Коррекционная направленность пальчикового игротренинга в работе с детьми дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Арнаутова Людмила Викторовна

Тренировка ручной ловкости способствует  развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, так как раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма), ознакомление с простыми геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (короче – длиннее, больше – меньше и так далее), художественного восприятия, глазомера, обучение навыками общения, внимательности, усидчивости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная направленность пальчикового игротренинга

в работе с детьми дошкольного возраста

Арнаутова Людмила Викторовна,

учитель-логопед МБДОУ-детский сад №27 «Сказка»

Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до нашей Эры в Китае.  Степаненкова Э.Я. пишет: «Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В дошкольном возрасте повышенное внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, а затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук».

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, так как раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма), ознакомление с простыми геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (короче – длиннее, больше – меньше и так далее), художественного восприятия, глазомера, обучение навыками общения, внимательности, усидчивости и так далее.

В.М. Бехтерев в своих работах установил влияние манипуляции рук на развитие речи, функцию нервной высшей деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжённость не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребёнка.

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с памятью (зрительной и двигательной), с вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением. Благодаря развитой руке человек всю жизнь делает так много нужных вещей: работает на компьютере, пишет, рисует, застёгивает пуговицы и завязывает шнурки.

Использование различных жестов в работе с ребёнком чрезвычайно важно. Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи детей напрямую зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев рук.

В сфере дошкольного образования существует достаточно много разнообразных приёмов развития как общей, так и мелкой моторики, при этом в последние годы активно внедряются нетрадиционные методы и приёмы.

Пальчиковый игротренинг – это нетрадиционные игровые приёмы, обеспечивающие психомоторное развитие ребёнка и, как следствие, развитие его речи.  Игротренинг проводят во всех возрастных группах, начиная с младшей. Пальчиковую гимнастику рекомендуется выполнять не более 5 минут, проводить её нужно эмоционально. Взрослый обязательно должен показать образец выполнения. Задача пальчиковой гимнастики – укрепление мышц кисти, развитие координации пальцев рук, формирование способности управлять движением кисти по показу, словесной команде. Занятия  включает в себя 6-10 упражнений, выполняемых в определенной последовательности: кончик пальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или осложняются условия выполнения уже разученных упражнений.

Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:

– сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;

– использовались изолированные движения каждого из них.

Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих (лучше второй и третей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными».

На наш взгляд, больший интерес представляют игры:

– на разные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое);

– на расслабление;

– игры, в которых большую роль играют безымянные пальцы и мизинцы.

Пальчиковый игротренинг должен быть разнообразным, нетрудным, динамичным, эмоционально-приятным. К необычным игровым приёмам в работе с детьми относятся развлечения и досуг, которые включают пальчиковые игры, самомассаж, рисование, комплексную гимнастику, который проводится с весёлым настроением, в хорошем темпе, со сменой поз «театр пальчиков и языка» очень нравится детям. С  очень большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, так как задания превращаются в интересную игру: «пальчики-фокусники», «пальчики-музыканты», «пальчики-путешественники» и тому подобные.

Также у детей вызывает яркий эмоциональный настрой и интерес пальчиковые игры на бумаге. Можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, камешками, пуговицами, верёвочками. Удивительные превращения этих материалов в картинки восхищают детей.

Пальчиковый игротренинг и упражнения, можно использовать как в самостоятельной игре, так и в игровом моменте в процессе организованной деятельности.

Чтобы пальчиковый игротренинг имел образовательный и развивающий смысл, в заданиях должны быть задачи, требующие определенного умственного и эмоционального напряжения. Мышление – это всегда поиск и открытие нового. Из этого следует, что дети усваивают уже известные всем знания и делают это с помощью взрослых, не исключает, а наоборот, предполагает необходимость у детей настоящего, самостоятельного мышления. В противном случае приобретение знаний будет только пустым, неосознанным, поверхностным.

Использование игротренинга эффективно при сочетании пальчиковых игр с игровыми упражнениями на артикуляцию, сочетая в себе согласованность речевых и двигательных функций; также необходимо отметить и актуальность применения пальчикового игротренинга в комплексе с самомассажем кистей и пальцев рук, который сопровождается весёлыми рифмовками («приговорками»), стихами.

К пальчиковым упражнениям относят и игры детей с мячом. Такие упражнения являются хорошим дополнительным средством в работе по укреплению и развитию кистей рук. Дети имеют возможность не просто кидать или перекатывать мяч друг другу – попарно или в круге, а называть при этом свои имена, части тела и т.д. Можно подбрасывать мяч в воздухе, бросать его в стену и ловить; в более старшем возрасте можно играть одновременно с двумя или тремя мячами.

Развитие мелкой моторики дошкольников может проводиться не только на коррекционно – развивающихся занятиях в дошкольной образовательной организации, данные занятия в форме игры рекомендуется проводить с детьми и их родителями.

Пальчиковый игротренинг включает в применение в процессе упражнений различного вспомогательного, дидактического материала: мелкие игрушки различного материала (резиновые, пластмассовые, мягкие); вспомогательный материал в виде верёвочек, цилиндров с гладкой и ребристой поверхностью, бельевые прищепки и другие.

В методике работы с детьми с речевыми нарушениями определены основные правила проведения пальчиковых игр:

– предварительная работа, которая включает ознакомление ребёнка с содержанием игры, отработку основных жестов, движений, их комбинаций;

– выполнение движений осуществляется совместно с ребёнком;

– сопровождаемый игровые упражнения текст сначала произносится педагогом целиком, далее частично, с поощрением ребёнка к продолжению фразы. После многократного повторения текст заучивается наизусть и в последующих повторениях упражнения ребёнок самостоятельно произносит его, соотнося движение и его словесное сопровождение; при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались отдельные движения каждого пальца; последовательность упражнений подчиняется принципам посильности (учёт возможностей ребёнка) и принципу «от простого к сложному».

Таким образом, необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное подтверждение. Учёные, которые занимаются изучением деятельности детского мозга и психики, выделяют большое стимулирующее значение функции руки. Коррекционная направленность развития мелкой моторики – это исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития детей. Целью коррекционной работы считается исправление или доразвитие психических и физических функций аномального ребёнка в процессе его образования, подготовки к жизни и труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста".

Данный материал может быть полезен воспитателям,учителям-логопедам и родителям....

Использование пальчиковых игр в работе с детьми дошкольного возраста.

Пальчиковые игры являются  составляющей частяю для развития мелкой моторики рук....

Роль пальчиковых игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно передать детям, а усвоение этих знаний должно ...

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР  ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»...

Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову». план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) по теме Опубликовано 10.02.2013 - 17:15 - Коваленко Окса

Коррекционно-развивающая программа физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Шаг к слову».план-конспект занятия по физкультуре (старшая ...

Направления коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Направления коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ...