Статья "Воспитание детей дошкольного возраста через чувственные отношения к родственникам"
методическая разработка (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Воспитание детей дошкольного возраста через чувственные отношения к родственникам.
В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные способности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми доя малыша становятся воспитатели и родственники. В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается семьей, жизнью семьи. Здесь зарождаются его симпатии, потребности, интересы, здесь обозначается его характер. И поэтому жизнь семьи, ее нравы, традиции, влечения, идеалы, развлечения влияют на его дальнейшую судьбу.
Ребенок первоначально обучается различным чувственным ощущениям через чувства и отношения к чему – либо матери и отца. Стало быть , семья является школой понимания, школой воспитания.
Через призму отношений ребенка к его близким мы , педагоги, имеем уникальную возможность прививать детям самые лучшие нравственно – патриотические качества характера. Активное взаимодействие семьи и педагогов позволит воздвигнуть тот фундамент, на котором смогут базироваться лучшие семейные традиции, позволяющие воспитателю найти правильный подход к ребенку, к его внутреннему миру.
Для себя я определила задачи:
- донести до понимания родителей значение всей действенности и силы семейного воспитания, его несопоставимость ни с каким, даже высококвалифицированным воспитанием в детском саду.
- повышать эффективность взаимодействия родителей с детьми для воспитания в них нравственно – патриотических чувств.
Всю работу проводили в 3 этапа.
Первый этап – «Организационный».
Методы работы:
- анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания.
- Составление генеалогического дерева семьи.
- Составления герба семьи.
В результате мамы и папы были благодарны нам за то, что им представилась возможность вместе с детьми полистать семейные альбомы, вспомнить своих родных, рассказать о них детям. А дети стали гордиться своими близкими.
Второй этап – «Выставочный»
В этот период организовывали выставки совместных работ детей и родителей. Они были приурочены к каким-либо ярким датам, которые отмечает семья (дни рождения детей или родных и т.д.) или детский сад. Выставка рисунков «Моя мама лучше всех», «Я горжусь своим папой» и т.д.
Таким образом, взаимодействуя с детьми, выполняя совместную работу, находясь в тесном контакте, сопереживая какие-то моменты в ходе деятельности, родители удивляли и узнавали своих детей, а дети , в свою очередь, родителей. Радость от проделанной работы, рассматривание выставочного материала вызвали у детей желание рассказывать об умении бабушек и дедушек. Братьев и сестер, хвалиться , гордиться своими близкими.
Третий этап – «Творческий».
На этом этапе происходит взаимодей1ствие детей и воспитателей . Совместно выпускаются газеты, плакаты, поздравительные открытка.
Этот этап предусматривает сбор информации в зависимости от тематики, обсуждение с детьми причины изготовления того или иного наглядного материала, за какие заслуги будем прославлять своих близких людей.
Творческий процесс приводит к тому, что на глазах у детей проявляются яркие картинки, которые ассоциируются с родными людьми, ребенок надолго запоминает тот город, где воевал его дед, служил в армии его отец.
Чувства гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают результаты своей работы, они уже не путают такие понятия , как страна, столица, Родина. Край, защитник, что является одной из задач нравственно-патриотического воспитания.
Воспитание отзывчивости и взаимопонимания между родными нужно осуществлять во взаимодействии с семьей, бережно используя ее традиции, что позволит осуществить основную и важную задачу – формирование личности ребенка.
Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
Дом – это основа истинной добродетели.
Если правильным ценностям не научат в
семье, то вероятно, им не научат совсем.
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Но важно семью рассматривать как объект социальной действительности. Носитель многовекового опыта, традиций, обычаев.
Для формирования у старших дошкольников семейных ценностей используется три этапа работы.
- организация содержательного сотрудничества детского сада и семьи.
- создание музея семьи в группе.
- привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей.
Вся работа проводилась в свободное время и во время занятий.
Рассмотрим каждый этап подробнее.
Первый этап. Организация содержательного сотрудничества детского сада и семьи.
Формирование интереса к своей семье, воспитанию любви и бережного отношения к членам своей семьи способствовали следующие формы работы.
- Индивидуальная беседа «Моя семья»
- Дидактическая игра «Кто для кого?» (закрепление представлений о родственных отношениях в семье).
- Беседа «Моя мама, мой папа» (расширение представлений детей о родителях)
- Дидактическая игра «Генеалогическое древо» (закрепление знаний детей о себе, своей родословной)
- Беседа «Отдыхаем всей семьей»
- Встреча с близкими людьми «Наша бабушка»
- Дидактическая игра «Найди сходства и различия» сравнение близких людей.
- Дидактическая игра «Чей я ребенок. Угадай?» (закрепление умения детей видеть внешнее сходство не только между собой и своими родственниками, но и сходство сверстников с их родителями).
- Беседа «Семейные фотографии»
- создание альбома «Наши братья и сестры»
- беседа «Что делают наши мамы и папы» (формирование у детей представлений о разных профессиях).
- Беседа «Младшие члены семьи»
- Беседа «Хозяйство семьи» (ознакомление детей с понятием «хозяйство», с их обязанностями).
Особый интерес у детей вызвала работа по составлению генеалогического дерева. На занятиях детей познакомили с этим понятием. Заранее был подготовлен дидактический материал: альбомы с фотографиями. После предварительного рассматривания с детьми альбомов им было предложено изобразить генеалогическое дерево их семьи (корни – бабушки и дедушки, толстые ветки – мама и папа, тонкие ветки – дети).
Второй этап. Создание музей семьи в группе.
Мы создали в группе семейный музей, где периодически меняли экспозиции. Экспонаты выставок постоянно менялись.
Очень заинтересовала нас , детей и родителей работа по созданию герба семьи. Я рассказала историю появления в Европе первых гербов как отличительных знаков рыцарей, познакомила детей с наукой которая раскрывает значение гербов, - геральдикой, объяснила, что означает герб, какие используются символы. Дети вместе с родителями сделали гербы своих семей.
В настоящее время дети очень мало знают о жизни своих родителей, о их детстве. Выход из этой ситуации мы нашли в составлении семейных историй. Эту работу ребенок может проделать только с помощью родителей. Дети собирали материалы о своих родных и близких. После этого каждый рассказал о своей семье в группе. У каждого осталась на память самодельная книжка о своей семье.
Таким образом семейный музей пополнялся различными экспонатами. Только совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов, детей и родителей способствовали зарождению и функционированию музея. Так дети постепенно подводятся к первоначальному , еще элементарному пониманию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место как члена семьи. Несомненен и нравственный результат такой работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам»
«Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам». Родина…, Отечество... В корня...
Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам
Родина…, Отечество... В корнях этих слов близкое каждому образы: мать, отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в де...

"Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам".
Консультация для педагогов.Описаны те позиции на которые стоит опираться при нравственно-патриотическом воспитании детей при участии их родных....
Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине
Патриотическое воспитание - это систематическая и направленная деятельность родителей и воспитателей по формированию патриотического сознания, чувства долга и ответственности к своему отечеству у дете...

Педагогический прект "Формирование у детей семейных ценностей через чувственные отношения к родственникам"
В проекте раскрыта система работы с детьми подготовительной группы через реализацию её в разных видах взаимодействия педагогов и детей. Приложено сообщение и практический материал....

ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине «УГОЛОК В РОССИИ – ОТЧИЙ ДОМ»
С воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к св...

ПРОЕКТ «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине»
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, отцу, дедушке и бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом, ближайшем окружении....