Пальчиковые игры как способ позитивного общения с детьми раннего возраста
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
КАК СПОСОБ ПОЗИТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Пальчиковые игры представляют собой инсценировку каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. При повторении движений взрослого у детей вырабатываются ловкость, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Игры с пальчиками – это еще и один из вариантов позитивного общения с близкими людьми. Когда мама в процессе пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает; когда она прикасается к его ладошке, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм, неизменный порядок слов и рифма воздействуют на детей завораживающе, успокаивая.
Насколько ребенку понравится игра, во многом зависит от исполнения и экспрессивных способностей взрослого. Для самых маленьких важно спокойное ласковое обращение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей с трех лет большое значение имеет выразительная мимика и речь взрослого.
Разучивая пальчиковую игру, родитель или педагог должен сначала сам показать пример малышу. Потом взрослый помогает ребенку манипулировать пальчиками рук. Далее ребенок и родитель выполняют движения одновременно, при этом взрослый обязательно проговаривает текст пальчиковой игры. Проводить игру нужно весело и вдохновенно, не обращая внимания, если у ребенка что-то не получается, и поощряя его успехи.
Для малыша раннего возраста можно придумать различные колпачки-куколки для пальчиков. Например, нарисовать на бумажном колпачке личико, рубашку, пуговки, прикрепить самодельные гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др. Такие пальчиковые игры будут особенно интересными и захватывающими.
Описание игр
Пальчиковая игра «Мы похлопаем сейчас…».
Повторяем 2 раза.
Мы похлопаем сейчас: | Хлопаем в ладоши. |
Хлоп, раз, еще раз, | Через раз хлопаем по столу. |
А теперь скорей, скорей | |
Шлепай, шлепай веселей. | Шлепаем ладонями по столу быстро и ритмично. |
Пальчиковая игра «Замок».
На двери висит замок, | Кисти рук соединяем в замок. |
Кто открыть его бы смог? | Ритмичные покачивания вверх-вниз. |
Покрутили, покрутили, | По тексту. |
Повертели, повертели, | По тексту. |
Потянули вперед, | Руки в замке, тянемся вперед. |
Потянули наверх, | Руки в замке, тянемся вверх. |
Постучали, постучали | Пальцы в замке, нижние |
И открыли. | Разъединяем замок, разводим руки. |
Пальчиковая игра «Рыбка».
Рыбка плавает в водичке, Рыбке весело играть. | Родители обхватывают |
Рыбка, рыбка-озорница, | Грозим пальчиком. |
Мы хотим тебя поймать. | Соединяем ладошки в хлопке, одна ладошки снизу, другая сверху. |
Рыбка спинку изогнула, | Округляем ладошки. |
Крошку хлебную взяла, | Ладошки «открываются». |
Рыбка хвостиком махнула, | Взмах ладонями от себя. |
Рыбка быстро уплыла. | Прячем руки за спину. |
Пальчиковая игра «Осьминожки».
На внешней стороне ладони педагога, родителей и детей (по их желанию) изображается личико (глаза, носик, рот). Опустив пальцы вниз, получаем осьминога. По инструкции психолога родители и дети активно двигают пальчиками, изображая щупальца осьминога и приговаривая: «Осьминожек, осьминожек, у тебя так много ножек» (важно побуждать детей повторять за родителями и педагогом). Далее погружаем пальцы в воду и продолжаем активно ими двигать и приговаривать фразу. Далее осьминоги погружаются на дно и могут походить по нему своими щупальцами. По окончании упражнения вынимаем руки из воды и встряхиваем ими.
Пальчиковая игра «Осьминоги».
Осьминоги, осьминожки Тренируют ручки, ножки. | Кисти рук ладонями вниз |
Могут плавать вверх и вниз, | Ладонь правой руки медленно |
Сальто сделают на бис. | Ладони переворачиваются |
Вправо поплывут и влево – Тренируются умело. Им гимнастика важней Всех забав и всех затей. | Ладонь правой руки медленно |
Пальчиковая игра «Осьминог».
– Восемь пальчиков для ног – Получился осьминог. Сколько ног у осьминога? – Много-много! | Взрослые и дети шевелят |
Пальчиковая игра «Лодочка».
Лодочка плывет по речке, | Складываем две ладони в форме лодочки и покачиваем ими. |
Пуская на воде колечки. | Формируем с помощью |
Пароход плывет по речке, | Ладони сложены лодочкой, большие пальцы сомкнуты. |
И гудит он, словно печка: «У-у-у-у-у…» | Произносим: «У-у-у-у…» |
Пальчиковая игра «Будем пальчики считать».
Будем пальчики считать – | Показываем кисть ведущей |
Один, два, три, четыре, пять. Все такие нужные, Крепкие и дружные. На другой руке опять Будем пальчики считать – | Загибаем поочередно |
Один, два, три, четыре, пять. | Разжимаем и сжимаем |
Все такие нужные, | Фонарики: крутим кистью |
Крепкие и дружные. | Показываем другую руку. |
Пальчиковая игра «Машина».
Мы в машину сядем, | Садимся на колени родителю |
Заведем мотор, | Вращаем кулачками на уровне груди. |
Повезет машина нас | Держим и крутим вообража- |
За большой забор. | Поднимаем руки вверх. |
Пальчиковая игра «Дом».
Молоточком я стучу, | Постукиваем кулачком |
Дом построить я хочу. | Соединяем кончики пальцев обеих рук. |
Строю я высокий дом, | Поднимаем выпрямленные |
Буду жить я в доме том. | Хлопаем в ладоши. |
Пальчиковая игра «Тесто».
Тесто ручками помнем, | Сжимаем и разжимаем |
Сладкий тортик испечем. | «Мнем тесто». |
Серединку смажем джемом, А верхушку – сладким кремом, | Круговые движения ладошками на поверхности стола. |
И кокосовою крошкой | |
Мы присыплем торт немножко. | «Сыплем крошку» пальчиками обеих рук. |
Пальчиковая игра «Цветок».
Вырос высокий цветок на поляне, | Запястья соединяем, ладони разводим в стороны, пальцы слегка округляем. |
Утром весенним раскрыл лепестки. | Разводим пальцы рук. |
Всем лепесткам красоту и питанье | Ритмично двигаем |
Дружно дают под землей корешки. | Ладони опускаем вниз, тыльной стороной |
Пальчиковая игра «Строим дом».
Целый день тук да тук – Раздается звонкий стук. | Руки сжаты в кулаки, стучим кулаком о кулак. |
Молоточки стучат – | Стучим кулаком о кулак. |
Строим домик для ребят | Пальцы соединяем в форме |
Вот какой хороший дом, | Сжимаем-разжимаем пальцы. |
Как мы славно заживем! | Вращаем кистями рук. |
Пальчиковая игра «Рыбки».
Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде. | Пальцы обеих рук сложены |
То сожмутся, | На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаем. |
Разожмутся, | Пальчики сильно растопыриваем в стороны. |
То зароются в песке. | Снова соединив пальчики, |
Пальчиковая игра «Паучок».
Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, | Руки скрещены. Пальцы то одной, то другой |
Паучков на землю смыл. | Кисти свободно опущены, |
Солнце стало пригревать – | Хлопок ладонями по столу/ |
Паучок ползет опять, | Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками – «солнышко светит». |
А за ним ползут все детки, | Действия аналогичны первоначальным. |
Чтобы погулять на ветке. | «Паучки» ползают по голове. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нетрадиционные приемы и способы изобразительной деятельности с детьми раннего возраста.
Я считаю, что изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности детей....
Пальчиковая гимнастика как способ развитие речи у детей раннего возраста
Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Как вы понимаете, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладон...
«Пальчиковые игры - лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста»
Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики. В настоящее время у большинства детей отмечается слабое развитие моторики, и в час...
«Пальчиковые игры - лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста»
Дети, редко делают что – то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики. Поэтому у большинства детей дошкольно...
Пальчиковые игры - лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста.
В статье расмотрена роль пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи....
«Формы и способы общения с детьми раннего возраста для поддержки речевой активности ребенка»
laquo;Формы и способы общения с детьми раннего возраста для поддержки речевой активности ребенка»...
Консультация для родителей «Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи» второй группы раннего возраста
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В. А. СухомлинскийИсследования ученых доказали, что уровень развития детс...