Статья "Адаптационный период младших дошкольников в детском саду. Советы для воспитателей и родителей"
статья (младшая группа)
Поэтапный рассказ об особенностях адаптации, включающий в себя советы. основанные на личном опыте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsionnyy_period_mladshih_doshkolnikov_v_detskom_sadu.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптационный период младших дошкольников в детском саду.
Советы для воспитателей и родителей.
Для начала попробуем взглянуть на всё глазами ребёнка… Живёт он себе, живёт с любящими мамой и папой, бабушкой и дедушкой, ходит гулять, ест и спит по своему режиму дня и вдруг… его куда-то ведут в незнакомое место, где много незнакомых детей, которые тоже не понимают, где они находятся и плачут и взрослый, такой же незнакомый, который называется воспитателем… и этого взрослого надо слушаться и делать всё, что он скажет…
Словом ребёнок находится в стрессовом состоянии, но однажды всё стабилизируется и ребёнок будет даже не хотеть уходить их детского сада…
Но для этого должен обязательно пройти период адаптации. Адаптация – это способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них. Во время адаптации у ребёнка на фоне стресса идёт перестройка всех систем организма.
Что с ребёнком происходит во время адаптации?
- это истерики по поводу и без повода;
-это ухудшение качества сна, потеря аппетита, вялость, подавленность.
- ребёнок вдруг может «забыть» какие-то ранее усвоенные элементарные навыки, например, как ходить в туалет.
Различают 3 категории детей по степени адаптации:
Дети, у которых всё начинается с проблем и мы видим, что будут трудности. Такие дети на фоне стресса чаще заболевают простудными заболеваниями.
Дети, которые 1-2 дня ходят в сад в желанием, а потом к ним приходит сознание, что его здесь оставляют на долгое для него время. Или истерики и плач начинаются спустя 2-3 недели.
3. Дети. У которых в адаптацией нет видимых проблем.
Как быстро ребёнок привыкнет в детскому саду зависит от его индивидуальных особенностей.
Различают 3 степени адаптации:
Лёгкая степень
Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:
Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.
Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.
Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.
Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.
Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.
Средняя степень
Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.
Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:
Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.
Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.
Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.
Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.
Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.
Тяжёлая степень
Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.
О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:
Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.
Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.
Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.
Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.
Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.
О стабилизации адаптационного периода мы можем судить только тогда, когда все показатели придут в норму.
Процесс привыкания ребёнка к детскому саду проходит в несколько этапов.
1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка к яслям, в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.
2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования воспитателя.
3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.
Факторы, влияющие на способность ребёнка адаптироваться:
- Возраст. Врачи и психологи рекомендуют начать посещение детского сада в 2,5-3 лет. К этому возрасту у ребёнка сформированы практически все навыки и многие действия они могут делать самостоятельно. До этого возраста у детей есть ещё большая потребность во внимании родителей, а также иммунитет ещё не достаточно окреп.
- Уровень развития умений и навыков, конечно. просто необходимо, чтобы ребёнок самостоятельно ел, мог что-то надеть на себя и умел обращаться с просьбой ко взрослому. Если нет этих умений и навыков, то ребёнку будет тяжело.
- 3. Состояние здоровья. Если ребёнок часто болеет. то с садиком лучше повременить, пока детский организм не окрепнет.
- Уровень социализации. Тут имеет большое значение тог, как ребёнок общается с другими детьми и взрослыми, насколько он коммуникабелен. Также очень многое зависит от педагога, его характера, требований, к которому попадёт ребёнок, а также от его нервной системы и взаимоотношений в семье.
Для успешной адаптации надо:
- Правило 1. Заранее познакомиться с персоналом детского сада, режимом дня и условиями пребывания.
- Правило 2. Лучше начинать посещать детский сад зимой или летом, для исключения заражения вирусными заболеваниями.
- Правило 3.Осмотры и посещения врачей должны быть строго до поступления ребёнка в детский сад.
- Правило 4. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой. Может быть и такая ситуация: ребёнок сам просит оставить его на тихий час и родители на радостях просят воспитателя его уложить спать. Этого делать ни в коем случае нельзя, так как можно добиться неожиданного эффекта. Ребёнок просто не захочет больше приходить в садик, так как был не готов к этому.
- Правило 5. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.
- Правило 6. Если ребёнок заболел, маме или папе необходимо остаться с ним дома.
- Правило 7. Родителям необходимо предупреждать воспитателя обо всех особенностях поведения ребёнка, его привычках и склонностях.
- Правило 8. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.
Итак:
К детскому саду ребёнка нужно готовить заранее.
-Покажите малышу окна группы, само здание, где он будет находиться, участок для прогулок. Познакомьтесь с воспитателями. Неплохо, если ребёнок выучит их имена ещё до первого посещения. Обратите внимание ребёнка на тот факт, что всех детей вечером родители забирают домой, на ночь никто не остается.
- Чем больше ребёнок будет знать о правилах поведения в детском учреждении, тем легче для него пройдет период адаптации.
Известный московский педагог Татьяна Владимировна Островская предлагает родителям перед посещением детского сада поиграть с детьми в игру под названием «Детский сад для зверят». Можно использовать мягкие игрушки, куклы, конструктор. Ребёнок вместе с мамой и папой создаёт различные игровые ситуации: «Приход в детский сад», «Прощание с мамой», «Завтрак», «Прогулка», «Тихий час» и другие. Таким образом, ребёнок в домашней атмосфере знакомится с тем, что его ожидает в детском саду.
- Способность ребёнка к успешной адаптации во многом зависит от психологической установки родителей.
- Спокойствие родителей также не маловажно для посещения ребёнком дошкольного учреждения, малыш увереннее себя чувствует в незнакомыми людьми.
- Не стоит забывать о формировании необходимых навыков самообслуживания. Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он пока ещё не умеет делать.
- Старайтесь уделять внимание развитию коммуникативных навыков ребёнка.
Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской площадке, в поездках к родственникам.
-Домашнее меню, как и режим, должны быть максимально приближены к меню детского сада.
-Старайтесь быть доброжелательными и вежливыми с воспитателями. Ведь это люди, которым вы доверяете самое ценное – своего ребёнка. И не только вы, а ещё 30 таких же мам и пап.
- В период адаптации ребёнку противопоказаны никаких дополнительные стрессы, таких как переезд, развод родителей, рождение второго ребёнка. Постарайтесь обеспечить спокойную семейную обстановку.
- Попытайтесь спокойнее относиться к болезням после посещения детского сада.
В период адаптации у ребёнка возрастает чувствительность ко всем воздействиям окружающей среды. Плюс, организм не всегда может справиться с психической нагрузкой. Заболевание – защитная реакция организма, как детского, так и взрослого. Больной ребёнок остаётся в домашней, привычной для себя обстановке. Так будет продолжаться до тех пор, пока он не почувствует себя в безопасности и комфорте не только дома, но и в детском саду.
- Существуют специальные терапевтические сказки, которые помогают малышу облегчить адаптацию к детскому саду. Читайте их на ночь и обсуждайте вместе с ребёнком. Также полезно будет смотреть мультфильмы, рассматривать иллюстрации и мамины-папины фотографии из детского сада.
- Не забывайте, что после долгого перерыва (например, по причине болезни) процесс адаптации у ребёнка начинается заново. А значит, возвращаются такие проблемы, как болезненное расставание с мамой, слёзы, истерики и нежелание ходить в детский сад.
- Если вас беспокоят сильные изменения в поведении ребёнка, связанные с адаптационным периодом, обратитесь за помощью к психологу.
Что нельзя делать в адаптационный период?
-Негативно отзываться о воспитателях и дошкольном учреждении.
-Обманывать ребёнка: говорить, что скоро заберёте его, если сами планируете оставить сына или дочь до вечера.
-Приводить больного ребёнка в детский сад.
-«Подкупать» ребёнка сладостями и игрушками за его пребывание в саду.
-Сидеть в раздевалке, пока ребёнок находится в группе.
-Уходить тайком, не попрощавшись с ребёнком.
-Ругать и наказывать за нежелание оставаться в детском саду.
-Оставлять ребёнка на целый день после долгого перерыва.
Попытайтесь договориться с малышом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для воспитателей «Адаптация младших дошкольников в детском саду»
Методическая разработка для воспитателей«Адаптация младших дошкольников в детском саду» Цель: накопление личного опыта взаимодействия с младшими дошкольниками и их родителя...
Как организовать уголок книги в пространстве группы детского сада (советы начинающим воспитателям)
«Общение с книгой — высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека» - А. Т. Твардовский Существует...
Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.
Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....
Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.
Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду. Начало посещения детского сада для ребен...
Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.
Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...
Адаптиация младших дошкольников в детском саду: деятельность воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС.
Методическая разработка по адаптации младших дошкольников...
«Культура еды и столовый этикет в детском саду». Советы молодым воспитателям от педагога-наставника.
Советы для молодых специалистов по правилам сервировки стола и культуре питания...