Организация адаптационного периода младших дошкольников к условиям ДОУ.
статья (младшая группа)
В нашем ДОУ на протяжении нескольких лет практикуется постепенная адаптация детей к детскому саду, с непосредственным участием родителей. В представленном материале описана информационная часть, которую необходимо рассказать родитялям на собрании. Предложены анкеты и памятка для родителей, которые помогут более эффективно организовать процесс адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptaciya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Возраст ребенка с 1 до 2-2,5 лет характеризуются обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.
Что такое адаптация?
Адаптация - это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду.
Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.
Степени адаптации:
- Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.
- Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детской учреждении. Нервно – психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не снизился и не сколько не изменился.
- Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений.
- Сверхтяжелая адаптация: около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
Фазы адаптационного процесса
- Острая фаза или период дезадаптации.
- Подострая фаза или собственно адаптация.
Негативные изменения у детей в период адаптации: повышение температуры и давления; уменьшение веса, временная остановка роста, снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний, увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; своеобразный регресс (возврат в более ранний возраст).
В поведенческом плане: упрямство, негативизм, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень. (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).
Родители несут ответственность за воспитание ребенка, а дошкольное учреждение дополнит, поддержит, направит вашу воспитательную деятельность. «Закон РФ об образовании», ст. 18.
Для малыша менее болезненное расставание с мамой это постепенное разлука.
Конечно, ребенку будет легче адаптироваться, если вхождение в детский сад будет постепенным, при активной поддержке родителей. Учитывая, особенности этого периода: страх новизны, обостренная чувствительность к разлуке с мамой,
Наиболее благоприятным будет:
-если вы с ребенком в первый день придете на прогулку;
- затем в группу - во время свободной игровой деятельности;
- далее оставите ребенка на 1-2 часа;
-следующий шаг будете присутствовать во время завтрака и затем оставите ребенка на 2-3 часа;
- потом приведете и оставите ребенка с завтрака и до обеда;
-затем оставите ребенка на сон и сразу же заберете после сна;
-последний шаг – целый день в детском саду.
Такое вхождение в детский сад дает положительный эффект: дети легче привыкают к новой обстановке, меньше болеют, возникает контакт с родителями и педагогами, уменьшается число конфликтов и взаимных претензий между ними.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас, принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка для создания благоприятных условий его развития.
- Ребенок: _____________________________________________________________
Как Вы чаще всего обращаетесь к ребенку, какие уменьшительно-ласкательные формы его имени используете ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________________
Домашний адрес, телефон ________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Мать:
Ф.И.О._________________________________________________________________
Дата рождения___________________________________________________________
Образование, специальность, место работы__________________________________
_____________________________________________________________________________
3.Отец:
Ф.И.О._________________________________________________________________
Дата рождения___________________________________________________________
Образование, специальность, место работы__________________________________
_______________________________________________________________________
4. Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком) ________________________
_____________________________________________________________________________
5. Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними______
_____________________________________________________________________________
6. К кому из членов семьи более привязан ___________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Была ли патология беременности_________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес _________
_____________________________________________________________________________
9. Основные виды игр и занятий дома _______________________________________
_____________________________________________________________________________
10. Какие игрушки любит, кто их убирает ___________________________________
_____________________________________________________________________________
11. Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):
- с детьми своего возраста – да-нет;
- с детьми старшего возраста – да-нет;
- с незнакомыми взрослыми – да-нет;
- с родными – да-нет.
12. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните): спокойным; малоэмоциональным; очень эмоциональным.
13. Что умеет делать ребенок самостоятельно________________________________
_____________________________________________________________________________
14. Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем; умывание; кормление; укладывание спать; другое (допишите)________________________________________________________
15.Какой аппетит у вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший; ест плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.
Как Вы кормите его дома (нужное подчеркнуть): он ест сам; сначала ест сам, а потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые.
Ест аккуратно – не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, что он не хочет; пусть ест сколько хочет; тарелка должна быть чистой.
16. Как засыпает Ваш ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро; медленно сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам; его раздевают взрослые.
Спасибо!!!
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Скоро вам вместе с вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:
- Предложите ребенку взять с собой в детский сад любимую игрушку, семейный фотоальбом.
- Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
- Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
- Будьте терпеливы, так как в поведении ребенка произойдут изменения (изменяется самочувствие, сон, аппетит).
- Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены, развивайте самостоятельность.
- Поощряйте игры с другими детьми, расширяете круг общения с взрослыми.
- Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
- Старайтесь приблизить режим дня ребенка дома к режиму дня в детском саду и следуйте ему.
- В период адаптации постарайтесь оградить ребенка от ярких впечатлений (посещение цирка, аттракционов, гостей и т.д.).
- Если вы заметили проявление негативных изменений у ребенка (усталость, недомогание) можно подержать ребенка в середине недели 1-2 дня дома.
- Поддерживайте тесный контакт с работниками детского сада, прислушивайтесь к их советам, сообщайте об индивидуальных особенностях ребенка.
- Говорите с ребенком о жизни в детском саду, рисуйте реальную картину, делитесь только положительными эмоциями в присутствии ребенка.
- Каждый день читайте ребенку и восполняйте недостающий телесный контакт.
- Вечером обязательно прогуляйтесь с ребенком на улице, поиграйте в активные игры для того, чтобы снять накопившееся за день напряжение.
- Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте …
- Поощряйте любопытство.
- Не скупитесь на похвалу.
Радуйтесь вашему ребенку !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Правила организации адаптационного периода детей младшего возраста к ДОУ»
Консультация «Правила организации адаптационного периода детей младшего возраста к ДОУ» Составили воспитатели ГБОУ СОШ №9 ОДОД Васильева Т.В. Кучина С.М. В последнее время все чаще встает вопрос адапт...
Организация адаптационного периода. Адаптационные игры.
Создание предметно - развивающей среды (использование нетрадиционных форм). Создание благоприятных условий способствует облегчению периода адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учере...
Статья "Организация игровой деятельности младших дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования"
В данной статье раскрыто понятие игры в свете ФГОС. Игра - не развлечение, а особенный метод вовлечение детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности....
Организация адаптационного периода к условиям детского сада
Материал может быть использован воспитателями в процессе прохождения детьми адаптационного периода....
Значение музыки в организации режимных моментов в адаптационный период младшего дошкольника
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада всегда была актуальна. Для ребенка детский сад является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми от...
Статья "Адаптационный период младших дошкольников в детском саду. Советы для воспитателей и родителей"
Поэтапный рассказ об особенностях адаптации, включающий в себя советы. основанные на личном опыте....
"Здоровосберегающие технологии при адаптационном периоде младших дошкольников"
Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу современных здоровьесберегающих технологий.Задачи:Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровьесбережения...