Значение музыки в организации режимных моментов в адаптационный период младшего дошкольника
статья (младшая группа)
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада всегда была актуальна. Для ребенка детский сад является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. Музыка поможет педагогу наладить эмоциональный контакт с детьми в режимных моментах в адаптационный период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_muzyki_v_organizatsii_rezhimnyh_momentov_v_adaptsionnyy_period.doc | 42.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Значение музыки
в организации режимных моментов в адаптационный период
младшего дошкольника
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада всегда была актуальна. Для ребенка детский сад является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Многолетние исследования показали, что положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация. Взрослым необходимо помочь преодолеть стресс у ребёнка и помочь ему успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.
Дети с разным типом нервной деятельности адаптируются к условиям детского сада по-разному. У одних детей адаптация проходит в легкой степени, другие дети переносят кризис тяжёлой адаптации, которая приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. Чтобы смягчить кризисные явления в период адаптации, необходимо привести в порядок в первую очередь эмоциональное состояние ребёнка. А это значит нужно создать в новом пространстве ребёнка атмосферу любви и защищённости, все условия для комфортного душевного самочувствия. Одним из условий действующих положительно на эмоциональную сферу ребёнка является музыкальное воздействие. Исследования многих психологов и педагогов доказывают, что музыка может оказывать определенное влияние на эмоциональное состояние малышей.
Об исключительных возможностях коррекционного воздействия музыки на человека, его здоровье, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Доказано, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение, а умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку в его деятельности.
Музыка, музыкальная деятельность детей в детском учреждении – источник особой детской радости. Воздействуя на ребёнка, музыка непосредственно обращается к его душе, миру его переживаний, настроений. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о его переживаниях, чувствах, мыслях…Специфические особенности музыки позволяют выражать тончайшие оттенки чувств, психическое состояние и воздействовать на глубинный мир ребенка. Педагог, понимая воспитательную силу музыки, должен заботиться о создании условий для ее использования в жизни детей. В ходе активной музыкальной деятельности дети начинают усваивать и необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально – ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Музыка способствует созданию благоприятного эмоционального фона, совершенствованию восприятия, снятию мышечного напряжения, развитию мелкой моторики, обеспечивает более легкую адаптацию к новой среде.
Для создания положительного эмоционального настроя детей рекомендуется использовать музыку во всех областях музыкальной деятельности детей, в том числе и режимных моментах.
Используя музыкальное сопровождение в организации режимных моментов, адаптационный период ребёнка может протекать успешнее. Музыка, используемая в режимных моментах детского сада должна соответствовать характеру протекающей деятельности детей. Спокойная и радостная музыка сопровождает игровую деятельность, под звуки нежной и тихой музыки дети засыпают, зарядку сопровождает бодрая и энергичная музыка и т.д. Являясь фоном в режимных моментах, музыка, не раздражая детей, должна гармонично и естественно поддерживать положительный эмоциональный настрой детей. Правильно и грамотно подобранный песенный и музыкальный материал способствует развитию у детей организованности, воспитывает у детей положительную реакцию на просьбы педагога – дети быстро засыпают и без капризов просыпаются, охотно выполняют утреннюю зарядку, убирают за собой игрушки, за столом тихо и аккуратно кушают и т.д.
Детская авторская песня, классическая и современная музыка активно соучаствуют в воспитательном процессе детского дошкольного учреждения. Однако есть пласт музыкального искусства, который переплетается с жизнью малыша очень тесно и воздействует на эмоциональное и психологическое состояние ребёнка более тонко и естественно. Это музыкальное народное творчество.
Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей современные исследователи отмечают его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Слушая и участвуя в произведениях фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.
Ценность фольклорных произведений обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью. С помощью фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малышей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение. (например, «баю, баю, баю, бай!», «а качи-качи-качи!», «тили-тели, тили-тели!» и др.) Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком. Интонация голоса в одних случаях успокаивает. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, в других – бодрит – это потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали-поехали»), вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Сочетание «баю-бай» всегда связано для ребенка с укладыванием спать, это им пережито и приобретено в собственном опыте. Поэтому, как только малыш слышит знакомые сочетания слов, они начинают ассоциироваться у него с конкретной действительностью. Экспериментальное исследование показало, что это положение является еще одной скрытой пружиной действенного влияния народного музыкального фольклора на умственное и познавательное развитие ребенка. Народное поэтическое слово, предназначенное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум («Коленька хороший, Коленька пригожий», «Этот конь богатырь для Алеши-удальца», «Маша черноброва» и т.д.). Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений, они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для маленьких – народная дидактика.
Итак, использование музыкального фольклора в повседневной жизни детей положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, поступившего в ДОУ. Эта тонкая ниточка, соединяющая ребенка и его семью на эмоциональном уровне, не должна порваться с поступлением малыша в ДОУ, а наоборот, стать крепче в процессе использования форм музыкального фольклора в режимных моментах, играх и развлечениях в детском саду, то есть повседневной жизни детей.
Музыкальные произведения помогут взрослому наладить эмоциональный контакт с детьми и в режимных процессах, и в свободной, игровой деятельности детей. Особенно это важно в условиях общественного воспитания, когда ребенок только-только привыкает к новым для него условиям. Воспитатель должен (именно должен) пестовать малютку, ласкать не за что-то, а по велению чувства, по своей душевной щедрости. И тогда малыш, несомненно, полюбит воспитателя, а пространство дошкольного учреждения станет для ребёнка комфортным и защищённым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование музыки при организации режимных моментов и проведении НОД в повседневной жизни детского сада и в жизни ребенка»
Музыка в жизни ребенка входит через взрослое окружение и закладывает то, что потом будет служить его нравственным стержнем в течении всей жизни. Это своеобразная «школа чувств», к...
Презентация. Использование музыки в режимных моментах и образовательной деятельности для обогащения музыкальной среды и развития эмоциональной сферы дошкольников
Использование музыки в режимных моментах и образовательной деятельности для обогащения музыкальной среды и развития эмоциональной сферы дошкольников...
ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА «Организация режимных моментов в ДОУ» Формы и методы, используемые при проведении режимных моментов.
laquo;Организация режимных моментов в ДОУ» Формы и методы, используемые при проведении режимных моментов. Требования к подготовке и проведению режимных моментов...
Использование музыки в режимных моментах и образовательной деятельности для обогащения музыкальной среды и развития эмоциональной сферы дошкольников
laquo;Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены муз...
Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюля в гостях у ребят» (Организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед))
Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюля в гостях у ребят»(Организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед)) Цель: совершенствование культурн...
Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюля в гостях у ребят» (организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед))
Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюдя в гостях у ребят»(Организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед)) Цель: совершенствование культурн...
Конспект проведения режимного момента «Легкий ужин» (организация режимного момента питания (подготовка к ужину, ужин))
Конспект проведения режимного момента «Легкий ужин»(Организация режимного момента питания (подготовка к ужину, ужин)) Цель: совершенствование культурно – гигиенических навы...