Формирование взаимоотношений у старших дошкольников в сюжетно - ролевой игре, их влияние на повседневную сферу
статья (старшая группа) по теме
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_vzaimootnosheniy_v_igre_u_starshih_doshkolnikov.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование взаимоотношений у старших дошкольников в сюжетно – ролевой игре, их влияние на повседневную сферу.
В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям старшего дошкольного возраста уже недостаточно общения только со взрослым. В ситуации общения со сверстниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность.
Дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений, различных видов деятельности и общественных функций людей. Ребенок испытывает желание включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать, что пока ему недоступно. В период дошкольного детства не менее сильно ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей – дошкольников, моделирующая жизнь взрослых.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка; в ней развиваются действия и представления, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.).
В сюжетно – ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений между детьми. Но это происходит только при условии умелого педагогического руководства. В противном случае игровые отношения детей, пущенные на самотек, обедняются, приобретают индивидуалистическую направленность, на первый план выступают эгоистические побуждения.
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и устанавливать контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Отмечаются сложности в умении сопереживать и радоваться успеху другого человека – все это приводит к различного рода конфликтам и непониманию.
По тому, сколько партнеров и кого именно для воображаемой игры выбирает ребенок, можно судить о его благополучии в общении.
Если ребенок легко выбирает партнеров – сверстников (причем их количество не ограничивается двумя), то можно предположить, что он достаточно успешен в общении и у него благополучные взаимоотношения со сверстниками.
Когда ребенок обдумывает свой выбор, берет с собой в лучшем случае одного партнера – ровесника или брата, сестру, других детей, резко отличающихся от него по возрасту, или детей, с которыми он не имеет постоянных контактов (сосед по даче), то это может свидетельствовать о каких-то трудностях, возникающих у него при общении (в первую очередь – с ровесниками), и об относительном неблагополучии его взаимоотношений с детьми.
Очень неблагополучный в общении со сверстниками ребенок, как правило, отказывается кого-нибудь взять с собой («один буду играть»), иногда берет только свою собаку или взрослых (маму, бабушку и др.).
Хотелось бы заметить, что уровень развития взаимоотношений в игре старших дошкольников зависит от многих факторов, и прежде всего от тех условий, в которых ребенок находится не только в детском саду, но и дома, а также на улице. Все эти факторы в совокупности оказывают большое влияние на формирование личности ребенка, определяя степень развития его чувств, эмоций, представлений и знаний, а также его умений применять их в своей деятельности, его навыков коллективной жизни.
Исследования, проведённые А.П.Усовой и её учениками, выявили следующие уровни (этапы) становления таких взаимоотношений на протяжении дошкольного детства:
- Уровень неорганизованного поведения, которое ведёт к разрушению игр других детей (ребёнок отнимает игрушки, ломает постройки, мешает играющим детям).
- Уровень одиночных игр. Он характерен тем, что ребёнок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть.
- Уровень игр рядом проявляется в том, что двое-трое детей могут играть за одним столом, на ковре, в кукольном уголке, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью, реализуя свой замысел. Ценность этого уровня заключается в том, что у ребёнка складывается понимание, как надо относиться к игре другого: нельзя мешать, считаться с другим (потесниться, обменяться игрушкой или уступить свою). Н а этом уровне создаются условия для естественного объединения играющих.
- Уровень кратковременного общения, взаимодействия характеризуется тем, что ребёнок на какое – то время подчиняет свои действия общему замыслу. Новый этап игры отличается появлением замысла и стремлением детей подобрать соответствующие игрушки, предметы. Но замысел ещё не устойчив, в ходе игры дети могут изменить его или забыть о нём. Кто-то может выйти из игры, что приведёт к её распаду, к конфликтам.
- Уровень длительного общения – взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, которых она требует.
- Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Дети, объединённые дружескими интересами, способны уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия.
В ролевой игре наблюдается взаимодействие игровых и реальных взаимоотношений.
Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли, т.е. разыгрываемые отношения персонажей.
Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределение ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность. В игре формируется «общественность» - важное качество, с которого начинается воспитание коллективизма. Только при наличии этого качества ребенок становится членом детского общества.
Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игры. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее. Усложнение содержания игры ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий. На шестом году жизни интересы детей становятся более определенными, осознанными и стойкими, что проявляется в выборе сюжета и роли. Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы. Очень важны в этом отношении длительные игры. Длительная перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту. У играющих развивается чувство ответственности за общее дело. Таким образом, игровые и реальные взаимоотношения сливаются, становятся едиными.
К старшему дошкольному возрасту усложняются формы взаимодействия детей в совместной ролевой игре: от механического взаимодействия к взаимодействию на основе содержания игры, когда детей объединяет и заставляет действовать согласованное понимание общего замысла игры. Детей объединяет в игре общая цель, общие переживания и интересы, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски. Развитие коллективного игрового творчества приводит к более сложным взаимоотношениям детей. Содержание игр требует проявления дружеских чувств, внимания к окружающим.
Можно заметить, что с усложнением игрового взаимодействия от младшего к старшему возрасту уменьшается число детских ссор, возрастают сотрудничество и кооперация.
Игра становится школой реальных отношений.
Основные задачи по развитию навыков общения у детей:
- формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;
- обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях;
- развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками;
- развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний;
- развитие сочувствия, эмпатии, адекватной самооценки;
- освоение моделей социального поведения в сюжетно – ролевой игре.
Чтобы правильно судить о характере взаимоотношений, складывающихся между детьми в группе детского сада, взрослому следует постоянно наблюдать за общением детей в игре и других видах деятельности.
Воспитывая у детей отношения доброжелательности друг к другу, важно в ходе игр привлекать их внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. Необходимо воспитывать в детях желание помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу.
Необходимо, чтобы дети учитывали право каждого ребёнка на участие в совместной игре, умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе («Примите меня пожалуйста», «Можно с вами поиграть?»), приветливо ответить на просьбу товарища, принять его в игру. Необходимо учить детей быть внимательным к предложениям другого ребёнка при выполнении совместной деятельности, уметь согласиться с замыслом, предложенным сверстником.
Если дети не умеют по-доброму, вежливо отказаться от участия в общей деятельности или отклонить предложения другого ребёнка, следует обсудить с ними форму отказа, научить выражать несогласие тактично («Давай сначала дорогу построим, а потом мост. Договорились?»), вежливо ответить на отказ («Не хочешь играть в магазин? Может быть поиграем в больницу?»).
Взрослый обращает внимание детей на недопустимость грубых, резких обращений и ответов, в которых выражается пренебрежительное отношение к интересам и желаниям сверстника.
Кроме разговоров с детьми, нужно обязательно показать им конкретные ситуации. Для этого можно использовать кукольный, теневой театр и театр игрушек. Персонажи спектаклей помогают детям усвоить необходимые при общении правила вежливости.
Таким образом, игра — не пустое занятие. Взрослые должны развивать и поддерживать детскую игру не только для того, чтобы доставить максимум удовольствия ребенку или высвободить свое время, а для решения более благородной задачи — воспитания полноценной личности.
Материал подготовила Соловьева Е. А. (воспитатель)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование взаимоотношений детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Пути формирования детского коллектива через игровой образ....
Педагогический проект "Воспитание гуманных взаимоотношений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре"
В педагогическом проекте рассмотрены вопросы воспитания гуманных представлений, чувств и отношений. Центральное место отводится игровой деятельности как универсальному средству базисных структур и нра...
Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с п...
Итоговая практико – значимая работаТема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»
АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...
Формирование положительных взаимоотношений детей старшего возраста в сюжетно ролевых играх
Специальный семинар по детской психологии...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
в статье раскрываются педагогические условия формирования коммуникативных способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра, являясь самостоятельной деятельностью, в котор...