Картотека пальчикового игротренинга для работы с детьми с общим недоразвитием речи
картотека по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Апарина Татьяна Викторовна

Данная картотека используется для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovyy_igrotrening.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчикового игротренинга для работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Гласные звуки (а, у, и)

Утята

Встали как-то утром в ряд Постепенно, начиная с мизинцев, разжать кулаки

Десять маленьких утят. Показать десять пальцев

Посчитались, Посчитать пальцы.

Удивились, Указательным и большим пальцами изобразить удивленно раскрытые клювики утят

На две группы разделились. Руки в стороны, пальцы растопырены.

Перышки почистили, Сложенными щепотью пальцами одной руки гладить по очереди, от основания до кончика, пальцы на другой руке.

Головкой повертели, Пальцы на обеих руках сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону.

Червячка склевали, Хватательные движения клювами-пальцами. 

К речке побежали. Пальцами «пробежаться» по столу.

Ириски от киски (а, у, и, ы, о)

В гости к нам явилась киска. Из пальцев «сделать» «киску». 

Всем дает она ириски: Указательным пальцем правой руки «положить» на подушечки пальцев левой руки «ириски».

Мышке, лебедю, жуку. Из пальцев «сделать» указанных в тексте 

Псу, зайчонку, петуху. «персонажей».

Рады, рады все гостинцам! Из обоих кулаков одновременно «выбросить» пальцы.

Это видим мы по лицам. Показать раскрытые ладони. Все захлопали в ладошки. Хлопать в ладоши.

Побежали в гости к кошке. Пальцами «пробежаться»» по столу.

Мышка мыла лапку (ы, а)

Мышка мылом мыла лапку, Одной рукой «мыть» другую.

Каждый пальчик по порядку. Указательным пальцем дотронуться до каждого пальца другой руки.

Вот намылила Большой, Всеми пальцами правой левой руки

Сполоснув потом водой. «намыливать» большие пальцы

Не забыла и Указку, То же - с указательными пальцами. 

Смыв с него и грязь, И краску

Средний мылила усердно То же - со средними пальцами(самый грязный был, наверно).

Безымянный терла пастой - То же - с безымянными пальцами.

Кожа сразу стала красной.

А Мизинчик быстро мыла: Быстро и осторожно «намыливать» 

Очень он боялся мыла!

Дружная семья (э, а)

- Эх! - вздохнул Больша , - Сжать кулаки, поднять большие пальцы.

Устал! Согнуть большие пальцы.

Много дров я накидал. Постучать большими пальцами по столу.

-Эй! Указка! Просыпайся! Большими пальцами постучать по указательным. Быстро в школу собирайся. Указательные пальцы несколько раз перекрестить друг с другом.

Этак можно все проспать! Махнуть руками.

Середняк, кончай зевать! Большими пальцами постучать по средним.

Безымянный, марш во двор! Большими пальцами постучать по безымянным.

Повалился наш забор. Кистями обеих рук «упасть» на стол.

Вам с Мизинчиком - чинить, Большими пальцами постучать по мизинчикам.

Мне же - кашу вам варить. Большим пальцем правой руки на ладони левой «варить кашу».

Согласные звуки (п - б)

Наши пальцы

Пальцы встали дружно в ряд:  Показать ладони с выпрямленными пальцами.

Десять крепеньких ребят. Сжать пальцы в кулаки,

Эти два - всему указки. Показать два указательных пальца.

Все покажут без подсказки. Пальцы придерживать большими.

Пальцы - два середнячка, Показать два средних пальца.

Два здоровых бодрячка. Пальцы придерживать большими.

Ну, а эти - безымянны, Показать безымянные пальцы.

Молчуны, всегда упрямы.Остальные придерживать.

Два мизинца - коротышки,Показать мизинцы. Все: остальные пальцы Непоседы и плутишки. придерживать большими пальцами.

Пальцы главные средь них,- Показать два больших пальца, остальные

Два больших и удалых. сжать в кулаки. 

Дом на горе (к- г)

На горе мы видим дом Кистями рук сложить «домик».

Много зелени кругом. Волнообразные движения кистями рук. 

Вот - деревья, вот - кусты. Руками сделать «деревья», «кусты».

Вот - душистые цветы. Пальцами показать «бутон».

Окружает все забор. Пальцами показать «забор».

За забором - чистый двор. Погладить ладонями стол.

Мы ворота открываем, Кистями рук показать «ворота»; «ворота открываются».

К дому быстро подбегаем. Пальцами «пробежаться» по столу.

В дверь стучимся: Постучать кулаками по столу.

«Тук-тук-тук!»

Кто-то к нам идет на стук. Ладонь приставить к правому уху.

В гости к другу мы пришли.  Вытянуть руки вперед, как будто преподнося что-то

И гостинцы принесли.

Угощение гномов (к, г)

Стали гномы гостей приглашать, Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди подушечки пальцев левой руки, затем наоборот. Стали гномы гостей, угощать,

Каждому гостю «Намазывать» варенье на кончик каждого пальца.

Досталось варенье.

Пальчики склеило Последовательно, начиная с большого, «склеить»

То угощение. соответствующие пальцы на обеих руках.

Плотно прижалась, Прижать ладони одна к другой.

Ладошка к ладошке.

Гости не могут Плечи приподнять, руки слегка развести в стороны.

Взять даже ложки!

Чехарда (к, г)

У кошки было пять котят, Показать пять пальцев на правой руке, сделать из них «кошку».

А у гусыни - пять гусят. Показать пять пальцев на левой руке, сделать из них «гуся».

Детишки резвые в саду Кистями рук «перепрыгивать» одна через 

Сыграть решили в чехарду другую несколько раз (на столе). 

У гусят-то - крылышки, Кисти рук скрестить: «Птичка машет крыльями»; У котяток - лапки. «Цапки-царапки».

На крылышках-то - перышки, Пошевелить пальцами обеих рук.

На лапочках - царапки. Показать «цапки-царапки».

Перышки-то - мягкие, Погладить каждый палец сначала на правой,

Легкие пушинки. потом на левой руке.

Коготки-то острые «Цапками-царапками» поскрести по столешнице.

Больно ранят спинки.

Бойцы-молодцы (г, к, м)

Пальцы эти - все бойцы, Растопырить пальцы на обеих руках. 

Удалые молодцы. Сжать пальцы в кулак. Положить обе руки на стол ладонями вниз. По мере чтения стихотворения над столом приподнимать соответствующие пальцы на обеих руках одновременно, а остальные пальцы крепко прижимать .

Два - больших и крепких малых, Приподнять два больших пальца.

И солдат в боях бывалых.

Два - гвардейца-храбреца,Приподнять указательные пальцы. Два - сметливых молодца.Приподнять средние пальцы.

Два - героя безымянных, Приподнять безымянные пальцы.

Но в работе очень рьяных!

Два мизинца - коротышки - Приподнять мизинцы.

Очень славные мальчишки! Хлопнуть ладонями по стол

Мишки (т, д, ш)

Мама мишек будит рано. Пальцами обеих рук изобразить «мишек».

Не встают они с дивана!Удивленно пожать плечами. 

-Эй, Большак! Вставай скорей! Встряхнуть большой палец сначала на левой, а затем на правой руке.

Ждут друзья уж у дверей! Указать руками на дверь

- Ну, а ты, лентяй Указка,- Встряхнуть указательные пальцы.

У тебя засохла краска! Изобразить руками ведро.

Вы должны с Середняком, Встряхнуть средние пальцы.

Побелить амбар и дом. Плавные движения кистями рук, как кисточкой, сверху -вниз, снизу, вверх.

Безымянный, мой бедняжка! Погладить безымянный палец пальцами 

Знаю, болен был ты тяжко. другой руки

Пожалею я тебя, Прижать безымянный палец к ладони и 

Полежи еще два дня. погладить его. 

Ты, Мизинчик-малышок, Встряхнуть мизинцы.

Роста у тебя - вершок! Показать, какого «роста» мизинчик.

Но зато проказ и драк, Погрозить мизинцу пальцем.

Сосчитать нельзя никак!   Сосчитать на пальцах «проказы» мизинчика.

Листочки (е, л)

Ветер северный подул - Подуть на пальцы. 

С-с-с»,- все листья Произнести звук «с-с»

С липы сдул.

Полетели, закружились Ладони обеих рук зигзагами плавно 

И на землю опустились. опустить на стол.

Дождик стал по ним стучать:  Постучать пальцами по столу.

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап»!

Град по ним заколотил, Постучать кулаками по столу. 

Листья все насквозь пробил.

Снег потом припорошил, Плавные движения кистями рук вперед -назад – вперед.

Одеялом их накрыл. Ладони крепко прижать к столу.

3айка (с, з)

3айка - скок, зайка - скок! «Зайка» из пальцев скачет по столу.

За кусток - и молчок. Кисть левой руки - «куст», кисть правой

 «зайка». Он прячется» за куст.

Из-за кустика выглядывает, Показать названные действия руками. На ребятушек поглядывает.

Зоя пальчиком грозит, Погрозить «зайке» пальцем.

3айке спрятаться велит. «Бродит серый волк в лесу Пальцами правой руки показать «волка».

Он поймал вчера козу. Пальцами левой руки - «козу».

Та его - рогами в бок! «Коза... бодает» ладонь правой руки.

Волк отпор ей дать не смог.

А коза давай бодать, «Коза бодается».

По кустам его гонять! Вокруг «кустов» бегает «волк»

Волк помчался по дороге, Пальцами «пробежаться» по столу.

И едва унес он ноги!»

Цыпплята (ц)

Пять цыпляток,  Большой и указательный пальцы – «клювик», остальные прижаты к ладони – «головка цыпленка».

Пять комочков, Все пальцы сжаты в кулак.

Во дворе стоят у бочки. Пальцами изобразить «бочку».

Захотелось им напиться. Приоткрыть пальцы-«клювики».

Из щелей течет водица. Перебирать пальцами, опуская руки сверху вниз - «струйки воды».

Возле лужицы Показать, как пьют цыплятки, 

Цыплятки пьют. запрокидывая головки назад.

У всех озябли лапки. Пальцы дрожат мелкой дрожью.

Вот поджали коготочки, Прижать скрюченные пальцы к ладони.

греться «Пробежаться» пальцами по столу.

К квочке.

Мышка и кошка (ш, ж)

Мышку кошка обижала Пальцами правой руки изобразить «мышку», пальцами левой - «кошку» 

Мышка в норку забежала. «Мышка» забегает в «норку», сделанную из

пальцев левой руки.

Погрозила кошке злой: Погрозить пальчиком правой руки ~кошке».

 «Разберусь еще с тобой»!

Станешь чистить свою шубку,  Обеими руками изобразить движения «Кошка умывается».

Я с тобой сыграю шутку! Хлопнуть ладонями о стол.

Вылью быстро банку с клеем, Пальцами изобразить «банку».

Коготки твои я склею.Пальцы на обеих руках «склеились».

Долго в душе будешь мыться, Потереть каждый палец на обеих руках . Но не сможешь ты отмыться!»

Женины гости (ж)

К Жене гости прибежали. Пальцы «бегут» по столу. 

Все друг другу руки жали. Рукопожатия. Попеременно то правая, то левая рука

сверху.-

-Здравствуй, Жора! Пальцы по очереди «здороваются» с большими

-Здравствуй, Жанна! пальцами обеих рук.

-Рад,Сережа!

-Рад,Снежана!

-Не хотите ль пирожок? Из ладоней сложить «пирожок». 

-Может, коржик? Показать раскрытые ладошки.

Иль рожок? Пальцы сложить в виде рожка.

Вот драже вам на ладошку. Постучать по раскрытой ладони кончиками пальцев другой руки.

Все берите понемножку. Двумя пальцами (большим и указательным, большим и средним и т.д.) брать с ладошки «драже».

С ручек все стряхнули крошки. Энергично встряхнуть кистями рук.

И захлопали в ладошки. Похлопать в ладоши.

Овечки (ч)

У овечек на шубках - колечки. Из пальцев по очереди делать «колечки».

Те овечки пасутся у речки.

Их пасут две собачки лохматые, Пальцами обеих рук изобразить «собак». Что виляют хвостами мохнатыми. Кистями рук помахать, как хвостиками

А пастух на пригорке у дерева Руками изобразить «гору», затем – «дерево». На свирели играет затейливо. Пальцами обеих рук «играть на воображаемой свирели».

Быстро бегают ловкие пальчики.

На полянке цветут одуванчики. Обеими руками изобразить «цветок».

Колокольчик под ветром колышется. Покачать из стороны в сторону кистями рук. 

Нам мелодия чудная слышится Кисть правой руки прижать к правому уху, прислушаться.

Щели (щ)

Вот забор.   Пальцы правой руки плотно прижать друг к

другу - «забор».

В заборе - щели. Раздвинуть пальцы.

Пальцы в них,

Пролезть хотели. Сунул голову Большак -Просунуть большой палец левой руки между большим и указательным правой.

Дальше не пройти никак! Крепко зажать большой палец.

Вслед за ним застрял Указка.  Указательный - между указательным и средним.

 Середняк хотел - напрасно! Средний - между средним и безымянным. Безымянный - безуспешно! Безымянный - между безымянным и мизинцем

Хоть один прошел? Конечно!»

Щуплый маленький мальчишка,

Брат Мизинчик, коротышка, Мизинец несколько раз согнуть - разогнуть.

Весь прошел забор, и вот

По двору уже идет. Помахать мизинцем 

Помощь братьям оказал: Каждый палец по очереди освободить из «плена».

Из щелей их всех достал.

Щука (ч, щ)

Щука хищная, зубастая, Двумя руками изобразить зубастую пасть щуки.

Для лещей, плотвы опасная. «Щука» щелкает «зубами»-пальцами.

Ищет, чем бы поживиться? Две ладони сложить «лодочкой», руками 

Кто-то там в воде резвится... совершать движения, напоминающие движения рыб в воде

Чей-то  рядом хвост мелькает.  Помахать кистями рук, как хвостом

Хвать! Туг щука не зевает! «Пасть» щуки захлопывается.

Но попалась на крючок. Указательным пальцем изобразить «крючок».

Тащит щуку рыбачек. Перебирать руками воображаемую леску, тащить из воды «щуку».

Хризантемы (х)

АХ! Какие хризантемы! Пальцами показать, как «цветок распускается».

Мы сорвем их без проблемы. Обеими руками срывать воображаемые цветы. УХ! Охапку мы набрали! Обеими руками показать «охапку». 

ЭХ! Прихватим и для Вали! Махнуть рукой и «рвать» цветы дальше.

ЭХЕ-ХЕ... Цветов не стало . Удивленно пожать плечами, развести руки 

Их и раньше было мало.. в стороны.

ОХ! Зачем мы их сгубили? Прижать к щекам обе руки и горестно.

Ведь не мы же их растили! покачать головой.

Десять котят (л,р)

На сельский двор пришли играть Пальцами «шагать» по столу.

Все десять маленьких котят. Показать десять пальцев, затем сделать из них «кошку».

Один залез в хозяйский дом, Показать один палец. Сделать из пальцев «дом». Уснул на куче там с бельем, Ладони под щеку. И их осталось девять. Показать девять пальцев.

Второй пошел на сеновал, Показать два пальца. И к мышкам угодил на бал. Пальцами показать, как ~мышки танцуют».

И вот уже их восемь. Показать восемь пальцев. 

А третий стал ловить гусят. Показать три пальца. Изобразить «гусят».

Гусь защищал своих ребят. «Гусь» вытягивает шею, щиплется. 

И стало их лишь семь Показать семь пальцев.

Четвертый вздумал хвост поймать. Показать четыре пальца.

И стал на лапы все хромать. Пальцы «идут», «хромая», по столу. Котят осталось шесть. Показать шесть пальцев.

Тут пятый прыгнул на забор, Показать пять пальцев. Пальцами изобразить «забор».

Перемахнул в соседний двор. Правая рука «перепрыгивает» через левую и «шлепается» на стол.

Друзей всего лишь пять. Показать пять пальцев.

Шестой в кладовочку проник, Показать шесть пальцев. Указательным пальцем левой руки «проникнуть» в неплотно сжатый кулак правой.

Но был наказан в тот же миг. Щелчок по указательному пальцу.

Четыре вот уж их. Показать четыре пальца.

Седьмой пошел искать друзей.Показать семь пальцев. Пальцы, «петляя», «шагают» по столую

И заблудился средь полей,

Троих оставив в горе. Показать три пальца.

Восьмой гонялся за осой, Показать восемь пальцев.

И в бочку угодил с водой. Из пальцев левой руки изобразить «бочку». Пальцы правой «падают» в «бочку».

Считаем... Стало двое. Показать два пальца

Девятый скушал белену.Показать девять пальцев. 

В сон провалился, в пелену, Ладони под щеку.

Оставив одного. Показать один палец.

А тот, задравши хвост трубой, Ладонь с выпрямленными пальцами на столе - «хвост»

Помчался к мамочке домой,Пальцы «бегут» по столу.

Свалился кубарем в овраг Руками изобразить «моталочку». 

И выбраться не мог никак! Пожать плечами. 

ИТАК, ПРОПАЛИ ВСЕ!

Вы зря печалитесь, друзья! Махнуть рукой.

Под вечер в сборе вся семья. Крепко сжать обе руки.

Ведь папа кот и мама кошка. Пальцами правой руки изобразить «кота», пальцами левой - «кошку».

Собрали всех котят в лукошко. Сделать «корзиночку-лукошко» из ладоней обеих рук.

Мышки и пышки . (ш, с, ч, л, р)

Десять очень славных мышек, Показать десять пальцев, затем на обеих руках показать «мышек».

Десять взять решили пышек. Показать десять пальцев. Ладонями изобразить «пирожок».

Печь горячую открыли, показать, как открывается    дверца у печи.

К сковородке подскочили.Пальцы «бегут» по столу.

Лапки все пообжигали. Каждый палец по очереди отскакивает от стола.

В норку к маме побежали. Неплотно сжатый кулак левой руки - «норка», туда по очереди «забегают» пальцы правой руки, затем - наоборот.

Стала мама всех лечить, Каждый палец правой руки по очереди крепко

Лапки в маслице мочить. прижимается к центру ладони левой руки, затем - наоборот.

Пластырь клеить всем на ранки.     Указательным пальцем правой руки «наклеить» на подушечки пальцев левой руки «пластырь», затем - наоборот. А потом давать баранки. На обеих руках одновременно делать «колечки»: большой - указательный, большой - средний и т. д.

Мак (с, л, р )

На пригорке вырос мак. Пальцами левой руки сделать «бутон». 

Он склонил головку так. «Бутон» наклонить. Бабочка над ним порхает, Кисти рук перекрестить, помахать, как

Быстро крыльями мелькает. бабочки крылышками. По тугому стебельку Локоть левой руки поставить на стол,

Жук ползет: «Что там вверху?» Изобразить «цветок». Правая рука «жук», Вот дополз он до цветка, Перебегая пальцами-лапками, ползет

Отогнул два лепестка. вверх по руке-стебельку. Правой рукой отогнуть на левой руке большой и указательный пальцы.

Внутрь забрался, поворчал

Круглый домик увидал.      Пальцы правой руки вложить в ладошку левой. Пальцы левой руки сложить щепотью - «коробочка мака». 

Лапкой в стенку постучал Каждым пальцем правой руки постучать в 

Но ответ никто не да. «коробочку мака». Облетели лепестки, Правой рукой отогнуть пальцы левой руки. 

Высох домик от жары. Пальцы левой руки сложить щепотью.

 Стал греметь, как погремушка. Пальцы левой руки сжать в кулак, «погреметь», как погремушкой. Вот так славная игрушка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"

Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...

Сообщение для воспитателей логопедических групп на тему: "Комплексный подход в работе с детьми с общим недоразвитием речи"

    Проблема речевого развития детей с общим недоразвитием речи относится к числу проблем, решение которых требует тщательного  рассмотрения  в  их  широком  диапазоне  -  от методологических до техно...

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной...

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР.  Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме...

Использование фразеологических оборотов в работе с детьми с общим недоразвитием речи (из опыта работы)

Содержание 1. Фразеологический оборот- сокровищница и ценность русского языка.2. Дети с общим недоразвитием речи, их особенности развития .3. Примеры понимания детьми значений фроазеологических о...

Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".

  Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...