Психологическая страничка для родителей "Кризис трех лет"
статья по теме
Советы родителям, как вести себя с ребенком кризиса трех лет. В материале представлена информация: как проявляется кризис трех лет, причины возникновения, значения кризиса и чем его полезность и стратегии поведения взрослого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krizis_treh_let.docx | 37.46 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Причины:
На третьем году жизни в поведении малыша часто проявляются черты своеволия и упрямства. Он стремится обязательно на своем. При этом дети кричат, бунтуют, бросаются на землю, ставя взрослых в затруднительное положение. Что же кроется за таким поведением?
До 3 лет ребенок развивался за счет восприятия внешнего мира, т.е. он был во власти среды, был ею управляем. На 4 году жизни благодаря памяти, жизненному опыту, ребенок начинает приобретать свое «Я», становится достаточно независимым от окружения. (До этого говорил о себе в третьем лице «Миша кушает»).
Действия ребенка в возрастающей степени управляются все укрепляющейся волей. Это и приводит к конфликту, перенапряжению, временным поведенческим проявлениям кризиса. Итак, наш ребенок бушует, когда его желания не совпадают с его возможностями. Действия ребенка и его желания должны реализовываться в рамках, установленными нами взрослыми. Вот в этом и дело: чем больше мы стремимся сузить рамки, тем чаще провоцируем упрямство ребенка.
2. Проявления кризиса 3 лет:
Итак, вместе с психическим созреванием происходит стремительное физическое развитие личности. Ребенок не только осознает себя, но и способен физически обеспечить себе независимость в передвижении, в обслуживании самого себя. Все это выражается в « кризисе 3 лет», который характеризуется следующими симптомами:
Негативизм – это не просто непослушание или нежелание выполнить указание взрослого, а стремление делать всё наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. Ребенок может не сделать что-то, только потому, что его об этом попросили. При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что ему говорит взрослый. Как только взрослый соглашается с ним, он тут же меняет свое мнение на противоположное. Ребенок как бы опробует в общении слово «нет», осознавая более богатый спектр человеческих отношений.
Упрямство – ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого хочется в данный момент, а потому что он этого потребовал. Ребенок как бы проверяет, может ли он что-то потребовать, и выполнят ли это требование.
Строптивость - это центральный симптом для кризиса 3 лет. От негативизма она отличается лишь тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который в данный момент побуждает его к действию, строптивость направлена против норм поведения, установленных для ребенка. Здесь скрывается «строптивая установка» по отношению ко всему образу жизни, который сложился до 3 лет. Ребенок бунтует, его недовольное «да ну» выражает скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело раньше.
Своеволие – ребенок хочет все сделать сам.
Протест-бунт – все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находятся в состоянии войны с окружающими. Частые ссоры с родителями становятся обычным явлением.
Обесценивание ребенком личности близких – малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которые раньше никогда не употреблял. Он вдруг резко меняет свое отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними.
Деспотизм или ревность – это двойственный симптом проявляется в различных семьях по-разному. У ребенка появляется желание проявить деспотическую власть по отношению к окружающим. Так, мать не должна уходить из дому, она должна сидеть в комнате, как он этого требует. Ему должны достать то, что он требует. Ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания. В семье же с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности: по отношению к младшим или старшим детям. В этом случае проявляется та же тенденция к господству, деспотизму – как следствие ревнивого отношения к другим детям.
Кризис проявляется как бунт против авторитарного воспитания. Ребенок очень мал и ему кажется, что говорить «нет» и быть личностью «одно и тоже». А вы не встречали среди взрослых таких «бунтарей»? - если да, то имейте в виду – это последствия неправильного реагирования на кризис 3 лет взрослыми.
Неужели «кризис 3 лет» имеет свои последствия в будущем? Еще какие? Это кризис – самый первый кризис личности. Дальше будет еще два – подростковый и кризис 40 лет. Я назвала самые основные по своей трудности кризисы, но «кризис 3 лет» откладывает отпечаток на то, как ребенок будет справляться с трудностями в дальнейшем.
3.Значение кризиса или в чем его полезность:
Итак, осваивая негативные формы поведения, ребенок не только в будущем может сказать «нет» торговцу наркотиками, «нет» участию в драке.
Если ребенок с малых лет приучен самостоятельности, с раннего возраста привыкнет выполнять разумные требования, то в критических ситуациях он будет вести себя так, что родителям не придется прибегать к экстренным мерам. Воспитание самостоятельности у ребенка укрепляет его волю. Родители помните от того, как вы поведете себя по отношению к ребенку, зависит, удастся ли преодолеть таких критические фазы в его развитии или уже детском упрямство закрепится как стереотип поведения и превратится в будущем в модель общения с окружающим миром. Как же быть? Ведь трудности испытывают не только дети, но и мы, взрослые. Как реагировать? Ведь нельзя же постоянно мириться с упрямством? Но и железные меры приведут или к тому, что ребенок вырастет несамостоятельной тряпкой или будет агрессивным упрямцем.
4. Стратегии поведения взрослых.
Хочется еще раз подчеркнуть, что «кризис 3 лет» является самым сложным, но нормальным периодом в жизни любого ребенка. Ребенок должен быть уверен в том, что как бы он себя не вел, его всегда будут любить и никогда не бросят. Нужно постараться относится к трудностям с определенной долей юмора и благоразумия, тогда самостоятельность требует большего, чем просто чистое отрицание.
Стратегия № 1. «Опередить слово «нет»».
Попробуйте сделать слово «нет» для всех развлечением и игрой. Оно потеряет свою опасность, если мама скажет слово «нет» до того, как его произнесет малыш, например, мама спрашивает: «Как насчет того, чтобы съесть немного рыбы на завтрак, Саша?»,- а затем, гримасничая, громко отвечает себе за сына «Нет! Нет! Нет!» или когда родители говорят «нет» в ответ на все, что им говорит ребенок. Тем самым они обращают внимание на то, что для его развития будет лучше, если он выберет другую линию поведения.
Стратегия № 2. «Обратная инструкция».
Можно дать ребенку обратную инструкцию: «Тебе абсолютно запрещается при любых обстоятельствах чистить зубы». Если это говорить с доброй усмешкой, такой прием воспитания только укрепляет родительский авторитет и приводит к положительным результатам.
Стратегия № 3. «Аргумент».
Если ребенок постоянно просит в магазине новую игрушку и настаивает на своем, всегда можно найти аргумент, почему это невозможно, найти компромиссный вариант, и отвлечь внимание малыша.
Стратегия № 4. «Оставить поразмыслить».
Если мама предлагает отправиться с ней в магазин, а малыш отвечает категорично «нет», можно сделать вид, что собирается идти одна. Если малыш изменит неожиданно свое решение, ему следует быстро одеться и идти вместе с мамой (старайтесь избежать нравоучения). Если ребенок промедлил в своем решении идти, то приходится ждать, пока мама вернется. Наверняка ребенок раскричится, и будет злиться на самого себя и родителей из-за своего неправильного решения. Однако, через некоторое время, побыв один и поразмыслив, малыш обычно выходит и сообщает, что он хороший и идет на компромисс. Малыш счастлив новому контакту с родителями, потому что он нуждается в нем. Если же реакция на предложенный выход из конфликтной ситуации будет отрицательной, ребенка на какое-то время надо предоставить самому себе. Необходимо дать ему почувствовать, чем обернется для него собственное желание или нежелание, только так он сможет сделать правильные выводы из конкретной ситуации и пополнить свой небольшой житейский опыт.
Уважаемые родители, какую бы стратегию вы не применяли, помните, что доброжелательный, но твердый тон, умелое переключение ребенка на новые цели и, наконец, дружелюбное отношение к малышу после приступа упрямства облегчает и ему, и родителям преодоление этой фазы развития, если таковая проявится со всей интенсивностью.
Добрых вам отношений!
Как не надо вести себя родителям
во время кризиса ребенка трех лет:
- Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности
- Не говорите «да», когда необходимо твердое «нет».
- Не пытайтесь любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.
- Не приучайте малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем, - это приведет чуть позже или к безразличию во всем, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.
Запомните: все, что происходит с нашим ребенком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции взрослого, а не его, многого не понимая при этом. Большинство родителей пугаются кризиса только потому, что им не с кем сравнивать своего малыша.
Чтобы кризис прошел благополучно,
любите ребенка!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА
Говорят дети:Даша-цвет - это хорошее и плохое настроение.Федя - жёлтый цвет меняет настроение, а когда я смотрю на солнце, у меня слёзы с глаз идут.Даниил – если вся одежда будет чёрная и когда ...
Индивидуально-психологические особенности детей трех лет
Психологические особенности трех лет.Ведущая деятельность ребенка.Речевое развитие ребенкаНегативизмРекомендации по воспитанию детей а период кризиса....
психологическая страничка
психологическая страничка...
Индивидуально-психологические особенности детей трех лет
Психологические особенности трех лет.Ведущая деятельность ребенка.Речевое развитие ребенкаНегативизмРекомендации по воспитанию детей а период кризиса....
Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка
Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯКРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ...
«Психологический кризис детей трех лет»
В поведении детей дошкольного возраста часто можно увидеть признаки кризиса 3 лет. Если ребенок внезапно совсем отбился от рук, вспомните о его возрасте. Кризис 3 лет необязательно посетит ребенка неп...