"Центр уединения и релаксации «Уютный домик» как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников с ТНР. "
статья (старшая, подготовительная группа)

 Важно иметь в логопедической группе пространство, где ребёнок мог бы расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, успокоиться и расслабиться. В нашей группе обустроен центр уединения и релаксации «Уютный домик». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsentr_uedineniya_i_relaksatsii.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Центр уединения и релаксации «Уютный домик» как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников с ТНР.
 

       Наиболее актуальной психологической проблемой детей дошкольного возраста нашего времени является проблема психологического комфорта и благополучия. А тяжелые нарушения речи отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические особенности эмоционально - волевой сферы. У детей с ТНР отмечается малая инициативность, зависимость от окружающих, при этом не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справиться с эмоциональными нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей.

      Поэтому, так важно иметь в логопедической группе пространство, где ребёнок мог бы расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, успокоиться и расслабиться. В нашей группе обустроен центр уединения и релаксации «Уютный домик». В центре уединения воспитанники играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума. Для создания атмосферы домашнего уюта и комфорта на полу лежит мягкий коврик, ребенок может отдохнуть в удобном кресле-мешке.

         Всё оборудование в центре уединения мобильно, подбирается в соответствии с возрастом ребёнка и его образовательными потребностями.  Атрибутика периодически меняется в зависимости от тематики недели, обновляется и пополняется по мере необходимости и индивидуальных предпочтений детей, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности.

         Наполнение центра уединения и релаксации «Уютный домик».

- Предметы для релаксации, снятия напряжения: песочные часы, тканевые куклы самоделки, альбом с фотографиями событий группы и семей воспитанников, «волшебный» телефон, чтобы совершить воображаемые звонки маме или папе. Бутылочки с гелем для душа с добавлением бисера, новогодней мишуры (когда ёмкость переворачивается, то элементы красиво опадают вниз).

- Игры для развития сенсомоторного развития: тактильные мешочки (наполненные песком, крупой, солью и пр.); коллекции морских ракушек, камешек Марблс, пуговиц (дети могут выполнять нанизывание, перебирание по форме, по цвету, выкладывание узоров и т.п.). Чтобы снять мышечное напряжение верхних конечностей, избавиться от неприятных эмоций, улучшить настроение, создать мягкие, приятные ощущения в ладонях есть мячики – ёжики, Су-Джок – массажёры, нейро-мячики.

- Предметы для саморегуляции, снижение психоэмоционального напряжения, избавление от негативных эмоции: подушки - «подушка-плакса», «подушка-думка», «подушка для релаксации» (перебирая шарики внутри подушки, ребенок быстро успокаивается), игрушка – осьминог -перевёртыш. «Стаканчик для криков» с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда ребенок выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.

- Предметы для уменьшения беспокойства, напряжения, улучшения координации движения рук: антистрессовые игрушки - сквиш (игрушки, выполнены в форме милых зверюшек), слинки (пружинка-радуга), спиннер, поп-ит и поп-туб, волчки, игрушки- тянучки.  

- Предметы для развития воображения, умственной и творческой активности: головоломки по типу кубика Рубика, змейки, кубический лабиринт, планшет для рисования, калейдоскоп (у которого созерцание любого «волшебства», отвлекает от тревожных мыслей). Манипуляции развивающими игрушками дарят детям невероятные эмоции и увлекательное времяпровождение.

       Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в центре находятся игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие.

- Предметы для развития эмоциональной сферы детей: маски (грустный и весёлый клоун), волшебные предметы (шляпа, корона, плащ, волшебная палочка). Зеркало настроения с альбомом с лицами, изображающими разные эмоции (ребенок, листая изображения, «примеряет» каждую эмоцию к своему лицу, анализируя при этом, какая мимика его выражает больше). «Книга доброты» — это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.      

- Предметы для развития коммуникативных навыков, обучение детей бесконфликтному общению. «Островок примирения» — это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками (поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся). Игрушка «Ласковое солнышко» (если ребёнок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть с лучиками игрушечного солнышка — ленточками, накручивая их на палочку. Это также могут делать одновременно 2 поссорившихся ребёнка: они играют с ленточками, одновременно говоря друг другу добрые слова).

      Центр уединения — это настоящий помощник для воспитателя в группе, где ребенок может разобраться во всем спектре чувств, которые он испытывают; помогает дошкольникам обрести уверенность в себе и даёт им ощущение безопасности. Дети могут заняться эффективными видами деятельности, которые помогут снять напряжение и поднять настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая безопасность – залог эмоционального благополучия дошкольника.

Проблема психологической безопасности в современном мире стоит очень остро. Рассмотрение данной проблемы в контексте российского образования необходимо начать с определе...

"Уголки психологической разгрузки, как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия ДОУ"

В статье описана подробная поэтапная  разработка  проекта  модернизации предметно – развивающей среды в группе детского сада   «Островок уединения». Кроме этого прилагается примерн...

Педагогический совет «Уголок уединения как условие создания психологического комфорта в группе»

Педагогический совет«Уголок уединения как условие создания психологического комфорта в группе»...

Требования к созданию психологического микроклимата и эмоционального благополучия в группе раннего возраста

Даются краткие методические рекомендации по организации  работы воспитателя групп раннего возраста. Особенно обращается внимание на  создание положительного психологического микроклимата и э...

Презентация к педсовету " Уголок уединения как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников"

Перезентация к педсовету "Уголок уединения как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия" (методические рекомендации для воспитателя)...

Проект "Уголок уединения - как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников"

Преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников посредством создания в группе уголка психологической разгрузки....

«Обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия детей раннего возраста в ДОУ в период адаптации»

Психологический комфорт, эмоциональное благополучие  в период адаптации, ранний возраст...