Пальчиковый игротренинг работы с детьми.
материал (старшая группа) на тему
Пальчиковый игротренинг работы с детьми дошкольного возраста.
Подавляющее большинство публикаций (М.М.Кольцовой, М.С.
Рузиной, А.В. Цвынтарного и др. авторов) посвящено формированию и
совершенствованию мелкой моторики ребенка обычными упражнениями,
тогда как вопросы использования нетрадиционных материалов в развитии
мелкой моторики не нашли должного изучения.
Однако, пальчиковый игротренинг с использованием подручного
материала является эффективным способом развития следующих функций :
- коррекции речи детей (дело в том, что в головном мозге человека центры,
отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко.
Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие
отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь); - тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений
пальцев и кистей рук (этого помогают добиться упражнения с
перекатыванием карандаша, выкладывания узора из бусин); - пространственно-образное мышление и творческие способности (поскольку
речь и мышление тесно связаны между собой, то, словесно-логическое
мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной
нормы. Соответственно на ряду с развиваем моторных и речевых навыков, у
детей развиваются и психические процессы. Этому способствуют игры с
мелкими предметами.)
Конечно же, основной целью использования нетрадиционных
материалов в пальчиковом игротренинге является развитие мелкой моторики
рук детей, но если посмотреть глубже, то предметы, которые применяют
дети, могут являться и инструментом для обучения детей экологическим и
познавательным задачам. Дети знакомятся со свойствами предметов, с их
происхождением, с внешними особенностями, узнают о пользе природного
материала для людей, устанавливать причинно - следственные связи.
Некоторые материалы представляются детям в другом свете, позволяют
выполнять определенные упражнения по оздоровлению собственного
организма (СУ- Джок, упражнения с крупами, семенами). Тем самым
использование данного метода позволяет педагогу заложить прочные
основы хорошего здоровья, гармоничного развития.
Помимо этого, такие игры создают благоприятный эмоциональный фон,
развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать
смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Проведя аналитический сбор информации в нашем детском саду была
поставлена задача развивать моторные навыки с помощью пальчикового
игротренинга, при этом используя в нем разнообразные нетрадиционные
материалы.
Это обосновано тем, что в этом возрасте (4 - 5 лет) у детей происходит
ознакомление с окружающим миром, они учатся использовать
приобретенные навыки мелкой моторики в повседневных действиях
(например, во время еды и одевания), то тактильное знакомство с
предметами будет очень им полезно. Кроме того, настает черед обучения тем
видам деятельности, которые требуют более координированной работы
мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев (особенно большого) и
запястий, в частности, рисования и письма. В этом возрасте ребята учатся
поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной комнате,
держать тремя пальцами карандаш (щепотью), поэтому предметы для
работы могут быть самыми разнообразными. Основной их принцип -
помогать в развитии мелкой моторики рук.
Методика проведения игротренинга:
в начале недели логопедом с
детьми разучивается пальчиковая гимнастика с использованием
нетрадиционных материалов. Оптимальный вариант использования -
середина занятия. Именно в этой части занятия пальчиковый игротренинг
предлагается детям для переключения на другой вид деятельности,
повышения работоспособности, снятия нагрузки. Сочетание манипуляции с
предметами и речевым сопровождением в стихотворной форме, позволяет
достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на
развитие пальцевой моторики в занятия, играет положительную роль в
коррекционном обучении детей с нарушением речи. Это позволяет:
*Регулярно опосредовано стимулировать действия речевых зон коры
головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
*Совершенствовать внимание и память - психические процессы тесно
связанные с речью.
*Облегчить будущим школьникам усвоения навыков письма.
логопеда, контролирует правильность выполнения (четкое произнесение
слов, точность выполняемых движений с предметами).
Так же элементы пальчикового игротренинга реализуются детьми в
процессе самостоятельной деятельности, в течении дня. Такой подход
обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно
выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
Взрослый при этом находится за кругом детской деятельности, обеспечивая
предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее
в соответствии с детскими интересами.
Определив основное направление в работе, в группе была создана такая
пространственно - предметная среда,которая расширяла мир детей,
стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь
способствовали развитию мелкой моторики и координации движений
пальцев, готовила руку ребенка к письму. В группе созданы условия по
развитию мелкой моторики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковый игротренинг как одна из форм работы по формированию мелкой моторики. (Нетрадиционные игровые приёмы)
Презентация адресована учителям-логопедам, воспитателям ДОУ, родителям....
Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми («Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»)
Логопедический игротренинг...
Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками
Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками...
Пальчиковый игротренинг как активная форма работы с детьми с особыми образовательными потребностями
Исследования в области развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Таким образом, проводимый в хорошем темпе, с весел...
Пальчиковый игротренинг, как средство развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста. Пригодиться для работы с детьми с ОВЗ
Данная статья о пальчиковом играх и использование их в своей работе. Пригодиться педагогам для работы с детьми с ОВЗ...
Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками
необходимость исползования пальчикового игротренинга, картотека упражнений...
Картотека пальчикового игротренинга для работы с детьми с общим недоразвитием речи
Данная картотека используется для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья...