ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
консультация

Зорина Валентина Владимировна

в статье раскрываются педагогические условия формирования коммуникативных способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра, являясь самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение со сверстниками, является важным средством развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре дети приобретают навыки общения, у них развиваются коммуникативные умения, которые очень важны для дальнейшего процесса социализации личности и успешного вхождения в мир взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_sposobnosti_detey.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

Аннотация: в статье раскрываются педагогические условия формирования коммуникативных способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра, являясь самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение со сверстниками, является важным средством развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре дети приобретают навыки общения, у них развиваются коммуникативные умения, которые очень важны для дальнейшего процесса социализации личности и успешного вхождения в мир взрослых.

Ключевые слова: коммуникативные способности, руководство игрой, старший дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра.

Формирование коммуникативных способностей старших дошкольников предсталвет собой процесс развития эффективного общения и успешного взаимодействия ребенка с окружающими.

В основе коммуникативных способностей лежат такие особенности ребенка старшего дошкольного возраста, как желание взаимодействовать, умение слышать и сопереживать собеседнику, умение ставить себя на место другого, учитывать интересы и намерения сверстников.

Л.Я. Лозован выделяет следующие показатели сформированности коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте: социальная чувствительность, коммуникативная инициатива, эмоциональный настрой.

В сюжетно-ролевой игре содержатся большие возможности для развития социальной чувствительности, коммуникативной инициативы и эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста.

В сюжетно-ролевых играх собираются большие группы детей, что создает условия для формирования коммуникативных способностей старших дошкольников.

В этой связи, подчеркивает М.И.Рожков, целесообразно использовать в воспитательно-образовательном процессе педагогические условия формирования коммуникативных способностей старших дошкольников в ролевой игре.

Первым педагогическим условием формирования коммуникативных способностей старших дошкольников к сюжетно-ролевой игре является развитипе положительного отношения к сверстникам при организации игровой детяельности.

Это условие подразумевает руководство педагогом сюжетно-ролевой игрой в формировании коммуникативных способностей старших дошкольников, которое осуществляется в двух основных направлениях:

1. Косвенное руководство предполагает обеспечение коммуникативного опыта старших дошкольников без вмешательства педагога в сюжетно-ролевую игру).

Косвенное руководство сюжетно-ролевой игрой осуществляется посредством бесед, имитационных игр, целенаправленных прогулок и т.д.

2. Прямое руководство основано на вмешательстве учителя в ролевую игру путем установления правил игры, выбора сюжета игры, распределения ролей и т.д.

При постановке сюжетно-ролевой игры в старшей и подготовительной группах необходимо использовать следующие приемы:

1. Обогащение представлений старших дошкольников об окружающей действительности, межличностных отношениях, правилах поведения, личностных качествах.

2. Вовлечение старших дошкольников в изготовление необходимых игровых атрибутов с последующим обсуждением смысла и роли их применения в сюжетно-ролевой игре.

3. Беседы с детьми об их планах на игру, о содержании предстоящей игры, о результатах игры, значении партнерских отношений.

4. «Разговор по телефону» для развития навыков ролевого диалога и игрового общения.

5. Создание проблемных ситуаций с целью обогащения содержания сюжетно-ролевой игры, передачи способов игры, формирования коммуникативного взаимодействия детей в игре.

Вторым педагогическим условием формирования коммуникативных способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре является создание развивающей предметно-пространственной среды, активизирующей коммуникативную активность детей в игровой деятельности, предполагающей решение задачи развития коммуникативных навыков и коммуникативного взаимодействия учащихся с окружающей действительностью.

В связи с этим Л.И.Кобышева рекомендует педагогам дошкольных образовательных организаций:

1. Использовать новые подходы к организации игрового пространства группы, обеспечивающего полноценное речевое и социально-коммуникативное развитие старших дошкольников.

2. Учитывать требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по созданию развивающей предметно-пространственной среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста (создание игровых площадок для социального, коммуникативного и речевого развития старших дошкольников).

3. Организовать развивающую предметно-пространственную среду группы, способствующую эмоциональному благополучию старших дошкольников, с учетом их игровых интересов.

4. В игровой зоне создавать условия для обеспечения различных видов деятельности детей дошкольного возраста (игровой, двигательной, интеллектуальной, творческой и т.д.).

5. Вовлекать старших дошкольников в активную предметно-преобразующую и коммуникативную деятельность.

Данное условие реализуется путем зонирования помещений. Целесообразно размещать материал в игровых зонах, стимулирующих развитие когнитивных способностей. Игровой материал размещается в разных функциональных зонах. Для этого в групповом пространстве формируются различные центры или зоны.

Третьим педагогическим условием является повышение педагогической компетентности родителей по формированию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

Работа с родителями в рамках этого условия является сложной и важной деятельностью педагога на этапе овладения конструктивными способами и средствами коммуникативного взаимодействия старших дошкольников с другими людьми.

Повышение педагогической компетентности родителей включает меры по повышению уровня педагогических знаний, умений и навыков родителей по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.

В работе с семьей педагог должен использовать различные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями для вовлечения родителей в совместную игровую деятельность, для создания особой «игровой» атмосферы в группе:

1. Семинар, на котором родители наглядно с помощью руководства техническими средствами показывают роль притворной игры в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста (различные ролевые игры, проблемные ситуации в играх, мероприятиях и т.д.).

2. Включение родителей в игровую деятельность предполагает совместное планирование игровых сюжетов с детьми и их участие в сюжетно-ролевой игре. Через роли, выполняемые родителями, осуществляется развитие содержания игры, родители помогают включению ребенка в роль и сюжет игры, пробуждают у него уверенность в своих силах.

3. Проблемные ситуации в игровой деятельности, активизирующие знания родителей о важности игрового взаимодействия в старшем дошкольном возрасте.

Во всех формах работы с родителями и детьми старшего дошкольного возраста, в процессе сюжетно-ролевой игры создаются условия для развития коммуникативной личности – ее компетентности (языковых способностей), эмоциональности, общительности, инициативности, самостоятельности, свободы речевого поведения, а также развития языковых способностей.

Таким образом, педагогическими условиями формирования коммуникативных способностей старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре являются:

1. Формирование положительного отношения к сверстникам в процессе организации сюжетно-ролевой игры.

2. Создание развивающей предметно-пространственной среды, активизирующей коммуникативную активность детей в сюжетно-ролевой игре.

3. Повышение педагогической компетентности родителей по формированию коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Формирование познавательных интересов у дошкольников через сюжетно-ролевую игру»

Сюжетно-ролевая игра - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, р...

Педагогический проект "Воспитание гуманных взаимоотношений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре"

В педагогическом проекте рассмотрены вопросы воспитания гуманных представлений, чувств и отношений. Центральное место отводится игровой деятельности как универсальному средству базисных структур и нра...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫЕ ИГРЫ.

Статья на тему: " ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫЕ ИГРЫ"...

Обеспечение результативности в формировании коммуникативных навыков младших дошкольников через сюжетно-ролевые игры

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Создание игровой среды....

Итоговая практико-значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»

Итоговая практико-значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»...

Формирование коммуникативных способностей детей с использованием сюжетно-ролевых игр

Потребность в   общении – одна из    самых важных   человеческих потребностей.   Общение – это   главное условие и   основн...

Проекта «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»

     Проект  Развитие коммуникативных способностей у дошкольников в  сюжетно-ролевой игреАктуальность проекта....