Значение музыки в организации режимных моментов в адаптационный период младшего дошкольника
статья (младшая группа)

Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада всегда была актуальна.     Для ребенка детский сад является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. Музыка поможет педагогу наладить эмоциональный контакт с детьми в режимных моментах в адаптационный период.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Значение музыки

в организации режимных моментов в адаптационный период

младшего дошкольника

Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада всегда была актуальна.     Для ребенка детский сад является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

      Многолетние  исследования  показали,  что  положительное  влияние  на  течение процесса адаптации оказывает его правильная организация. Взрослым необходимо помочь преодолеть стресс у ребёнка и помочь ему успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.

Дети с разным типом нервной деятельности адаптируются к условиям детского сада по-разному. У одних детей адаптация проходит в легкой степени, другие дети переносят кризис тяжёлой адаптации, которая приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. Чтобы смягчить кризисные явления в период адаптации, необходимо привести в порядок в первую очередь эмоциональное состояние ребёнка. А это значит нужно создать в новом пространстве ребёнка  атмосферу любви и защищённости, все условия для комфортного душевного самочувствия. Одним из условий действующих положительно на эмоциональную сферу ребёнка  является музыкальное воздействие. Исследования многих психологов и педагогов доказывают, что музыка может оказывать определенное влияние на эмоциональное состояние малышей.

 Об исключительных возможностях коррекционного воздействия музыки на человека, его здоровье, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Доказано, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение, а умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку в его деятельности.

Музыка,  музыкальная  деятельность  детей  в  детском  учреждении  – источник  особой  детской  радости.   Воздействуя    на   ребёнка, музыка непосредственно  обращается  к  его  душе,  миру  его  переживаний,  настроений.     Ребенок  открывает  для  себя  музыку  как  удивительное  чудо, которое  может  рассказать  ему  о его переживаниях, чувствах, мыслях…Специфические  особенности  музыки  позволяют  выражать  тончайшие  оттенки чувств, психическое состояние и  воздействовать на глубинный мир  ребенка. Педагог,   понимая     воспитательную      силу  музыки,    должен    заботиться     о  создании    условий    для   ее    использования     в   жизни  детей. В  ходе  активной  музыкальной  деятельности  дети  начинают  усваивать  и необходимые      знания,   приобретают   навыки   и      умения,  обеспечивающие  возможности  эмоционально-выразительного  исполнения  песен,  музыкально  –  ритмических      движений,    простейших      мелодий    при   игре   на   детских музыкальных        инструментах.       Музыка способствует созданию благоприятного эмоционального фона, совершенствованию восприятия, снятию мышечного напряжения, развитию мелкой моторики, обеспечивает более легкую адаптацию к новой среде.

Для создания положительного эмоционального настроя детей  рекомендуется использовать музыку во всех областях музыкальной деятельности детей,  в том числе и режимных моментах.

  Используя музыкальное сопровождение в организации режимных моментов, адаптационный период ребёнка может протекать успешнее. Музыка, используемая в режимных моментах детского сада должна  соответствовать характеру  протекающей деятельности детей. Спокойная и радостная музыка сопровождает игровую деятельность, под звуки нежной и тихой музыки дети засыпают, зарядку сопровождает бодрая и энергичная музыка и т.д. Являясь фоном в режимных моментах, музыка, не раздражая  детей, должна гармонично и естественно поддерживать положительный эмоциональный настрой детей. Правильно и грамотно подобранный песенный и музыкальный материал способствует развитию у детей организованности, воспитывает у детей положительную реакцию на просьбы педагога – дети быстро засыпают и без капризов просыпаются, охотно выполняют утреннюю зарядку, убирают за собой игрушки, за столом тихо и аккуратно кушают и т.д.

       Детская авторская песня, классическая и современная музыка  активно соучаствуют в воспитательном процессе детского дошкольного учреждения. Однако есть пласт музыкального искусства, который переплетается с жизнью малыша  очень тесно и воздействует на эмоциональное и психологическое состояние ребёнка более тонко и естественно. Это музыкальное народное творчество.  

Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей современные исследователи отмечают его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Слушая и участвуя в произведениях фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.
Ценность фольклорных произведений  обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью. С  помощью фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малышей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение. (например, «баю, баю, баю, бай!», «а качи-качи-качи!», «тили-тели, тили-тели!» и др.) Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком.  Интонация голоса в одних случаях успокаивает. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, в других – бодрит – это  потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали-поехали»), вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Сочетание «баю-бай» всегда связано для ребенка с укладыванием спать, это им пережито и приобретено в собственном опыте. Поэтому, как только малыш слышит знакомые сочетания слов, они начинают ассоциироваться у него с конкретной действительностью. Экспериментальное исследование показало, что это положение является еще одной скрытой пружиной действенного влияния народного музыкального фольклора на умственное и познавательное развитие ребенка. Народное поэтическое слово, предназначенное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум  («Коленька хороший, Коленька пригожий», «Этот конь богатырь для Алеши-удальца», «Маша черноброва» и т.д.). Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений, они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для маленьких – народная дидактика.

Итак, использование музыкального фольклора в повседневной жизни детей положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, поступившего в ДОУ. Эта тонкая ниточка, соединяющая ребенка и его семью на эмоциональном уровне, не должна порваться с поступлением малыша в ДОУ, а наоборот, стать крепче в процессе использования форм музыкального фольклора в режимных моментах, играх и развлечениях в детском саду, то есть повседневной жизни детей.
Музыкальные произведения помогут взрослому наладить эмоциональный контакт с детьми и в режимных процессах, и в свободной, игровой деятельности детей. Особенно это важно в условиях общественного воспитания, когда ребенок только-только привыкает к новым для него условиям. Воспитатель должен (именно должен) пестовать малютку, ласкать не за что-то, а по велению чувства, по своей душевной щедрости. И тогда малыш, несомненно, полюбит воспитателя, а пространство дошкольного учреждения станет для ребёнка комфортным и защищённым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование музыки при организации режимных моментов и проведении НОД в повседневной жизни детского сада и в жизни ребенка»

    Музыка в жизни ребенка входит через взрослое окружение и закладывает то, что потом будет служить его нравственным стержнем в течении всей жизни. Это своеобразная «школа чувств», к...

Презентация. Использование музыки в режимных моментах и образовательной деятельности для обогащения музыкальной среды и развития эмоциональной сферы дошкольников

Использование музыки в режимных моментах и образовательной деятельности для обогащения музыкальной среды и развития эмоциональной сферы дошкольников...

ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА «Организация режимных моментов в ДОУ» Формы и методы, используемые при проведении режимных моментов.

laquo;Организация режимных моментов в ДОУ»  Формы и методы, используемые при проведении  режимных моментов. Требования к подготовке и проведению режимных моментов...

Использование музыки в режимных моментах и образовательной деятельности для обогащения музыкальной среды и развития эмоциональной сферы дошкольников

laquo;Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены муз...

Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюля в гостях у ребят» (Организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед))

Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюля в гостях у ребят»(Организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед))  Цель: совершенствование культурн...

Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюля в гостях у ребят» (организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед))

Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюдя в гостях у ребят»(Организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед))  Цель: совершенствование культурн...

Конспект проведения режимного момента «Легкий ужин» (организация режимного момента питания (подготовка к ужину, ужин))

Конспект проведения режимного момента «Легкий ужин»(Организация режимного момента питания (подготовка к ужину, ужин)) Цель: совершенствование культурно – гигиенических навы...