Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей "Мы понимаем друг друга"
методическая разработка по теме
Повышение психологической компетентностиродителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_ponimat_drug_druga_treningovoe_zanyatie_vzaimodeystviya_roditeley_i_detey.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей
«Мы понимаем друг друга»
Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуален внутри семьи по мере взросления ребенка. Ребенок взрослеет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга. Опыт работы с семьями свидетельствует о трудностях установления визуального контакта как следствие непринятия проблем ребенка. Групповые формы работы дают уникальную возможность снять ощущение единственности, уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь (и от взрослых, и от детей) и взглянуть на свой педагогический опыт с иной точки зрения.
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми. Осознание родителями восприятия их собственными детьми, осознание стиля взаимодействия с ребёнком, создание ситуации сотрудничества, развитие творческого потенциала.
Задачи тренинга:
- усиление способности родителей к пониманию эмоционального мира своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
- изменение неадекватных родительских позиций;
- оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.
«Первичный кодекс группы»:
- предмет дискуссии – дети и способы взаимодействия с ними родителей;
- все члены группы имеют право на свободное участие в дискуссии, лишенной формализма и рутины; ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми членами группы.
Содержание:
- повышение родительской компетентности в вопросах воспитания
- организация коррекционных игр с детьми, направленные на формирование нового типа отношений равноправия и партнерства
- продуктивные виды деятельности, где функции «лидера» и «ведомого» разделены между родителем и ребенком.
- стимулирование речи детей в процессе общения с родителями и другими участниками группы
Элементы и приемы:
- игровая терапия( игры и упражнения, психогимнастика)
- арттерапия (работа с рисунком)
Участники: родители и дети
По завершении тренинга проводятся индивидуальные консультации с родителями.
Продолжительность занятия 45 мин.
Материал: ширма, стул, заготовки «Рукавичек» из бумаги, цветные карандаши, фломастеры, свеча, магнитофон и аудиозаписи, мяч, косынка.
1. Приветствие и знакомство участников: Упражнение «Хвасталки» «Я ..., мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»
2. Упражнение «Перебежки»:
- Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;
- Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;
- Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.
- Встать и поменяться местами тем, кто читает книги о воспитании детей.
3. Работа в детско-родительской паре «Ласковые слова». Взрослый обращаясь к ребенку говорит: «Сережа, ты …(3 ласковых слова)». Затем ребенок отвечает. Так высказываются все пары по кругу.
4.Упражнение – игровой массаж «Шла по полю черепаха». Сначала его делают мамы, а затем дети своим мамам.
Шла по полю черепаха
И кусала всех от страха.
Кусь – кусь – кусь – кусь,
Никого я не боюсь!
5. Игра-упражнение «Угадайте маму». В ходе упражнения развивается умение детей выделять наиболее значимые, характерные качества родителя. При выполнении упражнения дети и родители сидят по разные стороны непрозрачной ширмы, устанавливаемой ведущими. Дети описывают свою маму (папу), рассказывают, какие они. Родители должны угадать, о ком рассказывают дети.
6. Приветствие по кругу на невербальном уровне: дети и взрослые под музыку движутся по помещению, по сигналу «руки» – останавливаются и жмут друг другу руки, «носики» – трутся носами, «лобики» – трутся лбами. В завершении «круг» – встают в круг и произносят хором: «Руки вверх я подниму, здравствуйте, всем вам скажу!»
7. Поупражняться в восприятии своего ребенка путем тактильных ощущений родители могут, выполняя упражнение «Угадай, чьи руки». Взрослые с завязанными глазами по очереди садятся на стул и по рукам определяют своего ребенка.
8.Совместное рисование «Украсим рукавички». Родителю и ребенку выдается 2 заготовки «рукавичек» из бумаги и фломастеры, карандаши, краски, мелки. Инструкция: «Сейчас вы договоритесь, какой материал будете использовать при выполнении задания, и кто начнет первым рисовать. Рукавички должны получиться одинаковыми, попытайтесь договориться об этом»
После окончания процесса рисования семейные пары показывают и представляют свою работу, отвечая на вопросы ведущих. Участники, наблюдающие за представлением, задают вопросы авторам, высказывают свои впечатления. Ведущие стимулируют позитивный настрой в группе, психологически поддерживают выступающих.
9. Упражнение «Марсианский футбол», целью которого является создание ситуации сотрудничества и взаимодействия. Группа участников тренинга разбивается на две футбольные команды. Игра проводится в просторном помещении, соответствующем нормам техники безопасности. У противоположных стен помещения оборудуются «ворота». Вратарями становятся по одной паре «ребенок—родитель» из каждой команды. Ведущие играют роль судей.
10. Параллельная работа: дети рисуют «Моя любимая игрушка», а родители выполняют упражнение: «Пойми меня, мама». Разрезанная таблица и её необходимо восстановить, соотнося слова и чувства. По завершении работы взрослые озвучивают мечту ребенка по его рисунку.
Таблица «Пойми меня»
Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора! | Гордость. Удовлетворение. |
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. | Скука, поставлен в тупик. |
Все дети играют, а мне не с кем. | Одиночество, покинутость. |
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам. | Уверенность, самостоятельность. |
Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. | Боль, злость, чувство не любви. |
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? | Разочарование, желание бросить. |
Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. | Одобрение, благодарность, радость. |
11. Прощание при свече: «Я хочу, чтобы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью» Д-р пара: «я тебя люблю». Пожелания участникам. А теперь мысленно поблагодарим, друг друга за работу, вдохнем и дружно погасим свечу.
16. «Продолжи предложение». Отзыв о работе в тренинге (письменно или устно)
От работы в тренинге я приобрел(а) ___________
Мне понравилось ___________
Мне не понравилось ___________
Хотели бы вы еще участвовать в тренингах ___________
Ваши пожелания ведущему ___________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговая программа для родителей "Я тебя понимаю!"
Подавляющие большинство тревог и страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские тревожность и страхи, если к ним правильно относиться, п...
Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей
Тренинговое занятие взаимодействия родителей и детей "Мы вместе"...
Конспект психолого-педагогического занятия во второй младшей группе. Тема: «Навстречу друг другу»
Разработанный конспект занятия будет полезен для педагогов-психологов, работающих с детьми 3-4 лет. Данное занятие является одним из занятий по развитию социально-коммуникативной сферы детей....
Тренинговое занятие для родителей по адаптации "Я тебя понимаю".
Расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влияющих на успешную адаптацию...
Конспект открытого психолого-педагогического занятия во второй младшей группе. Тема: «Навстречу друг другу»
Конспект открытого психолого-педагогического занятия во второй младшей группе. Тема: «Навстречу друг другу»Открытое психолого-педагогическое занятия во второй младшей группе.Тема: &la...
Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОО с родителями»
Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями. Задачи:Расширить представление педагогов о собственных достижениях и проблемах в общении с родителями;Обучить воспит...
Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОУ с родителями»
Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога ДОУ с родителями»Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.Задачи:Расширить представление педагогов о ...