Коррекция дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста (О. Г. Приходько)
презентация по логопедии
Цель логопедической работы с детьми с дизартрическими расстройствами — это улучшение разборчивости речевого высказывания, для того чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекция дизартрических нарушений речи у детей | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ц ель логопедической работы с детьми с дизартрическими расстройствами — улучшение разборчивости речевого высказывания, для того чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими.
Основные задачи логопедического массажа: 1 . Нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях — уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляциионной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезий ). 2 . Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих). 3 . Стимуляция проприоцептивных ощущений. 4 . Подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции. 5 . Уменьшение гиперсаливации . 6 . Укрепление глоточного рефлекса. 7 . Афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).
Артикуляционная гимнастика проводится сначала в пассивной форме, затем в пассивно-активной и, наконец, в активной форме. Пример пассивной Пример активной гимнастики. гимнастики для языка : Упражнения для язычной мускулатуры: 1 ) прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов; 2) выдвигание языка вперед; 3) втягивание языка назад, внутрь; 4) опускание языка вниз; 5) приподнимание языка вверх; 6) боковые отведения ( вправо и влево ); 7) приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти; 8) суживание языка и заострение его; 9) переключение различных позиций . 1) выведение языка из ротовой полости вперед; 2) втягивание языка назад; 3) опускание языка вниз ( к нижней губе); 3) поднимание языка вверх (к верхней губе); 4) боковые отведения языка (влево и вправо); 5) придавливание кончика языка ко дну ротовой полости; 7) приподнимание кончика языка к твердому нёбу; 8) легкие, плавные, покачивающие движения языка в стороны.
Метод искусственной локальной контрастотермии применяется для уменьшения спастичиости мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезов язычной и мимической мускулатуры, а также при артикуляционной апраксии. Этот метод заключается в контрастотермальном воздействии низкотемпературных ( криомассаж ) и высокотемпературных ( термомассаж ) агентов.
Важным разделом логопедической работы при дизартрии является развитие дыхания и коррекция его нарушений При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движений диафрагмы , межрёберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.
Формирование голоса проходит в рамках ортофонического метода, который предусматривает соединение артикуляционных, дыхательных и вокальных упражнений, целью которых является развитие координированной деятельности дыхания, голосообразования и артикуляции.
Развитие просодики и коррекция ее нарушений - При формировании мелодико-интонационной стороны речи важным разделом является работа над логическим ударением. Детям предлагается выделять слова, на которые падают ударения, голосом и движением — хлопаньем в ладоши, притопыванием Мама мыла Таню. Мама мыла Таню - Также на логопедических занятиях большое внимание уделяется формированию у детей умения пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной и повелительной интонацией. Сестра сказала ( повествовательно ): “Ну, футбол!” ( восклицательно , с оттенком растерянности ). А я ответил ( повествовательно ): “Во, футбол!” ( восклицательно , радостно). - Кроме того, необходимо развивать у детей естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния: радость, удивление, испуг. Ай-я- яй ! — укоризненно покачать головой и погрозить пальцем; Ой ! — на лице радость, всплеснуть руками и поднести их к лицу; Ой-е-ей ! — покачать головой с сожалением, руки развести в стороны .
Коррекция нарушений звукопроизношения Включает в себя следующие этапы: 1. Развитие новых произносительных умений и навыков. 2. Определение последовательности логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения . 3. Постановка или стимуляция непосредственного вызывания изолированного звука 4. Автоматизация (закрепление вызванного звука) 5. Дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами 6. Развитие коммуникативных умений и навыков.
Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук При лечебно-педагогической работе необходимо учитывать функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультативный материал для воспитателей и родителей "Неплавность речи у детей раннего и дошкольного возраста"
Неплавность речи у детей раннего и дошкольного возраста. Организация и содержание охранительного режима для детей группы риска заикания....
«Использование нетрадиционных приемов коррекции дизартрических нарушений речи дошкольников»
В статье рассматриваются вопросы коррекции речевых нарушений, осложненных дизартрическими проявлениями. Автор предлагает для использования в логопедической работе нетрадиционные приемы коррекции...
Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
Как известно, своевременное и полноценное овладению речью является важным условием развития личности ребёнка. Так как речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих людей (взрослых) - речи ...
Программа адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи
Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребѐнка», Закона РФ ...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...
«Фразовый конструктор» как средство развития связной речи у детей раннего и дошкольного возраста
Консультация для педагогов...