Статья на тему: "Педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья."
статья (старшая, подготовительная группа)

Гарина Татьяна Геннадьевна

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), сопровождение родителей, воспитание, образование.

Аннотация: в статье рассматриваются примеры положительного сотрудничества педагога и родителя, как неотъемлемой части воспитания  ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_garina_t.g._ignatova_v.v.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Гарина Татьяна Геннадьевна - воспитатель

Игнатова Вера Васильевна – воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного

вида №24 «Светлячок»

г. Мичуринск

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), сопровождение родителей, воспитание, образование.

Аннотация: в статье рассматриваются примеры положительного сотрудничества педагога и родителя, как неотъемлемой части воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня более чем 500 миллионов людей по всему миру - это почти каждые десятый гражданин планеты - сталкиваются с различными ограничениями в повседневной жизни, вызванными как психологическими, так и физическими проблемами. Несмотря на значительные прорывы науки и медицины, количество людей с подобными нарушениями продолжает увеличиваться. Причины кроются в неправильном питании, неблагоприятных социально-психологических условиях (включая конфликты, войны, террористические акты), ухудшении экологической обстановки и пагубном воздействии вредных привычек. В России также наблюдается тенденция роста числа детей с подобными нарушениями [2].

Дети с ОВЗ - особая группа, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения. Приоритетное внимание к этим группам – это ключевая задача государства в сфере образования и социальной поддержки.

Педагогическая и психологическая поддержка родителей при воспитании детей с особыми нуждами включает тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса: от специалистов до педагогов и, конечно же, самих родителей. Это ключевой компонент интегрированного подхода к сопровождению, существенно влияющий на формирование личности ребёнка и его успешную социализацию [1].

Поддержка семей с детьми с ОВЗ направлена на оптимальное использование коррекционно-развивающих возможностей семьи, способствуя повышению её эффективности как микросреды для воспитания Основными целями такого сопровождения выступают: [3, с.7]:

- нормализация детско-родительских отношений;

- повышение родительской компетентности в вопросах организации ухода и заботы о детях, их воспитания;

- содействие в создании условий для успешной социализации ребенка.

Таким образом, данный подход обеспечивает системную работу по адаптации детей к жизни в обществе через укрепление семейных ресурсов и тесное взаимодействие заинтересованных сторон.

Организация совместной деятельности профессионалов для поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), должна базироваться на закреплении функций специального структурного подразделения данного образовательного учреждения - коррекционно-развивающей службы. Ключевым моментом станет разработка персонализированных маршрутов поддержки для каждой семьи:

1. Разработка и модернизация нормативной базы, направленной на индивидуальное обучение с учетом уникальных нужд детей с ограниченными возможностями здоровья; в этом процессе должны быть задействованы педагог-психолог, учителя-логопеды, администрация дошкольного учреждения и специалисты по реабилитации.

2. Создание полноценной базы данных обо всех учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Для определения потребностей семей необходимо:

- Проведение регулярных индивидуальных консультаций;

- Анкетирование родителей;

- Тестирование для выявления актуальных проблем [5, с.127].

Создание комплексного подхода по поддержке семей включает в себя:

1. Педагогическую и психологическую помощь, направленную на оптимизацию семейной атмосферы.

2. Улучшение межличностных отношений между родителями и детьми с ОВЗ.

Алгоритм работы специалистов сопровождения образовательного учреждения представляет собой [2]:

- перспективный план работы;

- разработка рекомендаций, исходя из имеющихся нарушений и заболеваний каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- работа по индивидуальному плану;

- обследование.

Рассматривая основные этапы в модели сопровождения в условиях инклюзивного образовательного процесса, можно выделить следующие этапы:

1. Этап знакомства. На данном этапе происходит как дистанционное (исследование профессионалами учреждения документов ребёнка с возможностью ознакомления родителей), так и непосредственное знакомство (в рамках первого собрания для родителей).

2. Просвещение. Для родительской аудитории организуется комплекс информирования о целях, методах и содержании специального образовательного процесса через визуальные материалы – стенды с рекомендациями экспертов (литература, научные выдержки), советы специалистов.

3. Наглядное обучение родителей. Практика наглядного обучения включает открытые уроки педагогов и учителей-логопедов, тематические мероприятия учреждения - праздники, утренники, которые служат ключевыми инструментами в образовательном процессе для семей.

4. Консультирование. Консультации проводятся по запросам родителей с целью оказания помощи в аспектах коррекционного воздействия, обучения и воспитания ребёнка, социализации и создания развивающей среды дома.

5. Мониторинг. Осуществляется через регулярные опросы и анкетирование по инициативе администрации и специалистов (педагогов, логопедов, психологов) с целью оценки эффективности работы в динамике.

6. Стратегическое планирование развития ребёнка: задача профессионалов - совместно с родителями определить перспективы роста через разработку образовательных программ (основных и дополнительных), а также обсуждение возможностей будущей профессии для детей.

7. Анализ и корректировка деятельности: этап рефлексии предполагает совместное оценивание достигнутых результатов родителями и педагогами, глубокий анализ успехов и неудач с последующим внесением необходимых коррективов в процесс обучения и воспитания. [4, с. 129].

Таким образом, комплексная работа по поддержке детей с особенностями развития становится неотъемлемой частью формирования инклюзивного общества. Эта система требует тесного сотрудничества педагогов, медицинских специалистов, психологов, администрации дошкольного учреждения, социальных работников и других профессионалов в рамках единой цели. При наличии всех этих элементов взаимодействия ожидается значительное улучшение развития ребенка с положительными изменениями его состояния.

Список использованной литературы.

1. Льготы и привилегии для детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] — URL:

2. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ [Электронный ресурс] — URL:

3. Воронцова, Т. Н. Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ как проблема специального (дефектологического) образования / Т. Н. Воронцова // Студенческий: электрон. научн. журн. — 2018. — № 23(43).

4. Пазухина, С. В. Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Пазухина, З. Н. Калинина, Е. В. Декина // Гуманитарные науки (Ялта). — 2018. — № 2 (42). — с. 128–136.

5. Стругова, В. Г. Социально-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра / В. Г. Стругова, О. Б. Колесникова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». — 2017. — № 3. — с. 124–130.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии,...

Статья на тему "Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"

В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождени...

Сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизво...

Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

В данном методическом материале рассказывается о основах психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. ...