Развитие воображения имелкой моторики рук в процессе знакомства детей с техикой оригами.
статья по теме

Парижева Елена Михайловна

Сказки, процесс складывания в которых "зашифровывается" в тексте. Сказки, в которых используются фигуры, процесс складывания которых может быть разбит на несколько этапов. Театор на столе. Иллюстрирование сказок. Пальчиковый театор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon origami.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие воображения и мелкой моторики рук в процессе знакомства детей с техникой оригами.

Оригами. Кто-то уже не раз слышал это слово, кто-то сам занимается этим замечательным искусством, а для некоторых это слово звучит впервые. Но оригами стоит того, чтоб о нем говорили. Это уникальное занятие для всех и каждого. Каждый найдет в оригами то, что ему близко и  интересно. И никого это искусство не оставит равнодушным.

Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с самыми различными группами.

В начале работы дети изучают различные виды традиционных кукол в искусстве оригами. Знакомятся с куклами-марионетками, пальчиковыми куклами, куклами-масками. Затем наступает очередь изучения одежды и моделирования из бумаги. Для спектакля выбирается известная сказка или сочиняется оригинальная пьеса. В период подготовки спектакля каждый член группы получает возможность проявить свои художественные и  литературные способности, изучить технику оригами и  складывания из бумаги и попробовать себя в этом творчестве.

Даже самые замкнутые дети принимают активное участие в работе группы. Играя роль, казалось бы, не свойственную их темпераменту или положению в группе, такие дети постепенно меняются. Их роль в  спектакле становится их защитной маской, позволяющей проявить скрытые до поры качества. Любовь детей к складыванию фигурок разных животных можно использовать для борьбы с различными фобиями.

Например, малыш боится волка. Можно предложить ему сложить фигурку волка методом оригами. Ребенок видит, что волк по сравнению с ним, совсем маленький, не страшный. К тому же этого волка в любой момент можно просто смять и выбросить. Или поступить еще проще. Развернуть фигурку. И вместо волка перед ребенком появится слегка помятый квадратик бумаги. И окажется, что волк может появиться и исчезнуть по желанию ребенка. Страх постепенно исчезает.

Одной из интереснейших форм работы может стать и новогодний маскарад. Работа с бумажными масками позволяет решать некоторые психологические проблемы.

Оценка состояния ребенка начинается с наблюдения за тем, как он выбирает цвет и размер листа для работы. Или он выберет белый лист, чтобы раскрасить его по своему выбору. Основным моментом является выбор ребенком персонажа для изготовления маски. И его собственная оценка характера героя его выбора. Веселый, грустный, злой, робкий, трусливый.

Можно предложить ребенку сделать маску того, кем бы он хотел себя видеть, или таким, каким  ему кажется  его видят окружающие, или  каким он не хочет быть.

Необходимо дать ребенку возможность «отыграть» свою роль, почувствовать себя в том или ином качестве. Выбрал малыш маску агрессии, значит необходимо поставить его в соответствующие внешние условия. Пусть он в полной мере ощутит на себе все грани такого поведения, поймет в чем его проблема. Здесь очень важно и роль группы, которая подыгрывает ребенку. Пусть он чувствует тот страх или презрение, которые вызывает у окружающих его маска (читай - «роль»). Маска выступает в роли концентрата эмоций, характера, личности.

Эмоциональная разрядка, происходящая в результате игры с масками, способствует некоторой психологической коррекции поведения ребенка. Таким способом можно нейтрализовать страхи и агрессию, зло и зависть.

Сказки – это непросто

Педагог, работающий с техникой оригами, зачастую встречается со страхом ребенка, возникающим от неуверенности в собственных силах. «Все равно у меня ничего не получится! Я меня никогда ничего не получается, Я не смогу сделать так, как у вас». Эта неуверенность, страх усугубляются тем, что педагог считает неприметным условием обучения оригами демонстрацию сложных моделей известных авторов. Если ребенок робок, застенчив, если в общении с ним педагоги (а чаще- родители!) применяют методику «указаний и  приказов», навязывая собственные творческие решения, то такому ребенку преодолеть страх очень сложно, почти невозможно. Даже сильное любопытство не становится стимулом для попытки сложить  фигурку оригами.

В таких случаях, а также в работе с маленькими  3-4-х летними - детьми, превосходные результаты может дать методика сочинения или пересказа сказки в процессе складывания. Переключение внимания на литературу, сюжет ,помогает снизить возникшее напряжение. Фигурка становиться своеобразной иллюстрацией рассказа. При этом очень важно, что ребенок проговаривает текст, одновременно складывая лист бумаги. Так усиливается воздействие занятий оригами.

Вариантов работы со сказкой возможно множество. Вот некоторые из них.

  1. Сказки, процесс складывания в которых особым образом «зашифровывается» в тексте. 

Геометрические термины заменяются на знакомые понятия или действия. Такие сказки особо важны в тех случаях, когда ребенок опасается выполнять какие-либо действия вслед за взрослым. «У меня не получится. Я не умею. Я боюсь», обычно говорят такие дети. Если заменить процесс складывания рассказом, игрой, то фигурка получается «сама по себе», незаметно для ребенка. И в дальнейшем воспринимается как чудо, созданное собственными руками. Это прекрасный способ формирования интереса к оригами. После освоения фигурок, демонстрируемых педагогом, дети имеют возможность предложить свои сказки на основе тех же моделей или подобрать иные простейшие формы из большого арсенала традиционных фигурок оригами. Пример: «Лисичка».

  1. Сказки, в которых используются фигуры, процесс складывания которых может быть разбит на несколько этапов.

На каждом этапе специалист по оригами имеет возможность получить несколько готовых моделей. Это своего рода «игрушки-трансформеры». Трансформер - это фигура, которая путем небольших изменений, поворотов, изгибов, может превратиться в совершенно другую модель. В оригами такие трансформеры появились давно. И они очень популярны, и хорошо известны в разных странах. Каждая  фигура такой игрушки-трансформера может быть «отыграна», стать участником небольшой театральной импровизации. Можете предложить каждому из участников группы стать героем истории или предложить только одному, самому стеснительному ,сыграть главную роль. Другим детям достанется роль партнеров по мини спектаклю, суфлеров или зрителей. Эта игра позволит каждому участнику группы стать героем сказки, продемонстрировать собственные возможности, победить страх, застенчивость.

Пример: «Шапка капитана», ролевая игра. 

  1. Театр на столе.

Для этого педагог выбирает любую, лучше хорошо знакомую, сказку. Желательно, чтобы героями сказки были животные. Педагог читает сам сказку вслух или предлагает детям прочитать ее «по ролям». Второй вариант прочтения становится своеобразной репетицией к предстоящей работе с  моделями оригами. Здесь педагог имеет возможность подобрать каждому участнику группы роль. В соответствии с характером, наличием психологических или эмоциональных проблем. После чтения вслух, дети складывают фигурки, изображающие героев истории. А затем можно предложить группе разыграть небольшой спектакль с этими фигурками прямо на столе. Это скорее пересказ по ролям, чем спектакль. Однако такая форма игры позволяет каждому проявить свои способности, преодолеть застенчивость и научиться слушать товарищей по группе. Кроме того, эта игра способствует развитию памяти.

После того, как группа разыграла только что прочитанную сказку, можно предложить детям придумать свою историю с теми же героями.

  1. Иллюстрирование сказок.

Разнообразные фигурки оригами позволяют создавать целые плоскостные или объемные композиции по мотивам любимых историй или сказок. Такие картинки-прекрасная возможность продемонстрировать детям художественные возможности оригами, дать первичные знания о композиции. Кроме того, картинки оригами дают возможность украсить интерьер, что, в свою очередь, помогать созданию теплой, домашней атмосферы. В композиции оригами дети имеют возможность применять и иные художественные материалы и техники - коллаж, живопись, графику, скульптуру.

  1. Пальчиковый театр.

Особая разновидность игры оригами. Небольшие игрушки-наперстки. Сама форма куколки дает возможность легко видоизменять ее в зависимости от художественной задачи. Пальчиковый театр - возможность сочинять и разыгрывать небольшие сцепки, любимые сказки. При этом такие сценки могут быть представлены даже одним ребенком, предоставляя возможность другим участникам группы стать зрителями. Сопереживание действию, умение слушать друзей, помочь в случае необходимости, формируют навыки коллективной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода образовательного проектирования в процессе знакомства детей 2-3 лет с окружающим миром

Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. На третьем году жизни, когда дети свободно передвигаются, они пос...

Обмен опытом " Использование пальчикового театра как средства развития воображения, мелкой моторики руки у детей и связной речи у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО "

ФГОС  ДО отводит   игре  важную  роль, эта особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромн...

Мастер-класс для педагогов " Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе знакомства детей дошкольного возраста с народной куклой"

Используя в своей работе элементы технологии ТРИЗ, я решила попробовать применить методы и приёмы этой технологии в процессе знакомства детей с народными тряпичными куклами....

«Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами»

Воспитать творческого человека без красоты невозможно. На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно ...