ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯ ЛОГОПУНКТА
статья по логопедии (младшая группа) на тему

Тюнина Татьяна Ивановна

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯ ЛОГОПУНКТА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.И. Тюнина, учитель логопед

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №142» г. Воронежа

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯ ЛОГОПУНКТА

В нашем детском саду созданы благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития детей с нарушениями речи для коррекции речевых и неречевых процессов. Система коррекционно-педагогической работы сориентирована на овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми ребенку с нарушениями речи для успешного обучения в школе, активной самостоятельной жизни, адаптации в обществе.

Детский сад имеет кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, спортивный и музыкальные залы. Все кабинеты оснащены необходимым материалом для работы с детьми с речевыми расстройствами, соответствуют требованиям и рекомендациям гигиены, оформлены так, чтобы ребенок свободно двигался, работал стоя, сидя.

Каждая группа имеет свою модель предметно-развивающей среды. Воспитатели постоянно пополняют ее игровыми ситуациями с возможностью свободного выбора для каждого ребенка по его интересам, уровню развития, характера речевой патологии. При организации воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы в нашем учреждении мы руководствуемся следующими принципами:

  • приобщение детей к социальным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
  • индивидуальный подход к нормированию учебной и физической нагрузки.

Основная задача состоит в систематической работе по коррекции отклонений в развитии познавательной, личностной, двигательной сферы детей. В детском саду выстраивается модель коррекционно-развивающей деятельности, которая заключается в логопедизации всего образовательного процесса, а именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями в организации воспитательно-образовательной деятельности. Взаимодействие в работе начинается с психолого-медико-педагогического обследования, которое проводится логопедом совместно с психологом. Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка.

Успешной коррекционная работа в детском саду может считаться только при достаточно высоком уровне сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного речевого развития детей. Основным принципом организации работы является оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения.

В условиях детского сада логопедом и старшим воспитателем поставлены следующие задачи.

Задачи работы логопеда:

  • Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в коррекционно-речевой помощи.
  • Систематическое проведение коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
  • Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
  • Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
  • Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Задачи работы психолога:

  • Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
  • Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентации.
  • Совершенствование мелкой моторики.
  • Развитие зрительно-моторной координации.
  • Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
  • Активизация отработанной лексики.
  • Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.
  • Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
  • Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Коррекционные задачи воспитателя:

  • Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  • Закрепления произношения поставленных логопедом звуком.
  • Обогащение, уточнение и активация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
  • Упражнение в правильном употреблении формировании грамматических категорий.
  • Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях.
  • Формирование связной речи.
  • Закрепление формирующих навыков звукового анализа и синтеза.

Учитель-логопед с музыкальным руководителем реализует следующие задачи:

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Развитие просодической стороны речи.
  • Автоматизация звуков в результате запоминания речевого материала.
  • Дифференциация поставленных звуков.

Логоритмические упражнения также используют в различных частях своих занятиях музыкальные руководители с целью формирования слухо-зрительно-двигательной координации. Используя в распевках слоговые цепочки, они развивают фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса. В песнях, музыкальных играх работают над музыкально-ритмическим рисунком, что в свою очередь влияет на развитие способностей, наличие которых необходимо для предупреждения нарушений чтения и письма при обучении в школе.

Интегративные связи логопеда с инструктором по физическому воспитанию совершенствуют координацию основных видов деятельности, мелкой моторики рук.

Одним из эффективных приемов в коррекционной работе с детьми является использование упражнений, где речь взаимосвязана с движениями. Эти упражнения можно использовать в различных моментах физкультурно-оздоровительной работы. Это, безусловно, физкультурные занятия, где помимо общеобразовательных задач решается ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков эмоциональной, интеллектуальной и моторной сфер, обусловленных особенностями речевого дефекта, а также физкультурные праздники, досуги, утренники, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, физкультминутки на других занятиях, прогулка.

Таким образом, интегративная работа всех специалистов ДОУ дает положительную динамику в воспитании и развитии способностей и возможностей детей с нарушениями речи и с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

  1. Инновационная деятельность дошкольных образовательных учреждений области: Сборник методических материалов.
    Ярославль: ИРО, 2008.
  2. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие специалистов в работе с детьми с нарушенным слухом в условиях ДОУ"

"Работа с родителями. Использование здоровьесберегающих технологий в развитии ребенка с тяжелыми нарушениями речи и детей с нарушенным слухом"...

Педагогический проект "Использование методов кинезиологии в коррекционной работе с детьми с нарушением речи в условиях логопункта"

кинезиокоррекционные методы и приёмы  в  работе с дошкольниками,  направленные на ускорение коррекции речевых нарушений....

«Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми, имеющими нарушения речи, в условиях непосредственной образовательной деятельности (старшая возрастная группа)

Департамент образования города МосквыГАОУ СПО Педагогический колледж №15  Итоговая практико-значимая работаТема: «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ра...

Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДОО

В статье раскрыты способы взаимодействия воспитателей дошкольного учреждения с семьями детей с тяжелыми нарушениями речи...

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи в условиях ДОО

В данной статье рассмотрена важность и продуктивность взаимной работы воспитателя и логопеда в борьбе с нарушениями речи у детей...

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности...

Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения в условиях логопункта

Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья,обусловленными нарушениями зрения...