Консультативный материал для воспитателей и родителей "Неплавность речи у детей раннего и дошкольного возраста"
статья на тему
Неплавность речи у детей раннего и дошкольного возраста. Организация и содержание охранительного режима для детей группы риска заикания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekcionnyy_material_uchitelya.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Неплавность речи детей раннего и дошкольного возраста.
В современной логопедии выделяют темпо-ритмо-интонационное членение речи, которое формируется в процессе текущего формирования мысли и ее вербализации.
Темпо-ритмо-интонационное членение пронизывает все фазы построения высказывания, включая намерения говорящего, лексико-синтаксическое структурирование и моторно-дыхательную ритмизацию речевого потока (Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, 1998 и др.). Ритмический период устной речи, объединенный смыслом и интонацией, называется синтагмой. Синтагма в речи взрослых произносится на одном речевом выдохе и представляет собой единый артикуляционный комплекс. Именно синтагму, произносимую на едином речевом выдохе в процессе непрерывной речевой артикуляции, связывают с понятием плавности речи.
Как известно, все акустические характеристики устной речи оформляются постепенно в процессе речевого онтогенеза. Речь маленьких детей отличается от речи взрослых аритмичностью, неустойчивостью темпа и склонностью его к ускорению, наличием итераций, паузами, пересмотрами и т.п., то есть явлениями, которые характеризуют неплавность речи детей.
Неустойчивость физических параметров устной речи характеризует незрелость как физиологических, так и психологических параметров устной речи детей.
В норме у детей дошкольного возраста в период формирования фразовой и контекстной речи наблюдается большое количество показателей неплавности:
- повторы звуков;
- повторы целого слова;
- неритмические фонации;
- несформированность речевого дыхания;
- восклицания;
- пересмотры;
- паузы (внутри слова, между словами, между фразами, перед семантически и грамматически сложными высказываниями).
В норме у детей дошкольного возраста отмечается значительный разброс в
показателях неплавности речи, их количестве и возрастной динамике.
У большинства дошкольников максимальное количество показателей неплавности наблюдается в возрасте 2 - 3-х лет.
К 3-м годам увеличивается количество фразовых повторов и пересмотров. Количество показателей неплавности увеличивается с переходом к употреблению сложных слов, сложных фраз и более сложного по смыслу и грамматическому оформлению контекста.
Виды показателей неплавности имели возрастную динамику. Так, повторы звуков, слогов и слов, неполные слова, неполные фразы, паузы внутри слова, внутри фразы характерны, главным образом, для детей 2,5 - 3,5-х лет. Сформированность речевого выдоха в этом возрасте наблюдается только при произнесении изолированных слов.
К 5-ти годам в речи преобладают такие показатели неплавности, как паузы перед сложными по смыслу и грамматическому оформлению высказываниями, пересмотры, повторы частей фразы.
Возраст | Онтогенез развития речи | Показатель неплавности |
1,5 - 2 года | Формирование элементарной фразовой речи. Первые фразы состоят из 2 - 3-х слов, которые еще не объединены грамматически, слоговой состав слов часто редуцирован. В речи детей наблюдается много восклицаний, неритмичных фонаций. | Слова во фразе отделяются друг от друга паузами, во время которых дети нередко делают вдох. Фразы из 2 - 3-х слов состоят как бы из изолированных произнесенных слов (каждое слово на отдельном выдохе), объединенных в то же время смыслом. |
2,5 - 3,5 года | Фразовая речь интенсивно усложняется и одновременно употребляется. Появляются бессоюзные сложносочиненные предложения, затем с союзами. Грамматические формы становятся нормативными. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного синтаксического значения: «лоском» (ложкой), «вилком» (вилкой) и др. Суффиксы -ок, -чик и др. К 3-м годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка. Дальнейший темп его формирования замедляется. | Наблюдаются повторы отдельных речевых звуков, частей слова (чаще это первый слог). Нередко наблюдаются повторения целого слова (как правило, первого слова фразы), а также повторения последних 1 - 2-х слов фразы. Наблюдаются неполные фразы, с опусканием слова внутри фразы, либо недоговариванием последнего слова. В процессе речевого высказывания имеются неритмичные фонации как гласных, так и согласных звуков, которые могли заполнять паузы, а иногда и перед началом высказывания. Изредка наблюдаются пересмотры. Высказывания из изолированных слов произносятся детьми, начиная с 3-х лет в процессе выдоха, что можно считать началом речевого выдоха. Некоторые дети могут сказать на выдохе фразу, состоящую из 2-х слов. Подавляющее число детей до 4-х лет произносят фразу в разные фазы дыхательного цикла. Начало речи может совпадать с выдохом, а третье и четвертое слово уже произносится либо на фоне задержки выдоха, либо во время паузы между вдохом и выдохом, либо в момент вдоха. Часто наблюдаются восклицания как внутри фраз, так и между фразами. В целом, у детей этого возраста фразовая речь характеризуется общей дизаритмией. |
3 - 4 года | Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. Разграничение однозначных морфологических элементов по типам его склонения, например: -ов, -ев,-ей - нулевая флексия. Собственные словоформы, словотворчество («ежинята» - ежата, «мамонтенок» - маленький мамонт, «водопадит» - сильно течет вода). | Показатели неплавности речи начинают перестраиваться. Исчезают повторы отдельных букв, частей слова и неритмичные фонации. Значительно реже наблюдается повторение целого слова и неполной фразы. Увеличивается количество пауз между предложениями, появляются грамматические паузы перед сложными согласованиями членов предложения. Уменьшается количество восклицаний. В возрасте с 4-х до 5-ти лет короткие фразы из 2 - 4-х простых слов произносятся в процессе выдоха. Семантическое и грамматическое усложнение фразы, увеличение количества слов нарушает речевой выдох: выдох задерживается, либо производятся дополнительно короткие вдохи, значительно реже речь продолжается в момент вдоха. |
5 лет | Формирование контекстной речи, т.е. самостоятельное порождение текста. В активном словаре большое количество слов, сложных по лексическим и фонетическим характеристикам. Высказывания включают фразы, требующие согласования большой группы слов. В то же время появляются ошибки, неправильные изменения слова, нарушения структуры предложения. | В процессе перессказа наблюдаются неправильно произносимые слова, хотя изолированно эти слова произносились правильно, аграмматизмы. Нарушение речевого дыхания, часть слов произносится во время фазы выдоха. Нередко учащаются итерации, часто возникают паузы на границах предложения и внутри них. Отмечается опережающий характер речевого высказывания в процессе речи, помимо большого числа показателей неплавности наблюдаются судорожные итерации. Судорожные итерации учащаются при передаче содержания малознакомого текста. |
Таб. 1 Появление фразы, формирование ее развернутой формы, становление грамматических структур и наличие показателей неплавности в онтогенезе развития речи
Практически все дети Дома ребенка имеют задержку психического развития причинами которой являются: социально-неблагополучный анамнез, отягощенный биологическим диагнозом, социальная депривация учреждения в котором воспитываются несовершеннолетние.
У детей отмечается замедленная возрастная динамика показателей неплавности речи. Фразовая речь характеризуется замедленным темпом развития. Замедленная возрастная динамика показателей неплавности расценивается как нарушение созревания речевых механизмов. У таких детей в 5 лет можно наблюдать все те показатели, которые характерны для детей 2,5 - 3,5-х лет. У всех детей речь аритмична вплоть до 5-ти лет с большим количеством показателей неплавности. Речь прерывается частыми дополнительными вдохами, паузами; многочисленное повторение звуков, слогов, слов, включение звуков, не входящих в состав слов. В моменты волнения (присутствие посторонних лиц, новая беседа, беседа в форме заданий и т.п.) нередко отмечаются судорожные итерации. Эти дети входят в группу риска заикания.
У большинства детей фразовая речь формируется позднее, чем у нормы. Элементарная фраза появляется к 2-м годам, усложнение фразы и ее интенсивное формирование в возрасте 3,5 - 4-х лет. Одновременно с этим отмечается небольшой словарный запас. Наблюдаются многочисленные итерации в виде повторов звуков, слогов, слов, фонации, речь в фазе вдоха и в паузу перед вдохом. Иногда эти итерации сопровождаются судорожными явлениями в речевых мышцах. Именно у этих детей наблюдаются эпизоды судорожных запинок в процессе речевого высказывания. То есть их речь сходна по своим характеристикам с речью заикающихся детей. Это дети входят в группу фактора риска заикания.
Организация и содержание охранительного режима для детей группы риска заикания.
Факторы риска заикания в отечественной и зарубежной литературе представлены мало. В то же время указываются достаточно четкие показатели того, каких детей можно отнести к группе риска заикания (Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, 1998, 2001; Л.М. Крапивина, 1992, 1998 и др.).
По мнению этих авторов, дети, которые относятся к группе риска заикания, нуждаются в организации специального общего и речевого охранительного режима для профилактики этой патологии.
Охранительный режим, который способствует уменьшению риска заикания у дошкольников, включает в себя ряд специальных мероприятий. Можно выделить пять основных направлений по организации и содержанию таких мероприятий.
Для профилактики заикания важным являются мероприятия по общему оздоровлению ребенка и соблюдение правил психогигиены.
Общий режим для детей, относящихся к группе риска, должен включать в себя специальную организацию отдыха и бодрствования. Это реализуется разумным режимом дня ребенка, где большое значение придается организации дневного и ночного сна, прогулкам, рациональному режиму питания. Для всех этих режимных моментов основной характеристикой является ритмичность, то есть проведение их регулярно и в определенные часы.
Известно, что ритмические воздействия благоприятно действуют на центральную нервную систему, способствуют развитию устойчивости к стрессовым воздействиям, и, напротив, хаотичная жизнь маленького ребенка резко снижает сопротивляемость организма.
Характеристикой ритмичности должны обладать не только перечисленные режимные моменты, но и организация игровой деятельности. В игры, проводимые с ребенком, вводятся ритмизированные движения, ритмические вокализации, синхронизация вокализаций и движений.
Общий план оздоровительных мероприятий может включать оптимальную систему закаливания.
Двигательный режим, то есть правильное чередование двигательных нагрузок и отдыха, позволяет укрепить здоровье ребенка, развивать его костно-мышечную систему. Все это в целом оказывает положительное влияние на развитие психомоторики.
Психическое развитие ребенка тесно связано с его моторным развитием и требует рационального моторных и психических нагрузок. Если будут преобладать психические нагрузки в виде длительного просмотра телевизионных передач, чтения книг, не соответствующих возрасту, переизбытка информации как в качественном, так и в количественном отношении, то у детей повышается риск заикания.
У детей с тревожными чертами характера часто возникают страхи. Таких детей желательно не оставлять одних в темноте перед засыпанием или оставлять приглушенным свет, если они одни; не запугивать страшными историями или животными, для того, чтобы ребенок заснул или быстро съел свой обед и т.п. Избыток впечатлений создает эмоциональные перегрузки, что неблагоприятно сказывается на психическом состоянии детей.
Большое влияние имеет стиль воспитания. Как известно, воспитание может реализоваться в авторитарном, попустительском и демократическом стилях.
При авторитарном стиле воспитания взрослый обращается с ребенком строго. Он выносит быстрые точные приговоры, «раздает» приказания и наказания и заставляет ребенка точно выполнять свои требования. Наказание является главным орудием для формирования правильного поведения ребенка и внушения уважения к старшим. Самая важная ценность, которую усваивает ребенок при этом стиле воспитания, это полное подчинение авторитету.
В результате такого стиля воспитания у ребенка нередко появляются страхи, враждебность, агрессия. Психологическая защита ребенка разрушается, так как фактически ребенок не имеет права на нее. Ребенок, воспитанный в этих условиях, часто малоинициативен, не может отстаивать свою точку зрения, безропотно подчиняется старшим.
Как правило, при авторитарном стиле завышаются требования к ребенку. От него требуется не только реализация всех правил поведения, но и отличные успехи в любом виде обучения. Невозможность соответствовать всем требованиям взрослого вызывает постоянное эмоциональное напряжение.
Попустительский стиль воспитания, в противовес авторитарному, отменяет (часто «во имя здоровья, счастья ребенка») наказания, порицания, моральные нравоучения, а вместе с ними и требования.
Взрослый представляет ребенку все возможности для его развития. Рамки дозволенности расширены до крайних пределов. С ребенка снимается всякого рода ответственность. Эти дети много часов могут проводить перед телевизором, что приводит, с одной стороны, к психической и эмоциональной перегрузке, с другой стороны - к гиподинамии. Такие дети не доводят до конца задуманное и оставляют начатое дело на половине, как только возникают затруднения. Ребенок не способен регулировать свое поведение.
У детей, находящихся в условиях попустительского стиля воспитания, с трудом формируется мотивация к обучению. Не умея прилагать волевые усилия, такой ребенок не получает результата, который бы его удовлетворил и, в свою очередь, стал бы стимулом дальнейшего обучения, а следовательно, и развития. Занятия с логопедом у таких детей бывают малорезультативными. Такой стиль воспитания у детей с фактором риска заикания является неблагоприятным.
Демократический стиль воспитания подразумевает оправданные сочетания поощрения и наказания, свободы выбора и ограничений, осознание не только прав, но и обязанностей. При демократическом стиле воспитания создается обстановка доверия между ребенком и взрослым. Объяснение ребенку необходимости выполнения тех или иных требований, возможности решения конфликтов на рациональном уровне способствует эмоциональной стабилизации ребенка, выработке тех качеств личности, которые позволяют ему в будущем иметь высокую степень развития социальной адаптации. Воспитание уверенности в себе, осознанное выполнение правил поведения, высокая смооценка, достигаемые при демократическом стиле воспитания, очень важны для детей, имеющих фактор риска заикания.
В общий охранительный режим входит создание дружелюбной, теплой обстановки в группе, которая позволяет конструктивно решать конфликтные ситуации, не вызывая обиды и эмоциональной напряженности ребенка.
Особым образом должно быть организовано речевое общение ребенка с ближайшим окружением. Прежде всего это касается эмоциональной окраски голоса. Голос должен быть всегда спокойным, интонации дружелюбными, уважительными, доверительными. Окружающие ребенка люди должны избегать проявления в голосе эмоционального возбуждения и напряженности. С ребенком нужно разговаривать только спокойно. Кроме того, должно быть ограничено речевое общение заикающегося взрослого с ребенком, в частности, в период формирования фразовой речи.
Речь взрослого должна быть достаточно плавной, без необоснованных пауз, дополнительных вдохов, вставок, итераций, восклицаний типа «ой», необоснованных пересмотров планирования высказывания. Диапозонтемпа речи взрослых должен колебаться в рамках умеренного, то есть от «разумно» быстрого до «разумно» медленного. Речь взрослых должна быть ритмичной, четкой с обязательным договариванием концов слова и фраз. При этом обязательна эмоциональная выразительность.
Нормативное звукопроизношение взрослых дает образцы детям для подражания, формируя звуковую культуру речи. Доступность лексики и адекватность грамматических структур обеспечивают осмысливание ребенком речи взрослых, а также служат образцом для подражания. Нельзя общаться с детьми, используя их лепетный язык.
В целом, речь взрослых, обращенная к ребенку, должна быть конкретна, лексика должна быть простой и доступной по содержанию. Желательно при общении с ребенком использовать конкретные вопросы и не торопить ребенка с ответом.
Если в речи ребенка существуют погрешности, то в таких случаях нельзя наказывать, передразнивать или грубо поправлять ребенка.
Детям с опережающим речевым развитием необходимо снижение интенсивности и объема новой информации, ее поступление должно быть строго дозированным, все зрелищные мероприятия должны быть ограничены, а также должно быть ограничено время просмотра телевизионных передач. Для этой группы детей рекомендуется перечитывать книги, содержание которых им уже известно.
Детям с замедленным темпом речевого развития необходима умеренная, осторожная стимуляция речевого развития, нормализация звукопроизношения и лексико-грамматической стороны речи. Наряду с этим надо быть крайне внимательным к дозировке подаваемой информации.
Литература.
- Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. Издание 2-е, дополненное и переработанное. - М.: В. Секачев, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1990.
- Логопедия. / Под ред. Л.С. Влковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
- Поварова И.А. Практикум для заикающихся. - СПб.: СОЮЗ, 1999.
- Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление./Под ред. Ю.Ф. Гаркуши - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль художественной литературы в воспитании и развитии речи детей раннего и дошкольного возраста
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...
Конспект семинара «Использование современного развивающего дидактического материала для развития сенсорных и элементарных математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста».
Конспект семинара, приложение к презентации "Методика Врскобовича"....
Презентация "Методика Воскобовича" к Семинару «Использование современного развивающего дидактического материала для развития сенсорных и элементарных математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста»
с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. В пособие описаны схемы рисунков, которые в итоге должны получиться у детей.7 слайд. &la...
Программа адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи
Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребѐнка», Закона РФ ...
Индивидуальный план самообразования воспитателя. Тема: «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».
Индивидуальный план самообразованиявоспитателяТема: «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»....
«Фразовый конструктор» как средство развития связной речи у детей раннего и дошкольного возраста
Консультация для педагогов...
Коррекция дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста (О. Г. Приходько)
Цель логопедической работы с детьми с дизартрическими расстройствами — это улучшение разборчивости речевого высказывания, для того чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими....