Формирование ключевых компетенций старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
материал (подготовительная группа) на тему

Фомина Надежда Дмитриевна

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

Дошкольный возраст — это сензитивный период развития личности, становления ее базовых характеристик. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы отношения человека к миру предметов, природы, миру людей, это благоприятный период для формирования компетентностей дошкольника

          Компетентность  как комплексная характеристика складывается из компетенций.  Их 7:

  • Функциональная грамотность
  • Социальная компетенция
  • Организационная компетенция
  • Коммуникативная компетенция
  •  Креативная компетенция
  • Общекультурная компетенция
  • Поликультурная компетенция.

Первые шесть компетенций начинают формироваться в дошкольном детстве – это базовые компетенции дошкольника.

Одним из наиболее перспективных пространств развития ключевых компетенций старшего дошкольника  выступает пространство активной игровой  деятельности, как ведущей в дошкольном детстве.

В нашем дошкольном учреждении мы проанализировали: какие интегративные качества воспитанника ДОУ составляют ту или иную базовую компетенцию и какие виды игр способствуют в большей мере их формированию и успешному развитию.  Мы посмотрели на игру как на средство формирования ключевых компетенций дошкольников.

Любая игра учит ребенка  действовать по правилу, по образцу. Даже в творческих играх есть правила. Они заключаются в самом содержании игры — в роли, сюжете. Приняв на себя роль взрослого, ребенок действует в соответствии с логикой его поведения в тех или иных обстоятельствах.

Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции – это еще одно качество, составляющее функциональную грамотность ребенка.

В игре дети  учатся соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Именно игра учит ребёнка управлять своим поведением, планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.

Ребенок воспринимает социальное окружение через игру, она раскрывает ему смысл человеческих отношений в различных жизненных  ситуациях. Модели социальных отношений  воспроизводятся им в сюжетно-ролевой  игре, которая возникает в силу того, что ребенок, с одной стороны, стремится выполнять действия взрослых, а, с другой стороны, в силу ограниченности возможностей, его желание подражать  взрослому еще не может быть реализовано.

Таким образом, именно в игре ребенок  закрепляет первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу. Для расширения кругозора своих воспитанников используем тематику сюжетно-ролевых игр в соответствии с изменением социума.   Наполняем игровыми материалами уголки современных сюжетно-ролевых  игр, знакомим детей с деятельностью взрослых, особенностями социума (экскурсии, беседы, просмотр видеороликов, презентаций, чтения художественных произведений).  И это становится основой социальной компетенции дошкольника. 

Сюжетно-ролевая игра учит ребенка планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Эти интегративные качества напрямую формируются в игровой деятельности и составляют организационную ключевую компетенцию .

Сюжетно-ролевая  игра – это всегда ситуация общения  участников игры: взрослых, детей в  роли взрослых и детей. Принимая на себя роль взрослого ребенок старательно копирует его речь и поведение, тем самым переводя в активный план целые речевые конструкции (диалог врача и больного, мамы и папы, продавца и покупателя). В коллективной игре речь ребенка наиболее мотивированна и активна, потому что она выступает как средство взаимодействия в процессе игры, она носитель информации и условности в игре. 

В процессе игры учим детей использовать социально  приемлемые способы распределения  ролей (считалки) и решения конфликтов (мирилки).

Играем в  игры, направленные на формирование коммуникативных навыков у детей:  как вступить в общение, как обратиться за помощью, как вежливо отказать и не обидеть.

В старшем дошкольном  возрасте дети приобретают умение договариваться о теме и содержании игры, распределять роли, в известной степени планировать свою игровую деятельность.

То есть игра оптимальная  форма практического овладения  воспитанниками элементарными средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что является основой коммуникативной компетенции ребенка.

В своей группе мы по максимуму   создаем условия для возникновения  самостоятельной игры детей, тем самым стараемся создать условия для  развития ребенка. Бережно относимся  к  творческой выдумке детей, придумываем вместе с ними разные новые истории, что дает им возможность расти любознательными, активными и творческими. А это, в свою очередь, фундамент развития креативной компетенции дошкольника.

          Для формирования общекультурной компетенции широко используем режиссерские игры и игры-драматизации, которые учат детей узнавать и проявлять эмоции, откликаться на эмоции близких и друзей.

В старшем дошкольном возрасте игра имеет самодеятельный характер

поэтому дети являются творцами игры, ее создателями. Они, как уже отмечалось, могут отражать в ней свои знания об известных им жизненных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним.

В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы; в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания - развивается.

В конце хочется отметить что, дошкольное детство является главным средством формирования личности ребенка. Мы, педагоги должны создавать  условия для развития всех видов  игр, потому что игра  вносит свой вклад в развитие тех или иных компетенций и готовит фундамент  для перехода  ребенка к школьному обучению, где ведущей станет учебная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экономических представлений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр

В связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо развивался в сложнейших эконо...

Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с п...

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...

Развитие социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру с элементами конструирования

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

в статье раскрываются педагогические условия формирования коммуникативных способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра, являясь самостоятельной деятельностью, в котор...