие зрительного внимания: умение находить сходство и различие в объектах при сравнении, определение лишних или недостающих деталей на объекте. Развитие произвольности и основных свойств внимания: концентрации, устойчивости, избирательности, переключаемости.
- Развитие зрительной, моторной и слуховой памяти. Расширение объема памяти и повышение скорости запоминания.
- Развитие мыслительных операций обобщения, исключения понятий, классификации, сравнения, развитие умения анализировать, устанавливать взаимосвязи и закономерности.
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога является работа с семьями детей с нарушениями зрения.
Цель данного вида взаимодействия: показать родителям как хорошо быть не рядом с ребенком, а вместе с ним. Необходимо научить родителей адекватно оценивать успехи и возможности своего ребенка с нарушением зрения, научиться его понимать и принимать таким, какой он есть. Помочь родителям интересно и полезно проводить время с ребенком формировать у них потребность развивать своего ребенка не только в детском саду, но и дома.
Формы работы с родителями
• выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания, обучения и развития детей с нарушением зрения;
• консультации для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями;
• индивидуальное консультирование родителей;
• проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком;
• выставки детских работ, выполненных на занятиях дефектолога;
• рекомендации по закреплению и совершенствованию сформированных у детей навыков на занятиях, профилактике зрительных утомлений, развитию зрительных функций.
План консультативно-просветительской работы с родителями
на 2019 – 2020 учебный год
| Название мероприятия | Цель проведения мероприятия |
сентябрь | Оформление «Уголка для родителей» | Распространение педагогических знаний среди родителей. Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду. |
Родительское собрание (учитель-дефектолог и воспитатели) | Групповое родительское собрание Знакомство родителей с задачами воспитания на учебный год; с психологическими и возрастными особенностями детей; | |
октябрь | Консультация «Игрушки для дошколят» | Распространение педагогических знаний среди родителей. Практическая помощь семье в вопросах воспитания детей |
Ноябрь | Папка-передвижка (Здоровьесберегающие технологии) | Познакомить родителей со здоровьесберегающими технологиями (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и т. д.) |
Консультация «Ребенок и компьютер» | Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере. | |
декабрь | Консультация «Как организовать выходной день с ребенком”. | Поделиться опытом в воспитании своих детей, привлечь родителей к активной совместной деятельности в группе. |
Январь | Групповое собрание (воспитатели и учитель-дефектолог) | Познакомить с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности. Обсудить домашние проблемы в общении с детьми, предложить помощь на дому. |
Февраль | Консультация «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр». | Познакомить родителей с сенсорным развитием ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. |
Оформление семейных газет к Дню Защитника Отечества “Наши замечательные папы” | Развивать желание порадовать пап своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями; с участием мам. | |
Март | Конкурс рисунков «Мама, мамочка, мамуля» | Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду. |
Утренник «День 8 марта» | Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада. | |
Апрель | День открытых дверей для родителей (все специалисты и педагоги ДОУ) | Познакомить родителей с ходом дел в группе, занятиями, режимными моментами. Дать возможность пронаблюдать своего ребёнка в коллективе, занятиях. Воспитывать уважение к воспитателям, детскому саду, интерес к воспитательно – образовательному процессу. |
Май | Групповое родительское собрание. ( учитель-дефектолог, педагог-психолог и воспитатели) | Подведение итогов коррекционно-образовательной работы за учебный год. |
Индивидуальные консультации «По результатам года» ( учитель-дефектолог) | Определение успешных мероприятий и форм работы с семьей в прошедшем году. Выявление и анализ причин неудовлетворенности родителей воспитанием и обучением в детском саду. Определение основного содержания работы с родителями на новый учебный год. |
2.4. Взаимодействие с педагогами
Специалисты и педагоги ДОУ | Формы взаимодействия с учителем-дефектологом |
Воспитатель | Выполнение рекомендаций учителя-дефектолога Интегрированная образовательная деятельность Совместное участие в подготовке, проведении и защите семейных проектов Совместная подготовка, организация и проведение досугов, тематических вечеров |
Музыкальный руководитель | Совместная подготовка музыкальных праздников и утренников |
Инструктор по ФК | Интегрированные занятия Консультации по проведению подвижных игр. Совместная подготовка спортивных праздников и развлечений |
Медсестра - ортоптистка | Выполнение рекомендаций врача – офтальмолога Консультации |
Педагог -психолог | Совместные занятия. Консультации Участие в ПМПк ДОУ. |
Все специалисты и педагоги | Участие в ПМПк ДОУ. |
2.5. Организационно - методическая работа учителя-дефектолога
Составляющей частью деятельности дефектолога является методическая работа, целью которой, является повышение уровня компетенции педагогов в области тифлопедагогики, совершенствование качества воспитательно – образовательного и коррекционного процесса, разработка оптимальных и эффективных путей коррекционной помощи детям с нарушением зрения при подготовке к обучению в массовой школе.
Направления организационно –методической работы:
• посещение общеобразовательных занятий с целью изучения того, как дети усваивают программный материал, какие трудности испытывают, как овладевают приемами предметно-практической деятельности, насколько эффективны применяемые воспитателем методы коррекционного воздействия;
• выступления на педагогических советах для ознакомления воспитателей с особенностями развития, воспитания и обучения детей со зрительной патологией, а также коррекционными программами и методиками;
• организация и проведение семинарских занятий по той или иной проблеме, обсуждение опыта работы;
• индивидуальное консультирование воспитателей по конкретным вопросам воспитания и обучения детей, методов коррекционной работы;
• показ открытых занятий с детьми с целью ознакомления воспитателей с конкретными методами и приемами коррекционной работы;
• пропаганда тифлопедагогических знаний - организация выставок специальной литературы с аннотациями и рекомендациями по использованию, демонстрация дидактических материалов.
План организационно-методической деятельности учителя-дефектолога в ДОУ
на 2019 – 2020 учебный год
Месяц | Мероприятия |
сентябрь в течение года | Индивидуальное консультирование воспитателей по организации работы с детьми с нарушением зрения по результатам диагностики |
октябрь | Медико-педагогический совет (результаты диагностики, разработка индивидуальных маршрутов) |
ноябрь | Совместная разработка с воспитателями проекта “Минимузей о хлебе” |
декабрь | Консультация “Моторика у слабовидящих” Картотека речевых игр |
январь | Рекомендации для педагогов: «Игры и упражнения по развитию зрительно-моторной координации детей с нарушениями зрения» Медико-педагогический совет (результаты промежуточной диагностики, анализ работы по индивидуальным маршрутам за полугодие) |
февраль | Выступление « Применение игр и упражнений в эмоционально-личностном развитии детей дошкольного возраста с нарушением зрения |
март | Рекомендации воспитателям «Использование здоровье сберегающих технологий во время коррекционной педагогической деятельности» |
апрель | Консультация «Коррекция и развитие восприятия цвета у дошкольников с нарушением зрения через дидактические игры» |
май | Медико-педагогический совет (результаты коррекционной работы) Консультация «Коррекционные игры и упражнения по развитию мелкой и общей моторики с детьми на прогулке летом» |
III. Организационный раздел
3.1. Организация развивающей предметно-
пространственной среды
Для эффективности коррекционно-развивающей работы и полноценного развития ребенка, как личности в условиях деятельности, в кабинете учителя-дефектолога создана специальная образовательная среда. Развивающая среда кабинета включает пособия и методический материал для полноценного познавательного, речевого, социального развития, элементы моего творчества, традиционные и нетрадиционные учебно-дидактические пособия, оборудование и игрушки.
В соответствии с особенностями развития детей с нарушениями зрения и направлениями коррекционной работы выделены следующие развивающие зоны, направленные на компенсацию состояния детей:
Сенсорная зона предполагает решение задач по сенсорному развитию детей с нарушением зрения, развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия, обоняния. Для решения этих задач кабинет оснащен готовыми и самоизготовленными дидактическими играми и пособиями.
Моторно-двигательная зона – обеспечивает развитие и коррекцию мелкой и общей моторики. Здесь подобраны дидактические пособия и оборудование, стимулирующие моторное развитие.
Учебно-познавательная зона – обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков. Сюда относятся игры и пособия, стимулирующие развитие мышления, памяти, внимания, воображения и речи.
Художественно-продуктивная зона предполагает развитие изобразительных навыков детей с нарушением зрения. Кабинет оснащен различными художественными ресурсами: цветная бумага, картон, фломастеры, карандаши, краски, пластилин, ножницы, клей, природный и бросовый материал и т.п.
Методическая зона оснащена специально подобранными изданиями книг, пособий, обеспечивающими научность педагогической деятельности, учебными и развивающими программами, нормативными документами. Также содержит оформленную текущую документацию - индивидуальные тифлопедагогические карты развития ребенка, перспективный план работы, календарно-тематический план работы, индивидуальный план работы, график работы, табель посещаемости детьми занятий тифлопедагога. Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности и содержит также рабочий стол, стеллажи и шкафы для хранения материалов.
Диагностическая зона оснащена специальными играми, пособиями и наглядным материалом в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования детей с нарушением зрения.
Оборудование рабочего кабинета (столы, стулья, доска, магнитная доска-мольберт, фланелеграф) обеспечивает место проведения занятий. Небольшой размер кабинета, позволяет проводить подгрупповые занятия количеством детей не более 4-х человек, что обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей.
3.2. Материально-техническое обеспечение
Материально-технические условия реализации Программы соответствуют:
1) требованиям, определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
2) требованиям, определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;
3) требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
4) требованиям к оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой
5) требованиям к материально-техническому обеспечению Программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Вид помещения Функциональное использование | Оснащение |
Кабинет дефектолога | Детские столы и стулья в соответствии с ростом детей Шкафы для оборудования, методических пособий Компьютерный стол, стул педагога Мольберт, магнитная доска Освещение в соответствии с требованиями СанПиН |
3.3. Планирование образовательной деятельности
Коррекционная образовательная деятельность по Программе осуществляется в соответствии с перспективным и календарным планами учителя-дефектолога и расписанием непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми группы.
Основная организационная формакоррекционной образовательной деятельности - подгрупповые коррекционные занятия, проводимые учителем-дефектологом с детьми. С детьми с тяжелой зрительной патологией сопровождающейся слепотой или глубоким слабовидением; с сопутствующими заболеваниями (интеллектуальные нарушения), часто болеющими, проводится индивидуальная коррекционная работа.
Продолжительность непрерывной коррекционной образовательной деятельности:
- для детей 4-го года жизни - не более 15 минут,
- для детей 5-го года жизни - не более 20 минут,
- для детей 6-го года жизни - не более 25 минут,
- для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.
Продолжительность индивидуальных занятий:
- для детей 4-го года жизни - не более 10 минут,
– для детей пятого года жизни: 10-15 минут;
– для детей шестого, седьмого года жизни: 15 – 2 минут.
В основе планирования коррекционной образовательной деятельности лежат тематический и концентрический принципы. Раскрытие темы осуществляется в разных видах деятельности: социально-бытовая ориентировка и ознакомление с окружающим, развитие зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, ориентировки в пространстве. Изучение темы в течение одной недели обеспечивает многократное повторение одного и того же материала, что способствует более глубокому усвоению детьми знаний об окружающем мире. В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.
На основе перспективных планов разработаны конспекты коррекционных занятий по всем направлениям коррекционной работы.
Структура коррекционно-образовательного процесса | |||
Образовательная область | Коррекционные занятия | Количество занятий в неделю | |
Подгрупповая | Индивидуальная | ||
Социально-коммуникативное развитие | Социально– бытовая ориентировка | 1 | От 1 до 5 в зависимости от потребностей ребенка
|
Познавательное развитие | Развитие зрительного восприятия, | 1 | |
Развитие ориентировки в пространстве | 1 | ||
Развитие осязания и мелкой моторики | 1 | ||
Речевое развитие |
| В структуре всех коррекционных занятий | |
Художественно-эстетическое развитие |
| В структуре всех коррекционных занятий | |
Физическое развитие |
| В структуре всех коррекционных занятий (проведение физминуток и зрительных гимнастик) |
Перспективное планирование лексического материала по возрастным группам
(Приложение 4)
График организации образовательного процесса 2019-2020 учебный год
Сроки | Содержание работы |
2-20 сентября | Диагностика психического развития детей. Заполнение индивидуальных тифлопедагогических карт, документации дефектологического кабинета |
23 сентября – 27 апреля | Подгрупповая, индивидуальная коррекционная деятельность по расписанию |
23 декабря – 17 января | Промежуточная диагностика развития детей |
27 апреля – 22 мая | Итоговая (мониторинговая) диагностика развития детей с нарушениями зрения. Заполнение документации. |
25 мая — 31 августа | Индивидуальные занятия с детьми, посещающими детский сад. |
Расписание коррекционной образовательной деятельности на 2019-2020 учебный год
Дни недели | Коррекционная образовательная деятельность |
Понедельник | Развитие зрительного восприятия |
Вторник | Развитие осязания и мелкой моторики |
Среда | Индивидуальные занятия (зрительное восприятие, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, мелкая моторика) |
Четверг | Социально-бытовая ориентировка |
Пятница | Ориентировка в пространстве |
Расписание подгрупповых и индивидуальных занятий на 2019 -2020 уч. год
(Приложение 5)
3.4. Распорядок/режим, сетка занятий
(Приложение 6)
3.5. Программно-методическое сопровождение коррекционно-развивающего процесса
Перечень диагностических программ, технологий, методических и дидактических пособий, обеспечивающих выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями зрения 1.Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. - М.: Экзамен
2.Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие
/ Авторский коллектив: В.А. Феоктистова, Т.П. Головина, Л.В. Рудакова и др. – СПб.: Образование
3.Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения:
Учебное пособие. – М.: РАОИКП
4.Подколзина Е.Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения. – М.:
Обруч
5.Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка. / Шипицына
Л.М. - М.: Владос
6.Рудакова Л.В. Психолого-педагогическое обследование зрительного восприятия. Обучение и
коррекция развития дошкольников с нарушением зрения. /Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб.,
7.Содержание и методика работы тифлопедагога в ДОУ: учебно-методическое пособие/ Сост.
Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова – Челябинск: Изд-во «Букватор»
Перечень программ, технологий и методик, обеспечивающих осуществление индивидуально ориентированной психолого – медико - педагогической помощи детям с нарушениями зрения в соответствии с образовательными областями и направлением коррекции
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. /Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Просвещение
- Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. / Под науч. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Образование,
- Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / Авторский коллектив: В.А. Феоктистова, Т.П. Головина, Л.В. Рудакова и др. – СПб.: Образование
Физическое развитие:
1. Базарный В.Ф. Технология раскрепощенного развития детей, Сергиев Посад,
2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. – М,,
3. Малева З.П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению -М.: Издательство ПАРАДИГМА
4. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях.М.,
5. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. – Н. Новгород: Изд-во Ю.А. Николаева
6. Феоктистова В.А. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения. СПб
Познавательное и речевое развитие («Развитие зрительного восприятия», «Развитие пространственной ориентировки»):
1.Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозса) у старших дошкольников и младших школьников- СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2. Базарный В.Ф. Повышение эффективности развития и учебно-познавательной деятельности за счет построения занятий в режиме подвижных объектов и «зрительных горизонтов». Красноярск.
3. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – 2-е изд., дораб. – М.: Школьная Пресса
4. Дидактические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения. Методическое пособие/ Авторы-сост.: Н.С. Зырянова, Т.С. Текутьева, И.Н. Рязанова.-Хабаровск
5. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации /Сост. Л.А. Дружинина и др.; науч. ред. Л.А. Дружинина. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой
6. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / [Сост Л. А. Дружинина и др.; науч. ред. Л. А Дружинина]. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой
7. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М.,
9. Комарова, Т. П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения. –М
10. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников М.
12. Мясникова Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. - Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения
13. Нагаева Т.И. Нарушение зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки/ Т.И. Нагаева. Ростов н/Д: Феникс
14. Никулина Г.В., Потемкина А.В., Фомичева Л.В.,Готовим к школе ребенка с нарушениями зрения. – СПб.: «Детство-Пресс»
15. Ремезова Л.А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. Тольятти
16. Сиротюк А.Л. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. М.
17.Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. — М.: Генезис
18. Шорыгина Т.А., Учимся ориентироваться в пространстве. - М.: «Творческий центр»
Социально-коммуникативное развитие («Социально-бытовая ориентировка»):
1. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Методические рекомендации / [Сост. Л. А. Дружинина и др.; науч. ред. Л. А Дружинина]. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой
2. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие.- М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ»
3. Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры / Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства
4. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) /Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства.
5. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь
Художественно-эстетическое развитие:
1. Давыдова Г.Н. Пластилинография - М.
2. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением (Раздел «Изобразительная деятельность»): Методическое пособие / Авторский коллектив: В.А. Феоктистова, Т.П. Головина, Л.В. Рудакова и др. – СПб.: Образование
3. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: учебно-методическое пособие для педагога-дефектолога. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.
Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старший дошкольный возраст).
Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с «Программой коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», Филичева Т.Е., Г.В. Чиркина, 2005г., является ком...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (старший дошкольный возраст)
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в логопедической группе является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи....
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...
Методическая разработка коррекционно-образовательного занятия учителя-дефектолога в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения по сказке "Красная шапочка".
Методическая разработка коррекционно-образовательного занятия учителя-дефектолога в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения по сказке "Красная шапочка"....
Индивидуальный план работы по самообразованию учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.
Хорошо известно, что зрение является самым эффективным анализатором, обеспечившим взаимодействие человека с окружающей средой. Считается, что зрение дает человеку до 90% всей информации об окружающем ...
Родительское собрание в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения в форме практикума «КОРОЛЕВСКОЕ ЗРЕНИЕ»
Цель: знакомство родителей с играми и упражнениями способствующих профилактике нарушения, коррекции зрения у детей.Задачи: установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка; объеди...