Организация слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха.
статья по развитию речи
В данной статье содержится информация о необходимости и значимости создания слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sluho-rechevaya_sreda.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха.
Слухоречевая среда – одна из особенностей коррекционно - развивающего сопровождения глухого в образовательном пространстве. Именно она обеспечивает формирование познавательной деятельности глухих детей, включает их в процесс полноценной социализации, потому что даёт шанс научиться вербальному общению со слышащими людьми.
Создание слухоречевой среды предполагает постоянное мотивированное общение с ребёнком с нарушенным слухом, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. В создании этой среды участвуют, прежде всего, педагоги группы, сотрудники образовательного учреждения, родители, другие взрослые, вступающие в постоянное общение с ребёнком.
Создание слухоречевой среды в семье – важнейшее условие эффективной работы по речевому развитию, так как здесь создаются основания для расширения и обогащения речи в естественных условиях жизни ребёнка. Коммуникативные навыки могут быть развиты на новом, более высоком уровне. Работа родителей по развитию речи детей проводится в единстве с рекомендациями сурдопедагога и направляется им.
Основными условиями создания слухоречевой среды являются следующие:
-мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;
-формирование у детей потребности в речевом общении;
-обязательное использование учащимися индивидуальных слуховых аппаратов;
-поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень;
-побуждение детей к активному применению речи;
-использование остаточного слуха как необходимого условия формирования
устной речи и общения;
-контроль за речью (произношением) детей со стороны взрослых;
-соблюдение единых требований к речи взрослых;
-оформление речевого материала на стендах, находящихся в фойе школы, раздевалке, столовой, библиотеке и в кабинете врача.
Развитие речи глухих детей является центральным звеном коррекционно-педагогической работы, которая направлена на преодоление тяжёлых вторичных нарушений, обусловленных снижением слуха.
В создании этой среды участвуют прежде всего педагоги, родители и сотрудники учебного учреждения, вступающие в постоянное общение с ребенком.
Основными условиями создания слухо-речевой среды являются следующие:
- мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности;
- формирование у детей потребности в речевом общении;
- поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень;
- побуждение детей к активному применению речи;
- использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения;
- контроль за речью детей со стороны взрослых;
- соблюдение единых требований к речи взрослых.
Важным требованием к организации слухо-речевой среды является постоянное использование качественной звукоусиливающей аппаратуры, обеспечивающей более полное восприятие речи и звуков окружающего мира; формирование устной речи и общения .
Потребность в общении в условиях специально организованного учебного процесса выступает как результат познания окружающего, как проявление умственной для детей тяги ко всему новому, интересному для них, как стремление выразить свое отношение к различным предметам, явлениям, действиям, ситуациям, событиям, как желание повлиять на их ход, включиться в коллективную деятельность, успешное осуществление, которой требует взаимопонимания. По-иному организация поведения учащихся, их активная деятельность в самом широком смысле должны быть обязательными условиями, обеспечивающими мотивацию речевых контактов, делающих их необходимыми для глухих детей.
Коррекционная работа проводится в ходе образовательного процесса в условиях специально педагогически созданного слухоречевого режима при постоянном использовании различных типов электроакустической аппаратуры индивидуального и коллективного использования.
Специальное обучение языку строится с учетом особенностей психического и слухо-речевого развития глухих детей. Поэтому в единстве с обучением языку происходят коррекция познавательных процессов, формирование представлений об окружающем мире, накопление средств взаимодействия с детьми и взрослыми.
Другим условием накопления и активизации слов и фраз являются разные виды деятельности ребенка, к которым относятся игра, изобразительная деятельность, труд, развитие движений. В процессе целенаправленного формирования этих видов деятельности дети овладевают речевым материалом, необходимым для обозначения предметов и действий, характерных для определенной деятельности. Важнейшим мотивом усвоения различных выражений является их необходимость для общения детей между собой и со взрослыми в процессе деятельности.
Особое значение для познавательного развития имеет ознакомление детей с окружающим миром, что позволяет формировать представления и знания о разных сторонах действительности. Ознакомление с окружающим происходит в тесной связи с речевым развитием детей .
Важно то, что каждое усваиваемое слово необходимо ребенку для общения с товарищами, со взрослыми. Содержанием разговора детей являются просьбы, сообщения, вопросы, связанные с подготовкой и осуществлением изобразительной деятельности. Большое внимание уделяется обучению глухих детей умению рассказывать о выполнении задания, отчитываться о
проведенных действия.
Основная задача данного направления работы – вызвать у детей коммуникативную потребность и коммуникативное намерение, инициативность и стремление к познанию способов общения друг с другом.
Неблагоприятные обстоятельства могут блокировать речевую активность детей. Ребёнок действительно говорит «сам» только по поводу того, что для него действительно интересно и важно. Необходимо искать способы заинтересовать ребёнка. Наблюдения за детьми показывают, что они любят говорить о ярких впечатлениях из личных событий, о том, что их удивило. Можно сказать, что детям нравится, прежде всего, то, что вызывает восхищение, удивление, радость и предвкушение чего-то интересного.
Чтобы создать благоприятные условия для речевого развития, и в нужном направлении, нужно не только изучить индивидуальность ребёнка, но провести пропедевтическую работу, по развитию интереса к общению.
Для этого нужно чаще вовлекать детей в игры речевые, дидактические, сюжетно-ролевые, различные инсценировки. В любой игре ребёнок применяет речь, что способствует развитию диалогической, монологической речи, возникает интерес к общению, в принципе.
В ходе коррекционного воздействия необходим комплекс игровых приёмов, повышающих мотивацию к речевому общению детей.
Приёмы, которые можно для этого использовать:
1.Предложение интриги, тайна.
2.Загадки, которые можно разгадывать вместе.
3.Наглядность, не только зрительная, но и языковая, музыкальная.
4.Позитивные реплики на высказывания детей.
5.Просьба взрослого к детям посоветоваться, поделиться опытом, сделать вывод, уточнение.
6.Задания, позволяющие включить фантазию ребёнка.
7.Соревновательные моменты.
8.Игры-путешествия.
9.Упор на желание ребёнка сделать приятное для близких (друзей, родных).
Итак, условием для успешной мотивации глухих детей к речи является создание слухо-речевой среды. Именно она обеспечивает формирование познавательной деятельности глухих детей, включает их в процесс полноценной социализации, потому что даёт шанс научиться вербальному общению со слышащими людьми.
В создании этой среды участвуют прежде всего педагоги и другие сотрудники образовательного учреждения, родители и другие взрослые, вступающие в постоянное общение с ребёнком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха
Буклет "Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха"...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
В пособии даны типы, классификация и причины нарушения слуха. Описаны объективные и субъективные методы исследования слуха у детей раннего возраста, а также современные подходы к обучению детей с нару...
Организация работы с детьми с нарушением слуха.
Организация работы с детьми с нарушением слуха....
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
В статье рассмотрен опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушенным слухом в условиях реабилитационного центра. Рассмотрена семено-центрированная модель помощи ...
Особенности работы с детьми с нарушением слуха и зрения, с нарушением опорно - двигательного аппарата
нарушение слуха: особенности работы с ребенком после кохлеарной имплантации...
Консультация для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ «Арт - терапия как средство развития когнитивных процессов в работе с детьми с нарушениями слуха в дошкольном образовании»
Консультация для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ...
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И НАРУШЕНИМ ЗРЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ...