Рабочая программа учителя-дефектолога для группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения 3-4 лет
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа)

 Программа разработана на основе АООП дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием, АООП дошкольного образования слабовидящих детей

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

г. Хабаровска «Детский сад компенсирующего вида № 156»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc241 КБ

Предварительный просмотр:

I. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

          Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе компенсирующей направленности на 2019-2020 учебный год (далее-Рабочая программа) разработана на основе Адаптированной  основной образовательной программы дошкольного образования для слабовидящих детей дошкольного возраста МАДОУ № 156; Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для  детей с амблиопией и косоглазием МАДОУ № 156  (далее Программа)    с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием.

          При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями от 28 июня 2014 г.).
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 №293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 12.05.2014 №32220).
  • Приказ Минтруда России от 29.09.2014 №664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.06.2013 №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».
  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №2/15 от 20 мая 2015 г.)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»;
  • Письмо Минобразования РФ от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения»;
  • Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением правительства РФ от 28.10.2013 № 966;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р "Стратегия развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года";
  • Постановление Правительства Хабаровского края от 13.01.2009 № 1-пр " Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года" (в ред. Постановления Правительства Хабаровского края от 26.05.2011 № 158-пр)
  • Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Хабаровска «Детский сад компенсирующего вида № 156»;
  • Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 2217 от 17.02.2016 г., серия 27ЛО1 № 0001316

        

Содержание Рабочей программы  включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Содержание Рабочей программы в полном объеме реализуется в совместной деятельности педагогов и воспитанников с нарушением зрения, и через организацию самостоятельной деятельности воспитанников.

Рабочая программа обеспечивает реализацию целевых ориентиров дошкольного образования слабовидящих детей дошкольного возраста, детей с амблиопией и косоглазием  в условиях групп компенсирующей направленности.

Срок реализации программы – 1 год.

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель Программы: Обеспечение целостности и эффективности коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе формирование у детей социально-адаптивных форм общения и поведения, достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного усвоения ими общеобразовательных.

Задачи:

  1. Обеспечить комплексный медико-психолого-педагогический подход к коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей дошкольного возраста
  2. Обеспечить условия для дифференцированного подхода к детям в зависимости от состояния зрения и способов ориентации в познании окружающего мира.
  3. Систематизировать и совершенствовать приемы и методы работы дефектолога с соответствии с программным содержанием
  4. Осуществлять педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей, имеющих нарушения зрения.

  1. Особенности развития и особые образовательные потребности дошкольника (с ФРЗ, амблиопией и косоглазием)

Зрительные возможности детей этой группы не определяются слабовидением, т. к. у ребенка имеется «благополучный глаз» с остротой зрения в условиях оптической коррекции от 0,5 и выше, вплоть до 1,0. Кроме этого, у подавляющего числа детей с ФРЗ сохранна на каждый глаз другая базовая функция – поле зрения. Сохранность двух базовых зрительных функций позволяет детям этой группы достаточно успешно, в сравнении со слабовидящими, осваивать зрительные умения и навыки. Основными клиническими формами зрительных расстройств являются нарушения рефракции: гиперметропия, миопия, астигматизм, миопический астигматизм, анизометропия, которые поддаются оптической коррекции; разные виды косоглазия: монолатеральное, билатеральное, постоянное содружественное сходящееся, непостоянное сходящееся, расходящееся, альтернирующее; нарушение бинокулярного зрения (монокулярное, монокулярное альтернирующее, одновременное зрение); амблиопии разных видов: рефракционная, анизометропическая, истерическая, дисбинокулярная с косоглазием разных степеней и другие варианты функционального несовершенства зрительной системы. У дошкольников этой группы выявляются разные степени аметропий: слабая (до 3,0) и средняя (от 3,0 до 6,0).

Дети могут иметь разные степени амблиопии:

- слабая степень – острота зрения не ниже 0,4;

- средняя степень – острота зрения 0,3-0,2;

- высокая (тяжелая) степень – острота зрения 0,1-0,05;

- очень высокая (тяжелая) степень – острота зрения от 0,04 и ниже.

1.1.3. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы полностью соответствуют заявленны  в АООП ДО № 156

  1. Значимые характеристики для разработки и реализации Рабочей программы

При разработке программы учитывались следующие значимые характеристики: социокультурная среда; контингент воспитанников; характеристика особенностей развития детей с нарушениями зрения

Характеристика контингента воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

В коррекционной  группе 17  детей: 15 детей– младшая группа, 2 ребенка – средняя группа.

По группам здоровья: I группа –  ,II группа –  детей,  III группа –   детей,  

V  группа –  

Группу посещают дети, имеющие различные зрительные патологии и низкую остроту зрения.

Это дети с косоглазием и амблиопией (с разной степенью снижения зрения и поражением зрительной и глазодвигательной систем, вызывающим периодическое или постоянное отклонение глазного яблока).  

Дети с пониженным зрением (с пограничным зрением между слабовидением и нормой, то есть дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками).

Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками:

- слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией очками на лучше видящем глазу;

- слабовидящие дети с остротой зрения от 0,1 до 0,2 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.

- слабовидящие дети с остротой зрения от 0,3 до 0,4 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.

Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками коррекционной группы планируется по результатам диагностики и строится с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии.  

Список детей группы

(Приложение 1)

Психолого-педагогические особенности развития дошкольников

с нарушениями зрения  

Нарушение зрения определяет весь ход психофизического развития детей с нарушением зрения. Категория детей, имеющих зрительный дефект, по состоянию нарушений весьма разнообразна и неоднородна как по остроте центрального зрения, так и по характеру глазных заболеваний.

Структура нарушений у детей с патологией зрения:

- нарушение зрения: снижение остроты зрения, четкости видения, снижение скорости переработки информации, нарушение поля обзора, глазодвигательных функций, нарушение бинокулярности, стереоскопичности, выделение цветности, контрастности и количества признаков и свойств при симультанном восприятии объектов и др.,

- обедненность представлений и образов предметов, снижение уровня чувственного опыта, определяющего содержание образов мышления, речи и памяти, замедление хода развития всех познавательных процессов;

- нарушение двигательной сферы, трудности зрительно-двигательной ориентации, приводящей к гиподинамии, а затем к снижению функциональных возможностей организма;

- нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в неуверенности, скованности, снижении познавательного интереса, проявлении беспомощности в различных видах деятельности, социальных коммуникациях, и возникновение большей зависимости ребенка от помощи и руководства взрослых.

Формирование представлений у детей осуществляется замедленно и информативно беднее, чем у нормально видящих. При нарушении зрения у детей  значительно меньше информации о сенсорных эталонах формы, цвета, величины и пространственных признаках. Из-за низкой остроты зрения они тратят больше времени на рассматривание. При отсутствии возможности анализировать с помощью зрения, у детей появляется тенденция к обеднению чувственного опыта.  При недостаточности способов анализа и образов мышления и памяти обнаруживаются разрывы между чувственным опытом и образным мышлением, при нарушении зрения наблюдается вербализм мышления. Особенности аналитической деятельности слабовидящих детей проявляются в замедленности восприятия, в недостаточности умений обозревать зрительно-пространственные признаки и отношения, поэтому требуются специальные коррекционные условия для формирования компенсаторных способов зрительной ориентации за счет словесной регуляции, расчленения процесса восприятия на отдельные этапы по уточнению, конкретизации, обогащению зрительной информации.

Приемы узнавания и осмысления предметов и их изображений у слабовидящих детей и нормально видящих одинаковы, но овладение ими у детей с нарушением зрения происходит медленнее. Для полного опознания объекта нужно многократное предъявление с продолжительностью в два-три раза большей.  Процесс сличения, нахождения общих и отличительных черт, умения обобщать признаки зрительно воспринимаемом объекте требуют  в работе со слабовидящим ребенком подбора специальной иллюстративной наглядности, применения поэтапности в дифференциации визуальных признаков и большей длительности предъявления объекта для рассматривания.

Нарушение бинокулярного видения (двумя глазами) разрушает стереоскопическое зрение; один глаз не может дифференцировать глубину, удаленность, протяженность пространства. Расстройство глазодвигательных функций обуславливает сужение поля зрения, ограничиваются обзорные возможности зрения. Монокулярное зрение не способно анализировать глубину, удаленность, протяженность и объемность пространства. Обнаруживается так называемая «монокулярная пространственная невосприимчивость», которая затрудняет движение детей в пространстве, у детей отмечается некоторая скованность при беге, прыжках, передвижении в колонне и других двигательных актах. Зрительное запоминание и воспроизведение пространственных отношений между объектами у слабовидящих детей происходит медленнее и носит фрагментарный характер.

Дефект зрения усложняет взаимодействие детей с окружающей средой, изменяет социальную позицию, приводит к сдерживанию в формировании активных позиций снижению уровня самостоятельности, появлению замкнутости, необщительности.

Замедленность, узость, фрагментарность, недифференцированность зрительного восприятия не позволяет детям иметь достоверную информацию о действии, что осложняет выполнение предметных действий, взаимосвязь анализирующих действий с характером моторных движений руки и глаза является причиной недостаточности развития предметно-практических действий. При этом наблюдается неуверенность при выполнении точно дозированных предметных действий, их недостаточная четкость и замедленность.

Развитие речи у детей с нарушением зрения происходит в основном так же, как и у нормально видящих. Однако динамика ее развития, овладение чувственной ее стороной, смысловой ее наполненностью у детей с нарушением зрения осуществляется несколько сложнее. Замедленность формирования речи проявляется в ранние периоды ее развития из-за недостаточности активного взаимодействия детей, имеющих патологию зрения, с окружающими людьми, а также обедненностью предметно-практического опыта детей. В связи с этим наблюдаются специфические особенности формирования речи, проявляющиеся в нарушении словарно-семантической стороны речи, в формализме употребления значительного количества слов с их конкретными чувственными характеристиками. Нарушение соответствия между словом и образом, вербализм знаний, весьма характерная черта слепых и слабовидящих.  Овладение связной речью детьми с нарушением зрения осуществляется по тем же закономерностям, что и зрячими детьми соответствующего возраста при условии, если связная речь опирается на достаточный запас конкретных представлений.  Дети с глубокими нарушениями зрения не имеют возможности в полном объеме воспринимать артикуляцию собеседника, не имеют четкого образа движения губ во время разговора, из-за чего они часто допускают ошибки при звуковом анализе слова и его произношении. Устная речь детей с нарушением зрения часто бывает, сбивчива, отрывочна, непоследовательна. Они не всегда планируют свои высказывания.

К трудностям развития речи детей со зрительной патологией относятся особенности усвоения и использования неязыковых средств общения - мимики, жеста, интонации, являющихся неотъемлемым компонентом устной речи. Не воспринимая совсем или плохо воспринимая зрительно большое количество мимических движений и жестов, придающих одним и тем же высказываниям самые различные оттенки и значения и не пользуясь в своей речи этими средствами, слепые и слабовидящие дети существенно обедняют свою речь, она становится маловыразительной. У этих детей наблюдается снижение внешнего проявления эмоций и ситуативных выразительных движений, что оказывает влияние на интонационное оформление речи, ее бедность и монотонность.

  1. Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты освоения Программы для детей от 3 до 4 лет

(I год обучения)

Развитие зрительного восприятия

Различает и называет форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) и соотносит их форму с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т. д.), соотносит, находит их форму в реальных объемных предметах.

Различает и называет основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный), соотносит сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов.

Различает, выделяет и сравнивает величину предметов (большой — маленький) путем наложения, приложения; находит большие и маленькие предметы (игрушки, мебель, одежда и т. п.). Понимает смысловое значение слов: выше, ниже; длиннее, короче, одинаковые по длине; шире, уже, одинаковые по ширине.

Различает, называет и сравнивает предметы с изображением на картинке, последовательно выделяет основные признаки.

Соотносит изображения на картинке с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению.

Соотносит разнородные предметы, осуществляет выбор заданных сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).

Ориентировка в пространстве

Различает и правильно называет части своего тела, части тел других детей, кукол, соотносит со своим телом. Определяет направление по отношению к себе: впереди — сзади, справа — слева, далеко — близко, вверху — внизу.

Имеет представление о пространственном расположении частей тела: голова вверху, а ноги внизу; одна рука правая, а другая левая; грудь впереди, спина сзади и т. д. Умеет двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз).

Ориентируется в групповой комнате (дать представление о расположении игрушек, кукольной мебели в игровом уголке; учить находить свое место за столом), в спальне (находить свою кровать), в раздевалке (находить свой шкафчик для одежды), в туалетной комнате (находить свой шкафчик с полотенцем и туалетными принадлежностями).

Различает  пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения.

Развитие осязания и мелкой моторики

Использует в практической деятельности захватывающие движения руки, пальцев.  Умеет  удерживать и манипулировать предметами, необходимыми в быту (полотенце, расческа, ложка, чашка, тарелка, карандаши, кисть и др.), и игрушками. Умеет вкладывать, нанизывать, шнуровать, завязывать.

Выделяет признаки предметов по структуре поверхности, отличает и называет поверхность стены, пола и др. Различает и сопоставляет некоторые свойства предметов по форме, температуре, характеру поверхности, материалу (бумага, ткань).

Социально-бытовая ориентировка

Знает и называет свое имя и фамилию. Называет и показывает части своего тела (руки, ноги, уши, глаза).

Различает, называет признаки, качества и свойства предметов (формы, цвета, величины и пространственного положения) и материалов, воспринимаемых осязанием (гладкий, шершавый, мягкий, теплый), на вкус (сладкий, кислый), на слух (шуршит, стучит, хрустит, звенит). Подбирает и группирует предметы по этим признакам, а также по их назначению, называет действия с предметами и материалами, различает и называет противоположные действия (одеться — раздеться, стоять — сидеть, расстегнуть — застегнуть).

Ориентируется в помещениях детского сада, различает их в соответствии с назначением, знает, где что можно делать, чем заниматься, где хранятся предметы быта, игрушки, одежда, обувь и т.д. Умеет пользоваться предметами быта в групповой комнате, знаком с правилами хранения игрушек, книг, посуды, одежды, обуви.

Понимает слова: посуда, одежда, книги, мебель и др.

Знаком с транспортными средствами ближайшего окружения.

Проявляет интерес к труду взрослых, к работе помощника воспитателя, повара, шофера, папы, мамы, детей старшего возраста. Проявляет желание помогать им.

Выделяет простейшие трудовые процессы и их порядок выполнения (няня моет посуду, пол, окна, меняет полотенца; повар варит суп, жарит картофель, котлеты, печет пирожки). Умеет благодарить взрослых за заботу о детях. Бережно относится к природе (растениям, животным).

  1. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.  Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (мониторинга)

 Программой предусмотрена система мониторинга (диагностики) динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе диагностического исследования.

Система мониторинга развития ребёнка с нарушением зрения представляет собой комплексное изучение дошкольника, результаты которого сопоставляются, анализируются и включает в себя различные виды диагностик: первичная диагностика, промежуточная  диагностика, итоговая диагностика.

Целью первичной диагностики развития детей является определение их уровня актуального развития и «зоны ближайшего развития»; выявление, имеющихся у них трудностей, определение причин их возникновения. Данная диагностика проводится в начале учебного года. По её результатам осуществляется распределение детей на подгруппы с учетом их уровня развития, ведущего зрительного диагноза; определяются специалистами линии дальнейшего развития дошкольников; пути преодоления тех или иных трудностей.

Целью промежуточной диагностики является отслеживание динамики развития ребёнка с нарушением зрения, определение соответствия выбранных форм, методов и приемов коррекционного воздействия уровню развития воспитанника, зрительных нарушений. Данная диагностика проводится в конце первого полугодия.

Целью итоговой диагностики является констатация результативности и определение эффективности средств, методов, форм коррекционно-развивающего воздействия на развитие и восстановление зрительных функций ребёнка, на развитие его в целом. Данная диагностика осуществляется в конце учебного года.

Диагностика проводится по «Схеме тифлопедагогического обследования ребенка», предложенной в методическом пособии Подколзиной Е.Н. «Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения». Это позволяет определить направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения, конкретное содержание и методические приемы, адекватные для каждого ребенка, возможности педагогической коррекции и компенсации зрительной недостаточности и других нарушений в его развитии.

Для обследования используются такие методы, как беседа, наблюдение, игра, выполнение диагностических заданий. Результаты мониторинга находят отражение в «Индивидуальных тифлопедагогических картах», где отмечается динамика развития каждого ребенка.

Критерии определения уровня развития коррекционных видов деятельности (зрительное восприятие, ориентировка в пространстве, осязание и мелкая моторика, социально-бытовая ориентировка) взяты из пособия Подколзиной Е.Н. «Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения».

(Приложение 2)

Сводная таблица по результатам тифлопедагогической диагностики воспитанников   коррекционной группы за 2019 - 2020  учебный год

(Приложение 3)

II. Содержательный раздел

2.1. Общие положения

Основой построения и содержания коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения является комплексная образовательная программа – «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под ред. Л.И. Плаксиной, которая создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе.

Цель коррекционной работы: компенсация нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процессов зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, эмоций); формирование правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности дошкольников, подготовка детей к школе.

Задачи:

–  формировать у детей представления о своих зрительных возможностях и умения пользоваться нарушенным зрением.

-  активизировать зрительные функции, повышать остроту зрения, укреплять  мышцы  глаза, развивать  глазодвигательные, прослеживающие функции, расширять поле зрения, вырабатывать  бинокулярное  зрение;

- обогащать чувственный познавательный опыт (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленный на развитие памяти, мышления, речи, воображения;

- формировать адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

- развивать познавательную деятельность детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств  предметов, их положения в пространстве;

-  формировать пространственную ориентацию;

-  развивать мелкую моторику в сочетании с развитием осязательного восприятия;

- развивать координацию движений и графические навыки, активизировать стволовые структуры мозга и межполушарное взаимодействие;

- формировать способность эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов).

Методы коррекционной работы

Используются психофизиологический, психолого-педагогический и познавательно-продуктивный методы, которые направлены на активизацию сенсорно-перцептивных, мнемических и мыслительных процессов. Психофизиологический метод состоит в использовании специально организованной зрительной стимуляции, которая повышает функциональную активность анализатора и улучшает состояние основных функций зрения. Психолого-педагогический метод направлен на развитие анализа и синтеза сенсорной информации, ее интерпретацию и категоризацию, развитие мышления, памяти, внимания, речи. Познавательно – продуктивный метод педагогического воздействия направлен на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей, через продуктивные виды деятельности.

Направления коррекционной работы

Вид коррекционной работы

Связь с образовательными областями

Цель

Развитие зрительного восприятия

Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Компенсация (возмещение, уравновешивание) нарушений зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом.

Развитие  ориентировки  в  пространстве  

Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Выработка у детей реальных представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство, их пространственных признаках и отношениях.

Развитие  социально-бытовой  ориентировки  

Социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, физическое развитие

Социально-психологическая адаптация детей с нарушением зрения к современным условиям жизни в ДОУ, школе.

Развитие осязания и мелкой моторики

Физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие

Формирование у  детей  с  нарушением  зрения  умений  и  навыков  осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира.

2.2. Содержание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с      направлениями коррекционной работы

Младшая группа (первый год обучения)

Развитие зрительного восприятия

  1. Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру.
  1. Формировать у детей зрительные способы обследования предметов: различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал) и соотносить их форму с формой плоскостных изображений объемных геометрических тел (шар, куб, конус и т.д.), соотносить и находить их форму в реальных объемных предметах.
  1. Различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, коричневый, черный), соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов.
  2. Различать, выделять и сравнивать величину предметов (большой - маленький), зрительно сравнивать величину предметов путем наложения, приложения; находить большие и маленькие предметы (игрушки, мебель, одежда и т.д.)
  3. Учить выполнять движения в разном темпе: быстро бежать, медленно идти, поднимать руки и т. д.
  4. Учить детей находить предметы, геометрические фигуры определенной формы, цвета величины в окружающем мире.
  5. Учить детей различать, называть и сравнивать предметы с изображение на картинке, последовательно выделять основные признаки.
  6. Учить соотносить изображения на картинке с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению.
  7. Учить заполнять прорези с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) соответствующими фигурами по размеру, цвету; закреплять умения измерять два предмета путем наложения и приложения.
  8. Развивать глазомер.
  9. Учить группировать однородные предметы по одному из сенсорных признаков (форме, величине, цвету).
  10. Закреплять умения соотносить разнородные предметы, осуществлять выбор заданных сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
  11.  Закреплять знания детей о сенсорных свойствах и качествах предметов в условиях различных видов деятельности, используя предметы, мозаику разной величины, формы цвета в процессе изображения простейших предметов; соотносить соответствующие сенсорные качества с реальным предметом.
  12. Сформировать у детей представление об окружающих реалиях (одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт, здания).
  13. Обучать способам обследования на осязание, слух, обоняние, вкус.
  14. Проводить визуальные упражнения по активизации и стимуляции зрительных функций, развитию различных способностей зрения, цветоразличения, движения глаз, фиксации, локализации, конвергенции аккомодации.

17. Учить выделять, определять и называть предметы вокруг себя и в ближайшем окружении, понимать словесные указания педагога.

Развитие ориентировки в пространстве

1. Учить детей различать и правильно называть части своего тела, части тела других детей, кукол; соотносить со своим телом. Учить детей выделять правую и левую стороны по отношению к себе (впереди, сзади, справа, слева).

2. Дать представление о пространственном расположении частей тела: голова вверху, а ноги внизу; одна рука правая, а другая левая, грудь впереди, спина сзади и т. д. Начинать ознакомление с пространственными положениями следует с выделения частей своего тела, особое внимание  уделять симметричным органам: руки (левая, правая), ноги (левая, правая), уши (левое, правое), глаза (левый, правый). Далее следует учить детей выделять в одежде и называть словом стороны (левая, правая, верхняя, нижняя).

3. Учить детей правильным приемам ходьбы, координации движений рук и ног при ходьбе.

4. Подниматься и спускаться по лестнице, держаться за перила.

5. Ориентироваться в групповой комнате (дать представление о расположении игрушек, кукольной мебели в игровом уголке, находить свое место за столом); в спальне (находить свою кровать); в раздевалке (находить свой шкафчик для одежды); в туалетной комнате (находить свой шкафчик с полотенцем и туалетными принадлежностями).

6.Развивать способности детей различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения.

7. Ориентироваться в окружающем пространстве с привлечением осязания, слуха, обоняния (обращать внимание детей на окружающие звуки, запахи, изменения покрытия пола в помещениях, на разную поверхность игрушек, предметов).

8. Учить способам зрительно-осязательного обследования игрушек и предметов.

9. Учить различать с помощью зрения и осязания контрастные по величине предметы, обозначая их соответствующими словами (маленький, большой).

10. Для свободной зрительно-двигательной ориентации в пространстве учить детей выполнять двигательные упражнения на цветовые, световые сигналы.

Развитие социально-бытовой ориентировки

Предметные представления

1.Упражнять детей в выделении признаков и свойств предметов (формы, цвета, величины и

пространственного положения).

2. Подбирать и группировать предметы по этим признакам, а также по их назначению.

3.Устанавливать различия предметов по величине, структуре материала (большой –маленький,

твердый – мягкий), различия между частью и целым (матрешка, разрезные картинки): называть действия с предметами и материалами, различать и называть противоположные действия (одеться – раздеться, стоять – сидеть, расстегнуть – застегнуть).

 4.Учить различать, называть качества, свойства предметов и материалов, воспринимаемых осязанием (гладкий, шершавый, мягкий, теплый), на вкус (сладкий, кислый), на слух (шуршит, хрустит, звенит, стучит).

5. Развивать полисенсорное, бисенсорное восприятие предметов (включение одного, двух

или нескольких анализаторов в процесс познания признаков предметов).

6.Знакомить детей с помещениями детского сада, их назначением, ориентировкой и

поведением в них в соответствии с назначением. Дети должны знать, где что можно делать,

чем заниматься, где хранятся предметы быта, игрушки, одежда, обувь и т.д.

7. Учить пользоваться предметами быта в групповой комнате, знакомить с правилами

хранения игрушек, книг, посуды, одежды, обуви.

8. Учить пониманию слов посуда, одежда, книги, мебель и др.

Приобщение к труду взрослых

  1. Воспитывать интерес к труду взрослых, привлекая их внимание к работе помощника

воспитателя, повара, шофера, папы, мамы, детей старшего возраста. Воспитывать желание помогать им.

  1. Учить пониманию значения труда взрослых в детском саду и воспитывать бережное

отношение к результатам труда взрослых.

Ребенку о нем самом

  1. Упражнять детей в назывании своего имени, фамилии.
  2. Называть и показывать слева и справа части своего тела (руки, ноги, уши, глаза).
  3. Упражнять в игре с зеркалом (наблюдать за собой, видеть и называть цвет глаз, волос, детали

прически: бантик, косичка).

  1. Учить детей красиво улыбаться, говорить ласковые слова, следить за своим отображением в

зеркале и понимать мимику.

  1. Учить детей красивым манерам общения с окружающими, вызывать детей на сопереживание и

сочувствие к окружающим людям, животным, и растениям.

  1. Упражнять детей в дидактических играх по познанию свойств своего тела.
  2. Учить детей безопасному движению в пространстве с опорой на зрение и сохранные

анализаторы.

Развитие осязания и мелкой моторки

1. Формирование представлений о строении и возможностях рук, знакомство с расположением, названием и назначением пальцев:

-обучениям различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки;

-обучение приемам обследования предметов и их изображения.

2. Выделение сенсорных эталонов формы: учить различать с помощью осязания геометрические фигуры (круг – шар, квадрат – куб, овал – эллипсоид, треугольник – призма, прямоугольник – параллелепипед) и находить эти формы в окружающих предметах.

3. Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков предметов: учить различать свойства поверхности предметов (гладкая – шероховатая, мягкая – твердая, теплая – холодная и т.п.).

4.Формирование представлений о величине предметов: учить детей различать величину предметов: наложением плоскостных предметов, измерением с помощью осязательных действий пальцев, с использованием условных мерок (палец, рука и др.).

5. Формирование приемов использования осязания в процессе ориентировки окружающих предметах: а) учить определять поверхности (стен, дверей, пола и др.);

б) находить разницу в деревянных, металлических, стеклянных, пластмассовых поверхностях;

в) давать детям возможность упражняться в различении этих признаков в реальной обстановке.

6. Формирование представлений о человеке:

учить детей обследовать себя, сверстников и взрослых, выделяя форму, строения тела, характерные признаки и особенности тела (голова шарообразная, покатые или крутые плечи, худые руки, ноги, волосы жесткие, кудрявые, длинные или короткие  и т.д.).

7.Учить выкладыванию узоров из геометрических фигур, составлению отдельных предметов (забор, елочка, неваляшка, снеговик, домик и т.п.) и композиции из них.

8 Работа с бумагой: ознакомление с различными сортами бумаги

(промокательная, салфеточная, газетная, туалетная, тетрадная, перфокарточная, оберточная и др.), сгибание листа бумаги по разным направлениям, обрывание листа по сгибу, обрывание листа по контуру

9.Развивать навыки изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

10.Работа с фольгой: разглаживание смятой фольги (ладонями, отдельными

пальцами), формовка из фольги различных поделок (человечки, зверушки).

11.Занятия с нитями: наматывание клубков, связывание нитей, распутывание

узлов, выполнение различных плетений типа макраме.

12.Работа с палочками: вынимание палочек из коробки (по одной, две, три…)

попеременно правой и левой руками, перекладывание палочек из одной коробки в другую, составление из палочек по образцу и по памяти геометрических фигур, контуров печатных букв и цифр плоскопечатного шрифта, выкладывания колодца и т.п.

13.Развитие зрительно-моторной координации: освоение разных видов движения как приемов

рисования (движение по прямой, в различных направлениях, по кругу, волнистые, отрывистые), воспроизводимых вначале в воздухе, а затем на бумаге, работа с линейкой, обводка по трафаретам, штриховка и раскрашивание

Задачи по развитию речи и психических процессов (внимания, памяти, мышления) решаются через игры и упражнения в процессе работы по основным четырем направлениям коррекционной работы учителя-дефектолога:

  1. Развитие слухового восприятие речевых и неречевых звуков, развитие фонематического слуха.
  2. Формирование умения различать звуки в слове, произносить фонемы, слова по образцу педагога, развивать навыки подражания звукам различных предметов и животных
  3. Развивать умение отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, а также умение регулировать темп речи в связном высказывании.
  4. Накопление и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни.
  5. Формирование понимания и употребление обобщающих понятий (игрушки, одежда, посуда).
  6. Обучение изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде и числе (маленькая лошадка, длинный хвост). Активизация использования пространственных предлогов (в, на, за, под, над), подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования (наименования животных, названия предметов посуды и т.д.: заяц—зайчонок—зайчата, сахарница, хлебница).
  7. Упражнять детей в назывании предмета и его признаков, подводить к его описанию.
  8. Развитие умения строить разные типы предложений: простые и сложные, используя картинки, отвечать на вопросы по содержанию рассматриваемой картинки.
  9. Развитие зрительного внимания: умение находить сходство и различие в объектах при сравнении, определение лишних или недостающих деталей на объекте. Развитие произвольности и основных свойств внимания: концентрации, устойчивости, избирательности, переключаемости.
  10. Развитие зрительной, моторной и слуховой памяти. Расширение объема памяти и повышение скорости запоминания.
  11. Развитие мыслительных операций обобщения, исключения понятий, классификации, сравнения, развитие умения анализировать, устанавливать взаимосвязи и закономерности.

2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников

        Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога является работа с семьями детей с нарушениями зрения.

         Цель данного вида взаимодействия: показать родителям как хорошо быть не рядом с ребенком, а вместе с ним. Необходимо научить родителей адекватно оценивать успехи и возможности своего ребенка с нарушением зрения, научиться его понимать и принимать таким, какой он есть. Помочь родителям интересно и полезно проводить время с ребенком формировать у них потребность развивать своего ребенка не только в детском саду, но и дома.

Формы работы с родителями

 • выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания, обучения и развития детей с нарушением зрения;

 • консультации для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями;

 • индивидуальное консультирование родителей;

 • проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком;

 • выставки детских работ, выполненных на занятиях дефектолога;

• рекомендации по закреплению и совершенствованию сформированных у детей навыков на занятиях, профилактике зрительных утомлений, развитию зрительных функций.

План консультативно-просветительской работы с родителями

на 2019 – 2020 учебный год

 

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

сентябрь

Оформление

«Уголка для родителей»

Распространение педагогических знаний среди родителей. Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду.

Родительское собрание

(учитель-дефектолог и воспитатели)

Групповое родительское собрание Знакомство родителей с задачами воспитания на учебный год; с психологическими и возрастными особенностями детей;

октябрь

Консультация

«Игрушки для дошколят»

Распространение педагогических знаний среди родителей. Практическая помощь семье в вопросах воспитания детей

Ноябрь

Папка-передвижка (Здоровьесберегающие технологии)

Познакомить родителей со здоровьесберегающими технологиями (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и т. д.)

Консультация

«Ребенок и компьютер»

Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере.

декабрь

Консультация «Как организовать выходной день с ребенком”.

Поделиться опытом в воспитании своих детей, привлечь родителей к активной совместной деятельности в группе.

Январь

Групповое собрание (воспитатели и учитель-дефектолог)

Познакомить с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности. Обсудить домашние проблемы в общении с детьми, предложить помощь на дому.

Февраль

Консультация «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр».

Познакомить родителей с сенсорным развитием ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Оформление семейных газет к Дню Защитника Отечества “Наши замечательные папы”

Развивать желание порадовать пап своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями; с участием мам.

Март

Конкурс рисунков

«Мама, мамочка, мамуля»

Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду.

Утренник

«День 8 марта»

Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.

Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада.

Апрель

День открытых дверей для родителей

(все специалисты и педагоги ДОУ)

Познакомить родителей с ходом дел в группе, занятиями, режимными моментами. Дать возможность пронаблюдать своего ребёнка в коллективе, занятиях. Воспитывать уважение к воспитателям, детскому саду, интерес к воспитательно – образовательному процессу.

Май

Групповое родительское собрание.

( учитель-дефектолог, педагог-психолог и воспитатели)

Подведение итогов коррекционно-образовательной работы за учебный год.

Индивидуальные консультации «По результатам года»

( учитель-дефектолог)

Определение успешных мероприятий и форм работы с семьей в прошедшем году.

Выявление и анализ причин неудовлетворенности родителей воспитанием и обучением в детском саду.

Определение основного содержания работы с родителями на новый учебный год.

2.4. Взаимодействие с педагогами

Специалисты и педагоги ДОУ

Формы взаимодействия с учителем-дефектологом

Воспитатель

  Выполнение         рекомендаций         учителя-дефектолога

  Интегрированная образовательная деятельность

  Совместное участие в подготовке, проведении и защите семейных   проектов

  Совместная подготовка, организация и проведение досугов, тематических вечеров

Музыкальный руководитель

  Совместная подготовка музыкальных праздников и утренников

Инструктор по ФК

  Интегрированные занятия

  Консультации по проведению подвижных игр.

  Совместная подготовка спортивных праздников и развлечений

Медсестра - ортоптистка

  Выполнение рекомендаций врача – офтальмолога Консультации

Педагог -психолог

  Совместные занятия.  Консультации

  Участие в ПМПк ДОУ.

Все специалисты и педагоги

  Участие в ПМПк ДОУ.

 

2.5. Организационно - методическая работа учителя-дефектолога

   Составляющей частью деятельности дефектолога является методическая работа, целью которой, является повышение уровня компетенции педагогов в области тифлопедагогики, совершенствование качества воспитательно – образовательного и коррекционного процесса, разработка оптимальных и эффективных путей коррекционной помощи детям с нарушением зрения при подготовке к обучению в массовой школе.

Направления организационно –методической работы:

 • посещение общеобразовательных занятий с целью изучения того, как дети усваивают программный материал, какие трудности испытывают, как овладевают приемами предметно-практической деятельности, насколько эффективны применяемые воспитателем методы коррекционного воздействия;

 • выступления на педагогических советах для ознакомления воспитателей с особенностями развития, воспитания и обучения детей со зрительной патологией, а также коррекционными программами и методиками;

 • организация и проведение семинарских занятий по той или иной проблеме, обсуждение опыта работы;

 • индивидуальное консультирование воспитателей по конкретным вопросам воспитания и обучения детей, методов коррекционной работы;

• показ открытых занятий с детьми с целью ознакомления воспитателей с конкретными методами и приемами коррекционной работы;

 • пропаганда тифлопедагогических знаний - организация выставок специальной литературы с аннотациями и рекомендациями по использованию, демонстрация дидактических материалов.

План организационно-методической деятельности учителя-дефектолога  в ДОУ

на 2019 – 2020 учебный год

Месяц

Мероприятия

сентябрь

в течение года

Индивидуальное консультирование воспитателей по организации работы с детьми с нарушением зрения по результатам диагностики

октябрь

Медико-педагогический совет (результаты диагностики, разработка индивидуальных маршрутов)

ноябрь

Совместная разработка с воспитателями проекта  “Минимузей о хлебе”

декабрь

Консультация “Моторика у слабовидящих”

Картотека речевых игр

январь

Рекомендации для педагогов: «Игры и упражнения по развитию зрительно-моторной координации детей с нарушениями зрения»

Медико-педагогический совет (результаты промежуточной диагностики, анализ работы по  индивидуальным маршрутам за полугодие)

февраль

Выступление « Применение игр и упражнений в эмоционально-личностном развитии детей дошкольного возраста с нарушением зрения

март

Рекомендации воспитателям «Использование здоровье сберегающих технологий во время коррекционной педагогической деятельности»

апрель

Консультация «Коррекция и развитие восприятия цвета у дошкольников с нарушением зрения через дидактические игры»

май

Медико-педагогический совет (результаты коррекционной работы)

Консультация «Коррекционные игры и упражнения  по развитию мелкой и общей моторики с детьми на прогулке летом»  

III. Организационный раздел

3.1. Организация развивающей предметно-

пространственной среды

Для эффективности коррекционно-развивающей работы и полноценного развития ребенка, как личности в условиях деятельности, в кабинете учителя-дефектолога создана специальная образовательная среда. Развивающая среда кабинета включает пособия и методический материал для полноценного познавательного, речевого, социального развития, элементы моего творчества, традиционные и нетрадиционные учебно-дидактические пособия, оборудование и игрушки.

В соответствии с особенностями развития детей с нарушениями зрения и направлениями коррекционной работы выделены следующие развивающие зоны, направленные на компенсацию состояния детей:

       Сенсорная зона предполагает решение задач по сенсорному развитию детей с нарушением зрения, развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия, обоняния. Для решения этих задач кабинет оснащен готовыми и самоизготовленными дидактическими играми и пособиями.

        Моторно-двигательная зона – обеспечивает развитие и коррекцию мелкой и общей моторики. Здесь подобраны дидактические пособия и оборудование, стимулирующие моторное развитие.

      Учебно-познавательная зона – обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков. Сюда относятся игры и пособия, стимулирующие развитие мышления, памяти, внимания, воображения и речи.

       Художественно-продуктивная зона предполагает развитие изобразительных навыков детей с нарушением зрения. Кабинет оснащен различными художественными ресурсами: цветная бумага, картон, фломастеры, карандаши, краски, пластилин, ножницы, клей, природный и бросовый материал и т.п.

        Методическая зона оснащена специально подобранными изданиями книг, пособий, обеспечивающими научность педагогической деятельности, учебными и развивающими программами, нормативными документами. Также содержит оформленную текущую документацию - индивидуальные тифлопедагогические карты развития ребенка, перспективный план работы, календарно-тематический план работы, индивидуальный план работы, график работы, табель посещаемости детьми занятий тифлопедагога. Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности и содержит также рабочий стол, стеллажи и шкафы для хранения материалов.

Диагностическая зона оснащена специальными играми, пособиями и наглядным материалом в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования детей с нарушением зрения.

       Оборудование рабочего кабинета (столы, стулья, доска, магнитная доска-мольберт, фланелеграф) обеспечивает место проведения занятий. Небольшой размер кабинета, позволяет проводить подгрупповые занятия количеством детей не более 4-х человек, что обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей.

3.2. Материально-техническое обеспечение

Материально-технические условия реализации Программы соответствуют:

1) требованиям, определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

2) требованиям, определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;

3) требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

4) требованиям к оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой

5) требованиям к материально-техническому обеспечению Программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Вид помещения

Функциональное использование

Оснащение

Кабинет дефектолога

Детские столы и стулья в соответствии с ростом детей

Шкафы для оборудования, методических пособий

Компьютерный стол, стул педагога

Мольберт, магнитная доска

Освещение в соответствии с требованиями СанПиН

3.3. Планирование образовательной деятельности

        Коррекционная образовательная деятельность по Программе осуществляется в соответствии с перспективным и календарным планами учителя-дефектолога и расписанием непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми группы.

      Основная организационная формакоррекционной образовательной деятельности - подгрупповые коррекционные занятия, проводимые учителем-дефектологом с детьми. С детьми с тяжелой зрительной патологией сопровождающейся слепотой или глубоким слабовидением; с сопутствующими заболеваниями (интеллектуальные нарушения), часто болеющими, проводится индивидуальная коррекционная работа.

        Продолжительность непрерывной коррекционной образовательной деятельности:

- для детей 4-го года жизни - не более 15 минут,

- для детей 5-го года жизни - не более 20 минут,

- для детей 6-го года жизни - не более 25 минут,

- для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.

        Продолжительность индивидуальных занятий:

- для детей 4-го года жизни - не более 10 минут,

–  для детей пятого года жизни: 10-15 минут;

–  для детей шестого, седьмого года жизни: 15 – 2 минут.

        В основе планирования коррекционной образовательной деятельности лежат тематический и концентрический принципы. Раскрытие темы осуществляется в разных видах деятельности: социально-бытовая ориентировка и ознакомление с окружающим, развитие зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, ориентировки в пространстве. Изучение темы в течение одной недели обеспечивает многократное повторение одного и того же материала, что способствует более глубокому усвоению детьми знаний об окружающем мире.  В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

На основе перспективных планов разработаны конспекты коррекционных занятий по всем направлениям коррекционной работы.

Структура коррекционно-образовательного процесса

Образовательная область

Коррекционные занятия

Количество занятий в неделю

Подгрупповая

 Индивидуальная

Социально-коммуникативное развитие

Социально– бытовая ориентировка

1

От 1 до 5 в зависимости от потребностей ребенка

 

Познавательное развитие

Развитие зрительного восприятия,

1

Развитие ориентировки в пространстве

1

Развитие осязания и мелкой моторики

1

Речевое развитие

 

В структуре всех коррекционных занятий

Художественно-эстетическое развитие

 

В структуре всех коррекционных занятий

 

Физическое развитие

 

В структуре всех коррекционных занятий (проведение физминуток и зрительных гимнастик)

Перспективное планирование лексического материала по возрастным группам

(Приложение 4)

График организации образовательного процесса 2019-2020 учебный год

Сроки

Содержание работы

2-20 сентября

Диагностика психического развития детей. Заполнение индивидуальных тифлопедагогических  карт, документации дефектологического кабинета

23 сентября –

27 апреля

Подгрупповая, индивидуальная коррекционная деятельность по расписанию

23 декабря –

17 января

Промежуточная  диагностика развития детей

27 апреля –

22 мая

Итоговая (мониторинговая) диагностика развития детей с нарушениями зрения. Заполнение документации.

25 мая —

31 августа

Индивидуальные занятия с детьми, посещающими детский сад.

Расписание коррекционной образовательной деятельности на 2019-2020 учебный год

Дни недели

Коррекционная образовательная деятельность

Понедельник

Развитие зрительного восприятия

Вторник

Развитие осязания и мелкой моторики

Среда

Индивидуальные занятия (зрительное восприятие, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, мелкая моторика)

Четверг

Социально-бытовая ориентировка

Пятница

Ориентировка в пространстве

Расписание подгрупповых и индивидуальных занятий на 2019 -2020 уч. год

(Приложение 5)

3.4. Распорядок/режим, сетка занятий

(Приложение 6)

3.5. Программно-методическое сопровождение коррекционно-развивающего процесса

Перечень диагностических программ, технологий, методических и дидактических пособий, обеспечивающих выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями зрения 1.Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. - М.: Экзамен

2.Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие

/ Авторский коллектив: В.А. Феоктистова, Т.П. Головина, Л.В. Рудакова и др. – СПб.: Образование

3.Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с  нарушением зрения:

Учебное пособие. – М.: РАОИКП

4.Подколзина Е.Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения. – М.:

Обруч

5.Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка. / Шипицына

Л.М. - М.: Владос

6.Рудакова Л.В. Психолого-педагогическое обследование зрительного восприятия. Обучение и

коррекция развития дошкольников с нарушением зрения. /Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб.,

7.Содержание и методика работы тифлопедагога в ДОУ: учебно-методическое пособие/ Сост.

Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова – Челябинск: Изд-во «Букватор»        

Перечень программ, технологий и методик, обеспечивающих осуществление индивидуально ориентированной психолого – медико - педагогической помощи детям с нарушениями зрения в соответствии с образовательными областями и направлением коррекции

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. /Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Просвещение

- Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. / Под науч. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Образование,

- Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / Авторский коллектив: В.А. Феоктистова, Т.П. Головина, Л.В. Рудакова и др. – СПб.: Образование

Физическое развитие:

1. Базарный В.Ф. Технология раскрепощенного развития детей, Сергиев Посад,

2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. – М,,

3. Малева З.П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению -М.: Издательство ПАРАДИГМА

4. Метельская Н.Г.  100 физкультминуток на логопедических занятиях.М.,

5. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. – Н. Новгород: Изд-во Ю.А. Николаева

6. Феоктистова В.А. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения. СПб

Познавательное и речевое развитие («Развитие зрительного восприятия», «Развитие пространственной ориентировки»):

1.Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозса) у старших дошкольников и младших школьников- СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС,

2. Базарный В.Ф. Повышение эффективности развития и учебно-познавательной деятельности за счет построения занятий в режиме подвижных объектов и «зрительных горизонтов». Красноярск.

3. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – 2-е изд., дораб. – М.: Школьная Пресса

4. Дидактические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения. Методическое пособие/ Авторы-сост.: Н.С. Зырянова, Т.С. Текутьева, И.Н. Рязанова.-Хабаровск

5. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации /Сост. Л.А. Дружинина и др.; науч. ред. Л.А. Дружинина. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой

6. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / [Сост Л. А. Дружинина и др.; науч. ред. Л. А Дружинина]. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой

7. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М.,

9. Комарова, Т. П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения. –М

10. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников М.

12. Мясникова Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. - Саратов: Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения

13. Нагаева Т.И. Нарушение зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки/ Т.И. Нагаева. Ростов н/Д: Феникс

14. Никулина Г.В., Потемкина А.В., Фомичева Л.В.,Готовим к школе ребенка с нарушениями зрения. – СПб.: «Детство-Пресс»

15. Ремезова Л.А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. Тольятти

16. Сиротюк А.Л.  Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. М.

17.Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. — М.: Генезис

18. Шорыгина Т.А., Учимся ориентироваться в пространстве. - М.:  «Творческий центр»

Социально-коммуникативное развитие («Социально-бытовая ориентировка»):

1. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Методические рекомендации / [Сост. Л. А. Дружинина и др.; науч. ред. Л. А Дружинина]. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой

2. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие.- М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ»

3.  Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры / Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства

4. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционных занятий) /Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства.

5. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь

Художественно-эстетическое развитие:

1. Давыдова Г.Н.  Пластилинография - М.

2. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением (Раздел «Изобразительная деятельность»): Методическое пособие / Авторский коллектив: В.А. Феоктистова, Т.П. Головина, Л.В. Рудакова и др. – СПб.: Образование

3. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: учебно-методическое пособие для педагога-дефектолога. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старший дошкольный возраст).

Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с «Программой коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», Филичева Т.Е., Г.В. Чиркина, 2005г., является ком...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (старший дошкольный возраст)

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в логопедической группе является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи....

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Методическая разработка коррекционно-образовательного занятия учителя-дефектолога в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения по сказке "Красная шапочка".

Методическая разработка коррекционно-образовательного занятия учителя-дефектолога в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения по сказке "Красная шапочка"....

Индивидуальный план работы по самообразованию учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.

Хорошо известно, что зрение является самым эффективным анализатором, обеспечившим взаимодействие человека с окружающей средой. Считается, что зрение дает человеку до 90% всей информации об окружающем ...

Родительское собрание в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения в форме практикума «КОРОЛЕВСКОЕ ЗРЕНИЕ»

Цель: знакомство родителей с играми и упражнениями способствующих профилактике нарушения,  коррекции зрения  у детей.Задачи: установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка; объеди...