Практико-ориентированный, педагогический проект на тему: "Нейропсихологическая коррекция в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"
проект по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_neyropsihologicheskaya_korrektsiya_v_rabote_uchitelya-logopeda_s_detmi_s_ovz.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико -
ориентированный,
педагогический проект
«Нейропсихологическая коррекция в работе учителя-логопеда
с детьми с ОВЗ»
(долгосрочный)
г. Оренбург, 2020 – 2021 г.
Участники проекта
- учитель-логопед
- дети логопедической группы
- родители
- педагоги
Содержание:
- Паспорт проекта
- Актуальность проекта
- Цель и задачи образовательного проекта
- Тип проекта
- Направления реализации проекта
- Этапы проекта
- Планируемые результаты
- Заключение
- Используемая литература
- Приложение
Паспорт проекта:
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Задача: воздействие на речевое развитие при помощи нейропсихологических подходов.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи: Повышать уровень коммуникативности и эмоциональной отзывчивости детей.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Задачи: Развивать и активизировать словарный запас детей, моторную сферу.
Образовательная область: «Художественное-эстетическое развитие»
Задачи: Расширение кругозора, обогащение жизненного и нравственного опыта; развитие языковой способности при помощи нейропсихологических подходов.
Образовательная область: «Физическое развитие»
Задачи: Совершенствование функций формирующегося организма, с помощью нейропсихологических подходов.
База внедрения проекта: разновозрастная группа детского сада
Возраст дошкольников: 5 - 7 лет
Срок реализации проекта: (долгосрочный)
Актуальность темы: В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатальной энцефалопатии - перинатального поражения центральной нервной системы. Для таких детей характерны изменения в поведении: трудности обучения в школе, речевые нарушения, недостаточность мелкой и крупной моторики, различные виды невротических реакций, эмоциональная неустойчивость, сложности в общении со сверстниками и взрослыми. Изменения поведения у детей сводятся к чрезмерной активности, причём она не имеет определённой цели, ничем не мотивирована и часто зависит от ситуации (наступает в новой, незнакомой обстановке, при стрессовых воздействиях). Дети потом трудно поддаются обучению в школе (чтению, письму, счёту), но это связано не с задержкой развития или снижением интеллекта, а с нарушением восприятия, главным образом пространственных взаимоотношений. Многие исследователи (К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, И. Ф. Марковская, Е. М. Мастюкова, А. В. Семенович) указывают на тесную связь между психическим и двигательным развитием ребенка. Важнейшим условием психического развития ребенка является развитие двигательной сферы. Следовательно, важнейшей задачей коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии - является коррекция нарушений в двигательной и познавательной сферах, максимально возможная адаптация их в окружающем мире.
Поэтому перед педагогом ставится задача поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получило наиболее эффективное направление – нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А.Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций. Этот подход дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы, в основе которых лежит системный подход к коррекции развития ребёнка.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.
Техники, используемые в работе.
Каждое занятие данной программы состоит из нескольких этапов:
1. Дыхательные упражнения.
2. Развитие внимания.
3. Артикуляционные упражнения/биоэнергопластика.
4. Упражнения - растяжки.
5. Глазодвигательные упражнения.
6. Мелкая моторика.
7. Рисование двумя руками.
8. Общий двигательный репертуар.
9. Релаксация.
В связи с указанной проблемой определены объект, предмет и гипотеза исследования.
Объект изучения: воздействия нейропсихологических подходов на речевое развитие детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет изучения: дидактические игры и упражнения направленные на овладение детьми системой нейропсихологических подходов.
Гипотеза: использование игровых приёмов при помощи нейропсихологических методов помогает сделать обучение более интересным, эмоционально - насыщенным.
Цель: Повышение профессиональной компетентности учителя - логопеда в области нетрадиционных здоровьесберегающих технологий с использованием нейропсихологического подхода для успешного преодоления речевых и психических нарушений у детей с тяжелым нарушением речи в группе компенсирующей направленности.
Задачи:
- Изучение педагогической и методической литературы в области нейропсихологии.
- Обмен опытом работы по теме самообразования с коллегами.
- Повышение педагогической компетентности родителей по данной теме.
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
- Проявление своего творческого потенциала.
Тип проекта:
Практико-ориентированный, педагогический.
Продолжительность проекта:
долгосрочный (2020 – 2021 учебный год)
Участники проекта:
Учитель-логопед, воспитанники группы, родители, педагоги ДОУ.
Проект реализуется по направлениям:
1.Совместная деятельность с детьми.
2.Взаимодействие с родителями.
3.Работа с педагогами.
Основные формы, средства и методы реализации:
Реализация проекта осуществляется на основе
игровой деятельности
1.Дидактические игры, творческие задания, беседы.
2.Слушание.
3.Развлечения.
4.Консультации.
5.Изготовление наглядного и раздаточного материала.
6.Взаимодействие (семья).
Этапы проекта:
Проект осуществлялся в несколько этапов:
- Подготовительный;
- Основной;
- Заключительный.
На подготовительном этапе были обозначены проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Кроме того были подобраны художественная литература, разработаны необходимые материалы, конспекты образовательной деятельности, сценарии бесед, конкурсов, составлен план его реализации.
Основной этап предусматривал непосредственную реализацию проекта, проведение запланированных мероприятий.
На заключительном этапе была организованна выставка детского творчества. Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результатов деятельности.
Ожидаемый результат:
- Развился познавательный интерес детей.
- Сформировались коммуникативные способности детей, эмоциональный контакт педагогов, детей родителей с детьми через совместную деятельность.
- Повысился уровень компетентности родителей в коррекционно-образовательном процессе.
- Повысилось профессиональное мастерство учителя-логопеда и педагогов ДОУ.
- Улучшилась координация детей, мелкая и общая моторика.
Результативность.
Работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. Проведенная диагностика в конце изучения ритма, темпа, дикции, голосообразования, выразительности, правильности речи и звукопроизношения, показала, что 90% детей группы хорошо усвоили изучаемые понятия, а также выявлена положительная динамика в речевом развитии детей.
Практическая значимость проекта:
- Обогащена предметно-развивающая среда:
- Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики.
- Картотека глазодвигательных упражнений.
- Картотека дидактических игр на развитие межполушарного взаимодействия.
- Картотека дыхательных упражнений.
- Картотека упражнений для релаксации.
2. Подготовлены рекомендации для родителей по закреплению пройденного материала:
- Консультация «Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ».
3. Подготовлены рекомендации для педагогов:
- «Нейропсихологические приёмы и методы в работе учителя - логопеда».
- «Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья дошкольников».
Заключение:
Таким образом, включая нейропсихологические подходы на логопедических занятиях, мы можем говорить о том, что процесс коррекции речевых нарушений проходит быстрее, вызывает у детей интерес, дарит яркие образы, хорошее настроение, формирует эстетические чувства.
Используемая литература:
- «Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста»: Учебное пособие / Под. ред. Л. С. Цветковой. – М., 2001.
- «Гимнастика ума». Деннисон П., Деннисон Г. - М.,1993.
- «Основы нейропсихологии». Лурия А. Р. - М.,1973.
- «Психогимнастика» Чистякова М. И. - М.,1995.
- «Нейропсихологические занятия с детьми» в 2ч. Ч1.Колганова В.С., Пивоварова Е.В. – М.: АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.
- «Нейропсихологические занятия с детьми» в 2ч. Ч2.Колганова В.С., Пивоварова Е.В. – М.: АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.
- «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007.- 474с.
- «Нейропсихологические и психофизиологическое сопровождение обучения». Сиротюк А. Л. – М., 2003.
- «Упражнения для психомоторного развития дошкольников»: Практическое пособие. Сиротюк А. Л. – М.: Аркти, 2008. -60с.
- «Нейропсихология». Хомская Е.Д. - М., 1987г.
План по самообразованию на 2020– 2021 уч. год.
Тема: «Нейропсихологическая коррекция в работе
учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
Работа по самообразованию | Работа с педагогами. | Работа с детьми. | Работа с родителями. | |
сентябрь | Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата. | Проанализировать педагогическую и психологическую литературу по проблеме исследования. | Развитие мелкой моторики. | Анкетирование: изучение понимания родителями проблем детей. |
октябрь | 1.Изучение методической литературы по теме «Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений»: 2.Поиск информации по теме в сети Интернет 3.Посещение МО логопедов города, обмен опытом. 4.Внедрение в педагогический процесс нейропсихологические технологии 5.Организация предметно-развивающей среды в кабинете. | Обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и развития детей. | Глазодвигательные упражнения. | Привлечь родителей к участию в коррекционном процессе на основе педагогического сотрудничества. |
ноябрь | Презентация «Нейропсихологи - ческие приёмы и методы в работе учителя - логопеда» | Упражнения для развития артикуляции. | Индивидуальные беседы по необходимости. | |
декабрь | Мастер – класс «Нейропсихологи - ческие игры и упражнения в коррекционно – образовательной деятельности учителя – логопеда с дошкольниками» | Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. | Привлечь родителей к участию в коррекционном процессе на основе педагогического сотрудничества. | |
январь | Консультация: «Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья дошкольников». | Дыхательные упражнения. | Индивидуальные беседы по необходимости. | |
февраль | Нейропсихологи - ческие игры и упражнения в работе учителя - логопеда с детьми с ОВЗ | Растяжки. | Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя - логопеда с детьми с ОВЗ (можно использовать дома). | |
март | Проведение открытых мероприятий. | Функциональные упражнения. | Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ | |
апрель | Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ | Коммуникативные упражнения. | Проведение открытых мероприятий. | |
май | Написание отчёта о проделанной работе. | Проведение мастер-классов для различных категорий педагогических работников. Мастер-класс «Использование методов и приемов нейропсихологии в работе с детьми ОВЗ» | Упражнения для релаксации. | Проведение открытых мероприятий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".
Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...
Приоритетность каузального типа коррекции в работе учителя — логопеда с неговорящими детьми (из опыта работы)
За последние десятилетия специалисты, работающие в области коррекционной педагогики, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития детей. В коррекционной педагогике, в зависимости от цели и н...
Информационный-практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект "Дари добро"
Оснавные цели - это формирование и воспитание у детей морально-нравственных качеств характера: доброты, эмоциональной отзывчивости, сочувствия и сострадания, гуманного отношения к окружающему миру, ув...
Выступление на районном методическом объединении учителей-логопедов 2020 год. "Алгоритм работы учителя –логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ в свете реализации ФГОС"
Алгоритм работы учителя –логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ в свете реализации ФГОС...
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Тайны русского Севера»
Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследова...
Публикация. Реализация проекта «Сурский оборонительный рубеж» в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Платонова Н.М.
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы использования метода проектов с целью развития всех компонентов речи в целом, коммуникативных навыков и решения задач социализации и воспитании...
Педагогический проект Логоритмика - как эффективный метод в работе учителя- логопеда и музыкального руководителя с детьми с нарушением интеллекта».
Актуальность проектаВ настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, происходит не только увеличение количества детей с нарушениями в развитии, но и утяжеляется форма...