Формирование ключевых компетенций старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
материал (подготовительная группа) на тему
Доклад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_klyuchevyh_kompetentsiy_starshih_doshkolnikov_v_syuzhetno-rolevoy_igre.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ключевых компетенций старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.
Дошкольный возраст — это сензитивный период развития личности, становления ее базовых характеристик. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы отношения человека к миру предметов, природы, миру людей, это благоприятный период для формирования компетентностей дошкольника
Компетентность как комплексная характеристика складывается из компетенций. Их 7:
- Функциональная грамотность
- Социальная компетенция
- Организационная компетенция
- Коммуникативная компетенция
- Креативная компетенция
- Общекультурная компетенция
- Поликультурная компетенция.
Первые шесть компетенций начинают формироваться в дошкольном детстве – это базовые компетенции дошкольника.
Одним из наиболее перспективных пространств развития ключевых компетенций старшего дошкольника выступает пространство активной игровой деятельности, как ведущей в дошкольном детстве.
В нашем дошкольном учреждении мы проанализировали: какие интегративные качества воспитанника ДОУ составляют ту или иную базовую компетенцию и какие виды игр способствуют в большей мере их формированию и успешному развитию. Мы посмотрели на игру как на средство формирования ключевых компетенций дошкольников.
Любая игра учит ребенка действовать по правилу, по образцу. Даже в творческих играх есть правила. Они заключаются в самом содержании игры — в роли, сюжете. Приняв на себя роль взрослого, ребенок действует в соответствии с логикой его поведения в тех или иных обстоятельствах.
Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции – это еще одно качество, составляющее функциональную грамотность ребенка.
В игре дети учатся соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Именно игра учит ребёнка управлять своим поведением, планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.
Ребенок воспринимает социальное окружение через игру, она раскрывает ему смысл человеческих отношений в различных жизненных ситуациях. Модели социальных отношений воспроизводятся им в сюжетно-ролевой игре, которая возникает в силу того, что ребенок, с одной стороны, стремится выполнять действия взрослых, а, с другой стороны, в силу ограниченности возможностей, его желание подражать взрослому еще не может быть реализовано.
Таким образом, именно в игре ребенок закрепляет первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу. Для расширения кругозора своих воспитанников используем тематику сюжетно-ролевых игр в соответствии с изменением социума. Наполняем игровыми материалами уголки современных сюжетно-ролевых игр, знакомим детей с деятельностью взрослых, особенностями социума (экскурсии, беседы, просмотр видеороликов, презентаций, чтения художественных произведений). И это становится основой социальной компетенции дошкольника.
Сюжетно-ролевая игра учит ребенка планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Эти интегративные качества напрямую формируются в игровой деятельности и составляют организационную ключевую компетенцию .
Сюжетно-ролевая игра – это всегда ситуация общения участников игры: взрослых, детей в роли взрослых и детей. Принимая на себя роль взрослого ребенок старательно копирует его речь и поведение, тем самым переводя в активный план целые речевые конструкции (диалог врача и больного, мамы и папы, продавца и покупателя). В коллективной игре речь ребенка наиболее мотивированна и активна, потому что она выступает как средство взаимодействия в процессе игры, она носитель информации и условности в игре.
В процессе игры учим детей использовать социально приемлемые способы распределения ролей (считалки) и решения конфликтов (мирилки).
Играем в игры, направленные на формирование коммуникативных навыков у детей: как вступить в общение, как обратиться за помощью, как вежливо отказать и не обидеть.
В старшем дошкольном возрасте дети приобретают умение договариваться о теме и содержании игры, распределять роли, в известной степени планировать свою игровую деятельность.
То есть игра оптимальная форма практического овладения воспитанниками элементарными средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что является основой коммуникативной компетенции ребенка.
В своей группе мы по максимуму создаем условия для возникновения самостоятельной игры детей, тем самым стараемся создать условия для развития ребенка. Бережно относимся к творческой выдумке детей, придумываем вместе с ними разные новые истории, что дает им возможность расти любознательными, активными и творческими. А это, в свою очередь, фундамент развития креативной компетенции дошкольника.
Для формирования общекультурной компетенции широко используем режиссерские игры и игры-драматизации, которые учат детей узнавать и проявлять эмоции, откликаться на эмоции близких и друзей.
В старшем дошкольном возрасте игра имеет самодеятельный характер
поэтому дети являются творцами игры, ее создателями. Они, как уже отмечалось, могут отражать в ней свои знания об известных им жизненных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним.
В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы; в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания - развивается.
В конце хочется отметить что, дошкольное детство является главным средством формирования личности ребенка. Мы, педагоги должны создавать условия для развития всех видов игр, потому что игра вносит свой вклад в развитие тех или иных компетенций и готовит фундамент для перехода ребенка к школьному обучению, где ведущей станет учебная деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экономических представлений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр
В связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо развивался в сложнейших эконо...
Формирование взаимоотношений у старших дошкольников в сюжетно - ролевой игре, их влияние на повседневную сферу
Консультация для родителей...
Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с п...
Формирование межличностных отношений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр.
Концептуальное изложение педагогического опыта...
Итоговая практико – значимая работаТема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»
АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...
Развитие социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру с элементами конструирования
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
в статье раскрываются педагогические условия формирования коммуникативных способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра, являясь самостоятельной деятельностью, в котор...