Практико-ориентированный проект на тему: "Правила позитивного общения с детьми»
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированный проект
Консультация для родителей детей дошкольного возраста
По теме: «Правила позитивного общения с детьми»
Цели консультации:
● Рассказать родителям об общении с детьми в форме
«Я-сообщения».
● Рассмотреть вместе с родителями правила позитивного общения с детьми Ю.Б. Гиппенрейтер и посоветовать им применять их по отношению к своим детям.
● Предложить родителям выполнить задания по нахождению «Я сообщения».
● Обсудить вместе с родителями педагогические ситуации, предложенные воспитателем и выбрать правильные решения.
Воспитатель
Королёва Г. А.
Мы общаемся с ребенком всегда – когда учим и приучаем, когда кормим и гуляем, играем. Оттого, как происходит общение, зависят и результаты воспитания, и конечно общее благополучие ребенка, да и нас самих. Такая атмосфера зависит не только от характера взрослого и не только от поведения ребенка. Она создается благодаря овладению и использованию навыков общения.
Выражение своих чувств - не менее важная сторона общения, чем умение слушать. Делясь своими чувствами, мы даём возможность собеседнику узнать и понять нас. Другое дело, настроен ли он на такое понимание? Но многое зависит и от нас, а именно: в какой форме мы сообщаем о себе. В своей консультации я хочу вам рассказать о технике я – сообщения. Чувства, особенно если они отрицательные и сильные, ни в коем случае не следует держать в себе: не стоит молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении.
Обмануть таким поведением вы никого не сможете. По жестам, интонации, выражению лица и глаз собеседник прочтёт ваше настроение. Как же сказать о своих чувствах, чтоб это не навредило вашим отношениям с окружающими?
Ответ звучит просто: когда вы говорите о своих чувствах, выступайте от первого лица. Сообщите о себе, своем переживании, своей внутренней ситуации.
Эти высказывания называются я-сообщениями: они содержат личные местоимения:: я, мне, меня. Как правило, они начинаются словами: Я не люблю..., Мне трудно.., Меня очень утомляет. Например: «Мне трудно говорить по телефону, когда вокруг так долго разговаривают». Очень важно избегать отрицательных Ты-сообщений. Это такие высказывания, которые содержать местоимения второго лица: ты, тебе, из-за тебя… Например: «Почему ты опять устроил такой беспорядок?!»
Правило. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
Правило говорит о том, что не следует молча переносить обиду, подавлять гнев. Как же сказать о своих чувствах ребенку, что это не было разрушительно ни для него, ни для вас?
Правило. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нём, е о его поведении.
Сообщения могут быть такими: 1. Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей. 2.Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает. И я всё время спотыкаюсь. 3. Меня очень утомляет громкая музыка.
Все эти предложения содержат личные местоимения я, мне, меня. Поэтому высказывания такого рода психологи назвали «я-сообщениями». Я-сообщения дают возможность детям ближе узнать нас, родителей. Когда мы открыты и искренни выражении своих чувств, дети становятся искренние в выражении своих. Вот этому служит пример, который рассказывает одна мама.
«Мы разошлись с мужем, когда сыну было 6 лет. Сейчас ему 11 и он стал глубоко, осознанно, но больше про себя, скучать по отцу. Как то вырвалось у него: «с папой я пошёл бы в кино, а с тобой не хочется» однажды, когда сын прямо сказал, что ему скучно и тоскливо, я сказала ему: «Да, сынок, тебе очень грустно, и грустно, наверное, от того, что нет у нас папы. Да и мне не весело. Был у тебя папа, у меня муж, было бы нам жить намного интереснее.» Сына как прорвало: прислонился к моему плечу, полились тихие слёзы. Всплакнула украдкой и я. Но нам обоим стало легче. Я долго думала и поняла, что сделала правильно. Не правда ли?»
Мама интуитивно нашла правильные слова, сказала мальчику о его переживании (она активно его слушала) а так же рассказала о своем («Я-сообщение») И то, что обоим стало легче, что мама и сын стали ближе друг к другу, - лучшее доказательство действенности этих методов. Дети очень быстро усваивают от родителей манеру общения.
Правило. Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите что вы можете изменить в окружающей обстановке.
К примеру полуторагодовалый малыш очень интересуется розеткой. Вы беспокоитесь как бы он не сунул в неё пальцы. Уговор и запреты не помогают. Проблема исчезнет, если Вы загородите розетку какой-нибудь мебелью или купите специальную пробку.
Правило. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Бесполезно требовать от ребенка невозможного или очень трудного, к чему он еще не готов.
Например, мама отправляет четырёхлетнего мальчика за молоком. Пройти нужно далеко под горку. Бидон велик для мальчика, достает почти до земли. Мальчик возвращается в унынии, волоча по земле почти пустой бидон. Мама рассержена.
Ошибка мамы в том, что она требовала невозможного от ребенка.
Многие родители, которые используют я-сообщения говорят, что их дети изменились в лучшую сторону «с тех пор, как я стал использовать «я-сообщения» - говорит папа пятилетней девочки, - дочки исчезли просьбы «дай мне» и «поиграй со ной», чаще звучит «мне хочется».
Я –сообщение позволяет:
● давать знать другому о вашем чувстве
●понижать уровень своего эмоционального напряжения
●задавать доверительный тон общения
●чаще выражать свои добрые чувства
●противостоять давлению и манипуляциям
●заботиться о личных интересах
Правила позитивного общения с детьми
Рекомендации Ю.Б. Гиппенрейтер
- Можно выражать свое неудовольствие отдельными действиями ребенка, а не ребенком в целом.
- Можно осуждать действия ребенка, а не его чувства. Раз они (чувства) возникли, значит, для этого есть основания.
- Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в неприятие его.
- Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством Вы говорите ему: "С тобой все в порядке! Ты справишься!".
- Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
- Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
- Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
- Позволяйте Вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным".
- Активно слушайте ребенка ("возвращайте" ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом обозначив его чувство).
- Если ребенок своим поведением вызвал у Вас отрицательные переживания, обязательно скажите ему об этом.
- Когда Вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о СЕБЕ и о СВОЕМ переживании, а не о ребенке и его поведении (Я не люблю, когда дети неаккуратны, МНЕ стыдно от взглядов соседей...).
- Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Посмотрите, что Вы можете изменить в окружающей обстановке.
- Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка (снизьте уровень "родительских амбиций").
- Правила (ограничения, запреты) должны быть в жизни каждого ребенка.
- Правил (ограничений, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
- Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с основными потребностями ребенка.
- Тон, в котором сообщается запрет, должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным.
- Лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
- Положительное отношение к себе - основа психологического выживания. Ребенок постоянно ищет его и даже борется за него.
Задания для родителей по распознаванию я-сообщений
Выберите из ответов тот, который больше всего отвечает «Я-сообщению»
Ситуация 1
Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас», — и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Ваши слова:
1. Да сколько же раз тебе надо говорить!
2. Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же.
3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.
Ситуация 2
У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает. Ваши слова:
1. Мне трудно беседовать, когда меня прерывают.
2. Не мешай разговаривать.
3. Ты не можешь заняться чем нибудь другим, пока я разговариваю?
Ситуация 3
Вы приходите домой усталая. У вашего сына подростка друзья, музыка и веселье. На столе — следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды («Хоть бы обо мне подумал!»). Ваши слова:
1. Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой?!
2. Уберите за собой посуду.
3. Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома беспорядок.
Решение педагогических ситуаций (обсуждение родителями предложенной ситуации)
Ситуация 1
Ира гуляет с папой по бульвару. Он сидит на скамье, читает газету, а девочка рядом играет в мяч. Затем игра с мячом сменяется игрой в классики, потом снова внимание девочки занято мячом. «Папа, лови, а я буду бросать!» - просит дочь, но папа не разделяет ее игрового настроения. «Иди, поиграй вон с той девочкой», - предлагает он, на секунду оторвав шись от газеты. Но игра в мяч не удалась: девочка, с которой предложил играть папа, убежа ла, ловко перепрыгивая через скакалку. Скучающая Ира замечает птичку у папиных ног: «Пап, смотри, какой смешной воробей!» - «Ну», - отвечает он. Через минуту: «Папа, посмотри, какой я камешек нашла! Угадай, в какой руке?» - «Вон в той», - безучастно отвечает папа. Девочка с грустью замолкает, через некоторое время она начинает хныкать: «Хочу домой! Хочу домой!» - «Ну что за ребенок! Ничем не хочет заняться!» - с раздражением говорит папа.
Вам была представлена ситуация на прогулке, а теперь – вопросы:
«Почему Ира не хотела гулять? Какова роль взрослого в организации прогулки? Как гуляете вы с детьми?»
Ситуация 2
В раздевалке в присутствии детей одна мама говорит другой – как хорошо рисует ваш Серёжа. А у моего Димы одни каракули. Сколько не говорю, чтоб рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо.
- А вы пробовали его учить?
- Я часто усаживаю Диму за рисование, пока занимаюсь домашними делами, чтобы он мне не мешал. Наверное, у него нет способностей.
1. Прокомментируйте ваше отношение к этому разговору.
2. Права ли мама Димы?
3. Что вы посоветуете маме этого мальчика?
Ответ
1. Низкая оценка способностей ребенка в его присутствии, а тем более в присутствии другого ребенка недопустима – это занижает самооценку ребенка.
2. Качество ребенка зависит не только от врожденных способностей, но и в большей мере от развития его способностей в процессе обучения рисованию. Развиваются способности ребенка к рисованию под воздействием взрослого, которое заключается в следующем: родители рисуют вместе с ребенком, развивая его изобразительные умения, пробуждая интерес к этой деятельности; чаще рассматривают с ребенком предметы, явления, выделяя их отличительные признаки.
Использованная литература:
Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаемся с ребёнком. Как?»
Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаемся с ребёнком. Так?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Правила позитивного общения с детьми».
Проект «Правила позитивного общения с детьми». Содержание: 1 «Основные принципы составляющие основу общения с ребёнком» 2.Основные правила общения с ребенком.Рекомендации Ю.Б. Гиппенрей...
ПРАВИЛА ПОЗИТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ
памятка...
Пальчиковые игры как способ позитивного общения с детьми раннего возраста
Пальчиковые игрыкак способ позитивного общенияс детьми раннего возраста...
Правила позитивного общения с детьми "В детский сад с радостью"
Каждый взрослый, если он любит, понимает и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающим, как в семье, так и в детском саду....
Педагогический тренинг "Коммуникативная деятельность педагогов, обеспечивающих вопросы позитивного общения с детьми"
Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитатель...
Практико-ориентированный, педагогический проект по теме: "Нетрадиционные техники в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР, в работе учителя-логопеда"
Использование нетрадиционных методов позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Эти методы направлены на включение в работу всех анализаторных систем....
Практико-ориентированный, педагогический проект на тему: "Нейропсихологическая коррекция в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нару...