Психологическая безопасность – залог эмоционального благополучия дошкольника.
статья по теме

худынцева жанна вениаминовна

      Проблема психологической безопасности в современном мире стоит очень остро. Рассмотрение данной проблемы в контексте российского образования необходимо начать с определения понятия «психологическая безопасность», которое обозначает положительное  самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных  социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности, ущемления ее прав. Данная статья поможет педагогу подготовить свое выступление на научно-практической конференции, педагогическом совете или родительском собрании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_bezopasnost_doshkolnika.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая безопасность – залог эмоционального

благополучия дошкольника  

Худынцева Ж.В. воспитатель,

МДОУ детский сад №4

комбинированного вида г. Кола

МО Кольский район Мурманской области

Проблема психологической безопасности в современном мире стоит очень остро. Рассмотрение данной проблемы в контексте российского образования необходимо начать с определения понятия «психологическая безопасность», которое обозначает положительное  самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных  социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности, ущемления ее прав. Психологизация образовательной среды в целях сохранения эмоционального благополучия ее участников, создание в образовательном учреждении безопасных условий, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний [2].

Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой. Важным условием снижения числа стрессовых ситуаций в педагогической практике является обеспечение психологической безопасности всех участников образовательного процесса.

Психологическая безопасность образовательного процесса - это                                                                                                                состояние защищенности дошкольника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.                                                                                              Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно,  ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.

Психологическое здоровье проявляется в разные периоды детства различным образом, но всегда – в позитивных психологических характеристиках и качествах. У дошкольника оно обнаруживается в развитой активности и любознательности, открытости взрослым, доверчивости и подражательности наряду со стремлением к самостоятельности и игровым отношением к миру [5]. Исходя из этого, современный детский сад должен стать не только местом, где детей воспитывают и дают ему определенные знания, но и пространством их полноценного роста, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это  возможно  только в атмосфере благоприятного социально-психологического климата и душевного комфорта в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А для этого, образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности. Именно поэтому в последние годы обострился интерес к определению этого важного социально-психологического феномена, проводятся исследования, позволяющие измерять психологическую безопасность образовательной среды, проектируются условия, при которых она обеспечивается, психологическая служба образования начинает позиционировать свою деятельность в этом контексте как служба психологической безопасности детского сада.  

В рамках концепции национальной безопасности страны, психологическая безопасность педагогов, воспитанников и их родителей может рассматриваться как защищенность их жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства. Психологическая безопасность образовательной среды - как прямое продолжение психологической безопасности личности педагогов, воспитанников и их родителей, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод образовательного учреждений и их нормальной деятельности [7].

Участники образовательной среды учреждения и сама среда могут подвергаться как внутренним, так и внешним угрозам. К основным внутренним угрозам на личностном уровне можно отнести внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, нарушение и нестабильность ее психического здоровья и развития, к внешним — неустойчивость к психологическим воздействиям со стороны других людей и условий образовательной среды, неудовлетворенность ее психологическими характеристиками.

Рассматривая актуальность данной темы в глобальном масштабе, мы хотели бы подчеркнуть  приоритетность данной проблемы в рамках

дошкольного  образования. Этап дошкольного возраста  это основа обеспечения целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Одним  наиболее важным компонентом психологической безопасности в образовательном учреждении является организация межличностных отношений. Оно включает: влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство); психологический климат в детском коллективе (межличностные взаимоотношения в группе сверстников); психологический климат в  педагогическом коллективе (мотивация к деятельности, стиль руководства, традиции, атмосфера).

 Обеспечение целостного развития личности ребенка предполагает решение основной задачи дошкольного учреждения – охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность дошкольного  учреждения по решению этой задачи мы видим через обеспечение психологической безопасности личности ребенка.

При постановке задач мы определяем следующие:

1. Обучение дошкольников безопасному стилю жизни (умение предвидеть опасное событие, по возможности избежать его, при необходимости действовать).

2. Упражнение в умении управлять собой в трудных, устрашающих ситуациях, используя положительную сторону страха (мобилизует   физические силы, ускоряет работу ума, концентрирует внимание) во благо себе [1].

Для решения данных задач предлагаем проигрывать с детьми следующие ситуации: «Заблудился в лесу», «Остался дома один», «Потерялся», «На улице подошел незнакомец» и т.п. Ситуация предлагается детям как идея, а саму историю дети сочиняют сами. Знание того, что можно сделать при столкновении с опасными и страшными ситуациями, поможет ребенку преодолеть напряжение и начать действовать  для того, чтобы  избежать чувства страха или наказания. Родителям предлагается проигрывать дома ситуации из реальной жизни, например, откроет ли ребенок дверь по звонку. Возможно проговаривание различных ситуаций, например, «Незнакомый человек, предлагает покататься на машине».

   Психоэмоциональное состояние детей во многом зависит и от рит ма жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня, жизнь в заданном ритме должна оказывать положительное воз действие на состояние ребенка. Режим дня в дошкольном учреждении должен быть многовари антным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, желание родителей приводить и забирать детей в удобное для них время, карантины и периоды повышенной заболе ваемости. Такой режим принято называть гибким, в нем продумана система быстрого реагирования на внезапно изменившуюся ситуа цию. В дошкольном учреждении должна быть разработана система об щей и индивидуальной психологической защиты детей. Надежным показателем верно выбранных средств психологичес кой безопасности служит хорошее, бодрое настроение детей, прояв ляемые ими чувства радости, уверенности.

Индивидуальная программа психологической защиты выстраи вается в зависимости от личностных особенностей ребенка, его опыта, привычек, условий воспитания в семье. Для проведения этой рабо ты необходим психолог.

Забота о психологическом здоровье ребенка сегодня – не просто модная тенденция или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого сегодня растущего человека и безопасности нации завтра. Безусловно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка. И ему в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».

Литература:

1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: СПб.: Речь, 2007.

2. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., Аспект-пресс, 2001.

3. Мухина В.С. Детская психология. М.,ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 1999.

4. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов/ Под ред. И.В.Дубровиной. М., Просвещение, 2003.

5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников.- М.: Генезис, 2005.

6. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье: как сохранить психологическое здоровье дошкольников.- М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2001.

7. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб: Валери СПД; М: ТЦ Сфера,2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Уголки психологической разгрузки, как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия ДОУ"

В статье описана подробная поэтапная  разработка  проекта  модернизации предметно – развивающей среды в группе детского сада   «Островок уединения». Кроме этого прилагается примерн...

Консультация для пеадгогов "Психологическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка: основные направления формирования в ДОУ и семье"

Одна из  задач педвгогов-сделать комфотным, эмоционально благоприятным пребывание детей в детском саду. Из каких аспектов состоит эмоциональное благополучие детей, от чего оно зависит, какова рол...

Психологическое и эмоциональное благополучие дошкольников в детском саду

1 слайдДошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного вос...

Презентация к педсовету " Уголок уединения как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников"

Перезентация к педсовету "Уголок уединения как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия" (методические рекомендации для воспитателя)...

Проект "Уголок уединения - как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников"

Преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников посредством создания в группе уголка психологической разгрузки....

"Центр уединения и релаксации «Уютный домик» как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников с ТНР. "

Важно иметь в логопедической группе пространство, где ребёнок мог бы расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, успокоиться и расслабиться. В нашей группе обустроен центр уединения и рел...