«Фразовый конструктор» как средство развития связной речи у детей раннего и дошкольного возраста
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)

Резаева Ольга Александровна

Консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Чебурашка»

Консультация для педагогов

на тему: «Фразовый конструктор» как средство развития связной речи у детей раннего и дошкольного возраста

Подготовила:

учитель-логопед МАДОУ

Резаева О.А.


«Фразовый конструктор» как средство развития связной речи

у детей раннего и дошкольного возраста

В настоящее время у многих детей имеют серьезные проблемы в общении. Эти проблемы, с одной стороны, связаны с нехваткой объема словаря, а с другой стороны, с неумением грамматически правильно строить свое высказывание.

Работа по формированию фразовой речи является одним из важных этапов работы не только учителей-логопедов, но и воспитателей всех групп в детском саду. Овладение ею является необходимым этапом в познавательном и социально-коммуникативном развитии ребенка.

Необходимо проводить одновременную работу над пониманием обращенной речи, обогащением словаря, построением фразы.

Использование в играх занимательного наглядного материала при работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Использование в играх практических приемов позволяет наглядно показать суть этих понятий и их назначение, так как основной формой деятельности дошкольников является наглядно – практическая.

«Фразовый конструктор» это наглядная опора для правильного построения фразы, предложения. Фразовый конструктор состоит из картинок, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.).

Фразовый конструктор необходим для запуска речи на этапе становления фразы, а также для развития уже имеющейся фразовой речи у ребёнка. Полезен для развития умения связывать и сочетать слова друг с другом.

Фразовый конструктор направлен на решение следующих задач:

  • обучение построению предложений от двусоставных до более сложных;
  • установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
  • актуализация накопленного пассивного и активного словаря;
  • формирование связности и чёткости высказывания.
  • У фразового конструктора есть несколько правил:
  • 1. Вводим фразовый конструктор с известными ребенку словами: существительные и глаголы.
  • 2. Вводим части речи по онтогенезу, используя для этого модели фраз по В.И.Балаевой. (слайды из презентации)

3. Если мы даем глагол, лучше обозначать его черно-белой пиктограммой.

Весь конструктор может быть черно-белым или раскрашенным.

Если у нас множественное число, то предметов должно быть много.

Работа с фразовым конструктором может идти по нескольким направлениям, например, таким как:

- выбор изображения к заданной фразе;

- подбор слова к заданным изображениям;

- работа с деформированной фразой (игра «Исправь ошибку»)

Ценность фразового конструктора в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу педагога. Дети с удовольствием вовлекаются в деятельность по конструированию предложений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Резаева Ольга Александровна учитель-логопед МАДОУ детский сад №10 «Чебурашка» «Фразовый конструктор» как средство развития связной речи у детей раннего и дошкольного возраста

Слайд 2

В настоящее время у многих детей имеют серьезные проблемы в общении. Эти проблемы, с одной стороны, связаны с нехваткой объема словаря, а с другой стороны, с неумением грамматически правильно строить свое высказывание. Работа по формированию фразовой речи является одним из важных этапов работы не только учителей-логопедов, но и воспитателей всех групп в детском саду. Овладение ею является необходимым этапом в познавательном и социально-коммуникативном развитии ребенка. Необходимо проводить одновременную работу над пониманием обращенной речи, обогащением словаря, построением фразы. Использование в играх занимательного наглядного материала при работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Использование в играх практических приемов позволяет наглядно показать суть этих понятий и их назначение, так как основной формой деятельности дошкольников является наглядно – практическая.

Слайд 3

«Фразовый конструктор» это наглядная опора для правильного построения фразы, предложения.

Слайд 4

Фразовый конструктор направлен на решение следующих задач: обучение построению предложений от двусоставных до более сложных; установление лексико-грамматических отношений между членами предложения; актуализация накопленного пассивного и активного словаря; формирование связности и чёткости высказывания.

Слайд 5

У фразового конструктора есть несколько правил: 1. Вводим фразовый конструктор с известными ребенку словами: существительные и глаголы. 2. Вводим части речи по онтогенезу, используя для этого модели фраз по В.И.Балаевой .

Слайд 7

3. Если мы даем глагол, лучше обозначать его черно-белой пиктограммой

Слайд 8

Модели «фразового конструктора» по В.И. Балаевой . 2 модель.

Слайд 9

Модели «фразового конструктора» по В.И. Балаевой . 3 модель.

Слайд 10

Далее по моделям включаются уже прилагательные. Например, прилагательное цвета можно изобразить кляксу определённого цвета. Весь конструктор может быть черно-белым или раскрашенным. Если у нас множественное число, то предметов должно быть много. Словосочетание «желтые листья »

Слайд 11

Модели «фразового конструктора» по В.И. Балаевой . 4 модель.

Слайд 12

Модели «фразового конструктора» по В.И. Балаевой . 5 модель. Какой? Какая? Какое? Какие? Кто? Что? Что делает? Кого? Что?

Слайд 13

Модели «фразового конструктора» по В.И. Балаевой . 6 модель. Слово категории состояния. Кто? Что? Что делает?

Слайд 14

Модели «фразового конструктора» по В.И. Балаевой . 7 модель.

Слайд 15

Работа с фразовым конструктором может идти по нескольким направлениям, например, таким как: - выбор изображения к заданной фразе; - подбор слова к заданным изображениям; - работа с деформированной фразой (игра «Исправь ошибку») Ценность фразового конструктора в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу педагога. Дети с удовольствием вовлекаются в деятельность по конструированию предложений.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете.Развитие связной речи детей старшей группы дошкольного возраста средствами художественной литературы.

Как ведётся работа по этому вопросу в нащей группе.Какая проводится работа с детьми,с родителями,что планируем в перспективе....

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте

. Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированное зависит дальнейшее развитие ...

Сторителлинг – как средство развития связной речи детей раннего дошкольного возраста.

Использование "Кубиков истории", как направление сторителлинга, в работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста....

Родительское собрание «Художественная литература, как средство развития связной речи детей раннего возраста»

ФГОС дошкольного образования выделяет речевое развитие, как одно изприоритетных направлений в развитии детей раннего возраста. В раннийпериод дошкольного детства происходит становление речи и ееформир...

Статья "Пальчиковая гимнастика, как средство развития связной речи детей раннего возраста"

Применение пальчиковой гимнастики оказывает положительный результат. Такие упражнения для движений пальцев и кистей рук являются значительным средством развития мышления детей. Во время этого у ребенк...

«Фразовый конструктор» как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов В настоящее время у многих детей имеют серьезные проблемы в общении. Эти проблемы, с одной стороны, связаны с нехваткой объема словаря, а с другой стороны, с неумением ...

Мастер класс «Фразовый конструктор, как средство развития связной речи»

Мастер класс «Фразовый конструктор, как средство развития связной речи»...