Статья на тему: "Педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья."
статья (старшая, подготовительная группа)
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), сопровождение родителей, воспитание, образование.
Аннотация: в статье рассматриваются примеры положительного сотрудничества педагога и родителя, как неотъемлемой части воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гарина Татьяна Геннадьевна - воспитатель
Игнатова Вера Васильевна – воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного
вида №24 «Светлячок»
г. Мичуринск
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), сопровождение родителей, воспитание, образование.
Аннотация: в статье рассматриваются примеры положительного сотрудничества педагога и родителя, как неотъемлемой части воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня более чем 500 миллионов людей по всему миру - это почти каждые десятый гражданин планеты - сталкиваются с различными ограничениями в повседневной жизни, вызванными как психологическими, так и физическими проблемами. Несмотря на значительные прорывы науки и медицины, количество людей с подобными нарушениями продолжает увеличиваться. Причины кроются в неправильном питании, неблагоприятных социально-психологических условиях (включая конфликты, войны, террористические акты), ухудшении экологической обстановки и пагубном воздействии вредных привычек. В России также наблюдается тенденция роста числа детей с подобными нарушениями [2].
Дети с ОВЗ - особая группа, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения. Приоритетное внимание к этим группам – это ключевая задача государства в сфере образования и социальной поддержки.
Педагогическая и психологическая поддержка родителей при воспитании детей с особыми нуждами включает тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса: от специалистов до педагогов и, конечно же, самих родителей. Это ключевой компонент интегрированного подхода к сопровождению, существенно влияющий на формирование личности ребёнка и его успешную социализацию [1].
Поддержка семей с детьми с ОВЗ направлена на оптимальное использование коррекционно-развивающих возможностей семьи, способствуя повышению её эффективности как микросреды для воспитания Основными целями такого сопровождения выступают: [3, с.7]:
- нормализация детско-родительских отношений;
- повышение родительской компетентности в вопросах организации ухода и заботы о детях, их воспитания;
- содействие в создании условий для успешной социализации ребенка.
Таким образом, данный подход обеспечивает системную работу по адаптации детей к жизни в обществе через укрепление семейных ресурсов и тесное взаимодействие заинтересованных сторон.
Организация совместной деятельности профессионалов для поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), должна базироваться на закреплении функций специального структурного подразделения данного образовательного учреждения - коррекционно-развивающей службы. Ключевым моментом станет разработка персонализированных маршрутов поддержки для каждой семьи:
1. Разработка и модернизация нормативной базы, направленной на индивидуальное обучение с учетом уникальных нужд детей с ограниченными возможностями здоровья; в этом процессе должны быть задействованы педагог-психолог, учителя-логопеды, администрация дошкольного учреждения и специалисты по реабилитации.
2. Создание полноценной базы данных обо всех учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Для определения потребностей семей необходимо:
- Проведение регулярных индивидуальных консультаций;
- Анкетирование родителей;
- Тестирование для выявления актуальных проблем [5, с.127].
Создание комплексного подхода по поддержке семей включает в себя:
1. Педагогическую и психологическую помощь, направленную на оптимизацию семейной атмосферы.
2. Улучшение межличностных отношений между родителями и детьми с ОВЗ.
Алгоритм работы специалистов сопровождения образовательного учреждения представляет собой [2]:
- перспективный план работы;
- разработка рекомендаций, исходя из имеющихся нарушений и заболеваний каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- работа по индивидуальному плану;
- обследование.
Рассматривая основные этапы в модели сопровождения в условиях инклюзивного образовательного процесса, можно выделить следующие этапы:
1. Этап знакомства. На данном этапе происходит как дистанционное (исследование профессионалами учреждения документов ребёнка с возможностью ознакомления родителей), так и непосредственное знакомство (в рамках первого собрания для родителей).
2. Просвещение. Для родительской аудитории организуется комплекс информирования о целях, методах и содержании специального образовательного процесса через визуальные материалы – стенды с рекомендациями экспертов (литература, научные выдержки), советы специалистов.
3. Наглядное обучение родителей. Практика наглядного обучения включает открытые уроки педагогов и учителей-логопедов, тематические мероприятия учреждения - праздники, утренники, которые служат ключевыми инструментами в образовательном процессе для семей.
4. Консультирование. Консультации проводятся по запросам родителей с целью оказания помощи в аспектах коррекционного воздействия, обучения и воспитания ребёнка, социализации и создания развивающей среды дома.
5. Мониторинг. Осуществляется через регулярные опросы и анкетирование по инициативе администрации и специалистов (педагогов, логопедов, психологов) с целью оценки эффективности работы в динамике.
6. Стратегическое планирование развития ребёнка: задача профессионалов - совместно с родителями определить перспективы роста через разработку образовательных программ (основных и дополнительных), а также обсуждение возможностей будущей профессии для детей.
7. Анализ и корректировка деятельности: этап рефлексии предполагает совместное оценивание достигнутых результатов родителями и педагогами, глубокий анализ успехов и неудач с последующим внесением необходимых коррективов в процесс обучения и воспитания. [4, с. 129].
Таким образом, комплексная работа по поддержке детей с особенностями развития становится неотъемлемой частью формирования инклюзивного общества. Эта система требует тесного сотрудничества педагогов, медицинских специалистов, психологов, администрации дошкольного учреждения, социальных работников и других профессионалов в рамках единой цели. При наличии всех этих элементов взаимодействия ожидается значительное улучшение развития ребенка с положительными изменениями его состояния.
Список использованной литературы.
1. Льготы и привилегии для детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] — URL:
2. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ [Электронный ресурс] — URL:
3. Воронцова, Т. Н. Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ как проблема специального (дефектологического) образования / Т. Н. Воронцова // Студенческий: электрон. научн. журн. — 2018. — № 23(43).
4. Пазухина, С. В. Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Пазухина, З. Н. Калинина, Е. В. Декина // Гуманитарные науки (Ялта). — 2018. — № 2 (42). — с. 128–136.
5. Стругова, В. Г. Социально-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра / В. Г. Стругова, О. Б. Колесникова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». — 2017. — № 3. — с. 124–130.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/30/picture-358036-1385828820.jpg)
Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Данная статья раскрывает организацию работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в условиях ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/30/picture-358036-1385828820.jpg)
Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Презентация наглядно раскрывает работу Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/08/picture-864014-1481214319.jpg)
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»
Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии,...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/13/picture-1238186-1586789945.jpg)
Статья на тему "Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"
В данной статье рассмотрены основные задачи и этапы работы педагога-психолога с семьёй, воспитывающих детей с ОВЗ.Ссылка на публикацию: Вирюкина С.П. Особенности психолого-педагогического сопровождени...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/18/picture-1313420-1613641467.jpg)
Сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизво...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/31/picture-1466106-1698727687.jpg)
Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
В данном методическом материале рассказывается о основах психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. ...