Консультация-практикум для родителей «Счастье – это когда тебя понимают!»
методическая разработка на тему
Как известно, именно в семье закладываются основы личности ребенка. Однако она может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Предлагаемая разработка консультации-практикума направлена на улучшение взаимопонимания родителей с ребенком, на более полное понимание и принятие его индивидуальности, на осознание вреда и пользы своих воспитательных воздействий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
schastedlya_mo.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Счастье – это когда тебя понимают!
(консультация-практикум для родителей)
Цель: повышение психологической компетентности родителей по вопросам взаимопонимания с ребенком
Задачи:
- оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений;
- повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка;
- улучшить рефлексию взаимоотношений родителя с ребенком;
- сформировать у родителей умение смотреть на мир глазами ребенка.
Материал и оборудование: лист ватмана, ручки по количеству участников, раздаточный материал и текст памятки – по количеству участников, самоклеющиеся стикеры двух цветов, магнитный мольберт, магниты, листы с напечатанными ситуациями.
Ход занятия:
Добрый вечер, уважаемые родители! Тема нашей сегодняшней встречи обозначена известной всем фразой «Счастье – это когда тебя понимают». Каждый из нас стремится к взаимопониманию в своей семье, и, конечно, со своим ребенком. Наверняка каждому приходилось сталкиваться с проблемным поведением своего малыша, и вы не знали как его объяснить и правильно воздействовать в этой ситуации.
Понять ребенка значит услышать его чувства, проникнуть в глубинную мотивацию его поведения. Ну а для этого нам порой не лишним бывает вспомнить себя в детстве, вспомнить какими вы были в возрасте вашего ребенка. Ведь через призму собственных воспоминаний бывает легче понять и разглядеть собственного ребенка.
Задание 1.
Я вам сейчас предлагаю в течение 5 минут вспомнить и описать себя, какими вы были в детстве с помощью прилагательных (раздаточный материал 1).
А теперь опишите своего ребенка, закончив фразу «Мой ребенок…», связав ее с чертами характера, поведением своего ребенка. Постарайтесь быть объективны, искренны в описании.
Родители индивидуально выполняют задание.
Сравните ваши характеристики. Много ли сходных черт? Что было сложнее: описывать себя или своего ребенка? (обсуждение по желанию)
Очень часто бывает, что мы, взрослые, поверхностно относимся к внутренним переживаниям ребенка, его истинным чувствам: либо игнорируем, либо подавляем, или заменяем их своими фантазиями и предположениями.
Тем не менее, лучше, чем Вы сами вашего ребенка никто не может знать и понять. Поэтому сейчас я предлагаю Вам обратиться к вашим внутренним ресурсам, к вашему чуткому родительскому сердцу, умеющему проникать в самые глубины детских переживаний.
Задание 2.
Давайте представим обычный день вашей жизни (Вас и вашего ребенка), в течение которого могут случаться разные события, и ребенок может оказаться в различных ситуациях. Некоторые из них представлены в таблице (раздаточный материал 2).
Вам нужно напротив каждой ситуации написать чувства, какие, по вашему мнению, испытывает ребенок в этом случае.
После выполнения упражнения идет обсуждение по каждой ситуации, при этом чувства, которые родители выделили, ведущий записывает на листах с ситуациями, прикрепленных на магнитной доске.
А теперь давайте рассортируем эти чувства на 2 группы: с положительной окраской и отрицательной, обозначив их соответственно красными и синими стикерами.
В ходе упражнения ведущий рисует на ватмане схематично силуэт ребенка и условно делит его вдоль пополам: с одной стороны крепятся синие стикеры, с другой – красные. После идет количественное соотнесение положительных и отрицательных чувств. Результаты сравниваются, обсуждаются, делаются выводы. |
Для нормальной жизнедеятельности любого человека важно равновесие во внутреннем мире, мире чувств и эмоций. В идеале должен быть баланс. В случае, когда преобладают отрицательные эмоции – этот баланс нарушается.
Чаще всего родители не принимают отрицательные чувства ребенка. Они подавляются, сохраняются и накапливаются.
Если чувства допускаются и признаются, они теряют свою разрушительную силу. Называние и признание подавленных эмоций приносит ребенку огромное облегчение, радость, ощущение близости с родителями, сознание того, что тебя слышат и понимают.
Задание 3.
Сейчас я вам предлагаю поупражняться в назывании и признании чувств ребенка.
Участники делятся на микрогруппы по 4-5 человек, каждая из которых получает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы в психотравмирующей для детей ситуации они были уверены, что чувства их приняты (раздаточный материал 3). Приводим образцы заданий и возможные варианты ответов:
Ситуации | Неэффективные родительские ответы | Варианты эффективных ответов |
Дети не поделили игрушки, карандаши и т.п.. Они дерутся. | Не смей бить его (ее)! Это же твой брат (сестра) | Ты можешь злиться на брата (сестру), но бить его (ее) нельзя. |
Ребенок боится собак. Во время прогулки к вам подбежал пес | Не бойся, собака тебя не тронет | Смотри какой симпатичный пес…Но если ты его боишься, давай перейдем на другую сторону и т.п. |
У ребенка не получается что-то. Он расстроен | Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется | Я бы тоже расстроился. Но может, мы вместе найдем выход? |
Ребенку надо сделать прививку | Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты… | Да, укол – это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку. |
В процессе обсуждения этого упражнения родители знакомятся с понятием «активного слушания», автором которого является Т.Гордон, американский психолог.
Слушать активно – значит улавливать, что ваш ребенок пытается вам сказать на самом деле, что он чувствует на самом деле, и озвучивать эти чувства своими словами, окрашивая свои высказывания пониманием и неподдельной заботой.
Итак, сегодня мы с вами посвятили нашу встречу очень серьезной теме взаимопонимания в своей семье, в первую очередь со своим ребенком. Возможно, не на все вопросы удалось получить однозначные ответы, однако первый шаг к пониманию себя и своего ребенка вами сделан. А тот, кто ищет, всегда найдет ту мудрость, которая необходима.
И в заключении хочется напомнить вам маленький секрет семейного счастья
Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, плесните немного заботы, посыпьте пониманием и уважением, подогрейте на искрах задорного детского смеха и украсьте семейными традициями.
Благодарю всех за активное участие! До новых встреч.
В конце встречи родителям выдаются памятки по улучшению взаимопонимания с ребенком (раздаточный материал 4)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Раздаточный материал 1
Доброжелательный Спокойный Конфликтный Уверенный Драчливый Плаксивый Мнительный | Подвижный «Тихоня» Обидчивый Стеснительный Общительный Боязливый Покладистый | Вспыльчивый Дружелюбный Вежливый Жадный Непослушный Отзывчивый Внимательный | Упрямый Ласковый Капризный Нежный Грубый Аккуратный Агрессивный |
В детстве я был… | Мой ребенок… |
Раздаточный материал 2
Вина Растерянность Покинутость Обида Удовольствие | Злость Огорчение Ликование Грусть Брезгливость | Восторг Ирония Сарказм Уныние Печаль | Удивление Спокойствие Тревога Радость Страх |
СИТУАЦИЯ И СЛОВА РЕБЕНКА | ЧУВСТВА РЕБЕНКА | ||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Раздаточный материал 3.
Ситуации | Неэффективные родительские ответы | Варианты эффективных ответов |
Дети не поделили игрушки, карандаши и т.п.. Они дерутся. | Не смей бить его (ее)! Это же твой брат (сестра) | |
Ребенок боится собак. Во время прогулки к вам подбежал пес | Не бойся, собака тебя не тронет | |
У ребенка не получается что-то. Он расстроен | Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется | |
Ребенку надо сделать прививку | Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты… |
Раздаточный материал 4
Советы родителям
1. Цените откровенность своих детей, искренне интересуйтесь проблемами.
2. Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.
3. Нельзя подшучивать над детьми, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.
4. Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.
5. Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого.
6. Расскажите о себе, о вашей истории первой любви — это поможет найти взаимопонимание с ребенком.
7. Любите его бескорыстно и старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается
8. Все мы хотим, чтобы наши дети росли счастливыми. Но, возможно, не все догадываются, что нужно прежде всего стать счастливым самому! Начать с себя!
Ведь у счастливых родителей растут счастливые дети, словно с младенчества усваивая витамин любви и удачи, защищающий их от жизненных трудностей и невзгод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей "Счастье - это когда тебя понимают"
Работа с родителямиКонсультации для родителейКонсультация на тему: «Счастье – это когда тебя понимают»Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. По словам С. Л...
Консультация для родителей "Счастье - это когда тебя понимают"
Консультация для родителей "Счастье - это когда тебя понимают" Советы родителям, как вырастить счастливого ребенка....
Консультация для родителей "Счастье - это когда тебя понимают"
Межличностные отношения...
Консультация для родителей «Счастье – это когда тебя понимают»
«Счастье - это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться. «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья»....
Консультация для родителей "Счастье - это когда тебя понимают"
«Счастье - это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться. «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья»...
Консультация для родителей "Счастье - это когда тебя понимают"
"Счастье -это когда тебя понимают" консультация для родителей...