Тренинговая программа для родителей "Я тебя понимаю!"
методическая разработка по теме

Подавляющие большинство тревог и страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские  тревожность и страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления,  чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены  или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о неправильном поведении родителей.

Программа была разработана и опробирована на базе ДОУ,  включает в себя комплекс занятий для родителей детей с повышенной тревожностью; состоит из 5 занятий,  направлена на гармонизацию детско - родительских отношений,  осознание причин нарушений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_roditeley_ya_tebya_ponimayu.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Программа для родителей « Я тебя понимаю!»

Основные принципы работы группы в родительском семинаре.

Методика родительского семинара заключается в апелляции к когнитивным и поведенческим аспектам семейного взаимодействия.       Активность психолога сводится к убедительному и аргументированному изложению некоторых психологических вопросов; его основной задачей является также организация и проведение свободной дискуссии.

Правила работы в группе:

1. Максимальное доверие друг другу. В качестве первого шага принимается единая форма обращения на «ты».

       2. Во время занятий говорить, что происходит «здесь и теперь».

3. Для более откровенного разговора отказаться от безличной речи. Поэтому высказывания типа «большинство людей считают» заменить на «я считаю» и т. д.

4. Во время работы говорить только о том, что чувствуют по поводу происходящего. Если нет желания говорить, то можно промолчать.

5. Все, что происходит в группе, ни под каким предлогом не выносится за ее пределы.

6. Во время обращения подчеркивают только положительные качества человека, которыми работают.

       7. Внимательно слушать говорящего, не перебивать его, задавать вопросы только после того, как он закончил говорить.

              ЗАНЯТИЕ 1.

Тема. Установление эмоционально- доверительного контакта. 

Цели. Создать благоприятные условия для работы группы, помочь осознать истинные причины нарушений детско-родительских отношений.

            Ход занятия:

1. «Давайте познакомимся». Цель: знакомство участников друг с другом.

Участники представляются, придерживаясь схемы:

— назвать свое имя;

— рассказать о своем ребенке;

— что  ждут от посещения занятий.

2. «Правила нашей группы». Цель: знакомство с правилами работы в группе.

Участники знакомятся с правилами работы в группе и принимают их.

3. «Ребенок, какой он?» Цель: актуализация положительного и негативного образа ребенка.

Участники рассуждают о детях, затем отвечают на вопрос: «Ребенок, какой он?». На выполнение отводится 3 мин. По окончании составляется общий портрет.

4. «Родители, какие они?» Цель: актуализация положительного  и отрицательного образа родителя.

Данное упражнение проводится аналогично предыдущему.

Домашнее задание. Цель: рефлексия собственных чувств. В течение вечера участники считают: сколько раз они обратились к своему ребенку с эмоционально положительными высказываниями, оценкой, отрицательными высказываниями, оценкой. Пробуют почувствовать  и сравнить свое состояние и реакцию ребенка, определить,  когда с ним легче общаться: когда спокойны  и положительно настроены или когда сердиты и расстроены.  

           ЗАНЯТИЕ 2

Тема.  Развитие эмпатии.

Цель. Создание условий для преодоления собственных психологических барьеров,  мешающих полному самовыражению.

           Ход занятия:

1. «Удается ли принимать своего: ребенка?» Цель: получить обратную связь, дать возможность поделиться чувствами.

2. «Диалог» Цель: закрепить активный тренинговый стиль общения, осознать значение позиции в общении.

Участники делятся на пары и в течение 4 мин. ведут диалог:

1 -я минута: стоя спиной друг к другу;

2 –я минута: один участник диалога сидит, другой стоит;        

3-я минута: участники меняются местами;

4-я минута: сидя напротив друг друга.

Позиция меняется по сигналу. После выполнения упражнения участники анализируют свое состояние в зависимости от изменения позиции общения.

3. «Техника активного слушания» (Ю.Б. Гиппенрейтер)

Психолог дает информацию о технике активного слушания.

Психолог. Причины трудностей ребенка часто спрятаны в сфере его чувств, как правило, практические действия родителей — показать, научить, направить — ему не помогают. Поэтому лучше сесть и послушать ребенка. В психологии найден и очень подробно описан способ помогающего слушания, иначе его называют активным слушанием.

Что это значит? Надо возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, обозначая при этом его чувство. Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, — первое, что стоит сделать, — это дать ему понять, что вы знаете о его переживаниях. При этом следует помнить о правилах.

1. Если вы хотите слышать своего ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, возьмите его на руки, посадите на колени. Избегайте общения, находясь в другой комнате, повернувшись спиной, читая газету, лежа на диване. Ваше положение по отношению к ребенку говорит о том, насколько вы готовы его слушать и слышать.

2. Беседуя с расстроенным, огорченным ребенком, старайтесь избегать вопросов. В этом случае нужно, чтобы ваши ответы были в утвердительной форме. Разница между вопросительными и утвердительными предложениями, казалось бы, незначительна, но реакция на них совершенно разная:

3. Старайтесь в беседе с ребенком держать паузу. После каждой вашей реплики лучше всего помолчать, пауза помогает ребенку разобраться в своих переживаниях и одновременно почувствовать, что вы рядом.

Беседа по типу активного слушания очень непривычна для нашей культуры. Овладеть ею нелегко, однако этот способ завоюет ваши симпатии, как только вы увидите результаты:

  • сильно ослабеет отрицательное переживание ребенка;
  • чувствуя, что его не слушают,   ребенок больше начинает рассказывать о себе (иногда это помогает раскрыть ряд проблем, которые интересуют ребенка);
  • ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

2. «Понимаем ли мы друг друга» Цель: создание ситуации для осознания различных стилей общения.

           ЗАНЯТИЕ 3

Тема. Воспитание и понимание.

  Цель. Вывести участников   на осязаемый уровень  принятия своего ребенка, научить прислушиваться к внутренним  ощущениям.

           Ход занятия:

1. «Почувствуй ребенка». Цель: получить обратную связь, поделиться переживаниями и чувствами.

Участники обсуждают и анализируют ситуации, которые возникли при выполнении домашнего задания.

2. «Почувствуй себя ребенком». Цель: снятие напряжения вывод на осязаемый уровень ощущений, впечатлений от своего детства.

Участники удобно садятся, закрывают глаза и вспоминают детство: каким оно было, что больше всего радовало, о чем приятно вспомнить, что больше всего обижало. На выполнение отводится 3 мин. После этого участники рефлексируют свои чувства.

3. «За что я себя люблю, за что я себя ругаю». Цель: создание условий для объективной рефлексии положительных и нежелательных проявлений.

Участники делят лист линией на две половины. Справа пишут: «За что я себя люблю», слева — «За что я себя ругаю».

На выполнение отводится 3 мин. По окончании участники анализируют: в какой колонке высказываний больше, в какой меньше, затем рефлексируют свои чувства.

4. «Что мне нравится в моем ребенке, так это...»

Цель: определение положительных и сильных сторон ребенка.

Участники продолжают фразу: «Что мне нравится в моем ребенке, так это...» В течение 3 мин. они пишут все положительные качества, которые видят в ребенке. По окончании читают написанное и рефлексируют свои чувства.

5. «Клубочек». Цель: создание условий для определения уровня эмоциональной близости с ребенком.

  Участники вспоминают и произносят ласковые слова, которыми называют ребенка в семье. При выполнении они перекатывают клубочек друг другу. Упражнение повторяется 3 раза. По окончании рефлексируют свои чувства.

Домашнее задание. Упражнение «Что нам должны дети».

Цель: создание условий для расширения возможных стратегий поведения родителей.

         

           ЗАНЯТИЕ 4 

            Тема. Воспитание и ответственность

Цели. Создание условий для осознания причин того или иного воспитательного воздействия, показ возможных стилей взаимодействия.

           Ход занятия:

1. «Что нам должны дети». Цель: получить обратную связь, дать возможность поделиться с чувствами.

Участники обсуждают и анализируют ситуации, которые возникли при выполнении домашнего задания.

2. «Что я должна сегодня сделать». Цель: рассмотрение типичных проблем взаимоотношений взрослых и детей. Участники делят лист бумаги вертикальной линией на две части. Справа пишут список домашних дел, которые необходимо сделать вечером, слева — что случится, если это сделано не будет. Время работы 3 мин. Затем читают записи

3.  «Информация. Правила жизни ребенка». Цель: выделение основных принципов организации жизни ребенка.

Каждый участник на листе бумаги чертит круг и делит его на четыре части, которые закрашивает разным цветом. В одной пишет: «Я разрешаю ребенку...», во второй — «Я запрещаю ребенку...», в третьей — «Я разрешаю, но ставлю условия...», в четвертой — «Я не разрешаю, но иногда уступаю...», затем дописывает предложение, анализирует, что доминирует во взаимоотношениях с ребенком: запреты, ограничения, уступки, вседозволенность, разумность и т. д.

После выполнения упражнения дается информация о правилах, которые помогут родителям найти «золотую середину» при воспитании детей.

* Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть в жизни каждого ребенка обязательно.

* Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.

*  Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с потребностями ребенка.

* Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы между взрослыми.

* Требование, запрет должен быть сообщен тоном скорее дружественным, разъяснительным, чем повелительным.

*  Наказывая ребенка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое (Ю.Б. Гиппенрейтер).

4.«Я - высказывания». Цель: создание условий для осознания стилей общения.

Участники анализируют, насколько они готовы к разрешению конфликтов в системе детско-родительских отношений. Им предлагаются ситуации, когда ребенок:

— не убрал разбросанные игрушки;

— отказывается надевать разбросанные вещи;

— часто обижает брата (сестру);

  • мучает собаку (кошку) и т. д.

Домашнее задание. Упражнение «Семья».

Цель: дать возможность проиграть и почувствовать внутреннее состояние ребенка.

Участники играют в сюжетно-ролевую игру «Семья», причем детьми будут они, а дети — взрослыми. Во время игры нужно обратить внимание на поведение детей (тон, поза).

              ЗАНЯТИЕ 5  Тема. Легко ли быть родителями

Цель. Создание условий для осознания всей сложности, важности и ответственности позиции родителя.

Ход занятия:

1. «Семья». Цель: получить обратную связь, дать возможность поделиться с чувствами.

2. «Давление». Цель: возможность почувствовать, что сила сопротивления прямо пропорциональна силе давления.

Участники выбирают пару, встают лицом друг к другу. Их задача — организовать взаимодействие: одному партнеру осуществлять давление, а другому — сопротивление. По сигналу участники меняются ролями. По окончании упражнения участники делятся чувствами.

3. «Мы и Они». Цель: активизация умения осознавать самоценность ребенка в независимости от собственных переживаний.

Участники делят лист бумаги на две половины: слева пишут «мы», справа — «они». Под «мы» понимаются взрослые, под «они» — дети. В этих колонках участники пишут определения, которые зачитывают по окончании упражнения. После этого они анализируют ситуации, в которых дети выступают непослушными, агрессивными, капризными и рефлексируют свои чувства.

4. «Я идеальный». Цели: формирование критического отношения к идеальности; показ жизненной философии принятия ребенка: «Люблю не потому, что ты хороший, а потому, что ты есть».

Участники делят лист бумаги на две половины. В левой быстро, не задумываясь, пишут те качества, которыми должен обладать идеальный родитель, в правой — качества реального родителя. На выполнение отводится 3 мин. По окончании участники сравнивают, совпадают ли качества идеального и реального родителя, отвечают на вопросы: родители, какие они? Изменилась ли, позиция по отношению ребенку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Счастье - это когда тебя понимают"

Работа с родителямиКонсультации для родителейКонсультация на тему: «Счастье – это когда тебя понимают»Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. По словам С. Л...

Консультация для родителей на тему: «Счастье – это когда тебя понимают»

Консультация для родителей на тему:«Счастье – это когда тебя понимают»...

Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей "Мы понимаем друг друга"

Повышение психологической компетентностиродителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....

Консультация-практикум для родителей «Счастье – это когда тебя понимают!»

Как известно, именно в семье закладываются основы личности ребенка. Однако она может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Предлагаемая разработка консульта...

Развитие коммуникативных навыков и сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста (Программа «Я тебя понимаю»)

Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье...

Тренинговая Программа «Счастье – когда тебя понимают» (для родителей и детей старшего дошкольного возраста)

Гармонизация семейных отношений, способствующих установлению и развитию партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком, как основополагающего условия развития субъектности дошкольника. ...

Тренинговое занятие для родителей по адаптации "Я тебя понимаю".

Расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влияющих на успешную адаптацию...