Выступление на семинаре-практикуме для учителей-дефектологов в коррекции проблем психофизического развития детей с нарушением зрения
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Выступление на семинаре-практикуме для учителей-дефектологов в коррекции проблем психофизического развития детей с нарушением зрения.
Тема выступления: «Игровая деятельность в коррекции полисенсорного восприятия и ориентировки в пространстве» (из опыта работы).
Большое значение в коррекционной работе учителя-дефектолога(тифлопедагога) уделяется игре как ведущей деятельности в дошкольном возрасте, позволяющей ребенку с нарушением зрения проявить собственную активность и самостоятельность, наиболее полно реализовать себя.
Дети с нарушением зрения быстро утомляются, легко отвлекаются, поэтому игровая ситуация, создаваемая во время проведения игр, использование разнообразных игровых и дидактических материалов поможет вызвать интерес к заданиям и сохранить его в процессе всей игры.
Особенностью детей с нарушением зрения является неумение получать информацию об окружающем мире с помощью сохранных анализаторов – слуха, осязания, обоняния, двигательно-тактильной чувствительности. Поэтому важной задачей тифлопедагога является обучение полисенсорному восприятию предметов окружающего мира и ориентировке в нем.
Важно научить детей выделять существенные признаки и свойства предметов. Таким образом формировать чувственный опыт и соотносить конкретный признак с его словесным обозначением, благодаря чему создается адекватный образ предметов реального мира.
Создание максимально благоприятных условий для игровой деятельности детей с нарушением зрения требует наличия разнообразного игрового материала. Я использую в коррекционной работе помимо традиционных дидактических игр и пособий, современные игровые средства «Дусима», предназначенные для развития полисенсорного восприятия.
Для развития тактильного восприятия детей с нарушением зрения применяем игры : «Пощупай и угадай», «Сенсимо», «Подбери пару», набор тактильных шаров, « Тактильная пирамида», «Определи на ощупь», «Мягче-жестче», «Что это?», наборы мягких кирпичей «Компримо», «Уравновесим шары». Эти игры способствуют развитию осязания, концентрации внимания и памяти, расширении словарного запаса, развития коммуникативных навыков.
Современные игровые пособия «Дусима» вызывают у детей высокую познавательную активность. Они выполнены из качественных материалов, к которым приятно прикасаться.
Эти игры можно применять как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе, что воспитывает в детях сотрудничество, взаимопомощь, умение взаимодействовать с товарищем.
Для развития обоняния и вкусовых ощущений использую игру «Сенсибар».
Для развития слухового восприятия использую игры «Определи на звук», «Звучащие куклы», в которых необходима высокая концентрация внимания, слуховое сосредоточение.
Своеобразие детей с нарушением зрения проявляется в их недостаточной двигательной активности. Часто возникают трудности в зрительной оценке расстояния между предметами, их удаленности, в боязни большого пространства, что связано с монокулярным характером зрения и особенностями в эмоционально-волевой сфере детей. Успешно ориентироваться в пространстве невозможно без участия всей сенсорной сферы.На занятиях по ориентировке в пространстве я использую игры с опорой на цветовые, звуковые ориентиры. Например, игры «Найди игрушку, которая звучала», «Какие игрушки поменялись местами?», «Какой игрушки не стало?». Использую игры с движущими предметами (мячи, машины на пульте управления) для развития прослеживающей функции глаз. Игровые действия стимулируют зрительно-двигательную активность детей, у них исчезает боязнь большого пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestatsiya.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-игровое развлечение: Красный, желтый, зеленый в рамках проведения акции «Москвичи с рождения-за безопасность дорожного движения».
Конспект досуга во II младшей группе «Знакомство со светофором»
Цель: познакомить детей со светофором и правилами поведения на проезжей части.
Программное содержание:
1.Дать детям представление о работе светофора, расположении и значении цветов.
2.Развивать ориентировку в пространстве
3.Учить действовать по сигналу.
Методы и приемы: игровая деятельность, художественное слово, подвижная игра, вопросы, продуктивная деятельность (аппликация).
Словарная работа: светофор, красный, желтый, зеленый цвет, трехцветный, тротуар, дорога.
Демонстрационный материал: картины с изображением светофора и знака «пешеходный переход», игрушка бибабо лиса.
Раздаточный материал: заготовки шаблонов светофора, круги красного, желтого, зеленого цвета, клей, салфетки.
Ход досуга.
Организационный момент. Загадка:
Поморгает красным цветом-
Остановятся все сразу.
А зеленым подмигнет-
Начинают переход.
Основная часть.
1.-Правильно, ребята, это светофор. Посмотрите, какой светофор на картинке (трехцветный).
Повторите все вместе. Давайте послушаем :
-Я трехцветный светофор, ваш помощник на дороге.
Чтоб дорогу перейти, на меня ты посмотри.
Если цвет зажегся красный, значит двигаться опасно.
Желтый цвет-предупрежденье, жди сигнала для движенья.
Цвет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!»
Педагог:
-Ребята, светофор стоит на дороге, он помогает людям и водителям по ней передвигаться.
Стук в дверь.-Кто там? Появляется лиса.
-Я рыжая плутовка, никого и ничего не боюсь. Где хочу, там появлюсь. Здравствуйте, ребята! А что вы тут делаете?
-Здравствуй лиса, мы знакомимся с правилами дорожного движения. А ты, лиса, знаешь, для чего нужен светофор?
-Конечно, знаю! Он похож на елочку, на нем горят разноцветные огоньки, вокруг него можно водить хоровод.
-Посиди, лиса, послушай наших ребят.
-Ребята, где расположен красный цвет? –вверху
Самый строгий красный свет
Если он горит, стоп!
Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.
-Ребята, на какой цвет нельзя переходить дорогу? – на красный.
-У светофора есть желтый цвет. Где он расположен?- в середине.
На желтый цвет идти нельзя, а нужно подождать и посмотреть, какой цвет загорится на светофоре. Если после желтого загорится зеленый, то дорогу можно переходить, если красный – надо стоять.
-Где расположен зеленый цвет светофора? – внизу.
-Ребята, кто ходит по тротуару?- пешеходы.
-А кто ездит по дороге?- машины.
-Кто управляет машинами? –водители.
-Где нужно переходить дорогу? –по пешеходному переходу. Посмотрите, там, где можно переходить дорогу, стоит дорожный знак «Пешеходный переход». Полски похожи на зебру, черные с белым.
Физминутка. Игра «Дети и светофор». Светофор будет давать сигналы, а мы на красный цвет-стоим, на желтый-хлопаем в ладоши, на зеленый-шагаем.
2.Игра «Пешеход»
- Девочки с колясками будут пешеходами, а мальчики водителями (держат в руках игрушечный руль).
Дети вертелись, дети кружились.
В автомобили все превратились.
Подчиняются без спора
Все сигналу светофора.
По сигналу светофора(красный круг) пешеходы стоят, едут « машины». На зеленый круг дети переходят на другую сторону, а «машины» стоят.
3. Аппликация.
-Лиса, а твои лесные друзья знают правила дорожного движенья?-нет.
-Ребята, давайте сделаем для лесных зверей светофоры. Дети выполняют аппликацию. Лиса благодарит детей .
Трансляция опыта. Конспекты открытых занятий.
Конспект открытого коррекционного занятия для детей с нарушением зрения «Путешествие в страну игрушек» в старшей группе.
Программное содержание.
Образовательные задачи:
1.Обобщить знания детей о разнообразии материалов, из которых изготовлены игрушки и их свойствах; учить группировать игрушки по материалам, из которых они изготовлены.
Коррекционно-развивающие задачи:
1.Упражнять в узнавании предметов с помощью осязания.
2.Активизировать зрительно-поисковую деятельность: упражнять в умении различать цвета движущихся объектов в большом пространстве, развивать зрительно-двигательную координацию.
3.Развивать ориентировку в пространстве: закреплять умение располагать игрушки в заданных направлениях, активизировать в речи обозначения направлений пространства.
Воспитательные задачи.
1.Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Оборудование: игрушка бибабо Буратино, игровое пособие «Сенсимо», игровое пособие «Определи на звук», разноцветные мячи, корзины, обручи, игрушки из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, металлические, мягкие), мостик, кубики, следы, дорожка.
Вводная часть.
-Ребята, угадайте, кто к нам спешит в гости?
Что за очень странный
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это? (Буратино).
-Здравствуйте, мальчишки и девчонки! Я –веселый Буратино! Для чего нужны игрушки, куклы, мячики, хлопушки, спросим мы у детворы, нужны игрушки для …(игры).
А вы любите играть? Тогда я вас приглашаю в путешествие в страну игрушек. В этой стране много игр ждет вас! Но чтобы туда попасть, надо пройти лабиринт и выполнить мои задания:
-пройти по узкой тропинке;
-идти, наступая на следы;
-перепрыгнуть ручеек;
-подойти к волшебному мостику.
Кто перейдет по нему и назовет игру или игрушку, в которую он любит играть, тот попадет в страну игрушек.
Основная часть.
1.Вот мы все очутились в стране игрушек. Садитесь на стульчики. Вы любите загадки? Я загадаю вам загадки, а отгадки вы найдете в каком-нибудь из этих мешочков (Сенсимо). Дети по очереди отгадывают и находят игрушки наощупь.
Загадки.
Его пинают, а он не плачет!
Его бросают-назад скачет. (мяч)
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (матрешка)
Коль бензину дашь напиться,
Вмиг помчится колесница. (машина)
Наряд мой пестрый,
Колпак мой острый.
Мои шутки и смех
Веселят всех. (петрушка)
Дом по улице идет
На работу всех везет.
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (автобус)
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (зайчик)
2.Беседа.
-Ребята, посмотрите каждый на свою игрушку и скажите, из какого материала она изготовлена? Ответы детей - Из резины, пластмассы, металла, меха, ткани. Если игрушка изготовлена из дерева, то она какая?- деревянная и т.д. (меховая, тканевая, металлическая, пластмассовая, резиновая).
-Проведите рукой по поверхности игрушки и скажите, какая она на ощупь?
-Теперь положите игрушку на ладошку, скажите, какая она по весу?
-Попробуйте надавить, сжать игрушку.
-Ответы детей.- Гладкая, мягкая, твердая, шероховатая, жесткая, холодная, теплая, легкая, упругая, тяжелая).
А теперь поменяйтесь игрушками. Расскажите о своей игрушке.
3.Дидактическая игра «Найди свой обруч».
Буратино приглашает поиграть в игру «Найди свой обруч».
-Ребята, посмотрите, в каждом обруче находится игрушка. Посмотрите, из какого материала у вас в руках игрушка. Найдите глазками тот обруч, в котором находится игрушка из того же материала. По сигналу «Раз, два, три- к обручу беги!» находите и встаете к своему обручу.
4.Дидактическая игра «Расставьте игрушки по заданию»
-Ребята, встаньте обруч. Буратино с вами поиграет. Возьмите одну игрушку и поставьте справа от себя, возьмите другую и поставьте слева, следующую позади себя и одну впереди себя.
Педагог задает вопросы детям:
-Где стоит мишутка от тебя?
-Назови игрушку, которая расположена слева от тебя.
-Какая игрушка позади тебя, впереди тебя?
5. Дидактическая игра «Запомни звук».
Буратино хочет поиграть с вами в звучащие кубики. Возьмите каждый по кубику. Держать кубик надо тремя пальцами- большим, указательным и средним. Теперь встряхните его, послушайте, какой звук издает кубик. У Буратино есть кубики, звучащие точно также, как у одного из вас. Кто сейчас услышит такой же звук , как у Буратино, скажет «У меня такой же звук!» Слушайте внимательно. Молодцы! Ваши ушки очень хорошо слышат! А теперь встряхните так кубики, чтобы стало очень громко.
6. Дидактическая игра «Догони свой мяч».
-Ребята, посмотрите на корзину, одинаковые ли мячи в ней? –Нет, разноцветные.
Теперь каждый возьмите по мячу. Какого цвета у тебя мяч? Сколько цветов в твоем мячике?-2,3.
Какие они по размеру?- большие, все одинакового размера.
-А теперь внимательно слушайте задание. Я оставшиеся мячи рассыплю по ковру разноцветным потоком. А вы пока звучит музыка должны найти точно такой же мяч, что у вас в руке. Дети под музыку находят свои мячи. Молодцы, все были внимательными. А теперь соберите все мячи в корзину.
7.Итог. Словесная игра «Продолжи предложение»
-Ребята, вам понравилось путешествие в страну игрушек? А чтобы вернуться обратно в детский сад, нужно подойти к волшебному мостику, встать на него по одному и продолжить предложение.
-Если у машинки сломалось колесо… (мы его починим).
-Если у куклы испачкалось платье …(мы его постираем и погладим).
-Если мячик упал в лужу…(мы его вымоем, высушим и снова станем играть).
-Если у зайчика оторвалось ухо…(мы его пришьем).
-Если вдруг порвалась книжка…(мы ее заклеим).
-Если все игрушки разбросаны…(мы их уберем на место).
-Как будем всегда обращаться с игрушками? (бережно и аккуратно).
Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе
для детей с нарушением зрения «Наши глаза»
Образовательные задачи:
1.Продолжать знакомить с ролью органа зрения в жизни человека.
2.Учить понимать, какую информацию об окружающем можно получить с помощью зрения.
Коррекционно-развивающие задачи:
1.Развивать цветовосприятие, зрительное внимание.
2.Упражнять в ранжировании предметов по убывающей и возрастающей величине.
3.Закреплять умение находить предметы определенной геометрической формы в окружающем мире.
4.Активизировать в речи обозначение направлений пространства.
Воспитательные задачи.
1.Воспитывать бережное отношение к глазам.
2.Закреплять правила ухода за глазами.
Оборудование.
Маленькие индивидуальные зеркала, рисунок глаза, игра «Подбери узор», лото «Геометрические фигуры», игрушка котенок, корзинка, палочки Кьюзинера, карточки с контурами предметов, цветные карандаши.
Ход занятия.
1.Беседа о глазах.
-Ребята, угадайте загадку.
По буквам, по строчкам,
По цифрам и точкам
Бежали, бежали,
Бежали-устали.
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются. (глаза)
-Егор, подойди ко мне. Я закрою повязкой тебе глаза. А ты постарайся сказать, что я буду делать. Беру в руки игрушку, машу рукой, повязываю платок на шею. Ребенок не может ответить. Теперь сними повязку и скажи, зачем же человеку глаза. Правильно, чтобы видеть.
Глазки видят все вокруг!
Ну, а если их закрыть,
В темноте придется жить…
-Сегодня мы продолжим разговор о наших глазах. Снимите очки, закройте глаза и осторожно потрогайте их. Какой формы глаза? Они имеют форму шара. Из-за того, что глаз круглый и плотный, его назвали глазным яблоком. Наденьте очки и посмотрите друг другу в глаза. Вы заметили, что глаза у всех разного цвета ? Это зависит от цвета радужной оболочки глаза. Посмотрите в зеркало и скажите, какого цвета ваши глаза. Как называют глаза коричневого цвета?- карие. С зелеными глазами?- зеленоглазыми.
-В центре глаза-черная точка. Это зрачок, сквозь него мы смотрим на мир. Зрачок регулирует количество света. Если свет яркий- то зрачок сужается, становится маленьким. Когда становится темно, зрачок расширяется и становится больше.
- Способность глаз видеть называют зрением. Если глаза видят хорошо, то у человека хорошее зрение. Если глаза стали видеть плохо, то нужно идти к врачу. Как называют врача, который лечит глаза?- офтальмолог.
-У глаз есть защитники – это брови и ресницы. Они защищают глаза от пыли и соринок.
2.Дидактическое задание «Путаница»
-А теперь мы узнаем, что умеют наши глазки. Посмотрите и назовите, что нарисовано на картинке. Назовите все овощи, фрукты и ягоды. Назовите, что нужно кушать, чтобы глазки хорошо видели? Задание- обведите и раскрасьте морковку.
Вывод- наши глаза помогают найти нужный предмет.
3. Д/задание «Подбери узор»
-Подберите к своей карточке подходящий узор и назовите все цвета.
Вывод-Глаза помогают узнать цвет предметов.
Зрительная гимнастика.
-Наши глаза умеют двигаться. Смотрите в свои зеркала и поднимайте глазки вверх, опустие вниз, смотрите прямо, теперь влево-прямо, вправо-прямо.
-Наши глаза умеют видеть далеко и близко. Покажите мне указательный палец правой руки. Я нарисую смайлики. Поставьте пальчик близко перед собой, теперь отодвиньте руку далеко от себя, медленно приближайте к себе.
4.Д/игра «Найди предметы заданной формы»
-Задание: Найдите округ вас предметы круглой, треугольной, квадратной, овальной, прямоугольной формы.
Вывод- наши глаза различают форму предметов.
5.Д/задание «Разложи палочки по величине»
Задание-разложить палочки от самой короткой до самой длинной. Теперь от самой длинной до самой короткой. От самой высокой до самой низкой, от самой низкой до самой высокой.
Вывод-наши глаза различают предметы по величине.
Физминутка
Капля первая упала кап! – движение глаз вверх-вниз
И вторая прибежала-кап!
Мы на небо посмотрели – взор вверх
Капельки «как-кап» запели.
Намочились лица, мы их вытирали. – круговые движения кистями
Туфли, посмотрите, мокрыми стали. – взор вниз
Мы плечами поведем, -движение плечами вверх
И все капельки встряхнем.
От дождя убежим, - бег на месте
Под кустом посидим. – приседание
6.Д/игра «Скажи, где находится предмет»
-С вами хочет поиграть котенок в прятки. Варя закроет глаза и скажет, куда спрятался котенок. Не может ответить. Почему Варя не смогла ответить, где спрятался котенок? Теперь закройте все глазки, а теперь откройте. Скажите, где находится котенок? Прячу котенка в корзинку, за корзинкой, перед корзинкой, на столе, под столом, между корзинкой и мячом.
Вывод-с помощью глаз можно узнать, где находится предмет.
-Теперь возьмите маленькие машинки и покатайте их вперед, поверните направо, вперед, поверните налево.
Вывод- глаза говорят нам о направлении движения.
7.Д/игра «Можно - нельзя»
Мы теперь знаем, что глаза очень важны для человека. Глаза надо беречь. Что нужно для этого? Давайте поиграем в игру «Можно – нельзя».
-Можно грязными руками браться за глаза?
-Можно каждый день утром и вечером промывать глаза теплой водой?
-Можно кушать овощи, фрукты, ягоды, полезные для глаз?
-Можно забывать очки дома, если врач назначил их носить?
-Можно долго смотреть телевизор и играть в компьютер?
-Можно близко сидеть у телевизора?
-Можно делать зрительную гимнастику?
Итог. Все ребята сегодня хорошо занимались и узнали много интересного о наших глазах.
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия в старшей группе на тему «Транспорт».
Образовательные задачи.
1.Уточнять и расширять знания детей о видах транспорта, способах его передвижения, особенностях внешнего вида.
Коррекционно-развивающие задачи.
1.Развивать зрительное восприятие, активизировать зрительно-поисковую активность детей, внимание.
2.Развивать зрительно-двигательную координацию, ориентировку в микропространстве.
Воспитательные задачи.
1.Закреплять правила дорожного движения.
Оборудование.
Зашумленные картинки, цветные карандаши, фломастеры, круги красного, желтого, зеленого цвета, пособие «Гаражи и машины»-оттенки синего цвета, машины разной величины, бумажные самолетики для зрительной гимнастики, картинки с изображением транспорта.
Ход занятия.
1.Ребята, отгадайте загадки.
Дом по улице идет,
На работу всех везет. (Автобус)
Коль бензина дашь напиться-
Вмиг помчится колесница. (Автомобиль)
Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд. (Ракета)
Как назвать одним словом? –транспорт.
2. Слуховой диктант. Помоги довести машину до гаража.
3.Зашумленная картинка. Задание «Обведи светофор и раскрась». Для чего нужен светофор? Какие цвета у светофора? Что они означают? Как они расположены?
Загорелся красный свет,
Стой! Вперед дороги нет.
Желтый глаз твердит без слов:
К переходу будь готов!
На зеленый свет-вперед!
Путь свободен, пешеход.
4. Физминутка «Лучший пешеход»
На зеленый цвет шагаем, на желтый стоим и хлопаем в ладоши, на красный -стоим.
5. Д/задание «Гаражи и машины»
Задание-проведи машину к гаражу такогоже оттенка.
6. Д/задание «Разложи машины по величине в порядке возрастания»
Зрительная гимнастика.
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.
Правое крыло отвел-посмотрел.
Левое крыло отвел-поглядел.
Я мотор завожу и внимательно гляжу.
Поднимаюсь вверх, лечу, приземляться не хочу.
7.Танграмм Задание «Собери парусник из геометрических фигур»
-Из каких геометрических фигур сложили парусник? Сколько треугольников? Сколько больших треугольников? Сколько маленьких? Где расположены? Сколько четырехугольников? Где расположены?
8.Д/игра «Едет, плывет, летает».
-Назовите, что изображено на картинке? Теперь я буду показывать на картинку, если это водный транспорт, то вы будете изображать, как он плывет. Наземный транспорт- будете рулить, воздушный – «лететь».
Итог. Все были внимательными и никто не ошибся, молодцы!
Выступление на семинаре-практикуме для учителей-дефектологов в коррекции проблем психофизического развития детей с нарушением зрения.Тема выступления «Игровая деятельность в коррекции полисенсорного восприятия и ориентировки в пространстве» (из опыта работы).
Большое значение в коррекционной работе учителя-дефектолога(тифлопедагога) уделяется игре как ведущей деятельности в дошкольном возрасте, позволяющей ребенку с нарушением зрения проявить собственную активность и самостоятельность, наиболее полно реализовать себя.
Дети с нарушением зрения быстро утомляются, легко отвлекаются, поэтому игровая ситуация, создаваемая во время проведения игр, использование разнообразных игровых и дидактических материалов поможет вызвать интерес к заданиям и сохранить его в процессе всей игры.
Особенностью детей с нарушением зрения является неумение получать информацию об окружающем мире с помощью сохранных анализаторов – слуха, осязания, обоняния, двигательно-тактильной чувствительности. Поэтому важной задачей тифлопедагога является обучение полисенсорному восприятию предметов окружающего мира и ориентировке в нем.
Важно научить детей выделять существенные признаки и свойства предметов. Таким образом формировать чувственный опыт и соотносить конкретный признак с его словесным обозначением, благодаря чему создается адекватный образ предметов реального мира.
Создание максимально благоприятных условий для игровой деятельности детей с нарушением зрения требует наличия разнообразного игрового материала. Я использую в коррекционной работе помимо традиционных дидактических игр и пособий, современные игровые средства «Дусима», предназначенные для развития полисенсорного восприятия.
Для развития тактильного восприятия детей с нарушением зрения применяем игры : «Пощупай и угадай», «Сенсимо», «Подбери пару», набор тактильных шаров, « Тактильная пирамида», «Определи на ощупь», «Мягче-жестче», «Что это?», наборы мягких кирпичей «Компримо», «Уравновесим шары». Эти игры способствуют развитию осязания, концентрации внимания и памяти, расширении словарного запаса, развития коммуникативных навыков.
Современные игровые пособия «Дусима» вызывают у детей высокую познавательную активность. Они выполнены из качественных материалов, к которым приятно прикасаться.
Эти игры можно применять как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе, что воспитывает в детях сотрудничество, взаимопомощь, умение взаимодействовать с товарищем.
Для развития обоняния и вкусовых ощущений использую игру «Сенсибар».
Для развития слухового восприятия использую игры «Определи на звук», «Звучащие куклы», в которых необходима высокая концентрация внимания, слуховое сосредоточение.
Своеобразие детей с нарушением зрения проявляется в их недостаточной двигательной активности. Часто возникают трудности в зрительной оценке расстояния между предметами, их удаленности, в боязни большого пространства, что связано с монокулярным характером зрения и особенностями в эмоционально-волевой сфере детей. Успешно ориентироваться в пространстве невозможно без участия всей сенсорной сферы.На занятиях по ориентировке в пространстве я использую игры с опорой на цветовые, звуковые ориентиры. Например, игры «Найди игрушку, которая звучала», «Какие игрушки поменялись местами?», «Какой игрушки не стало?». Использую игры с движущими предметами (мячи, машины на пульте управления) для развития прослеживающей функции глаз. Игровые действия стимулируют зрительно-двигательную активность детей, у них исчезает боязнь большого пространства.
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию навыков ориентировки в пространстве в подготовительной группе «Буратино приглашает поиграть».
Программное содержание.
Коррекционные задачи.
1.Совершенствовать умение детей ориентироваться в микропространстве.
2.Упражнять в соотнесении формы предметов с соответствующими геометрическими эталонами.
3.Продолжать учить рисовать план пространства (кукольную комнату).
4.Упражнять в активном использовании пространственных терминов при обозначении местонахождения предметов в пространстве и на плане.
5.Развивать зрительное внимание и память, глазодвигательные функции.
Оборудование: макет кукольной комнаты, кукольная мебель, игрушка Буратино, ключик, геометрические фигуры, листы бумаги в клетку, карандаши, листы бумаги, фломастеры.
Ход занятия.
1.Ребята, сегодгя к нам в гости пришел сказочный персонаж, он хочет с вами поиграть. А чтобы отгадать, кто это, надо быть внимательным и выполнить «графический диктант». Что вы нарисовали?-ключик. Вы догадались, кто наш гость? –Буратино.
-Ребята, меня Мальвина попросила помочь ей купить мебель, расставить ее в комнате, нарисовать план и прислать ей по почте .Мебель я купил, расставил красиво, а как нарисовать план не знаю. Ребята, вы мне поможете?-да.
2.Дидактическое задание «Расскажи, как расставлена мебель в комнате»
-Рассмотрим макет комнаты Мальвины. Какой она формы?-прямоугольной.
Сколько стен в комнате?-4(2 длинные и 2 короткие). Покажите левую, правую стены. Где находится окно? Где находится дверь? Какие предметы мебели купил Буратино? Какой формы шкаф и с какой стороны он стоит? Где расположен туалетный столик? Где стоит стульчик? С какой стороны стоит кровать? Где расположен стол? Какой он формы?С какой стороны от стола стоит стул?
3.Д/задание «Составь план комнаты с помощью геометрических фигур»
Каждый предмет мебели нужно заменить соответствующей ей геометрической фигурой. Вопросы к детям: -Где ты разместил на плане стол, какую фигуру взял для этого?
4.Физминутка «Буратино»
Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел, видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.
5.Д/задание «Отметь на плане место, куда положу ключик»
Буратино кладет свой ключик в разных местах комнаты, а дети на большом плане(на доске) отмечают крестиком это место.
6.Д/упражнение на внимание «Что изменилось в комнате?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ"
Консультация...
Психофизическое развитие детей с нарушениями зрения
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11138530","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Методическая разработка коррекционно-образовательного занятия учителя-дефектолога в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения по сказке "Красная шапочка".
Методическая разработка коррекционно-образовательного занятия учителя-дефектолога в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушением зрения по сказке "Красная шапочка"....
Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в группе раннего возраста для детей с нарушением зрения "Мышка-мастерица"
Тема занятия: "Мышка-мастерица" (одежда)Возрастная категория: ранний возраст (2-3 года)Тип занятия: развитие мелкой моторики...
Особенности работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения
Консультация...
Консультация учителя-дефектолога по теме "Современные педагогические технологии для детей с нарушением зрения"
Консультация учителя-дефектолога по теме "Современные педагогические технологии для детей с нарушением зрения"...