Развитие коммуникативных навыков и сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста (Программа «Я тебя понимаю»)
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

 

Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

Основная цель программы «Я тебя понимаю» – развитие коммуникативных навыков и сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

1.         Помочь детям ощутить чувство единения с другими;

2.         Учить детей общаться;

3.         Развивать в детях уверенность в собственных силах;

4.         Показать детям, что значит уважение и самоуважение;

5.         Учить детей ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность;

6.         Помочь детям научиться принимать решения — самостоятельно и в группе;

7.         Учить детей сочувствию;

8.         Помочь развитию личности ребенка;

9.         Развивать в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим;

10.       Помочь детям научиться справляться со своими страхами и стрессом;

11.       Показать детям и научить их, как можно жить без насилия;

12.       Развивать в детях чувство юмора;

13.       Помочь детям развивать в себе сильные стороны своего характера.

Предмет коррекции и развития: коммуникативная и эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.

Средства коррекции и развития:  детская интерактивная игра, элементы психогимнастики, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotrudnichestvo_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx37.39 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

И СОТРУДНИЧЕСТВА

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Программа

дополнительного образования

«Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ»

Почтеннова

Виктория Валериевна

Психолог – педагог

МДОУ № 1 г. Вологда

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

И СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(Система дополнительного образования  -

программа «Я тебя понимаю»)

Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям старшего дошкольного возраста уже не достаточно общаться только со взрослыми. В ситуации общения со сверстниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность.

В ходе работы педагогом – психологом дошкольного учреждения мною выявлены проблемы в общении и в процессе сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста. И  детям, и воспитателям сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Отмечено, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к дошкольному учреждению. Педагоги говорят о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом. Этому существует множество объяснений.        

Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Число детей, растущих без тесного контакта с родителями, возросло. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. Часто воспитатели жалуются, что даже маленькие дети теперь уже не такие вежливые и "невинные", как раньше. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. Всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга.

Многие воспитатели вынуждены больше времени уделять заботе о дисциплине в группе, и, к сожалению, приходится признать, что добрым и дружелюбным детям достается все меньше и меньше внимания. Нередко педагоги говорят о своеобразном замкнутом круге: им приходится работать с все большим числом беспокойных детей, что вынуждает их устанавливать все более строгие порядки. Это, в свою очередь, приводит к тому, что дети чувствуют себя менее свободно и меньше общаются друг с другом и с педагогом. В результате они не имеют возможности осваивать и совершенствовать коммуникативные навыки и становятся все более агрессивными и "неуправляемыми". Тогда воспитатели ведут себя все жестче и жестче...

Для того чтобы создать безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединить детей совместной деятельностью, способствовать повышению уверенности в своих силах и проявлению сплоченности детей, подготовить ребенка к новым социальным условиям в школе, мною была разработана программа дополнительного образования, направленная на развитие сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста «Я тебя понимаю».

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д.Б. и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной жизни. Обогатите ваше общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игры предложите детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз подчеркивайте ценность выводов, сделанных самими детьми.

Основная цель программы «Я тебя понимаю» – развитие коммуникативных навыков и сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

1.        Помочь детям ощутить чувство единения с другими;

2.        Учить детей общаться;

3.        Развивать в детях уверенность в собственных силах;

4.        Показать детям, что значит уважение и самоуважение;

5.        Учить детей ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность;

6.        Помочь детям научиться принимать решения — самостоятельно и в группе;

7.        Учить детей сочувствию;

8.        Помочь развитию личности ребенка;

9.        Развивать в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим;

10.        Помочь детям научиться справляться со своими страхами и стрессом;

11.        Показать детям и научить их, как можно жить без насилия;

12.        Развивать в детях чувство юмора;

13.        Помочь детям развивать в себе сильные стороны своего характера.

Предмет коррекции и развития: коммуникативная и эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.

Средства коррекции и развития:  детская интерактивная игра, элементы психогимнастики, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков общения, способности к эмоциональной децентрации.

Сначала предлагаю игры сама. Чем больше дети будут играть, тем чаще они будут просят провести какие-то определенные игры, которые им кажутся необходимыми именно сейчас. В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт.

Понаблюдайте за тем, как дети сами приходят к продуктивным решениям или за тем, как они помогают друг другу при затруднениях. Помогите им понять, что их контролю неподвластно, а что они могут контролировать сами. Поддерживайте детей в формулировании доступных им конкретных целей и в активном стремлении к их достижению. Доходчиво объясните, что допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение. Побуждайте детей искренне выражать свои чувства и при этом вести себя уважительно по отношению к другим. Радуясь их искренности и умению следовать принятым правилам, Вы тем самым помогаете детям соединить воедино эти ценности. На самом деле, детям необходимо научиться связывать между собой чувства и мораль, чтобы затем быть счастливыми в личной и профессиональной жизни.

Цели и задачи, которых можно достичь, организуя интерактивные игры с детьми

  • Помочь детям ощутить чувство единения с другими. 

Есть дети, которым очень трудно почувствовать свою общность с другими - дети с низкой самооценкой, застенчивые или неуверенные в себе. Часто у них уже есть негативный опыт и им приходится долго и постепенно учиться доверять детям и взрослым. Не всегда дети, сторонящиеся других, происходят из трудных семей, довольно часто это просто чувствительные дети. В таких случаях педагогам потребуется немало терпения, чтобы вывести ребенка из ощущения изолированности и одиночества. Игры «Все вместе», « Клеевой ручеек»,  «Слепец и поводырь», «Хвост дракона», «Катушка».

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься

  • Учить детей общаться

Очень важно, чтобы дети научились не только общаться, но понимать друг друга, слышать мнение своего товарища, доносить свои чувства, отстаивать личные интересы. Игры «Разговор через стекло» ( “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), «Не хочу манную кашу!», «Волшебные водоросли».

Цель: развить мимику и жесты, развить умение добиваться цели приемлемыми способами общения, развивать умение донести свою мысль до собеседника, снятие телесных барьеров.

  • Развивать в детях уверенность в собственных силах

Важнейшая задача педагога — укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жизнью. Очень важно научить детей гордиться своей собственной семьёй, своей историей и с надеждой смотреть в будущее. Игры «Хвасталки», «Я – лев!», «Круг света», «Раскрась любовью», беседы «Дружная семья».

  • Показать детям, что значит уважение и самоуважение

Хорошие воспитатели не только заботливы по отношению к детям, но и уважительны с ними. При этом забота должна быть скорее непрямой и проявляться в каких-то действиях, направленных на то, чтобы лучше познакомиться с детьми, постепенно понять истории их жизни и не отказываться даже от тех детей, с которыми Вам трудно и тяжело. Напротив, уважение к ребенку может и должно проявляться напрямую, непосредственно, в связи с его конкретным поведением. Уважение взрослого проявляется, например, в том, что он подчеркивает ответственность детей за свое поведение. Ребенок чувствует, что его уважают, когда его спрашивают: "Что ты сейчас чувствуешь?" или "Чему научил тебя этот случай?" и внимательно выслушивают его рассуждения на эту тему. Игры- беседы «Интервью в день рождения», «Друзья, непохожие на меня».

  • Учить детей ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность

Детям важно научиться различать мышление и эмоции, истину и фантазию. Мы должны помочь им жить в мире реальности. Игры «Правда и ложь», «Верю – не верю».

  • Помочь детям научиться принимать решения — самостоятельно и в группе

Дети, так же, как и взрослые, стараются поступать правильно, но иногда они торопятся, не знают, что правильно, а что нет, и не всегда замечают все имеющиеся у них возможности. Мы можем выработать у них навык обсуждения и анализа различных вариантов решения. Мы можем упражняться с ними в принятии справедливого группового решения. Игры «Небоскрёб», «Строим башню» (невербальный вариант), «Сиамские близнецы», «Спина к спине».

  • Учить детей сочувствию

Достичь этого можно, пробудив у детей интерес к тому, что чувствуют и как мыслят другие люди. Мы можем учить их ставить себя на место другого, понимать и чувствовать внутренний мир человека другого возраста, другой культуры или воспитанного в совершенно другой семейной традиции. Если же в группе собрались дети различных культур и национальностей, то ребенок получает еще больше возможностей развивать в себе эмпатию. Когда дети в спокойной обстановке разговаривают о своей жизни, идет важный процесс, в ходе которого они пытаются хоть на некоторое время увидеть мир глазами другого человека. Инсценировка и обсуждение мини-сценок, этюдов, игр-ситуаций. 

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

  1. Два мальчика поссорились – помири их.                                                                              
  2.  Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.                                                                                                                                    
  3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.                                                  
  4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.                                                                                                                                                        
  5.  Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.                                        
  6.  Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.                          
  7.  Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?                                                                                    
  8.  Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.                                                  
  9.  Ребёнок плачет – успокой его.                                                                                                    
  10.  У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

  • Помочь развитию личности ребенка

Если мы хотим, чтобы ребенок развивался и рос как личность, нам нельзя допускать, чтобы он ориентировался только на наши требования. Напротив, мы должны помочь ребенку следовать его собственным внутренним целям и желаниям. Обычно детям бывает легче осознавать свои личные цели, когда они выражают их в творчестве: когда они пишут, сочиняют музыку, играют на музыкальных инструментах, рисуют или ставят детские пьесы. Рисунки «Взгляд в будущее», «Что ты делаешь лучше всех?».

  • Развивать в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим

Боясь испортить отношения со значимыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду желаниям других, не выражают свою точку зрения. Очень важно побуждать детей давать обратную связь. Это обеспечивает открытое, искреннее и живое общение. Игры «Любовь и злость», «Дружба».

  • Помочь детям научиться справляться со своими страхами и стрессом

Детям необходимо предоставить возможность говорить и о неприятных для них вещах, внимательно выслушивая их при этом. Игра «Камушек в ботинке», «Без маски», «Цветочный дождь».

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Примерное содержание незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;                                                                                     “ Особенно мне не нравится, когда…”;                                                                                                                                   “Однажды меня очень напугало то, что…”.

  • Показать детям и научить их, как можно жить без насилия

В ситуации, когда ребенок рассержен или обижен, можно помочь ему выразить свои чувства без агрессии и конфликта. Необходимо помочь детям отказаться от разрешения проблем с помощью кулаков, можно научить их контролировать свой гнев и проявлять накопившуюся агрессию в игровой форме. Игры «Я – дерево», «Ковёр мира».

  • Развивать в детях чувство юмора

Как можно чаще проявляйте чувство юмора, тем самым показывая детям, что жизнь прекрасна, если уметь даже в сложных ситуациях видеть комическое и иногда позволять себе просто смеяться. Игры «Смеяться запрещается», «Принц-на-цыпочках», «Смешное приветствие».

  • Помочь детям развивать в себе сильные стороны своего характера

Самое важное, что дети могут вынести из детского сада, а затем школы и семьи в самостоятельную жизнь, это необходимые для жизни социальные навыки и качества личности. К таким навыкам в первую очередь относятся умение сопереживать другим и брать на себя ответственность за свои поступки. Требуется немало времени, чтобы эти навыки выработались и стали прочными и устойчивыми, поэтому, чем раньше мы начинаем развивать их в детях, тем более мы можем быть уверенными в том, что они смогут проявить эти важные для жизни добродетели даже в очень сложных и неоднозначных ситуациях. Игра «Сладкая проблема», «Выше – ниже», «Я помогаю другим», «Испуганный ёжик».

Перед проведением игры надо тщательно продумать, кого из группы необходимо  в первую очередь вовлечь в ту или иную игру. Особенно эгоистичным и самовлюбленным детям пойдут на пользу игры, направленные на эмпатию и сочувствие. Конечно, и для остальных детей эти игры окажутся полезными. В предлагаемых интерактивных играх по возможности уменьшен элемент соревновательности. После окончания игры воспитатель помогает детям выразить и обсудить свои впечатления, выражает заинтересованность и с пониманием относится к ответам детей, побуждает их искренне и подробно рассказывать о своих переживаниях или проблемах. Для этого не нужны сложные теории или владение особыми методическими приемами. Важнее всего обычный здравый смысл, тактичность и Ваше умение, будучи взрослым, помогать детям.

Критерием эффективности программы «Я тебя понимаю» служит:

Исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности;

Преобладание положительных эмоций;

Способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вреда другим);

Повышение уверенности в своих силах, появлению сплоченности коллектива;

Развитие способности к эмоциональному сопереживанию.

Психологический результат:

Благоприятный психологический климат;

Опыт взаимодействия в коллективе;

Позитивные отношения между детьми.

Проведение подобных интерактивных игр с детьми способствует развитию их "эмоционального интеллекта" и помогает воспитателю создавать дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со взрослыми. По результатам работы обнаружилась положительная динамика развития коммуникативных способностей  детей  подготовительной группе.

 Дети быстрее  осуществляют взаимный контакт, прибегая к аргументации, отстаивая свою позицию. Предложения сверстника выслушивают, а не просто отвергают. Чувства и настроения ребенка приобретают более реалистический характер. Возникает социальная направленность действий детей, их готовность прийти на помощь сверстнику. Значительно повышается сензитивность к чувствам другого человека, эмпатия, как способность к сопереживанию и сочувствию. Дети готовы к новым способам взаимодействия и переноса модели отношений «на равных» с игрового занятия в семейную обстановку. В перспективе психологическая работа по развитию коммуникативных навыков и сотрудничества детей старшего дошкольного возраста будет продолжена.

Список используемой литературы

Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое  пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. М.: Творческий центр «Сфера», 2002.

Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками.  М: Творческий центр «Сфера», 2003.

Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. Методическое  пособие в помощь психологам и педагогам. М: Творческий центр «Сфера», 2003.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб. СОЮЗ, 1997.

Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Т. 1.— М.: Генезис, 1998

Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение «Владос», 1999.

 Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психокоррекционное занятие с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Я тебя понимаю». «Эти разные, разные люди»

Конспект  коррекционно – развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста.  Занятие  помогает     развивать психические процессы, эмоционально...

Эмпирическое исследование влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие коммуникативных навыков и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

КОНФЕРЕНЦИИ «СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОСТРОВНОМ РЕГИОНЕ: НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСТУПЛЕНИЕ В РАМКАХ СЕКЦИИ ОБЛАСТНОЙ II НАУЧНО &ndash...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Полезный матерал для решения проблем коммуникабельности детей старшего дошкольного возраста....

Развитие навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры «Служба спасения МЧС».

Каждый день в нашей стране возникают те или иные чрезвычайные ситуации: пожары, наводнения, землетрясения и т. д. Люди, которые приходят нам на помощь в этих ситуациях-спасатели, люди смелы...

Развитие связной речи и навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Статья посвящена работе с игровым оборудование "Умные" панели....

Интерактивная игра "Судоку" для детей старшего дошкольного возраста (программа Notebook)

Цель: развитие пространственного и логического мышленияhttps://disk.yandex.ru/d/U8CnTRDgkOwh7Q...

Интерактивная игра "Геометрические фигуры со Смешариками" для детей старшего дошкольного возраста (программа Notebook)

Интерактивная игра "Геометрические фигуры со Смешариками" для детей старшего дошкольного возраста. Пособие оформлено по мотивам мультфильма "Смешарики", что делает его интерес...