Выступление на семинаре-практикуме для учителей-дефектологов в коррекции проблем психофизического развития детей с нарушением зрения
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Мунасипова Алсу Раисовна

Выступление на семинаре-практикуме для учителей-дефектологов в коррекции проблем психофизического развития детей с нарушением зрения.

Тема выступления: «Игровая деятельность в коррекции полисенсорного восприятия и ориентировки в пространстве» (из опыта работы).

Большое значение в коррекционной работе учителя-дефектолога(тифлопедагога) уделяется игре как ведущей деятельности в дошкольном возрасте, позволяющей ребенку с нарушением зрения проявить собственную активность и самостоятельность, наиболее полно реализовать себя.

Дети с нарушением зрения быстро утомляются, легко отвлекаются, поэтому игровая ситуация, создаваемая во время проведения игр, использование разнообразных игровых и дидактических материалов поможет вызвать интерес к заданиям и сохранить его в процессе всей игры.

Особенностью детей с нарушением зрения является неумение получать информацию об окружающем мире с помощью сохранных анализаторов – слуха, осязания, обоняния, двигательно-тактильной чувствительности. Поэтому важной задачей тифлопедагога является обучение полисенсорному восприятию предметов окружающего мира и ориентировке в нем.

Важно научить детей выделять существенные признаки и свойства предметов. Таким образом формировать чувственный опыт и соотносить конкретный признак с его словесным обозначением, благодаря чему создается адекватный образ предметов реального мира.

Создание максимально благоприятных  условий для игровой деятельности детей с нарушением зрения требует наличия разнообразного игрового материала. Я использую в коррекционной работе помимо традиционных  дидактических игр и пособий, современные игровые средства «Дусима», предназначенные для развития полисенсорного восприятия.

Для развития тактильного восприятия детей с нарушением зрения применяем игры : «Пощупай и угадай», «Сенсимо»,  «Подбери пару», набор тактильных шаров,  « Тактильная пирамида», «Определи на ощупь»,  «Мягче-жестче», «Что это?», наборы мягких кирпичей «Компримо», «Уравновесим шары». Эти игры способствуют развитию осязания, концентрации внимания и памяти, расширении словарного запаса, развития коммуникативных навыков.

Современные игровые пособия «Дусима» вызывают у детей высокую познавательную активность. Они выполнены из качественных материалов, к которым приятно прикасаться.

Эти игры можно применять как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе, что воспитывает в детях сотрудничество, взаимопомощь, умение взаимодействовать с товарищем.

Для развития обоняния и вкусовых ощущений использую игру «Сенсибар».

Для развития слухового восприятия использую игры «Определи на звук», «Звучащие куклы», в которых необходима высокая концентрация внимания, слуховое сосредоточение.

Своеобразие детей с нарушением зрения  проявляется в их недостаточной двигательной активности. Часто возникают трудности в зрительной оценке расстояния между предметами, их удаленности, в боязни большого пространства, что связано с монокулярным характером зрения и особенностями в эмоционально-волевой сфере  детей. Успешно ориентироваться в пространстве невозможно без участия всей сенсорной сферы.На занятиях по ориентировке в пространстве я использую игры с опорой на цветовые, звуковые ориентиры. Например, игры «Найди игрушку, которая звучала», «Какие игрушки поменялись местами?», «Какой игрушки не стало?».  Использую игры с движущими предметами (мячи, машины на пульте управления) для развития прослеживающей функции глаз. Игровые действия стимулируют  зрительно-двигательную активность детей, у них исчезает боязнь большого пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsiya.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-игровое развлечение: Красный, желтый, зеленый в рамках проведения акции «Москвичи с рождения-за безопасность дорожного движения».

Конспект досуга во II младшей группе «Знакомство со светофором»

Цель: познакомить детей со светофором и правилами поведения на проезжей части.

Программное содержание:

1.Дать детям представление о работе светофора, расположении и значении цветов.

2.Развивать ориентировку в пространстве

3.Учить действовать по сигналу.

Методы и приемы: игровая деятельность, художественное слово, подвижная игра, вопросы, продуктивная деятельность (аппликация).

Словарная работа: светофор, красный, желтый, зеленый цвет, трехцветный, тротуар, дорога.

Демонстрационный материал: картины с изображением светофора и знака «пешеходный переход»,  игрушка бибабо  лиса.

Раздаточный материал: заготовки шаблонов светофора, круги красного, желтого, зеленого цвета, клей, салфетки.

Ход досуга.

Организационный момент. Загадка:

Поморгает красным цветом-

Остановятся все сразу.

А зеленым подмигнет-

Начинают переход.

Основная часть.

1.-Правильно, ребята, это светофор. Посмотрите, какой светофор на картинке (трехцветный).

Повторите все вместе. Давайте послушаем :

-Я трехцветный светофор, ваш помощник на дороге.

Чтоб дорогу перейти, на меня ты посмотри.

Если цвет зажегся красный, значит двигаться опасно.

Желтый цвет-предупрежденье, жди сигнала для движенья.

Цвет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!»

Педагог:

-Ребята, светофор стоит на дороге, он помогает людям и водителям по ней передвигаться.

Стук в дверь.-Кто там? Появляется лиса.

-Я рыжая плутовка, никого и ничего не боюсь. Где хочу, там появлюсь. Здравствуйте, ребята! А что вы тут делаете?

-Здравствуй лиса, мы знакомимся с правилами дорожного движения. А ты, лиса, знаешь, для чего нужен светофор?

-Конечно, знаю! Он похож на елочку, на нем горят разноцветные огоньки, вокруг него можно водить хоровод.

-Посиди, лиса, послушай наших ребят.

-Ребята, где расположен красный цвет? –вверху

Самый  строгий красный свет

Если он горит, стоп!

Дороги дальше нет,

Путь для всех закрыт.

-Ребята, на какой цвет нельзя переходить дорогу? – на красный.

-У светофора есть желтый цвет. Где он расположен?- в середине.

На желтый цвет идти нельзя, а нужно подождать и посмотреть, какой цвет загорится на светофоре. Если после желтого загорится зеленый, то дорогу можно переходить, если красный – надо стоять.

-Где расположен зеленый цвет светофора? – внизу.

-Ребята, кто ходит по тротуару?- пешеходы.

-А кто ездит по дороге?- машины.

-Кто управляет машинами? –водители.

-Где нужно переходить дорогу? –по пешеходному переходу. Посмотрите, там, где можно переходить дорогу, стоит дорожный знак «Пешеходный переход». Полски похожи на зебру, черные с белым.

Физминутка. Игра «Дети и светофор». Светофор  будет давать сигналы, а мы на красный цвет-стоим, на желтый-хлопаем в ладоши, на зеленый-шагаем.

2.Игра «Пешеход»

- Девочки с колясками будут пешеходами, а мальчики водителями (держат в руках игрушечный  руль).

Дети вертелись, дети кружились.

В автомобили все превратились.

Подчиняются без спора

Все сигналу светофора.

По сигналу светофора(красный круг) пешеходы стоят, едут « машины». На зеленый круг дети переходят на другую сторону, а «машины» стоят.

3. Аппликация.

-Лиса, а твои лесные друзья знают правила дорожного движенья?-нет.

-Ребята, давайте сделаем для лесных зверей светофоры. Дети выполняют аппликацию. Лиса благодарит детей .

Трансляция опыта. Конспекты открытых занятий.

Конспект открытого коррекционного занятия для детей с нарушением зрения  «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе.

Программное содержание.

Образовательные задачи:

1.Обобщить знания детей о разнообразии материалов, из которых изготовлены игрушки и их свойствах; учить группировать игрушки по материалам, из которых они изготовлены.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Упражнять в узнавании предметов с помощью осязания.

2.Активизировать зрительно-поисковую деятельность: упражнять в умении различать цвета движущихся объектов в большом пространстве, развивать зрительно-двигательную координацию.

3.Развивать ориентировку в пространстве: закреплять умение располагать игрушки в заданных направлениях, активизировать в речи обозначения направлений пространства.

Воспитательные задачи.

1.Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование: игрушка бибабо Буратино, игровое  пособие «Сенсимо», игровое пособие «Определи на звук», разноцветные мячи, корзины, обручи, игрушки из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, металлические, мягкие), мостик, кубики, следы, дорожка.

Вводная часть.

-Ребята, угадайте, кто к нам спешит в гости?

Что за очень странный

 Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это? (Буратино).

-Здравствуйте, мальчишки и девчонки! Я –веселый Буратино! Для чего нужны игрушки, куклы, мячики, хлопушки, спросим мы у детворы, нужны игрушки для …(игры).

А вы любите играть? Тогда я вас приглашаю в путешествие в страну игрушек. В этой стране много игр ждет вас! Но чтобы туда попасть, надо пройти лабиринт и выполнить мои задания:

-пройти по узкой тропинке;

-идти, наступая на следы;

-перепрыгнуть ручеек;

-подойти к волшебному мостику.

Кто перейдет по нему и назовет игру или игрушку, в которую он любит играть, тот попадет в страну игрушек.

Основная часть.

1.Вот мы все очутились в стране игрушек. Садитесь на стульчики. Вы любите загадки? Я загадаю вам загадки, а отгадки вы найдете в каком-нибудь из этих мешочков (Сенсимо). Дети по очереди отгадывают и находят игрушки наощупь.

Загадки.

Его пинают, а он не плачет!

Его бросают-назад скачет. (мяч)

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (матрешка)

Коль бензину дашь напиться,

Вмиг помчится колесница. (машина)

 Наряд мой пестрый,

Колпак мой острый.

Мои шутки и смех

Веселят всех. (петрушка)

Дом по улице идет

На работу всех везет.

Носит обувь из резины,

А питается бензином. (автобус)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (зайчик)

2.Беседа.

-Ребята, посмотрите каждый на свою игрушку и скажите, из какого материала она изготовлена? Ответы детей - Из резины, пластмассы, металла, меха, ткани. Если игрушка изготовлена из дерева, то она какая?- деревянная и т.д. (меховая, тканевая, металлическая, пластмассовая, резиновая).

-Проведите рукой по поверхности игрушки и скажите, какая она на ощупь?

-Теперь положите игрушку на ладошку, скажите, какая она по весу?

-Попробуйте надавить, сжать игрушку.

-Ответы детей.- Гладкая, мягкая, твердая, шероховатая, жесткая, холодная, теплая, легкая, упругая, тяжелая).

А теперь поменяйтесь игрушками. Расскажите о своей игрушке.

3.Дидактическая игра «Найди свой обруч».

Буратино приглашает поиграть в игру «Найди свой обруч».

-Ребята, посмотрите, в каждом обруче находится игрушка. Посмотрите, из какого материала у вас в руках игрушка. Найдите глазками тот обруч, в котором находится игрушка из того же материала. По сигналу «Раз, два, три- к обручу беги!» находите и встаете к своему обручу.

4.Дидактическая игра «Расставьте игрушки по заданию»

-Ребята, встаньте обруч. Буратино с вами поиграет. Возьмите одну игрушку и поставьте справа от себя, возьмите другую и поставьте слева, следующую позади себя и одну впереди себя.

Педагог задает вопросы детям:

-Где стоит мишутка от тебя?

-Назови игрушку, которая расположена слева от тебя.

-Какая игрушка позади тебя, впереди тебя?

5. Дидактическая игра «Запомни звук».

Буратино хочет поиграть с вами  в звучащие кубики. Возьмите каждый по кубику. Держать кубик надо тремя пальцами- большим, указательным и средним. Теперь встряхните его, послушайте, какой звук издает кубик. У Буратино есть кубики, звучащие точно также, как у одного из вас. Кто сейчас услышит такой же звук , как у Буратино, скажет «У меня такой же звук!» Слушайте внимательно. Молодцы! Ваши ушки очень хорошо слышат! А теперь встряхните так кубики, чтобы стало очень громко.

6. Дидактическая игра «Догони свой мяч».

-Ребята, посмотрите на корзину, одинаковые ли мячи в ней? –Нет, разноцветные.

Теперь каждый возьмите по мячу. Какого цвета у тебя мяч? Сколько  цветов в твоем мячике?-2,3.

Какие они по размеру?- большие, все одинакового размера.

-А теперь внимательно слушайте задание. Я оставшиеся  мячи рассыплю по ковру разноцветным потоком. А вы пока звучит музыка должны найти точно такой же мяч, что у вас в руке. Дети под музыку находят свои мячи. Молодцы, все были внимательными. А теперь соберите все мячи в корзину.

7.Итог. Словесная игра «Продолжи предложение»

-Ребята, вам понравилось путешествие в страну игрушек? А чтобы вернуться обратно в детский сад, нужно подойти к волшебному мостику, встать на него по одному и продолжить предложение.

-Если у машинки сломалось колесо… (мы его починим).

-Если у куклы испачкалось платье …(мы его постираем и погладим).

-Если мячик упал в лужу…(мы его вымоем, высушим и снова станем играть).

-Если у зайчика оторвалось ухо…(мы его пришьем).

-Если вдруг порвалась книжка…(мы ее заклеим).

-Если все игрушки разбросаны…(мы их уберем на место).

-Как будем всегда обращаться с игрушками? (бережно и аккуратно).

 

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе

для детей с нарушением зрения «Наши глаза»

Образовательные задачи:

1.Продолжать знакомить с ролью органа зрения в жизни человека.

2.Учить понимать, какую информацию об окружающем можно получить с помощью зрения.

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Развивать цветовосприятие, зрительное внимание.

2.Упражнять в ранжировании предметов по убывающей и возрастающей величине.

3.Закреплять умение находить предметы определенной геометрической формы в окружающем мире.

4.Активизировать в речи обозначение направлений пространства.

Воспитательные задачи.

1.Воспитывать бережное отношение к глазам.

2.Закреплять правила ухода за глазами.

Оборудование.

Маленькие индивидуальные зеркала, рисунок глаза, игра «Подбери узор», лото «Геометрические фигуры», игрушка котенок, корзинка, палочки Кьюзинера, карточки с контурами предметов, цветные карандаши.

Ход занятия.

1.Беседа о глазах.

-Ребята, угадайте загадку.                                        

По буквам, по строчкам,

По цифрам и точкам

Бежали, бежали,

Бежали-устали.

На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются. (глаза)

-Егор, подойди ко мне. Я закрою повязкой тебе глаза. А ты постарайся сказать, что я буду делать. Беру в руки игрушку, машу рукой, повязываю платок на шею. Ребенок не может ответить. Теперь сними повязку и скажи, зачем же человеку глаза. Правильно, чтобы видеть.

Глазки видят все вокруг!

Ну, а если их закрыть,

В темноте придется жить…

-Сегодня мы продолжим разговор о наших глазах. Снимите очки, закройте глаза и осторожно потрогайте их. Какой формы глаза? Они имеют форму шара. Из-за того, что глаз круглый и плотный, его назвали глазным яблоком. Наденьте очки и посмотрите друг другу в глаза. Вы заметили, что глаза у всех разного цвета ? Это зависит от цвета радужной оболочки глаза. Посмотрите в зеркало  и скажите, какого цвета ваши глаза. Как называют глаза коричневого цвета?- карие. С зелеными глазами?- зеленоглазыми.

-В центре глаза-черная точка. Это зрачок, сквозь него мы смотрим на мир. Зрачок регулирует количество света. Если свет яркий- то зрачок сужается, становится маленьким. Когда становится темно, зрачок расширяется и становится больше.

- Способность глаз видеть называют зрением. Если глаза видят хорошо, то у человека хорошее зрение. Если глаза стали видеть плохо, то нужно идти к врачу. Как называют врача, который лечит глаза?- офтальмолог.

-У глаз есть защитники – это брови и ресницы. Они защищают глаза от пыли  и соринок.

2.Дидактическое задание «Путаница»

-А теперь мы узнаем, что умеют наши глазки. Посмотрите и назовите, что нарисовано на картинке. Назовите все овощи, фрукты и ягоды. Назовите, что нужно кушать, чтобы глазки хорошо видели? Задание- обведите и раскрасьте морковку.

Вывод- наши глаза помогают найти нужный предмет.

3. Д/задание «Подбери узор»

-Подберите к своей карточке подходящий узор и назовите все цвета.

Вывод-Глаза помогают узнать цвет предметов.

Зрительная гимнастика.

-Наши глаза умеют двигаться. Смотрите в свои зеркала и поднимайте глазки вверх, опустие вниз, смотрите прямо, теперь влево-прямо, вправо-прямо.

-Наши глаза умеют видеть далеко и близко. Покажите мне указательный палец правой руки. Я нарисую смайлики. Поставьте пальчик близко перед собой, теперь отодвиньте руку далеко от себя, медленно приближайте к себе.

4.Д/игра «Найди предметы заданной формы»

-Задание: Найдите округ вас предметы круглой, треугольной, квадратной, овальной, прямоугольной формы.

Вывод- наши глаза различают форму предметов.

5.Д/задание «Разложи палочки по величине»

Задание-разложить палочки от самой короткой до самой длинной. Теперь от самой длинной до самой короткой. От самой высокой до самой низкой, от самой низкой до самой высокой.

Вывод-наши глаза различают предметы по величине.

Физминутка

Капля первая упала  кап! – движение глаз вверх-вниз

И вторая прибежала-кап!

Мы на небо посмотрели – взор вверх

Капельки «как-кап» запели.

Намочились лица, мы их вытирали. – круговые движения кистями

Туфли, посмотрите, мокрыми стали. – взор вниз

Мы плечами поведем, -движение плечами вверх

И все капельки встряхнем.

От дождя убежим, - бег на месте

Под кустом посидим. – приседание

6.Д/игра «Скажи, где находится предмет»

-С вами хочет поиграть котенок в прятки. Варя закроет глаза и скажет, куда спрятался котенок. Не может ответить. Почему Варя не смогла ответить, где спрятался котенок? Теперь закройте все глазки, а теперь откройте. Скажите, где находится котенок? Прячу  котенка в корзинку, за корзинкой, перед корзинкой, на столе, под столом, между корзинкой и мячом.

Вывод-с помощью глаз можно узнать, где находится предмет.

-Теперь возьмите маленькие машинки и покатайте их вперед, поверните направо, вперед,  поверните налево.

Вывод- глаза говорят нам о направлении движения.

7.Д/игра «Можно - нельзя»

Мы теперь знаем, что глаза очень важны для человека. Глаза надо беречь.  Что нужно для этого?  Давайте поиграем в игру «Можно – нельзя».

-Можно грязными руками браться за глаза?

-Можно каждый день утром и вечером промывать глаза теплой водой?

-Можно кушать овощи, фрукты, ягоды, полезные для глаз?

-Можно забывать очки дома, если врач назначил  их носить?

-Можно долго смотреть телевизор и играть в компьютер?

-Можно близко сидеть у телевизора?

-Можно делать зрительную гимнастику?

Итог. Все ребята сегодня хорошо занимались и узнали много интересного о наших глазах.

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия в старшей группе на тему «Транспорт».

Образовательные задачи.

1.Уточнять и расширять знания детей о видах транспорта, способах его передвижения, особенностях внешнего вида.

Коррекционно-развивающие задачи.

1.Развивать зрительное восприятие, активизировать зрительно-поисковую активность детей, внимание.

2.Развивать зрительно-двигательную координацию, ориентировку в микропространстве.

Воспитательные задачи.

1.Закреплять правила дорожного движения.

Оборудование.

Зашумленные картинки, цветные карандаши, фломастеры, круги красного, желтого, зеленого цвета, пособие «Гаражи и машины»-оттенки синего цвета, машины разной величины, бумажные самолетики для зрительной гимнастики, картинки с изображением  транспорта.

Ход занятия.

1.Ребята, отгадайте загадки.

Дом по улице идет,

На работу всех везет. (Автобус)

Коль бензина дашь напиться-

Вмиг помчится колесница. (Автомобиль)

Чудо-птица, алый хвост,

Полетела в стаю звезд. (Ракета)

Как назвать одним словом? –транспорт.

2. Слуховой диктант. Помоги довести машину до гаража.

3.Зашумленная картинка. Задание «Обведи светофор и раскрась». Для чего нужен светофор? Какие цвета у светофора? Что они означают? Как они расположены?

Загорелся красный свет,

Стой! Вперед дороги нет.

Желтый глаз твердит без слов:

К переходу будь готов!

На зеленый свет-вперед!

Путь свободен, пешеход.

4. Физминутка  «Лучший пешеход»

На зеленый цвет шагаем, на желтый стоим и хлопаем в ладоши, на красный -стоим.

5. Д/задание «Гаражи и машины»

Задание-проведи машину к гаражу такогоже оттенка.

6. Д/задание «Разложи машины по величине в порядке возрастания»

Зрительная гимнастика.

Пролетает самолет,

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел-посмотрел.

Левое крыло отвел-поглядел.

Я мотор завожу и внимательно гляжу.

Поднимаюсь вверх, лечу, приземляться не хочу.

7.Танграмм Задание «Собери парусник из геометрических фигур»

-Из каких геометрических фигур сложили парусник? Сколько треугольников? Сколько больших треугольников? Сколько маленьких? Где расположены? Сколько четырехугольников? Где расположены?

8.Д/игра  «Едет, плывет, летает».

-Назовите, что изображено на картинке? Теперь я буду показывать на картинку, если это водный транспорт, то  вы будете изображать, как он плывет. Наземный транспорт- будете рулить, воздушный – «лететь».

Итог. Все были внимательными и никто не ошибся, молодцы!

 

 Выступление на семинаре-практикуме для учителей-дефектологов в коррекции проблем психофизического развития детей с нарушением зрения.Тема  выступления «Игровая деятельность в коррекции полисенсорного восприятия и ориентировки в пространстве» (из опыта работы).

Большое значение в коррекционной работе учителя-дефектолога(тифлопедагога) уделяется игре как ведущей деятельности в дошкольном возрасте, позволяющей ребенку с нарушением зрения проявить собственную активность и самостоятельность, наиболее полно реализовать себя.

Дети с нарушением зрения быстро утомляются, легко отвлекаются, поэтому игровая ситуация, создаваемая во время проведения игр, использование разнообразных игровых и дидактических материалов поможет вызвать интерес к заданиям и сохранить его в процессе всей игры.

Особенностью детей с нарушением зрения является неумение получать информацию об окружающем мире с помощью сохранных анализаторов – слуха, осязания, обоняния, двигательно-тактильной чувствительности. Поэтому важной задачей тифлопедагога является обучение полисенсорному восприятию предметов окружающего мира и ориентировке в нем.

Важно научить детей выделять существенные признаки и свойства предметов. Таким образом формировать чувственный опыт и соотносить конкретный признак с его словесным обозначением, благодаря чему создается адекватный образ предметов реального мира.

Создание максимально благоприятных  условий для игровой деятельности детей с нарушением зрения требует наличия разнообразного игрового материала. Я использую в коррекционной работе помимо традиционных  дидактических игр и пособий, современные игровые средства «Дусима», предназначенные для развития полисенсорного восприятия.

Для развития тактильного восприятия детей с нарушением зрения применяем игры : «Пощупай и угадай», «Сенсимо»,  «Подбери пару», набор тактильных шаров,  « Тактильная пирамида», «Определи на ощупь»,  «Мягче-жестче», «Что это?», наборы мягких кирпичей «Компримо», «Уравновесим шары». Эти игры способствуют развитию осязания, концентрации внимания и памяти, расширении словарного запаса, развития коммуникативных навыков.

Современные игровые пособия «Дусима» вызывают у детей высокую познавательную активность. Они выполнены из качественных материалов, к которым приятно прикасаться.

Эти игры можно применять как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе, что воспитывает в детях сотрудничество, взаимопомощь, умение взаимодействовать с товарищем.

Для развития обоняния и вкусовых ощущений использую игру «Сенсибар».

Для развития слухового восприятия использую игры «Определи на звук», «Звучащие куклы», в которых необходима высокая концентрация внимания, слуховое сосредоточение.

Своеобразие детей с нарушением зрения  проявляется в их недостаточной двигательной активности. Часто возникают трудности в зрительной оценке расстояния между предметами, их удаленности, в боязни большого пространства, что связано с монокулярным характером зрения и особенностями в эмоционально-волевой сфере  детей. Успешно ориентироваться в пространстве невозможно без участия всей сенсорной сферы.На занятиях по ориентировке в пространстве я использую игры с опорой на цветовые, звуковые ориентиры. Например, игры «Найди игрушку, которая звучала», «Какие игрушки поменялись местами?», «Какой игрушки не стало?».  Использую игры с движущими предметами (мячи, машины на пульте управления) для развития прослеживающей функции глаз. Игровые действия стимулируют  зрительно-двигательную активность детей, у них исчезает боязнь большого пространства.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию навыков ориентировки в пространстве в подготовительной группе «Буратино приглашает поиграть».

Программное содержание.

Коррекционные задачи.

1.Совершенствовать умение детей ориентироваться в микропространстве.

2.Упражнять в соотнесении формы предметов с соответствующими геометрическими эталонами.

3.Продолжать учить рисовать  план пространства (кукольную комнату).

4.Упражнять в активном использовании пространственных терминов при обозначении местонахождения предметов в пространстве и на плане.

5.Развивать зрительное внимание и память, глазодвигательные функции.

Оборудование: макет кукольной комнаты, кукольная мебель, игрушка Буратино, ключик, геометрические фигуры, листы бумаги в клетку, карандаши, листы бумаги, фломастеры.

Ход занятия.

1.Ребята, сегодгя к нам в гости пришел сказочный персонаж, он хочет с вами поиграть. А чтобы отгадать, кто это, надо быть внимательным и выполнить «графический диктант». Что вы нарисовали?-ключик. Вы догадались, кто наш гость? –Буратино.

-Ребята, меня Мальвина попросила помочь ей купить мебель, расставить ее в комнате, нарисовать план и прислать ей по почте .Мебель я купил, расставил красиво, а как нарисовать план не знаю. Ребята, вы мне поможете?-да.

2.Дидактическое задание «Расскажи, как расставлена мебель в комнате»

-Рассмотрим макет комнаты Мальвины. Какой она формы?-прямоугольной.

Сколько стен в комнате?-4(2 длинные и 2 короткие). Покажите левую, правую стены. Где находится окно? Где находится дверь? Какие предметы мебели купил Буратино? Какой формы шкаф и с какой стороны он стоит? Где расположен туалетный столик? Где стоит стульчик? С какой стороны стоит кровать? Где расположен стол? Какой он формы?С какой стороны от стола стоит стул?

3.Д/задание «Составь план комнаты с помощью геометрических фигур»

Каждый предмет мебели нужно заменить соответствующей ей геометрической фигурой. Вопросы к детям: -Где ты разместил на плане стол, какую фигуру взял для этого?

4.Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел, видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

5.Д/задание «Отметь на плане место, куда положу ключик»

Буратино кладет свой ключик в разных местах комнаты, а дети на большом плане(на доске) отмечают крестиком это место.

6.Д/упражнение на внимание «Что изменилось в комнате?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психофизическое развитие детей с нарушениями зрения

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11138530","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Методическая разработка коррекционно-образовательного занятия учителя-дефектолога в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения по сказке "Красная шапочка".

Методическая разработка коррекционно-образовательного занятия учителя-дефектолога в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения по сказке "Красная шапочка"....

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в группе раннего возраста для детей с нарушением зрения "Мышка-мастерица"

Тема занятия: "Мышка-мастерица" (одежда)Возрастная категория: ранний возраст (2-3 года)Тип занятия: развитие мелкой моторики...

Консультация учителя-дефектолога по теме "Современные педагогические технологии для детей с нарушением зрения"

Консультация учителя-дефектолога по теме "Современные педагогические технологии для детей с нарушением зрения"...