Мастер-класс для педагогов " Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе знакомства детей дошкольного возраста с народной куклой"
материал на тему
Используя в своей работе элементы технологии ТРИЗ, я решила попробовать применить методы и приёмы этой технологии в процессе знакомства детей с народными тряпичными куклами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
Тема: Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе знакомства детей дошкольного возраста с народной куклой.
Цель: Показать возможности использования методов и приёмов технологии ТРИЗ при знакомстве детей с народным творчеством – народными куклами.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ.
2. Показать возможность использования методов и приёмов технологи ТРИЗ при знакомстве детей с народными куклами.
3. Повысить компетентность педагогов в сфере инновационных технологий.
Ход мастер-класса.
Уважаемые коллеги! В настоящее время в связи с введением в дошкольных образовательных учреждениях Федеральных Государственных Образовательных Стандартов нам с вами приходится искать новые формы работы с детьми, применять в своей работе новые педагогические технологии. В своей работе я использую методы и приёмы технологии ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач).
Среди новых педагогических технологий, используемых в дошкольных учреждениях, технология ТРИЗ занимает особое место, как технология, позволяющая максимально повысить познавательную и творческую активность детей.
Основным средством работы с детьми по ТРИЗ является педагогический поиск. Поиск новых форм в подаче детям традиционного материала. Даже самые обычные темы можно сделать интересными и увлекательными, если придать им принципиально новый вид.
ТРИЗ как универсальный инструментарий может использоваться во всех образовательных ситуациях с воспитанниками, что позволяет педагогам формировать у каждого ребёнка единую картину мира, создавать ситуации успеха.
Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество методов и приемов, которые могут не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов.
Используя в своей работе элементы технологии ТРИЗ, я решила попробовать применить методы и приёмы этой технологии в процессе знакомства детей с народными куклами.
Почему именно с народными куклами?
Я считаю, что человек обязан знать историю своего народа, культуру и традиции своих предков. Мы всегда говорим, что ведущей деятельность для детей дошкольного возраста является игра. А кукла это самая древняя и популярная игрушка. «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» - гласит народная мудрость.
При знакомстве детей с народными куклами очень хорошо подойдёт использование игры технологии ТРИЗ «Хорошо – плохо»
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Предложите детям порассуждать, чем хороши такие куклы?
(просты в изготовлении; яркие, красочные; минимум материалов для изготовления; можно сделать самим; можно по - разному с ней играть, придумывая каждый раз новый образ; в каждой самодельной куколке вложена частичка душевного тепла; можно не бояться её испачкать, так как можно выстирать и др.)
Чем плохи такие куклы?
(современные производственные куклы красивее, имеют хорошо обозначенные части тела; народным куклам невозможно поменять одежду; нет прорисованного лица; нет фиксированного положения: сидеть или стоять и др.)
Прекрасно подойдёт и использование метода «Системный оператор», который в детском саду получил название «Волшебный экран».
Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов.
Его цель: дать наиболее полное представление о рассматриваемых объектах. Развивать воображение и фантазию. Определить роль и место объектов, их взаимодействие по каждому элементу в системе, надсистеме, подсистеме.
Что он из себя представляет.
Это квадрат который разделён на 3,5,9 частей (экранов).
Классическая девятиэкранка мало используется в детском саду. Работу с детьми лучше начинать с трёхэкранки или как ещё её называют «Системный лифт». Он может быть как вертикальным, так и горизонтальным
Вертикальный позволяет рассмотреть предмет в системе, подсистеме и надсистеме. А горизонтальный помогает рассмотреть объект во временном аспекте.
Самое большое распространение в работе с детьми дошкольного возраста получил «Волшебный экран» с пятью частями (пятиэкранка)
Рассмотрим его работу на примере ознакомления с народной тряпичной куклой Колокольчик.
В центральный экран мы помещаем картинку с изображением куклы, она – это наш рассматриваемый объект.
Дальше мы перемещаемся вниз и определяем подсистему нашего объекта (из чего состоит наша кукла).
Следующим нашим шагом будет перемещение вверх, и там мы рассмотрим надсистему нашего объекта (частью чего является наша кукла).
После этого мы переходим на горизонталь и определяем прошлое нашего объекта. И заканчиваем, дав характеристику его будущего.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности"
Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология теория решения изобретательских задач занимает особое место, как технология, позволяющая м...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДОУ
Мастер – класс «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДО....
Использование методов и приёмов игры на деревянных ложках для детей дошкольного возраста.
Использование методов и приёмов игры на деревянных ложках для детей дошкольного возраста....
Мастер класс "Использование элементов технологии ТРИЗ в познавательном развитии детей дошкольного возраста"
Мастер класс направлен на формирование представлений педагогов ДОУ о технологии ТРИЗ, на оказание практической помощи воспитателям в использовании методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельност...
Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой как фактор познавательного развития дошкольников
Использование методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании даст возможность превращать изучение любой темы экологического характера в увлекательное «мыслительн...
Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.
Занятия с детьми в детском саду с применением методов и приёмов технологии ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое вл...
«Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе ознакомления детей с природой»
Самое важное — научить детей любить и понимать природу, сформировать у них экологическую культуру....