Практико-ориентированный, педагогический проект по теме: "Нетрадиционные техники в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР, в работе учителя-логопеда"
проект по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Использование нетрадиционных методов позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Эти методы направлены на включение в работу всех анализаторных систем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_netraditsionnoy_tehniki.docx | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-
ориентированный,
педагогический проект
«Нетрадиционные технологии в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР, в работе учителя-логопеда»
(долгосрочный)
г. Оренбург, 2023 – 2024 г.
Участники проекта:
- учитель-логопед
- дети логопедической группы
- родители
- педагоги
Содержание:
- Паспорт проекта
- Актуальность проекта
- Цель и задачи образовательного проекта
- Тип проекта
- Направления реализации проекта
- Этапы проекта
- Планируемые результаты
- Заключение
- Используемая литература
- Приложение
Паспорт проекта:
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Задача: воздействие нетрадиционной техники на речевое развитие.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи: Повышать уровень коммуникативности и эмоциональной отзывчивости детей.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Задачи: Развивать и активизировать словарный запас детей, моторную сферу.
Образовательная область: «Художественное-эстетическое развитие»
Задачи: Расширение кругозора, обогащение жизненного и нравственного опыта; развитие языковой способности при помощи нетрадиционной техники.
Образовательная область: «Физическое развитие»
Задачи: Совершенствование функций формирующегося организма, с помощью нетрадиционной техники.
База внедрения проекта: разновозрастная группа детского сада
Возраст дошкольников: 5 - 7 лет
Срок реализации проекта: (долгосрочный)
Актуальность темы:
Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Дети, посещающие группу компенсирующей направленности, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологи. Процесс подачи материала на занятиях должен быт несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью нетрадиционных методов работы.
Использование нетрадиционных методов позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Эти методы направлены на включение в работу всех анализаторных систем.
Данная технология может применяться на всех этапах работы:
- автоматизация и дифференциация звуков;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие правильного дыхания.
В связи с указанной проблемой определены объект, предмет и гипотеза исследования.
Объект изучения: воздействия нетрадиционных методов на речевое развитие детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет изучения: дидактические игры и упражнения направленные на овладение детьми системой нетрадиционных методов.
Гипотеза: использование игровых приёмов при помощи нетрадиционных методов помогает сделать обучение более интересным, эмоционально - насыщенным.
Цель: осуществление коррекционно-логопедической работы с применением нетрадиционных методов.
Задачи:
- Изучить методы и приемы воздействия нетрадиционных методов на речевое развитие в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР.
- Разработать серию дидактических игр, направленных на овладение детьми нетрадиционных методов.
- Разработать картотеки, направленные на овладение детьми системой нетрадиционных методов.
- Апробировать данную модель на практике.
Тип проекта:
Практико-ориентированный, педагогический.
Продолжительность проекта:
долгосрочный (2023 – 2024 учебный год)
Участники проекта:
Учитель-логопед, воспитанники группы, родители, педагоги ДОУ.
Проект реализуется по направлениям:
1.Совместная деятельность с детьми.
2.Взаимодействие с родителями.
Основные формы, средства и методы реализации:
Реализация проекта осуществляется на основе
игровой деятельности
1.Дидактические игры, творческие задания, беседы.
2.Слушание.
3.Развлечения.
4.Консультации.
5.Изготовление наглядного и раздаточного материала.
6.Взаимодействие (семья).
Этапы проекта:
Проект осуществлялся в несколько этапов:
- Подготовительный;
- Основной;
- Заключительный.
На подготовительном этапе были обозначены проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Кроме того были подобраны художественная литература, разработаны необходимые материалы, конспекты образовательной деятельности, сценарии бесед, конкурсов, составлен план его реализации.
Основной этап предусматривал непосредственную реализацию проекта, проведение запланированных мероприятий.
На заключительном этапе была организованна выставка детского творчества. Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результатов деятельности.
Ожидаемый результат:
- Развился познавательный интерес детей.
- Сформировались коммуникативные способности детей, эмоциональный контакт педагогов, детей родителей с детьми через совместную деятельность.
- Повысился уровень компетентности родителей в коррекционно-образовательном процессе.
- Повысилось профессиональное мастерство учителя-логопеда и педагогов ДОУ.
- Улучшилась координация детей, мелкая и общая моторика.
Результативность.
Работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. Проведенная диагностика в конце изучения ритма, темпа, дикции, голосообразования, выразительности, правильности речи и звукопроизношения, показала, что 90% детей группы хорошо усвоили изучаемые понятия, а также выявлена положительная динамика в речевом развитии детей.
Практическая значимость проекта:
- Обогащена предметно-развивающая среда:
- Картотека дидактических игр для развития артикуляционной гимнастики.
- Картотека дидактических игр с крупами.
- Картотека дидактических игр с цветными крышками.
- Картотека дидактических игр с песком.
- Картотека игр с Су-джок.
- Картотека игр с применением биоэнергопластики.
- Подготовлены рекомендации для родителей по закреплению пройденного материала:
- Консультация «Нетрадиционные методы работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников».
- Консультация «Как помочь своему ребёнку».
- Консультация «Роль семьи в преодоление речевых нарушений у детей».
- Консультация «Биоэнергопластика».
Заключение:
Таким образом, включая нетрадиционную технику на логопедических занятиях, мы можем говорить о том, что процесс коррекции речевых нарушений проходит быстрее, вызывает у детей интерес, дарит яркие образы, хорошее настроение, формирует эстетические чувства.
Используемая литература:
- Журнал «Логопед».
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб.: ИД «МиМ», 1998
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001
- Прт-терапия – новые горизонты /Под ред. Копытина А.И. – М.: Когито-Центр, 2006
- Знания о методиках и методах использования песка в работе по развитию речи детей 2017-2018
План по самообразованию на 2023– 2024 уч. год.
Тема: «Нетрадиционные технологии в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР, в работе учителя-логопеда»
Работа по самообразованию | Работа с педагогами. | Работа с детьми. | Работа с родителями. | |
Сентябрь 2023 г. | Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата. | Проанализировать педагогическую и психологическую литературу по проблеме исследования. | Диагностирование детей по данной проблеме. | Анкетирование: изучение понимания родителями проблем детей. |
Октябрь 2023 г. | Изучение методической литературы по теме «Нетрадиционные технологии в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР, в работе учителя-логопеда». Поиск информации по теме в сети Интернет. | Консультация: «Нетрадиционные методы коррекции речи дошкольников». | Игры с песком. | Консультация: «Как помочь своему ребенку в преодолении речевых нарушений». |
Ноябрь 2023 г. | Посещение МО логопедов города, обмен опытом. | Подготовить буклет по теме «Нетрадиционные методы работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников». | Игры с цветными крышками. | Консультация: «Играем дома и развиваемся». |
Декабрь 2023 г. | Систематизировать развивающие игры, упражнения с использованием нетрадиционных методов в помощь логопеду. | Логопедический тренинг: «Игры с крупами». | Игры с крупой (Крупотерапия). | Логопедический тренинг: «Игры с крупами». |
Январь 2024 г. | Изготовить дидактический материал по применению камушков марблс в коррекционно-логопедической работе. | Применение нетрадиционных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи. | Су-джок терапия. | Разработать памятку для родителей по использованию нетрадиционных методов в домашних условиях. |
Февраль 2024 г. | Распространение опыта работы: добавление разработок на личную страницу сайта. | Консультация для педагогов: «Биоэнергопласти- ка». | Игры с применением биоэнергопластики | Консультация: «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста». |
Март 2024 г. | Участие в конкурсе «Лучшие разработки коррекционных занятий по логопедии». | Памятка: «Что включает в себя –нетрадиционная пальчиковая гимнастика». | Нетрадиционная пальчиковая гимнастика. | Памятка для родителей. |
Апрель 2024 г. | Открытое занятие по теме самообразования. | Мастер -класс для педагогов «Особенности развития связной речи у детей с ТНР». | Мнемотехника (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, коллаж, алгоритм, синквейн). | Всеобуч для родителей «Особенности развития связной речи у детей с ТНР». |
Май 2024 г. | Подготовка отчета. Сшивание проекта. | Открытое занятие по теме самообразования. | Фотоматериал «Логопедические игры с использованием нетрадиционного материала». | Открытое занятие по теме самообразования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".
Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...
Информационный-практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект "Дари добро"
Оснавные цели - это формирование и воспитание у детей морально-нравственных качеств характера: доброты, эмоциональной отзывчивости, сочувствия и сострадания, гуманного отношения к окружающему миру, ув...
Проектная деятельность с использованием ИКТ в совместной работе учителя –логопеда и родителей детей с ОВЗ
Работа с родителями - одна из важнейших сторон деятельности ДОУ. Мы ищем новые формы активного взаимодействия с семьёй для вовлечения их в образовательную деятельность дошкольного учрежден...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы учителя-логопеда Поповой М.Б. по теме "Животные жарких стран" (вариант№1)
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы учителя-логопеда Поповой М.Б. по теме: «Животные жарких стран» (вариант 1) Коррекционно...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы учителя-логопеда Поповой М.Б. по теме " Животные жарких стран" ( вариант № 2)
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы учителя-логопеда Поповой М.Б. по теме: «Животные жарких стран» (вариант 2) Коррекционно - раз...
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Тайны русского Севера»
Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследова...
«Современные формы работы в организации коррекционно - образовательной деятельности по формированию ценности Родины в работе учителя логопеда ДОУ»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образ...