Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки
статья по теме
В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях лекотеки реабилитационного центра.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, Лекотека, игра.
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам, касающимся социальной адаптации, интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Комплексную реабилитацию дети с ограниченными возможностями могут получить в специализированных учреждениях, одним из которых является государственное автономное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Спасатель» Забайкальского края».
Для решения проблем адаптации и коррекции психического развития детей с особенностями развития на базе учреждения внедрена технология «Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки».
Лекотека открылась в рамках реализации краевой программы «Право быть равным» при финансовом участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Целью создания Лекотеки является обеспечение психолого- педагогического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также детей с нарушениями развития (риском нарушения) для социализации, формирования предпосылок к учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).
Основными задачами Лекотеки являются:
- проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) при наличии согласия родителей (законных представителей);
-оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста, а также детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;
- осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей;
-обучение родителей (законных представителей), методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии (риск нарушения);
- помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком [1,c.95].
Специалисты, работающие в Лекотеке:
- педагог-психолог,
- социальный педагог,
- учитель-логопед.
Принципы Лекотеки:
− недирективность в игровом взаимодействии с ребёнком;
− уважительное отношение к игре ребёнка и к самому ребёнку;
− конструктивное общение родителей с ребёнком;
− активация игровой деятельности;
− соответствие игр и игрушек уровню развития и особенностям ребёнка;
− организация оптимальной игровой среды;
− междисциплинарный командный подход [2,c. 7].
Достигая цели, решая задачи, следуя принципам Лекотеки, команда специалистов (логопед, социальный педагог, психолог) самостоятельно определяют технологии и методы работы, исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья ребенка [1,c. 96]. Например, для детей с расстройствами аутистического спектра используются вербальные и невербальные средства коммуникации: движение тела, естественные жесты, пантомима, мимика, взгляд, вокализация; предметы: натуральные, миниатюрные, ассоциативные; изображения: цветные и чёрно-белые картинки, фотографии, пиктограммы. Все невербальные средства коммуникации сопровождаются речью специалиста — смысловыми комментариями.
Для эффективной индивидуальной и групповой работы с детьми, имеющими сложные нарушения развития, проводятся занятия одновременно разными специалистами (например, психолог и логопед, социальный педагог и психолог). Наполняемость групп при организации групповой работы с детьми:
- 2 человека - для детей со сложным дефектом,
- 6 человек - для детей с изолированным дефектом [1,c. 97].
Все взаимодействие происходит в игровой и дружественной форме.
Игра - основной метод Лекотеки. Специалисты Лекотеки рассматривают игру как особый вид активности ребёнка, проявляющийся в младенчестве и усложняющийся по мере развития, организующийся и поддерживаемый взрослым, добровольный и приносящий радость, позволяющий ему в безопасной ситуации наращивать свой эмоциональный и социальный опыт, творчески получать знания и совершенствовать навыки, выражать мысли и чувства [2,c. 39].
Главное условие эффективной работы - равноправное партнерство специалистов и родителей.
Специалисты Лекотеки проводят первичные индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей. Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребёнку комфортную, безопасную обстановку, адаптировать его к новой деятельности. Важной особенностью индивидуального занятия является поддержка позитивного стиля взаимодействия родителя с ребёнком. Часто для родителей осознание особенностей их детей даётся с трудом. Отсутствие специальных знаний, концентрация внимания на поиске радикального изменения ситуации, внутрисемейные проблемы часто мешают родителям настроиться на позитивный лад. Невнимание, раздражительность, директивность, чрезмерный контроль, гипертрофированное аффективное вовлечение и гиперопека — вот нередкие спутники воспитания детей с нарушениями в развитии. Задача психолога заключается в том, чтобы найти «сильные стороны» ребёнка, показать, чем он хорош, в чём успешен. Но для гармоничного взаимодействия мало создать положительный образ ребёнка и показать, как можно его развивать, нужно, чтобы родитель сам получал удовольствие от игры с ребёнком, чувствовал себя успешным. Обычно родители ребёнка с особенностями в развитии нуждаются как в эмоциональной, так и в информационной поддержке. Многие мамы искренне удивляются тому, что с ребёнком можно играть. Таким образом, особенностями работы психолога в Лекотеке является не только квалифицированная помощь ребёнку в социализации, личностном развитии и преодолении психических нарушений, но и обучение родителей методам и способам эффективного взаимодействия с детьми [1,c. 30].
Для оценки эффективности Лекотеки, как новой формы работы с детьми и родителями, специалистами проанализирована полученная психодиагностическая информация и по результатам установлено, что на протяжении всего периода реализации коррекционно-развивающих занятий, отмечается:
- формирование у детей навыков игровой деятельности (87%);
- активизация познавательной деятельности (53%);
- формирование механизмов социальной адаптации (68%);
- развитие навыков позитивного общения и конструктивного взаимодействия в диаде «родитель - ребенок»(71%);
- оптимизация уровня развития общей и мелкой моторики(32%);
- усвоение ребенком определенных правил поведения в быту и общественных местах (49%);
- расширение кругозора и обогащение словарного запаса (43%).
После проведения коррекционных мероприятий отношения родителей и детей улучшились. 55% родителей стали более заинтересованы в делах и проблемах ребенка, помогают ему и сочувствуют; понизилось авторитарное отношение родителей к детям, родители более сблизились со своими детьми, значительно повысилось сотрудничество с ними. Проведенные занятия показали, что целенаправленная работа имеет позитивные результаты.
Таким образом, можно сделать вывод, что Лекотека как новая форма работы с детьми и родителями, эффективна и может быть реализована в условиях реабилитационного центра.
Ссылки на источники:
- Российская лекотека: Методическое пособие.- М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения,2006.-138с.
- Методические рекомендации по организации деятельности лекотек и служб ранней помощи./ А.М. Казьмин, Е.А. Пертусенко, А.И.Чугунова, В.Н.Ярыгин.- М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2011.- 236с.
- Методические рекомендации по организации работы лекотек в учреждениях социального обслуживания населения [Текст] / Сост.: Т. В. Сапожникова, Ю. А.. Мазаева, Т. С. Щигрева, Т. С. Меньши- кова, З. С. Подорогина ; под обш. ред Т.В. Сапожниковой. – Бийск, 2015. – 414 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный подход в организации психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
В статье раскрываются элементы современных технологий формирования коммуникативного подхода к организации и содержанию психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с тяжелыми...
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»
Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии,...
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"
Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота появления на свет таких детей за десяти...
Презентация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в условиях ДОУ»
Информация для педагогов, предоставлена в виде слайдовой презентации. Подготовлена для выступления на педагогическом совете....
Статья на тему "Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"
В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождени...
Консультационно-диагностический пункт в МКДОУ ШР «Детский сад № 1 «Буратино» как форма оказания помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Консультационно-диагностический пункт, как форма реализации приоритетных направлений современной образовательной политики предполагает обеспечение гарантий доступности и равных возможностей получения ...
Работа с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов
Эффективная своевременная квалифицированная помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, является основополагающим фактором успешной социализации и адаптац...