Статья "Организация игровой деятельности младших дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования"
статья (младшая группа) на тему
В данной статье раскрыто понятие игры в свете ФГОС. Игра - не развлечение, а особенный метод вовлечение детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zhigulovoy_e.v.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация игровой деятельности младших дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования».
Жигулова Елена Викторовна
МБДОУ – детский сад № 27 «Сказка»
Муниципального образования
г.Саяногорск
Воспитатель
Российское дошкольное образование живет «по новому федеральному государственному образовательному стандарту». Вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ». Он впервые закрепил за дошкольным образованием статус полноправного, более того - исходного, базового уровня образовательной системы России. Задача стандарта - обеспечить превращение дошкольного образования в такой уровень.
Стандарт разработан с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены следующие основные принципы:
- поддержки специфики и разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
-личностно - развивающий характер взаимодействия взрослых и детей;
-уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым;
-осуществление образовательной деятельности в формах, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
ФГОС ДО предъявляет требования к условиям реализации основной образовательной программы пункт 3.3.4. «Образовательное пространство группы должно быть оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, в том числе игровыми. Организация пространства и разнообразие материалов, оборудования должно обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую, творческую активность воспитанников.
Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально - коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность.
Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах. Это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата.
Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. По этому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре… ».
Какие качества формируются у ребёнка в процессе игры?
• Произвольное поведение, познавательные процессы;
• В игре развивается способность к воображению, образному мышлению, это происходит по тому, что ребёнок воссоздаёт в игре то, что ему интересно с помощью условных действий.
• В игре ребёнок воссоздаёт действие взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
• В игре он учится подчинять свои желания определённым требованиям. Это важно для воспитания воли.
Игра пронизывает всю жизнь ребёнка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, основным методом обучения и воспитания. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития личности ребёнка.
Руководить игрой сложно. Одна из трудностей связана с тем, что мы не должны жёстко диктовать детям, во что и как играть. При таком руководстве игра теряет присущие ей признаки ведущего процесса и тогда вместо развития происходит ломка этой специфической детской деятельности. Творческая игра начинает зарождаться в раннем возрасте. Для её возникновения и последующего развития большое значение имеет ведущая в этом возрасте предметная деятельность, основным содержанием которой является знакомство детей с назначением, использованием, свойствами предметов. В совместной с взрослыми деятельности происходит освоение разнообразных действий с предметами. Всё, что дети делают в повседневной жизни, они отображают в своих играх.
В первой младшей группе игра носит сюжетно-отобразительный характер, в процессе её дети учатся решать игровые задачи предметным способом. На первом этапе дети осваивают развёрнутые игровые действия с игрушками, при их выполнении они с удовольствием повторяют в играх знакомые события (долго кормят куклу, как это делает воспитатель или мама, при этом каша в тарелке воображаемая). Затем наступает момент, когда дети начинают обобщать игровые действия с игрушками. Благодаря развёрнутым игровым действиям с игрушками дети осваивают назначение предметов. Чем разнообразнее эти действия, тем содержательнее игра, а разнообразие зависит от впечатлений. Обобщённые игровые действия говорят об освоении детьми ещё более обобщённых предметных способов.
Дальнейшее усложнение предметных способов решения игровых задач связано с появлением игровых действий с воображаемыми предметами. Если при использовании предмета – заместителя имеется определённый знак, опора на предмет, то воображаемый предмет надо ребёнку представить, что довольно сложно, но для психического развития малыша имеет очень большое значение. (Например, с пустой ладошки надо взять воображаемое угощение – конфету, яблоко). Достигнутый уровень освоения предметных способов приводит к тому, что дети начинают отдельные игровые действия заменять словами. («Куколка поела, погуляла и её надо укладывать спать»). Ценность сюжетно-отобразительной игры заключается в том, что в ней дети имеют возможность, так же как и в повседневной жизни, закреплять знания о назначении и свойствах предметов, но представленных не реальными вещами, а в виде игрушек. Причём в играх малыши могут отобразить даже такие действия, которые недоступны им в реальной жизни (как будто, понарошку, сварить кашу в кастрюле, вымыть игрушечную посуду и т. д.)
Использование в игре предметов-заместителей и символов позволяет ребенку выйти за пределы реального предметного действия и воспроизвести его общий смысл в сокращенной игровой форме (поставили в ряд стульчики и на поезде куда-то поехали). Эта особенность игры определяет важную роль в интеллектуальном развитии ребенка.
Дети 4-го года уже способны различать игровое и неигровое (реальное) действие, они овладевают основным игровым умением действовать «понарошку», «как будто», принимают воображаемую ситуацию и действуют внутри нее. Появляется условное предметно-игровое действие, иногда обозначаемое лишь жестом, а впоследствии словом («Все, покормила», - говорит девочка, совершив 2-3 движения игрушечной ложкой в сторону сидящей куклы).
Одновременно дети овладевают ролевым действием. Сначала изображается какой-либо персонаж (человек, животное), в наиболее привычном для него действии (мама качает, кормит, моет дочку; папа чинит машину). При этом дети не всегда называют свою роль, отвечая на вопрос «Ты кто?» - называют свое имя, позднее ребенок называет свою роль и опредмечивает действие («Я – мама, кушать готовлю»).
Становление сюжетно-ролевой игры происходит постепенно, на основе сложившейся ранее сюжетно-отобразительной игры. Этот процесс зависит от условий жизни и воспитания ребенка, его социального и игрового опыта, а так же от уровня развития воображения, речи, коммуникативных умений.
Задачи развития:
- Создавать условия для возникновения и развития с/ролевой игры, обогащать их жизненный опыт, предметно-игровую среду, игровую культуру.
- Способствовать обогащению содержания самодеятельных игр детей.
- Поддерживать совместные игры детей, развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре.
Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником. Каким образом можно сформировать эти умения? Если подсовывать наборы тематических игрушек, то у детей закрепится ранее усвоенный способ игры – условное предметное действие, а принятие игровой роли и ролевой диалог с партнером может вообще не появиться. Значит, чтобы этого не происходило, на всех возрастных этапах должна быть совместная игра взрослого с ребенком. Задача воспитателя при работе с детьми 4-го года жизни – построить игру так, чтобы центральным моментом стало ролевое поведение. Чтобы правильно построить свою игру с ребенком. Надо уметь осуществлять подбор игровых ролей, учитывая характер их взаимосвязей.
Различают два типа ролей:
Замыкание детей друг на друге может осуществляться в совместной игре взрослого с двумя детьми. Прием остается тем де самым – использование парных взаимодополнительных ролей. Дополнительная роль, которую берет на себя воспитатель, удваивается, такая же роль предлагается одному из детей.
Пример: Игра «Магазин». «Кто будет продавец? Ты …? А мы с … покупатели. Я первая пришла в магазин (далее взрослый развертывает ролевой диалог, а затем уступает место второму ребенку, выполняющему дополнительную роль). Дети оказываются перед необходимостью ролевого взаимодействия друг с другом. В ходе таких совместных игр воспитатель своими вопросами изнутри своей игровой роли старается активизировать ролевую речь детей.
Переключение детей на речевое взаимодействие в игре можно сделать еще более отчетливым, используя особые методические приемы – создание чисто «разговорной» ситуации с помощью игрушечных телефонов. Это игра взрослого с детьми в «телефонный разговор». Ввести детей в такую смысловую ситуацию, можно организовав игру по мотивам стихотворения К. Чуковского «Телефон». На следующем этапе взрослый вовлекает детей в игру, не только развертывает «телефонный» (разговор) диалог с каждым поочередно, но и стимулирует диалог детей друг с другом.
Сюжетно-ролевая игра - это обыгрывание различных сюжетов, ролевых ситуаций, конкретных образов. В младшем дошкольном возрасте эти игры очень важны, они несут в себе познавательный потенциал, дают ребенку общее представление о будущих социальных ролях, способствуют формированию таких важных качеств, как умение общаться со сверстниками, старшими.
Особое внимание уделяю сюжетно-ролевым играм и хочу Вам предложить подбор игр, которые организую с детьми: Игра «БОЛЬНИЦА»; Игра «ПАРИКМАХЕРСКАЯ»; Игра «Дочки – Матери» и т.д.
Таким образом, развитие игровой деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребёнком. Это общение, какими бы педагогическими приёмами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное в образовательной и совместной деятельности с взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.
Закончить хочется словами Фрёбеля: «Игра есть высшая ступень человеческого развития… Игра есть честнейшее, духовнейшее произведение человека на этой ступени развития и есть в то же время образец и копия всей человеческой жизни… источники всего доброго находятся в игре и исходят из неё». Он доказывал, что игра для ребёнка – влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она – его собственная жизнь.
Список литературы:
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 1977.
2. Година Г.Н. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. – М.,1987.
3. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 1998.
4. Зворыгина Е.В., Комарова Н., Педагогические условия формирования сюжетно – ролевой игры.//Дошкольное воспитание.1989.- №5. – С.- 31-40.
5. Жуковская Р.И. Воспитание детей в игре. – М., 1963.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
В докладе представлены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе...
Социализация дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования
В России в последние годы произошли значительные перемены в дошкольном образовании. С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, предъявляющий новые тре...
«Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением....
Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования.
Проблема. Наши дети стали меньше играть Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) привести к кризису игровой культуры. ...
Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Проблема. Наши дети стали меньше играть....
«Позитивная социализация дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание услов...
Семинар-практикум для инструкторов по физической культуре в ДОУ«Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Конспект семинара-практикума для инструкторов по физической культуре в ДОУ по теме «Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками в условиях введения ФГОС дошкольного обра...