Организация слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха.
статья по развитию речи

Лукьянова Ульяна Валерьевна

В данной статье содержится информация о необходимости и значимости создания слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sluho-rechevaya_sreda.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Организация слухо-речевой среды при работе с детьми                                    с нарушением слуха.

     Слухоречевая  среда – одна  из  особенностей      коррекционно - развивающего сопровождения    глухого     в     образовательном     пространстве.    Именно    она обеспечивает     формирование     познавательной     деятельности    глухих  детей, включает   их   в    процесс   полноценной   социализации,  потому  что даёт  шанс научиться вербальному общению со слышащими людьми.

     Создание   слухоречевой   среды   предполагает   постоянное    мотивированное общение  с  ребёнком  с  нарушенным  слухом,  независимо  от  его  возможностей восприятия речи  и  уровня речевого развития.  В создании  этой среды участвуют, прежде   всего,   педагоги   группы,   сотрудники   образовательного   учреждения, родители, другие взрослые, вступающие в постоянное общение с ребёнком.

     Создание   слухоречевой  среды   в  семье – важнейшее   условие   эффективной работы по речевому развитию, так как здесь создаются основания для расширения и обогащения речи  в   естественных условиях жизни ребёнка.   Коммуникативные навыки могут быть развиты на новом, более высоком уровне. Работа родителей по развитию речи  детей проводится  в единстве  с  рекомендациями сурдопедагога  и направляется им.

     Основными условиями создания слухоречевой среды являются следующие:

-мотивированное    речевое    общение    с    детьми    в    процессе     практической деятельности;

-формирование у детей потребности в речевом общении;

-обязательное  использование  учащимися  индивидуальных  слуховых аппаратов;

-поддержание   всех   проявлений   речи    ребенка,  каким  бы  ни  был их уровень;

-побуждение детей к активному применению речи;

-использование  остаточного  слуха   как   необходимого   условия   формирования

устной речи и общения;

-контроль за речью (произношением) детей со стороны взрослых;

-соблюдение единых требований к речи взрослых;

-оформление   речевого   материала   на   стендах,  находящихся  в  фойе    школы,                                                                                                                 раздевалке, столовой, библиотеке и в кабинете врача.

     Развитие  речи  глухих  детей  является  центральным  звеном     коррекционно-педагогической работы,   которая направлена на преодоление тяжёлых вторичных нарушений, обусловленных снижением слуха.

     В   создании   этой   среды   участвуют   прежде   всего  педагоги,   родители   и  сотрудники учебного учреждения, вступающие в постоянное общение с ребенком.

Основными условиями создания слухо-речевой среды являются следующие:

- мотивированное   речевое    общение    с    детьми    в    процессе     практической деятельности;

- формирование у детей потребности в речевом общении;

- поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень;

- побуждение детей к активному применению речи;

- использование   остаточного   слуха   как  необходимого  условия  формирования устной речи и общения;

- контроль за речью детей со стороны взрослых;

- соблюдение единых требований к речи взрослых.

     Важным требованием к организации слухо-речевой среды является постоянное использование  качественной  звукоусиливающей  аппаратуры,   обеспечивающей более   полное   восприятие   речи  и  звуков  окружающего  мира;   формирование устной речи и общения .

     Потребность  в  общении  в  условиях  специально  организованного   учебного процесса   выступает   как   результат   познания   окружающего,   как  проявление умственной    для   детей   тяги   ко    всему  новому,  интересному  для  них,     как стремление   выразить   свое   отношение   к   различным   предметам,    явлениям, действиям, ситуациям,  событиям,  как желание повлиять на их ход,  включиться в коллективную    деятельность,     успешное    осуществление,     которой     требует взаимопонимания.   По-иному   организация   поведения   учащихся,   их  активная деятельность  в самом широком смысле  должны быть  обязательными условиями, обеспечивающими  мотивацию речевых контактов,   делающих их необходимыми для глухих детей.

      Коррекционная   работа   проводится   в   ходе   образовательного   процесса   в условиях   специально   педагогически   созданного   слухоречевого   режима   при постоянном   использовании   различных   типов электроакустической аппаратуры индивидуального и коллективного использования.

      Специальное обучение языку  строится   с учетом особенностей  психического  и слухо-речевого развития глухих детей.  Поэтому  в единстве  с обучением языку происходят коррекция познавательных процессов,   формирование представлений об окружающем мире, накопление средств взаимодействия с детьми и взрослыми.

      Другим  условием  накопления  и  активизации слов и фраз являются разные виды деятельности ребенка,  к которым относятся игра,   изобразительная деятельность, труд,  развитие   движений.   В  процессе  целенаправленного  формирования  этих видов  деятельности  дети   овладевают  речевым материалом,   необходимым  для обозначения предметов и действий,  характерных для определенной деятельности.      Важнейшим мотивом усвоения различных выражений является их необходимость для общения детей между собой и со взрослыми в процессе деятельности.

     Особое  значение  для  познавательного  развития  имеет  ознакомление детей с окружающим  миром,   что  позволяет  формировать  представления   и  знания    о разных сторонах действительности.   Ознакомление с окружающим происходит  в тесной связи с речевым развитием детей .

     Важно то,   что каждое усваиваемое слово   необходимо ребенку для общения с товарищами, со взрослыми. Содержанием    разговора   детей   являются   просьбы,  сообщения,      вопросы,      связанные      с      подготовкой     и  осуществлением изобразительной     деятельности.    Большое     внимание    уделяется     обучению глухих   детей    умению    рассказывать  о  выполнении  задания,   отчитываться о

проведенных действия.                                                                                                        

     Основная     задача     данного      направления    работы – вызвать    у        детей коммуникативную потребность и коммуникативное намерение, инициативность и стремление к познанию способов общения друг с другом.

     Неблагоприятные   обстоятельства    могут    блокировать   речевую активность детей.   Ребёнок действительно говорит «сам» только по поводу того, что для него действительно  интересно  и  важно.  Необходимо  искать способы заинтересовать ребёнка.   Наблюдения  за  детьми  показывают, что  они  любят  говорить о ярких впечатлениях  из   личных событий,   о том,   что их удивило.   Можно сказать, что детям нравится, прежде всего, то, что вызывает восхищение, удивление, радость и предвкушение чего-то интересного.

     Чтобы   создать  благоприятные  условия  для  речевого  развития,  и  в нужном направлении,   нужно не только изучить  индивидуальность ребёнка,   но провести пропедевтическую работу, по развитию интереса к общению.

     Для  этого  нужно  чаще  вовлекать  детей    в  игры  речевые,    дидактические, сюжетно-ролевые,    различные инсценировки.    В любой игре ребёнок применяет речь,  что способствует развитию диалогической, монологической речи, возникает интерес к общению, в принципе.

     В  ходе  коррекционного  воздействия  необходим  комплекс игровых приёмов, повышающих мотивацию к речевому общению детей.  

     Приёмы, которые можно для этого использовать:

1.Предложение интриги, тайна.

2.Загадки, которые можно разгадывать вместе.

3.Наглядность, не только зрительная, но и языковая, музыкальная.

4.Позитивные реплики на высказывания детей.

5.Просьба взрослого к детям посоветоваться, поделиться опытом, сделать вывод, уточнение.

6.Задания, позволяющие включить фантазию ребёнка.

7.Соревновательные моменты.                                                                                                                                          

8.Игры-путешествия.

9.Упор на желание ребёнка сделать приятное для близких (друзей, родных).

      Итак,  условием  для   успешной  мотивации   глухих  детей   к   речи   является создание    слухо-речевой    среды.   Именно    она    обеспечивает    формирование познавательной  деятельности  глухих  детей, включает их в процесс полноценной социализации,   потому  что   даёт   шанс   научиться   вербальному   общению   со слышащими людьми.

     В   создании этой среды участвуют прежде всего педагоги и другие сотрудники образовательного   учреждения,   родители   и   другие   взрослые,   вступающие  в постоянное общение с ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха

Буклет "Организация  коррекционной работы с детьми с нарушениями слуха"...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

В пособии даны типы, классификация и причины нарушения слуха. Описаны объективные и субъективные методы исследования слуха у детей раннего возраста, а также современные подходы к обучению детей с нару...

Организация работы с детьми с нарушением слуха.

Организация работы с детьми с нарушением слуха....

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

В статье рассмотрен опыт организации коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушенным слухом в условиях реабилитационного центра. Рассмотрена семено-центрированная модель помощи ...

Особенности работы с детьми с нарушением слуха и зрения, с нарушением опорно - двигательного аппарата

нарушение слуха: особенности работы с ребенком после кохлеарной имплантации...

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И НАРУШЕНИМ ЗРЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ...