Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре
статья на тему
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Воспитатель – главный помощник ребенка, который: облегчает, содействует, сопровождает.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья: «Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре»
Согласно ФГОС ДО – основная образовательная программа в дошкольной образовательной организации направлена на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, и соответствующим возрасту видам деятельности» (ФГОС ДО, п 2.4.). Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Для старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому одним из требований к условиям реализации общеобразовательной программы дошкольного образования является поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.
Воспитатель – главный помощник ребенка, который: облегчает, содействует, сопровождает.Создает «Среду обитания» в группе:
- Куда ребенок хочет возвращаться;
- Где ребенок чувствует себя нужным и успешным.
Не директивная модель поведения взаимодействия присуща педагогам с демократическим стилем общения. Считается наиболее эффективной и оптимальной моделью взаимодействия. Для не директивной модели взаимодействия присущи:
- глубокий контакт с воспитанниками;
- проявление уважения и доверия к ним;
- стремление наладить эмоциональный контакт с ребенком;
- отсутствие подавления ребёнка строгостью и наказанием;
- преобладание положительных оценок в общении с детьми;
Не директивная модель взаимодействия педагога с воспитанниками обеспечивает:
- дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником;
- вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе;
- дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности
Для создания творческих ситуаций в игровой деятельности нами в старшей группе создана предметно- игровая среда, в которой каждый ребенок может заниматься любимым делом. В ходе сюжетно-ролевых игр дети берут на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, используют атрибуты, которые изготавливают самостоятельно, конструкторы, строительные материалы и предметы-заместители. В игре "Строитель" дети отображали знания о профессии строитель, использовали атрибуты, в соответствии с сюжетом, конструкторы строительные материалы, действовали в соответствии с планом игры, который разработали сами в ходе предварительной беседы: распределение ролей; выбор объекта строительства; выбор строительного материала; само строительство; сдача объекта. Дети самостоятельно подготовили предметно-игровую среду (различные виды конструктора, инструменты, предметы-заместители). Роль педагога в сюжетно-ролевой игре - регулирование положительных взаимоотношений, направленное на социализацию детей в коллективе.
Мы строим общение с детьми, выбирая стратегию поддержки детей и создания сообщества.
- Избегаем соревнования и сравнения детей друг с другом;
- Не задаваем вопросов «Кто больше?», «У кого лучше?», «кто первый?»
- учим детей эффективно общаться, делиться информацией, самостоятельно решать конфликты.
Хотелось бы закончить свое выступление словами Фридриха Энгельса: «Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование взаимоотношений у старших дошкольников в сюжетно - ролевой игре, их влияние на повседневную сферу
Консультация для родителей...
Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников в различных видах деятельности
Для старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому одним из требований к условиям реализации общеобра...
Итоговая практико – значимая работаТема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»
АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...
Проект. Итоговая практико - значимая работа .Тема: "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре".
Содержание Введение ------------------------------------------------------------------------стр3-4.1.Основная часть. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникатив...
Проект "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно- ролевой игре"
В.А.Сухомлинский подчеркивал,что "игра-это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающим мире.Игра-это искра зажигающа...
Формирование мотивационной готовности к школе у старших дошкольников через сюжетно - ролевые игры
Формирование мотивационной готовности к школе...