«Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Козлова Татьяна Анатольевна

Воспитать творческого человека без красоты невозможно. На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изобразительной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Огонек»

(МБДОУ детский сад «Огонек»)

«Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами»

Подготовила воспитатель: Козлова Т.А.

пгт. Верхнеднепровский

2023г.

     Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

 

   Воспитать творческого человека без красоты невозможно. На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изобразительной деятельности. В связи с этим процесс рисования нужно понимать не только как усвоение детьми определенных знаний и умений, а воспитание умения эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.

   Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятие рисованием доставляет ребенку радость, создает положительный настрой.  

Одним из привлечений к творческой деятельности – это знакомство с декоративно-прикладным искусством, в частности, народными художественными промыслами России. Они - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции.

Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности, как показала практика, эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности. А наличие художественно – творчески способностей у детей является залогом успешного обучения в школе.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.

В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы), координация руки и глаза.

Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с пластилином, глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т.е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе. Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством осуществляется на всех этапах образовательной деятельности

Занятия проходят с элементами игры, инсценировок, чтения стихов, рассказов, сказок, физминутки, так для детей дошкольного возраста важна смена вида деятельности во избежания утомляемости.

Вводная часть - подготовка к восприятию изделий, создание положительного эмоционального фона. Для этого мы используем пословицы, стихотворения, сказки о промыслах, которые способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи детей выразительными средствами.

Основная часть - ребята узнают название промысла, название предметов (матрёшка, свистулька, ладья, ковш, и т. п)., материалы, из которого их изготавливают (глина, керамика, древесина), элементы росписи (розан, бутон, гирлянда, травка, кудрины). Большое значение в обучении продуктивной деятельности имеет обследование предметов, которое предполагает участие различных анализаторов. Так, при знакомстве с дымковской игрушкой, дети гладят пальцами глиняную игрушку, делают вывод: керамика шершавая, пористая, толстостенная, издаёт глухой звук, если постучать внутри. А при обследовании изделий гжельских мастеров ребята замечают, что фарфор тонкий, гладкий, звонкий. Таким образом, мы обращаем внимание на различные признаки предметов, тем самым, помогая строить детям противопоставленную речь (не толстая, а тонкая, не шершавая, а гладкая). При рассмотрении узора хорошо подходит обучение образному сравнению: на хохломских чашках травка «огнём горит», гжель похожа на мрамор или морозные узоры на стекле, дымковская игрушка – на сказку. Далее, во время показа, ведётся непрерывный разговор, мы обозначаем словом всё, что происходит на бумаге. Такое комментирование позволяет уточнить значения слов, обозначающих действия.

Во время продуктивной деятельности, когда дети создают узор, они отвечают на вопросы педагога о том, какое действие они производят в данный момент, в какой последовательности выполняют элементы росписи, что только ещё намереваются делать, то есть дети наблюдают свои действия, слышат, как анализирует их взрослый, осмысливают их.

Заключительная часть - При подведении итогов продуктивной деятельности мы используем такие игровые приёмы, как «Ярмарка», когда один ребёнок выступает в роли продавца, а другой в роли покупателя. Продавец рекламирует свои изделия, а покупатель расспрашивает о качестве товара. При этом у детей развивается не только речь, но и эмоциональность, а в этом так нуждаются наши дети. Этот приём помогает развивать диалоговую речь.

Заключение

 Воспитательное значение народного искусства огромно. Оно обладает нравственной, эстетической, художественной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений, помогает понять культуру своего народа, почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну.

При выполнении изделий народного декоративно – прикладного искусства дети опытным путем приобретают навыки творческого преобразования, вкладывают свои впечатления в рисунок или слепок. Настоящим гражданином, любящим свою Родину, может быть только тот, кто знает историю и культуру своего народа, кто понимает и уважает своих предков, дальних и близких. Поэтому работу в данном направлении я считаю актуальной и очень важной.

Примеры игр, сказок:


Гжель

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер слепил чайник, другой – кувшинчик, третий – тарелку. Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая – её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись.


Хохлома
    В далеком селе Хохлома жили-были люди. И не могли они решить,
что краше всего - раннее утро, когда солнышко только-только встает - краснеет небосклон, все озаряется красным светом; день, когда солнце стоит высоко и ласкает их деревню золотыми лучами или ночь - когда в темноте, над деревней загораются на черном небе золотые звезды. Спорили-спорили, пока не проходил через их деревню художник, который и сказал жителям:
- «Чего вы спорите-то, и утро красное, и день золотой и ночь черная хороши, а краше всего, - если соединить их вместе!»
- «Но ведь это не возможно!» - сказали жители Хохломы.
И тогда художник достал свои краски: красную, золотую и черную и стал рисовать такие узоры, что жители села ахнули. С тех пор в этом селе так и повелось рисовать чудные узоры черным, золотым, да красным цветом.


   Игра «Оживи нас».
Детям рассказывается история, о том, что на хохломские игрушки злой волшебник наслал волшебный дождь, который смыл все их узоры и игрушки просят раскрасить их снова. Детям показываются черные деревянные игрушки без росписи и предлагается разбиться по командам (по числу игрушек) и раскрасить их (краски предлагаются те, что исконно встречаются в хохломской росписи)

Игра «Подбери пару».
На доске крепится вырезанные из бумаги изображения чашек и блюдец по изученным видам росписи. Детям предлагается соединить пары предметов линиями в зависимости от уровня наблюдательности, уровня аналитико-синтетической деятельности детей на рисунках чашек и блюдец можно варьировать цвет, рисунки, размеры
   Игра «Найди ошибку».
Предлагаются карточки с образцами узоров, где предварительно допускается ошибка. Дети должны выявить, что лишнее нужно убрать для того, чтоб узор относился к тому или иному виду росписи.
   Игра «Сочини узор»
При закреплении определенного вида росписи предлагается сочинить свой узор, относящийся к какой-либо из росписей с определенным условием. Например: нарисовать 2-х различных Матрешек, которые между собой чем-то похожи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему «Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированных занятий образовательной области «Музыка»

В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие музыкально-творческих способностей реализуется интеграцией образовательных областей....

Статья "Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности"

Статья"Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности"...