Пальчиковый игротренинг как одна из форм работы по формированию мелкой моторики. (Нетрадиционные игровые приёмы)
методическая разработка (логопедия) по теме
Презентация адресована учителям-логопедам, воспитателям ДОУ, родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya1.pptx | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мелкая моторика – это согласование движений пальцев рук, умение ребёнка « пользоваться » этими движениями – держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и движение артикуляционного аппарата при речи связаны между собой теснейшим образом.
Уровень развития моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Пальчиковый игротренинг с использованием нетрадиционных игровых приёмов: создаёт благоприятный эмоциональный фон; развивает умение подражать взрослому, действовать по словесной инструкции, осуществляя контроль за своими действиями; повышает речевую активность ребенка. учит ребёнка концентрировать свое внимание и правильно его распределять. развивает память (так как ребенок учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений). внимание; тактильную чувствительность; Пальцы и кисти приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что облегчит овладение навыком письма.
Упражнения в игротреннинге : подкреплены речевым материалом; разнообразны по содержанию; эмоционально- приятные; соответствуют возрастным особенностям детей. во 2 младшей группе – 3-5 минут в средней и старшей группах – до 10 минут в подготовительной группе – 10 минут
Игры с элементами самомассажа . Научно доказано, что проекция ладони связана с зонами коры головного мозга, отвечающими за развитие речи. Таким образом, воздействуя на ладони и пальцы рук массажером , возбуждаем, пробуждаем, заставляем работать зоны речевой активности. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка. Для самомассажа пальцев рук используются Су-джок массажёры: чудо-валик ; массажный коврик; массажные шарики; массажные колечки. Ходит ёжик без дорожек, Не бежит ни от кого. С головы до ножек, Весь в иголках ёжик. Как же взять его?
1,2,3,4,5 пальчики хотят играть, м ы колечко взяли и на пальчик одевали . Раз –пальчик большой, Два-пальчик указательный, Три-пальчик средний, он совсем не вредный, Четыре-безымянный , п альчик очень славный. Пять-мизинчик , м аленький счастливчик. Работа с массажными колечками.
Массаж поверхности ладоней шариками –ёжиками. Мячик мой не отдыхает, На ладошке он гуляет. Взад-вперёд его качу, Вправо-влево, как хочу.
Растирать зубной щёткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию, плавно перемещаясь на ладошку . «Я возьму зубную щетку, Чтоб погладить пальчики, Станьте ловкими скорей, Пальчики-удальчики .» Массаж зубной щеткой.
Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. «Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу, Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.» « Утюжок» «Добывание огня» «Волчок» «Горка» « Подъемный кран» «Вертолет» «Эстафета» « Качалочка » Двигательные ощущения сигнализируют : о степени сокращения мышц, о том, насколько согнуты пальцы, кисти рук напряжены, свободны и легки. Эти ощущения хорошо переносятся на мышцы языка.
Массаж грецкими орехами. Я катаю мой орех Чтобы стал круглее всех.
Массаж четками (бусами) - перебирание четок развивает пальцы, успокаивает нервы, можно считать бусинки – в прямом и обратном порядке. «Дома я один скучал, Бусы мамины достал, Бусы я перебираю, Свои пальцы развиваю» « У зелки» (вариант четок) –перебирать узелки на веревочке, называя поочередно дни недели, месяцы и т.п.
Самомассаж деревянными катушками. Делается с внешней и внутренней стороны в различных направлениях: Массаж ладоней закрой дырочку перевёртыши штанга Подъёмный кран прижми к ладошке полёт в сторону щелчки Раз-два выдерни морковку силачи
Я с катушечкой играю, свои пальцы развиваю. Ты катушечка держись, с моих пальцев не свались. Игры с катушками.
В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. “ Игры со скрепками” Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (скрепкой, палочкой…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Игры с цветными скрепками развивают воображение, сенсорное восприятие. “Забавные фигурки”. «Павлин» «Пальма» « Крокодил»
Упражнения с теннисными шариками. Упражнения следует выполнять, чередуя сжатие с вращением. Дышать во время выполнения упражнений спокойно и естественно. После выполнения оздоровительных упражнений с шарами в руках появляются ломота, распирание . Эти ощущения возникают от воздействия на активные точки руки и служат показателем правильности выполнения упражнений. Пасть тигра кусает шар когти сжимают жемчужину завинчивать и отвинчивать Уголёк на ладони вращение двух шаров растереть орех
Медеигротренинг . «Прятки» Последовательное соединение пальцев с большиммпальчиком с одновременным удерживанием медного колечка и проговариванием потешки : В прятки пальчики играли И головки убирали. Раз, два, три, четыре, пять, Ловко спрячемся опять. «Банька» Участвуют 2 ребенка. У одного кончики пальцев левой и правой рук смыкаются, ладони расходятся под углом — «выстроена банька». Другой ребенок двумя пальчиками держит колечко, прося: «Пусти в баньку!» Вставляет колечко между большими пальцами. «Не протопил еще», — отвечает другой. «Пусти в баньку» — вставляет колечко между указательными пальцами. «Мыльца нет». Так поочередно один ребенок «просится в баньку», а другой отвечает: «Водичка холодна» или«Веничка нет». Затем дети меняются ролями.
Игры с верёвочкой. Ребёнок наматывает шерстяную нитку на карандаш, при этом карандаш не крутится, а верёвочка наматывается. Игра – соревнование «кто быстрее».
Использование бельевых прищепок . «Если кто-то с места сдвинется, На него котенок кинется. Если что-нибудь покатится, За него котенок схватится. Прыг-скок! Цап-царап! Не уйдешь от наших лап! Поочередно «кусать» ногтевые фаланги прищепками:
Прежде чем игру начать Надо пальчику сказать: - пальчик, пальчик мой хороший, Ты прижми к столу горошек, Покрути и покатай И другому передай. Игра с горошком.
«Музыканты» – нажимать на клавиши пальцами сначала одной руки, потом другой, потом вместе. Сопровождать игру произнесением звуков, слогов, стихов, чистоговорок .
«Фокусник» - скомкать салфетку или платок пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки не должны торчать из кулака).
«Прятки» Мелко нарвать бумагу (путём отщипывания от листа) и спрятать мишку, ёлочку под снегом.
Песочная терапия – игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, снимает психическое напряжение. «Посади картофель (фасоль)» Дети делают ямки в песке и «сажают» картофель. Пальцы крепко мы сжимаем, Чтоб песок не высыпался, Чтоб в руках у нас остался. (крепко сжимают кулаки) Пальцы разжимаем, Песочек высыпаем.
«Лыжники» – нужны две большие пуговицы с углублением посередине – «встать» в них указательным и средним пальцами и двигаться как на лыжах: «Две новые, кленовые Подошвы двухметровые. На них поставил две ноги И по большим снегам беги.»
Воспитатели! Тренируйте детям пальчики! Станет рука сильной, г оловушка умной, а речь красивой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики в игровых приёмах по автоматизации звуков
Данный материал из опыта моей работы содержит способы развития мелкой моторики в игровых приёмах. Материал может быть интересен как начинающим логопедам, практикующим и воспитателям логопедических гру...
Развитие мелкой моторики в игровых приёмах у дошкольников
КУРСОВАЯ РАБОТАЛукашевой Валентины Сергеевныпедагога-психологаМБДОУ № 5 "Ивушка"г. Смоленск...
« Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики рук».
Консультация для родителей...
Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Материал в помощь родителям и педагогам по развитию мелкой моторики....
Консультация для родителей: "Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста".
Консультация, рекомендации для родителей по использованию различных предметов для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект родительского собрания на тему «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста».
Конспект родительского собрания на тему:«Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста».Цель: использование информации в домашних условиях с ...
Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
Семинар-практикум для воспитателей...
Комментарии
Пальчиковый игротренинг
Отличный материал! В своей коррекционной работе часто использую нетрадиционные игровые приёмы, которые представлены в Вашей презентации. Понравился приём работы с зубной щёткой (её я применяю в логопедическом массаже). Хочу добавить в Вашу богатую коллекцию игровой приём с канцелярской резинкой (только надо сложить её вдвое). Очень хорошо растягивает и укрепляет мышцы пальцев рук.