Консультация «Правила организации адаптационного периода детей младшего возраста к ДОУ»
консультация (младшая группа) на тему

Васильева Татьяна Викторовна

Консультация «Правила организации адаптационного периода детей младшего возраста к ДОУ» Составили воспитатели ГБОУ СОШ №9 ОДОД Васильева Т.В. Кучина С.М. В последнее время все чаще встает вопрос адаптации детей к детскому саду у воспитателей и родителей. Как сделать так, чтобы процесс адаптационного периода прошел у ребенка легко. В своей работы, мы опираемся на следующие правила, которые помогают ребенку более комфортно пройти адаптационный период. 1. Необходимо учитывать органические потребности ребенка в еде, питье, туалете, сне. Если он приучен к режиму, воспитателю легче решить эту задачу, так как у ребенка уже выработан рефлекс на время кормления, укладывания, туалета. Если режим в семье не соблюдался, учесть его потребности сложнее, и однако, необходимо к этому стремиться. 2. Необходимо приучать ребенка ко всему новому постепенно (в кормлении, умывании, укладывании на сон). Резкое изменение обстановки и методики режимных процессов может вызвать отрицательное отношение к ним. 3. Необходимо единство и постоянство требований со стороны всех лиц, воспитывающих ребенка. У персонала группы и родителей должна быть твердая договоренность о том, что разрешать, что запрещать ребенку. Это помогает и ребенку: при постоянных, единых требованиях взрослых он становится спокойнее, увереннее, быстрее понимает, что значит «нельзя» и что значит «можно». При этом, безусловно, необходимо учесть, что большое количество запрещений отрицательно действует на нервную систему ребенка, ухудшает его состояние. 4. Требования, предъявляемые к ребенку, должны быть посильны и выполнимы. Если это правило взрослыми не выдерживается, ребенок становится непослушным, так как слово перестает быть регулятором поведения. По отношению к новенькому этоправило особенно необходимо учитывать. Если, например, ребенок третьего - четвертного года жизни не приучен есть самостоятельно /а это в последнее время встречается очень часто/, в первое время его необходимо кормить, одновременно вырабатывая умение держать ложку и пользоваться ею, как это делают в отношении детей второго - третьего года жизни, и только затем развивать этот навык дальше. 5. Необходимо создавать установку у ребенка на все предстоящие режимные процессы: «Сейчас Наташенька будет кушать»; «Мишенька будет спать. Вот так, Мишенька. Ложись удобнее. Молодец!» и т. п. Слова взрослого настраивают ребенка на предстоящий процесс (в то время как молчаливое действие обычно пугает его), он знает, зачем и куда его ведут, что с ним хотят делать. 6. Все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты, без причинения ребенку неприятных ощущений. 7. Со дня поступления в детское учреждение важно приучать ребенка к активному участию в режимных процессах. Все, что он в состоянии сделать сам, он должен выполнять самостоятельно. Если у ребенка нет необходимых для его возраста навыков, их необходимо формировать, если навыки временно утрачены, надо помочь восстановить их. 8. В формировании культурно-гигиенических навыков необходимо учитывать уровень их развития и в зависимости от этого дифференцировать приемы и методы педагогического воздействия. Сначала надо научить ребенка определенным действиям, используя для этого показ, совместные действия с ребенком, упражнение в действии, неоднократное его повторение и др. (например: «Подставь ручки вот так, лодочкой. Посмотри, как я это делаю. Ну, а теперь ты. Хорошо! Молодец!»). При формировании навыков многосоставного действия также необходимо многократное упражнение в нем, поощрение за выполненное действие (например: «Хорошо вытирайся полотенцем. Разверни его, положи на ручки. Вытирай лицо. Так, хорошо. А теперь ручки. Каждую ручку вытри и с той и с другой стороны. Вот так. Молодец» и т. п.). Наконец, когда ребенок может справиться самостоятельно с какими-то действиями, важен контроль со стороны взрослого, напоминание, указание (прямое и косвенное),положительная оценка действий (например: «А ты, Андрюша, уже умылся?» или: «Ты хорошо вытер лицо и руки?»). 9. Безусловно, при формировании режима и культурно-гигиенических навыков важно соблюдение таких принципов, как преемственность, последовательность, постепенность в усложнении требований, предъявляемых к ребенку, учет его возрастных и индивидуальных особенностей. Детский сад - это такое особенное место, где детям разрешается быть детьми. Ребенок воспринимает мир сначала эмоциями, а эмоции формируют отношение и настроение. Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя. С момента поступления в детское учреждение ответственность за жизнь и здоровье ребенка несет воспитатель. Чувство гражданской ответственности, сознание общественного долга должны помочь ему в этом. Воспитатель должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь ребенка, организовать его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий. Он должен уметь проектировать развитие формирующейся личности каждого ребенка, управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения. Поэтому, для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsia.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Правила организации адаптационного периода детей младшего возраста к ДОУ»

Составили воспитатели ГБОУ СОШ №9 ОДОД

Васильева Т.В.

Кучина С.М.

    В последнее время все чаще встает вопрос адаптации детей к детскому саду у воспитателей и родителей. Как сделать так, чтобы процесс адаптационного периода прошел у ребенка легко.  В своей работы, мы опираемся на следующие правила, которые помогают ребенку более комфортно пройти адаптационный период.

    1.   Необходимо учитывать органические потребности ребенка в еде, питье, туалете, сне. Если он приучен к режиму, воспитателю легче  решить  эту  задачу,  так  как  у  ребенка  уже  выработан рефлекс   на    время    кормления,   укладывания,   туалета.    Если режим в семье не соблюдался, учесть его потребности сложнее, и однако, необходимо к этому стремиться.

    2. Необходимо приучать ребенка ко всему новому постепенно (в кормлении, умывании, укладывании на сон). Резкое изменение обстановки и методики режимных процессов может вызвать отрицательное отношение к ним.

    3. Необходимо единство и постоянство требований со стороны всех лиц, воспитывающих ребенка. У персонала группы и родителей должна быть твердая договоренность о том, что разрешать, что запрещать ребенку. Это помогает и ребенку: при постоянных, единых требованиях взрослых он становится спокойнее, увереннее, быстрее понимает, что значит «нельзя» и что значит «можно». При этом, безусловно, необходимо учесть, что большое количество запрещений отрицательно действует на нервную систему ребенка, ухудшает его состояние.

   4. Требования, предъявляемые к ребенку, должны быть посильны и выполнимы. Если это правило взрослыми  не выдерживается, ребенок становится непослушным, так как слово перестает быть регулятором поведения. По отношению к новенькому это правило особенно необходимо учитывать. Если, например, ребенок третьего - четвертного года   жизни   не   приучен   есть  самостоятельно /а это в последнее время встречается очень часто/,   в   первое   время его   необходимо   кормить,   одновременно   вырабатывая   умение держать ложку и пользоваться ею, как это делают в отношении детей второго - третьего года жизни, и только затем развивать этот навык дальше.

    5. Необходимо создавать установку у ребенка на все предстоящие режимные процессы:  «Сейчас Наташенька будет кушать»; «Мишенька будет спать. Вот так, Мишенька. Ложись удобнее. Молодец!» и т. п. Слова взрослого настраивают ребенка на предстоящий процесс (в то время как молчаливое действие обычно пугает его), он знает, зачем и куда его ведут, что с ним хотят делать.

    6.  Все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты,  без  причинения ребенку неприятных ощущений.

   7.  Со дня поступления в детское учреждение важно приучать ребенка к активному участию в режимных процессах. Все, что он в состоянии сделать сам, он должен выполнять самостоятельно. Если у ребенка нет необходимых для его возраста навыков, их необходимо формировать,  если  навыки  временно утрачены,  надо помочь восстановить их.

    8. В формировании культурно-гигиенических навыков необходимо учитывать уровень их развития и в зависимости от этого дифференцировать приемы и методы педагогического воздействия. Сначала надо научить ребенка определенным действиям, используя для этого показ, совместные действия с ребенком, упражнение в действии, неоднократное его повторение и др. (например: «Подставь ручки вот так, лодочкой. Посмотри, как я это делаю. Ну, а теперь ты. Хорошо! Молодец!»).

   При формировании навыков многосоставного действия также необходимо многократное упражнение в нем, поощрение за выполненное действие (например: «Хорошо вытирайся полотенцем. Разверни его, положи на ручки. Вытирай лицо. Так, хорошо. А теперь ручки. Каждую ручку вытри и с той и с другой стороны. Вот так. Молодец» и т. п.).

    Наконец, когда ребенок может справиться самостоятельно с какими-то действиями, важен контроль со стороны взрослого, напоминание, указание (прямое и косвенное), положительная оценка действий (например: «А ты, Андрюша, уже умылся?» или: «Ты хорошо вытер лицо и руки?»).

   9. Безусловно, при формировании режима и культурно-гигиенических навыков важно соблюдение таких принципов, как преемственность, последовательность, постепенность в усложнении требований, предъявляемых к ребенку, учет его возрастных и индивидуальных особенностей.

    Детский сад - это такое особенное место, где детям разрешается быть детьми. Ребенок воспринимает мир сначала эмоциями, а эмоции формируют отношение и настроение.

   Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя. С момента поступления в детское учреждение ответственность за жизнь и здоровье ребенка несет воспитатель. Чувство гражданской ответственности, сознание общественного долга должны помочь ему в этом. Воспитатель должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь ребенка, организовать его внимание.

Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий. Он должен уметь проектировать развитие формирующейся личности каждого ребенка, управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.

     Поэтому, для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста.

Консультация для воспитателей "Здравствуй детский сад"....

круглый стол «Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста»

Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ в организации  воспитательно-образовательного процесса в  адаптационный период  с детьми раннего возраста....

Консультация для родителей "Адаптационный период детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Адаптационный период детей младшего дошкольного возраста"...

Статья. Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста

Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста...

Организация игрового взаимодействия в адаптационный период детей раннего возраста с 2-3 лет.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 34 «Рябинка»         Организация игрового взаимодействия в адаптационный ...

Консультация для родителей: «Особенности адаптационного периода детей младшего возраста»

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В при...