Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"
рабочая программа на тему
Пояснительная записка:
В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота появления на свет таких детей за десятилетие увеличилась в два раза. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями.
Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, существует проблема социальной реабилитации детей с ОВЗ как наиболее уязвимой части населения, требующей внимания и помощи со стороны общества. Социализация ребенка с особыми образовательными потребностями не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи и, в первую очередь, родителей. Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет — здесь формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о
человеческих ценностях, нормах поведения, характере взаимоотношений между людьми.
В семье дети не только подражают близким, но и ориентируются на их социальные и нравственные установки. Уровень психологической зрелости родителей, их идеалы, опыт
социального общения часто играют в развитии ребенка решающую роль.
Рождение в семье ребенка с особенностями развития – это тяжелое испытание для всех членов семьи. Родители порой затрудняются определить свою роль в сложившейся ситуации, не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализоваться. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Как считают психологи, в большинстве случаев матери сильнее подвержены стрессу и дольше находятся в психотравмирующей ситуации, чем все остальные родственники «особого» ребенка. Они испытывают чувство вины за рождение такого ребенка, им очень трудно свыкнуться с мыслью, что именно их ребенок «не такой, как все». Незнание особенностей воспитания, растерянность, чувство стыда за то, что «родили неполноценного малыша», страх за будущее своего «особенного» ребенка, приводят к тому, что семьи отгораживаются от близких, друзей, знакомых, социума, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Семьи, имеющие детей с нарушениями развития, нуждаются в психологической помощи с первых месяцев жизни ребенка. Исследования ученых подтверждают, что чем раньше начато оказание помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), тем больших результатов удается достичь.
В этой связи одним из важных направлений в сопровождении семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья является реализация программы, направленной на развитие конструктивных детско-родительских отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_schastlivy_vmeste.docx | 153.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №45 «Журавлики»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
«Счастливы вместе»
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей
Подготовила: Долгова
Светлана Геннадьевна
педагог-психолог МБДОУ
«Детский сад №45
«Журавлики»
Телефон: 89176780224
Новочебоксарск -2017
Пояснительная записка:
В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота появления на свет таких детей за десятилетие увеличилась в два раза. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями.
Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, существует проблема социальной реабилитации детей с ОВЗ как наиболее уязвимой части населения, требующей внимания и помощи со стороны общества. Социализация ребенка с особыми образовательными потребностями не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи и, в первую очередь, родителей. Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет — здесь формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о
человеческих ценностях, нормах поведения, характере взаимоотношений между людьми.
В семье дети не только подражают близким, но и ориентируются на их социальные и нравственные установки. Уровень психологической зрелости родителей, их идеалы, опыт
социального общения часто играют в развитии ребенка решающую роль.
Рождение в семье ребенка с особенностями развития – это тяжелое испытание для всех членов семьи. Родители порой затрудняются определить свою роль в сложившейся ситуации, не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализоваться. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Как считают психологи, в большинстве случаев матери сильнее подвержены стрессу и дольше находятся в психотравмирующей ситуации, чем все остальные родственники «особого» ребенка. Они испытывают чувство вины за рождение такого ребенка, им очень трудно свыкнуться с мыслью, что именно их ребенок «не такой, как все». Незнание особенностей воспитания, растерянность, чувство стыда за то, что «родили неполноценного малыша», страх за будущее своего «особенного» ребенка, приводят к тому, что семьи отгораживаются от близких, друзей, знакомых, социума, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Семьи, имеющие детей с нарушениями развития, нуждаются в психологической помощи с первых месяцев жизни ребенка. Исследования ученых подтверждают, что чем раньше начато оказание помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), тем больших результатов удается достичь.
В этой связи одним из важных направлений в сопровождении семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья является реализация программы, направленной на развитие конструктивных детско-родительских отношений.
Цель: содействие созданию конструктивных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
- Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детьми.
- Учить родителей воспринимать ребенка с особенностями развития как естественную реальность, учитывая при этом приоритет его интересов.
- Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком, увеличив время совместного пребывания родителей и детей.
- Обучение родителей приёмам безоценочного, принимающего, демократического взаимодействия с детьми.
Целевой группой реализации программы являются одновременно дети с ОВЗ и их родители. Режим проведения занятий – 1 раз в месяц в малых группах во вторую половину дня. Продолжительность занятий 30-40 минут. Программа состоит из 7 занятий.
Основанием для включения в группу для занятий являются диагностические результаты социограммы «Моя семья» и результаты анкетирования родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предполагаемые результаты реализации программы
Результатом реализации программы должно стать:
- построение каждым участником определенной модели оптимальных взаимоотношений с детьми, позволяющей расширить и укрепить позитивные контакты родителей с детьми.
- создание конструктивных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- установление доверительных отношений между родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- повышение психологической компетентности родителей воспитывающих детей с ОВЗ.
- формирование чувства уверенности в себе, в своих возможностях, чувства защищенности, самоценности (повышение активности общения детей и их творческой инициативности, значительное снижение конфликтности).
Содержание программы:
№ п\п | Тема занятия | Цели и задачи | Содержание |
Занятие №1 «Знакомство» | Установление доверительных отношений между родителями и детьми, сотрудничество родителя и ребенка. | 1. Приветствие «Дай ладошечку, моя крошечка» 2. Упражнение «Знакомство» 3. Упражнение «Самый-самый» 4. Арт-техника «Совместный рисунок» 5. Релаксация «Эмбрион» 6. Рефлексия | |
Занятие № 2 «Вместе с мамой» | Снятие эмоционального напряжения, установление доверительных отношений между родителями и детьми. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Найди своего ребенка (маму)» 3. Упражнение «Закончить предложение» 4. Релаксация «Дождь в лесу» 5. Упражнение «Изготовление поделок». 6. Рефлексия | |
Занятие № 3 «Приходи, сказка!» | Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком. | 1. Приветствие 2.Детско-родительская игра «Найди свой цветок» 3. Ритуал вхождения в сказку 4. Чтение и демонстрация сказки «Цветок по имени Незабудка» 5. Ритуал выхода из сказки 6. Арт-техника «Рисование незабудки» 7. Рефлексия | |
Занятие № 4 «Моя семья» | Создание конструктивных детско-родительских отношений. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Волшебный камень» 3.Психогимнастика 4.Арт-техника «Моя семья» 5. Презентация своей семьи 6. Упражнение «Вылови камушки из воды» 7. Рефлексия | |
Занятие № 5 «Сказка в песочнице» | Снятие эмоционального напряжения, установление позитивного диалога между ребенком и родителем. | 1. Приветствие «Подари улыбку» 2. Упражнение «Мне нравится» 3. Упражнение «Ромашка» 4. Упражнение «Узоры на песке». 5. Песочная страна 6. Рефлексия | |
Занятие № 6 «Противоположности» | Разрешение детско-родительских конфликтов. | 1.Приветствие «Нестандартное приветствие» 2. Упражнение «Похвала» 3.Упражнение «Противоположности: конфликт "нападающего" и "защищающегося"» 4. Упражнение «Поссорились». 5.Упражнение «Совместное творчество» 6. Рефлексия | |
Занятие № 7 «Гармония в семье» | Установление теплых, позитивных эмоциональных отношений. | 1. Приветствие «Дай ладошечку, моя крошечка» 2. Упражнение «Мостик» 3. Упражнение «Солнце любви» 4. Упражнение «Я хороший родитель потому что…». 5. Арт-техника “Ладошки” 6. Упражнение «Дыхание Доброго Животного» 7. Рефлексия |
Каждое занятие включает три части: вводную (или разминку), основную и заключительную. Каждая часть решает несколько самостоятельных задач, определяющих ее содержание.
Вводная часть ставит своей целью подготовить участников группы к непривычной для них форме работы.
Основная часть занятия занимает большую часть времени и по своему содержанию представляет реализацию соответствующих задач данного занятия.
Заключительная часть ставит своей целью снятие эмоционального возбуждения и рефлексию содержания занятия каждым участником в отдельности и всей группы в целом. Обсуждение итогов занятия проводится в кругу в форме беседы по вопросам, позволяющим обмениваться впечатлениями и мнениями.
Оценка эффективности реализации программы
До начала реализации программы проводятся социограмма «Моя семья» (Приложение №1) и анкетирование родителей (Приложение №2), позволяющие выявить характер взаимоотношений в семье и трудности в воспитании ребенка с ОВЗ. По итогам реализации программы проводится повторная диагностика по социограмме «Моя семья» и опросник родительского отношения (Приложение 4). Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов реализации программы позволят сделать вывод о наличии динамики в установлении доверительных взаимоотношений и создании конструктивных детско-родительских отношений.
Диагностический инструментарий:
- Анкетирование родителей.
- Социограмма «Моя семья» (B. B. Ткачева)
- Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)
Список средств обучения
- Музыкальное сопровождение, ноутбук, проектор.
- Атрибуты для проведения игр и игровых упражнений.
Информационные ресурсы
1. Ткачёва В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000.
2. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений.- М.: Гном-Пресс, 1999.
3. Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Психология, 2006 г.
4. Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. https://e-koncept.ru/2015/95052.htm
5. http://testoteka.narod.ru/dro/1/03.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества, первым окружением человека. И поэтому о...
Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Семья является основой воспитания и становления личности. Только во взаимодействии с семьей ребенка, возможно добиться положительных результатов....
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»
Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии,...
Программа психолого-педагогической помощи и индивидуальный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья
На современном этапе распространение процесса инклюзии в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответ...
Статья на тему "Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"
В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождени...
Характеристика семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Характеристика семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья...
Сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизво...