Сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике
Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями ребенка, требует психолого-педагогической помощи из-за стресса, вызванного появлением в семье ребенка с психофизическим нарушением.
Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья должны стать «параспециалистами», овладев специфическими приемами взаимодействия с ребенком, а также приемами коррекции и компенсации недостатков его развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями ребенка, требует психолого-педагогической помощи из-за стресса, вызванного появлением в семье ребенка с психофизическим нарушением.
Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья должны стать «параспециалистами», овладев специфическими приемами взаимодействия с ребенком, а также приемами коррекции и компенсации недостатков его развития.
Основные признаки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Члены семьи испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку вследствие различных трудностей: напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка, растерянность из-за полной беспомощности больного ребенка, замешательство, вызванное непредсказуемостью поведения ребенка.
2. Личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность, появляются значительные расхождения между идеальным и реальным образами сына или дочери.
3. Наличие частых психотравмирующих ситуаций, связанных с состоянием здоровья ребенка, получением образования, социальными проблемами и т.д.
4. Высокая эмоциональная ранимость родителей.
5. Склонность родителей фиксироваться на травмирующих переживаниях.
6. Трудности в удовлетворении ряда потребностей (потребность в общении, в продолжении рода, проблемы в продолжении карьеры и др.).
7. Нарастание неудовлетворенности членов семьи семейной жизнью: поведение ребенка с нарушением в развитии, особенности его личности во многом противоречат социальным ожиданиям других членов семьи, поэтому эмоциональная реакция на поведение особенности личности члена семьи – возмущение, раздражение, горечь. Может развиваться состояние глобальной семейной неудовлетворенности. Основными факторами, стимулирующими эту неудовлетворенность, являются: ощущение вины за болезнь, поведение ребенка, длительность болезни, степень нарушения обыденной жизни семьи, снижение социального статуса семьи.
8. Нарушение семейных отношений как детско-родительских, так и супружеских, возникают проблемы в сохранении семьи.
9. Снижение социального статуса семьи в целом и ее отдельных членов семьи. Имеет место повышенная чувствительность к реакции социального окружения на их проблему: то, что в семье есть ребенок с нарушением, ощущается как «позор», и это делает такую семью весьма чувствительной, мнительной, по отношению к окружающим, а это, в свою очередь, поддерживает ощущения «отверженности» и «позора». Особенно острой данная проблема является по отношению к детям школьного возраста: они могут быть объектом насмешек, возникают сложности в общении со сверстниками.
10. Феномен «сопровождающего заболевания»: ряд родителей могут иметь нервно-психические расстройства, которые менее заметны на фоне основного заболевания ребенка.
Основные направления по сопровождению семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, состоят в следующем:
1. Изучение состояния членов семьи, особенностей внутрисемейных взаимодействий.
2. Повышение веры родителей ребенка с психофизическими нарушениям в возможность достижения позитивного результата в развитии, обучении и воспитании ребенка, постепенное снижение гиперболизации проблем ребенка и представлений о бесперспективности его развития.
3. Создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка с ограниченными возможностями здоровья для переориентировки родителей с позиции бездействия на позицию деятельностного взаимодействия с ребенком.
4. Коррекция неконструктивных форм поведения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, таких, как агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка, стремление уйти от трудностей и др.
5. Информирование родителей об особенностях и проблемах ребенка и помощь в понимании сущности отклонений в развитии и адекватной оценке возможностей ребенка.
6. Формирование и поддержка позитивного стиля взаимодействия родителей с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
7. Обучение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья специальным коррекционным приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.
8. Расширение контактов семьи, преодоление изоляции, включение ее в общественную жизнь.
9. Повышение самооценки родителей в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.
10. Коррекция детско-родительских отношений.
11. Коррекция психологического состояния родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
12. Гармонизация семейных взаимоотношений.
Спектр направлений, который целесообразно реализовывать в процессе психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, определяется индивидуально в зависимости от жизненной ситуации каждой конкретной семьи и ребенка.
Принципы работы семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
1. Принцип комплексного подхода в работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья – утверждает необходимость использования всего многообразия методов, технологий и приемов из арсенала специалистов разных профилей: психологов, учителей-дефектологов, воспитателей. Выбор определяется целями, задачами программы оказания семье ребенка с нарушениями в развитии помощи. Предполагает участие в работе с ребенком и его семьей разных специалистов, при этом необходимо совместное обсуждение проблем семьи и результатов работы с ней и «ведение» конкретной семьи.
2. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, субъектом которой он является. Развитие ребенка происходит в системе отношений с близкими людьми, взрослыми. Особенности межличностных отношений, общения, совместной деятельности и способов ее осуществления составляют важнейший компонент развития, определяют зону его ближайшего развития. Успех коррекции и компенсации нарушений в развитии у ребенка наряду с другими составляющими зависит от сотрудничества с родителями. Объектом развития является не отдельный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является, и в первую очередь его семья.
3.Принцип интеграции усилий субъектов психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья – единство декларируемых социальных установок и реальных психолого-педагогических воздействий на детей, непротиворечивость педагогических требований, предъявляемых к учащимся, всеми субъектами педагогической деятельности. Необходимо обеспечение согласованности психолого-педагогических воздействий педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей, с одной стороны, и устранение разобщенности в их деятельности, с другой.
4. Принцип оптимистического подхода в работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья и его семьей – предполагает организацию «ситуации успеха» для ребенка и его родителей, веры в положительный результат работы с ребенком и его семьей, утверждение этого чувства в родителях, поощрение даже самых незначительных достижений.
5. Принцип ориентации на позитивные стороны семейного воспитания и позитивные качества родителей при организации работы с семьей. Предполагает постоянное внимание к позитивным качествам родителей, доверие и уважительное отношение к родителям, формирование веры в возможность достижения поставленных задач, преобладание позитивных оценок в анализе поведения родителей и их детей, оптимистическую позицию в определении задач работы по вовлечению родителей в педагогический процесс.
6. Принцип оптимистического подхода в работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья и его семьей – предполагает организацию «ситуации успеха» для ребенка и его родителей, веры в положительный результат работы с ребенком и его семьей, утверждение этого чувства в родителях, поощрение даже самых незначительных достижений.
5. Принцип ориентации на позитивные стороны семейного воспитания и позитивные качества родителей при организации работы с семьей. Предполагает постоянное внимание к позитивным качествам родителей, доверие и уважительное отношение к родителям, формирование веры в возможность достижения поставленных задач, преобладание позитивных оценок в анализе поведения родителей и их детей, оптимистическую позицию в определении задач работы по вовлечению родителей в педагогический процесс.
Динамика психолого-педагогической работы по организации взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья должна состоять в последовательном восхождении:
- от случайных контактов с родителями обучающихся к организации действенной системы работы с родителями в условиях образовательного учреждения;
- от реакции на свершившиеся негативные факты в семейном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья к профилактической системе деятельности;
- от фрагментарного рассмотрения различных факторов воспитания к восприятию целостной ситуации развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- от разобщенных стихийных действий педагогического коллектива, родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к согласованной системе психолого-педагогических мер.
Литература.
- Коррекционная педагогика
- Семья особого ребенка. Часть I /Сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва) /Сост. Г.Ю. Одинокоа, С.А. Пономарева. М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2020. 721 с.
- Бурмистрова Е. В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь//Вестник практической психологии образования- 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, вра...
Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки
В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки...
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»
Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии,...
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"
Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота появления на свет таких детей за десяти...
Статья на тему "Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"
В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождени...
Работа с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов
Эффективная своевременная квалифицированная помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, является основополагающим фактором успешной социализации и адаптац...
Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
В данном методическом материале рассказывается о основах психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. ...