Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
занимательные факты по психологии

Кошманова Софья Евгеньевна
В данном методическом материале рассказывается о основах психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психолого-педагогическое сопровождение детей должно носить системный и непрерывный характер, оно должно продолжатся месяцами и годами, и с помощью такой работы у детей наблюдается стойкий, долговременный эффект от работы.
Полноценному развитию и реабилитации способствуют индивидуальные программы помощи, сформированные с учётом потребностей и возможностей конкретного ребёнка. В идеале наиболее эффективной моделью помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья является взаимодействие семьи и междисциплинарной команды (включающей профессионалов разных профилей: врачей, логопедов, дефектологов, педагогов, психологов, специалистов по движению и др.) с целью выработки единой коррекционной развивающей программы и программы сопровождения семьи с учётом компенсаторных возможностей ребёнка. Реабилитационная и психолого-педагогическая работа должна проводиться в тесном сотрудничестве с родителями, которым оказывается информационно-психологическая и практическая помощь. На это указывают авторы, занимающиеся психологическим, педагогическим, социальным, медицинским сопровождением детей-инвалидов.

Сопровождение детей должно вестись не только вместе с родителями ребёнка, но и выстроено таким образом, чтобы оказывалась психологическая помощь и поддержка самим родителям, воспитывающим тяжело больных детей.

Появление в семье ребёнка-инвалида меняет, ломает все закономерные связи, которые ранее складывались до этого события в жизни семьи. Образ жизни семьи в случае рождения ребёнка с неизлечимым заболеванием кардинально видоизменяется. Родители, а особенно мать, сталкиваются с реалиями жизни, часто с непониманием, отгороженностью, страхом, агрессией других людей. Личность родителей под влиянием этих факторов изменяется. Для матери из доброго и справедливого мира превращается в «противостоящий». Как правило, в семье выделяется устойчивая диада – ребёнок – мать или ребёнок – бабушка. Наиболее ярко изменения жизни проявляются в диадах.

Другой аспект проблемы заключается в том, что большинство теорий возрастного развития подтверждают тот факт, что взрослеющий ребёнок становится всё более

«независимым», «автономным», он приобретает возможность самостоятельного выхода в культуру и взаимодействия с ней без посредников. Однако тяжело больной ребёнок с ОВЗ реализует «качественно отличный, своеобразный тип развития». У него процесс суверенизации часто не наступает или наступает с некоторыми оговорками. Ребёнок с ОВЗ не может жить самостоятельно и во многом определяет специфику функционирования и развития психологической системы ребёнка.

Если говорить о следующем аспекте, то можно сказать, что человек не может остановиться в своём развитии, он весь устремлён в будущее. Согласно исследованиям, матери детей с ОВЗ не могут представить, как будет складываться в будущем жизнь их ребёнка («Будущее кажется мне пока смутным»; «…пока ещё неопределённым»; «…более светлым, чем настоящее»; «…не могу представить будущее»; «…как две половины: то ли “+”, то ли “-“»; «…неясным»; «…очень туманным»). Тем не менее, они думают о будущем и часто надеются на лучшее («Я верю, что в будущем мы выздоровеем»; «…всё будет хорошо, и мы будем счастливы»; «…мой ребёнок будет здоров»; «…мы вылечимся»;
«…он всё равно пойдёт, у него будет своя семья»; «…может быть, моя дочь выздоровеет»; «…всё образуется»; «…мы будем вместе»). В этих высказываниях на себя обращает внимание и тот факт, что родители, говоря о своём ребёнке, очень часто мыслят о себе и нём как о едином целом, то есть как о психологической системе.

На какую цель опирается родитель, воспитывающий ребёнка-инвалида? Скорее всего, большинство ответов на этот вопрос с различными вариантами будет иметь следующий смысл: вылечить ребёнка. Можно предположить, что такая цель будут являться тупиковым путём развития системы, так как полное излечение детей с ОВЗ часто невозможно, и осознание этого происходит с течением времени у большинства отцов и матерей.

В практической работе необходима переориентация родителей (а особенно матери) на другую цель и смыслы – жить, принимать ситуацию такой, какая она есть, любить своего ребёнка и радоваться его достижениям, тогда, возможно, такая цель будет способствовать саморазвитию психологической системы. Чтобы самостоятельно прийти к такой цели, необходим определённый индивидуальный потенциал личности родителя, поэтому помощь психолога в работе с такими клиентами необходима. Источником преобразования могут являться внутренние резервы личности родителя, а именно – стремление к самоактуализации и к саморазвитию. А психолог может помочь самореализации личности, тем самым «подтолкнув» родителя к самоактуализации.

Можно утверждать (по данным исследований, например, Л. М. Шипицына), что в первую очередь начинают страдать при отсутствии специальной развивающей работы психические образования, возникшие на последних этапах филогенетического развития. Подтверждаются предположения о том, что у родителей детей-инвалидов страдает саморазвитие личности, стремление к самоактуализации. Огромное негативное воздействие внешних факторов (социальная изоляция, уход или смена работы, низкий уровень дохода семьи, отсутствие социальной поддержки и т. д.) приводит к невозможности реализовать потребность в самореализации родителя ребёнка-инвалида. Длительная невозможность «осуществить свои личные цели, страсти и интересы», невозможность самореализоваться приводит к усилению хронического стресса, который, в свою очередь, подавляет внутренний потенциал личности, самостоятельно мать ребёнка с таким большим количеством внешних трудностей справиться не может. Для самореализации личности родителя ребёнка с ОВЗ необходимо создание определённых внешних условий в виде поддержки на всех уровнях жизнедеятельности семьи (например, достойная материальная поддержка семей, воспитывающих ребёнка-инвалида, государством, создание специальных социальных и психологических программ помощи, доступность среды жизнедеятельности и т. д.). В этом случае можно реализовать способность к самоорганизации, саморазвитию человека.

На практике это может выстраиваться следующим образом:
• Индивидуальная работа с родителем. В силу понятных причин индивидуальную работу с матерью больного малыша в её классическом понимании выстроить достаточно сложно, поэтому уместно применять форму одновременного воздействия на ребёнка и на его мать во время занятия. Например, психолог ведёт коррекционно-развивающую работу с тяжело больным ребёнком и одновременно, когда это позволяют определённые методы работы, выстраивается беседа с матерью.
• Групповая тренинговая работа с женщинами.
• Привлечение родителей детей с ОВЗ к организации и участию в различных городских мероприятиях.
• Привлечение матерей «особых деток» к участию в работе кружков и секций (гимнастика, йога, аэробика и др.).
• Психологическое сопровождение родителей в режиме онлайн

Если специалист предлагает разные способы взаимодействия, родители имеют возможность сделать выбор в пользу того или иного направления, тем самым найти личностный ресурс для воспитания больного малыша, сформировать новую систему смыслов и ценностей, иметь возможность для саморазвития и самоактуализации. Все эти результаты в конечном итоге способствуют более качественной адаптации и реабилитации его ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...

Родительский клуб как эффективная форма психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольнос...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии,...

Статья на тему "Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"

В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождени...