Педагогический прект "Формирование у детей семейных ценностей через чувственные отношения к родственникам"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
В проекте раскрыта система работы с детьми подготовительной группы через реализацию её в разных видах взаимодействия педагогов и детей. Приложено сообщение и практический материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический проект на тему
«Формирование у детей семейных ценностей через чувственные отношения
к родственникам»
Воспитатель МБДОУ детский сад №6 г.Заполярный
Козлова Татьяна Егоровна
Информационная карта проекта
МБДОУ детский сад №6 «Светлячок» г. Заполярный Печенгского района Мурманской области
1.Полное название проекта:
«Формирование семейных ценностей через чувственное отношение к родственникам»
2. Автор проекта:
воспитатель МДОУ №6 комбинированного вида Козлова Татьяна Егоровна.
3.Кадры: воспитатель группы, педагогический коллектив.
4. Район, город, представивший проект:
г. Заполярный Печенгского района Мурманской области.
5. Адрес организации:
184430, г. Заполярный, Печенгского района, Мурманской области, ул. Крупской, д. 10-а.
6. Телефон: р.т. 8(81554)398-21, м. т. 89633593097
7. Вид, тип проекта:
индивидуально-групповой, долгосрочный, социально-развивающий.
8. Цель, направление деятельности проекта:
- Воспитывать чувства сопричастности к родному дому, матери, семье, детскому саду.
- Формировать у детей семейные ценности: любовь, доброту, заботу, внимание, сострадание, сочувствие, почитание и уважение старших, чувства собственного достоинства, через чувственные отношения к своим родственникам.
- Помочь родителям в воспитании и развитии детей через вовлечение их в педагогическую деятельность детского сада.
9. Краткое содержание проекта:
- Накопление детьми информационно-познавательной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности.
- Отражение полученных знаний в различных видах деятельности: умственной, игровой, театрализованной, изобразительной.
- Наполнение пространственной среды наглядно-практическим, игровым и дидактическим материалом.
- Организация и проведение различных видов деятельности с целью накопления, систематизации и обобщения знаний детей, развития их мышления, активизации речи и расширение словаря.
- Проведение совместных мероприятий с родителями.
- Пополнение наглядно-печатного и дидактического материала по теме « Семья».
- Презентация проекта.
10. Место проведения:
г. Заполярный Печенгского района Мурманской области МБДОУ д/с № 6.
11.Сроки проведения: один учебный год.
12. Количество участников проекта:
Дети, родители воспитанников, воспитатель, педагогический коллектив детского сада.
13. Возраст детей: седьмой год жизни.
14. Форма проведения:
Организованный психолого-педагогический процесс воспитательно-образовательной работы и взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности, с учётом принципов индивидуальности, доступности, конкретности и системности.
15. Ожидаемые результаты (продукт проекта):
- Формирование у воспитанников семейных ценностей через интеллектуально- личностное и духовно – нравственное совершенствование путём накопления ими информационно-познавательной базы по изучаемой теме в ходе практической деятельности.
- Развитие интеллектуальной, творческой деятельности, отражение полученных знаний в различных видах деятельности: умственной, игровой, театрализованной, изобразительной.
- Развитие логического мышления через осознание причинно-следственных связей, развитие речи и активизация словаря.
- Обогащение пространственной среды наглядно-практическим, игровым, дидактическим и методическим материалом по теме «Семья», «Родословная».
- Вовлечение родителей в данный педагогический проект, с целью помощи и участия в формировании у детей семейных ценностей через чувственные отношения к родственникам. А так же укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве по вопросам развития и воспитания своего ребёнка.
- Понимание родителями исключительной важности семейного воспитания и уникальности их роли в нём.
- Пополнение методической базы наглядно – печатным и дидактическим материалом по данной теме.
«Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство и держится оно на любви». Конфуций.
Актуальность темы.
Наше государство уделяет особое внимание воспитанию подрастающего поколения. Смена реформ в системе российского образования обусловлена новыми подходами к воспитанию детей и связана с будущим планетарной цивилизации и с преобразованием духовности самого человека.
На современном этапе одним из приоритетных направлений педагогической деятельности является воспитание гражданина - патриота своей Родины, ориентированного на национальные ценности при уважении ценностей других культур, умеющего сочетать личные интересы с интересами, целями общества и государства. Начинать эту работу надо с малого – с воспитания любви и уважения к своему дому, к своим родным, к своей семье, к своей Отчизне.
Учёные говорят: «Семья – это величайшая социально - культурная ценность, которая когда-либо создавалась за всю историю человечества». А народная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Родители, воспитывая ребёнка, передают ему свой многовековой опыт поведения, свои традиции и семейные ценности – воспитательная функция которых заключается в духовном воспроизведении населения. Корни народной педагогики лежат в каждой семье. Без знания своих корней, традиций, нельзя воспитать человека, любящего своих родителей, свой дом, свою Родину.
Становление личности формируется в семье и поэтому, дошкольник должен осознать себя её полноправным членом. Семья – носитель и источник ценнейших человеческих качеств - любви, доброты, заботы, внимания, счастья, радости жизни, сострадания, сочувствия, почитания, уважения, чувства собственного достоинства, целеустремлённости в будущей жизни.
В настоящее время многие семьи переживают не лучшие времена. Родители зачастую заняты социально - материальными вопросами, некоторые из них имеют и личностные проблемы: психическое и физическое перенапряжение, усталость, тревожность, чувство одиночества, да и глобальные проблемы: алкоголизм, наркоманию и как следствие – болезни детей. Много неполных семей, вызывающих у детей тревожность. Семьям не хватает времени на развитие ребёнка, на общение с ним, на раскрытие его духовного потенциала. А дети, болезненно переживают, если чувствуют, что родители их не понимают, не любят, не принимают. Всё это, позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребёнка, на его интеллектуальном развитии. Сегодня у детей не хватает знаний о доме, семье, своём роде. Детям всё труднее полюбить свою семью, себя и свой детский сад.
Значит - семье нужна педагогическая поддержка в вопросах воспитания и развития ребёнка. Необходимо научить детей любить свою семью, научить их не только брать, но и отдавать душевное тепло, а для этого надо создать эмоционально окрашенные насыщенные общением события взаимодействия ребёнка и взрослого, способствующие формированию у ребёнка доверия, интереса к окружающему миру, усвоения форм социально – нравственного общения.
Гипотеза.
Воспитание у ребёнка чувственных отношений к родственникам начинается с младенчества.
Дошкольник должен понимать, что иметь свой дом для человека большое счастье и большое благо. Что всё хорошее и вся его жизнь начинается с родного дома.
Особое почитание он должен отдавать матери – хранительницы домашнего очага.
Родители должны осознанно воздействовать на своих детей, строя перспективу на своё будущее и будущее своего ребёнка, обладая при этом необходимыми педагогическими знаниями и навыками.
Семье нужна поддержка и педагогическое сопровождение.
Воспитание у детей чувственных отношений к семейным ценностям необходимо начинать с раннего возраста и проводить в слаженном взаимодействии родителей и педагога детского сада.
Цель
Воспитание чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Формирование у детей семейных ценностей: любви, доброты, заботы, внимания, сострадания, сочувствия, почитания и уважения старших и чувства собственного достоинства, через чувственные отношения к своим родственникам.
Помочь родителям в воспитании и развитии детей через вовлечение их в педагогическую деятельность детского сада.
Решение нравственных целей воспитания детей при формировании семейных ценностей через чувственное отношение к родственникам
Семья:
Индивидуальные методы воспитания
Семейные ориентации
Воспитание детей
Нормативные цели воспитания: воспитание доброты, отзывчивости, уважения к старшим, воспитание волевых качеств, стремления к образованию и культуре, развитие способностей
Приобретённые в процессе воспитания детьми нормы и формы поведения, их нравственные ценности
Задачи проекта
1.Создать совместно с родителями эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где отношения между людьми построены на атмосфере взаимопонимания, доброжелательности, любви, взаимоуважении, где ребёнок себя чувствует любимым, желанным и защищённым.
2.Вовлекать родителей в совместную деятельность семьи и детского сада, учить организовывать досуг детей дома.
3.Воспитать у детей любовь к родному дому, матери, семье, детскому саду.
4.Расширять представления детей о родном городе, крае, стране. Знакомить с символикой родного края, столицы Родины и страны.
5.Продолжать формировать представления детей о своей семье, её традициях, знакомить с родословной и её историей возникновения. Подвести детей к созданию герба своей семьи.
6.Расширять и закреплять представления детей о родственных отношениях внутри семьи, рода, закрепить название терминов родства: прапрабабушка, прапрадедушка.
Познакомить с новыми терминами родства: пращуры и пращурки, прапращуры и прапращурки.
7. Закрепить с детьми знания имён и отчеств и фамилий родителей, бабушек, дедушек, сестёр, братьев, знание своего имени, отчества и фамилии.
8.Закрепить у детей знания своего домашнего адреса, телефона, название города, района, области, страны, где он живёт. Продолжать знакомить детей с Москвой - столицей нашей Родины.
9.Учить детей принимать участие в обсуждении событий и праздников как семейных, групповых так и детского сада. Высказывать своё мнение по поводу этих событий, уметь решать некоторые проблемы.
10. Продолжать воспитывать уважительное внимательное, заботливое отношение к окружающим людям. Учить детей заботиться о старших и младших, упражняя их в проявлении внимания, заботы, сострадания к родным, близким, друзьям.
11. Предоставить детям возможность разнообразно, творчески проявлять свои интересы имею на это достаточно времени.
12. В ходе работы с детьми развивать их волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нравственные и моральные нормы поведения, следовать в своих поступках положительному примеру.
Ожидаемый результат
Формирование у воспитанников семейных ценностей через интеллектуально- личностное совершенствование воспитанников путём накопления ими информационно-познавательной базы по изучаемой теме в ходе практической деятельности.
Развитие интеллектуальной, творческой деятельности, через развитие логического мышления и осознание причинно-следственных связей. Дальнейшее развитие речи и активизация словаря детей. Отражение ими полученных знаний в различных видах деятельности: умственной, игровой, театрализованной, изобразительной, физической.
Обогащение пространственной среды наглядно-практическим, игровым, дидактическим и методическим материалом по теме «Семья», «Родословная».
Вовлечение родителей в данный педагогический проект, с целью помощи и участия в формировании у детей семейных ценностей через чувственные отношения к родственникам. А так же укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве по вопросам развития и воспитания своего ребёнка.
Понимание родителями исключительной важности семейного воспитания и уникальности их роли в нём.
Пополнение методической базы детского сада наглядно – печатным и дидактическим материалом по данной теме.
Этапы работы над проектом
Первый этап - подготовительный:
Формирование проблемы проекта, определение цели задач проекта и конечного результата проекта
Составление перспективного плана проекта
Подбор и накопление материала: методической литературы, дидактического и наглядно печатного материала
Второй этап – организаторский:
Реализация задач проекта
Третий этап – заключительный:
Проведение открытых занятий для педагогов детского сада
Подведение итогов работы и оформление и презентация проекта
Система работы над проектом
Схема реализации проекта через разные виды деятельности
Схема реализации проекта через разные виды деятельности
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Игровая деятельность | 1.Сюжетно-ролевые игры «Семья». «Семейный обед». «Заготовка овощей на зиму». «Мы идём в гости». «Комната для Маши». «Детский сад». «Больница». «Поликлиника». Аптека». «Магазин». «Кафе». «Бар». «Парикмахерская». «Турагенство». «Библиотека». «Собираемся в зоопарк». 2.Дидактические игры «Кто старше?». «Назови ласково». «Четвёртый лишний». «Кто для кого в семье?». «Чей сегодня день рожденье?». «Кто за кем?» (родословное древо семьи). «Моё имя». «Моя родословная». «кто в какое время работает?». «Кому, что нужно для работы?». 3.Коммуникативные игры «День рождения». «Комплименты». «Назови ласково». «Добрые слова и пожелания». «Укрась слово». «Мы разные…». 4. Игры драматизации и театрализованные игры «Как себя вести у бабушки и дедушки» |
Речь и речевое развитие | 1.Составление рассказов из личного опыта «Как я порвёл выходные дни». «Мой самый лучший день в семье». «С кем я живу». «Моё любимое занятие» «Мамины руки». «Папина работа», «Хобби моих родителей». «Наши семейные праздники». «Хорошо у нас в саду». «Мой лучший друг». 2.Беседы с детьми «Где работают твои родители?», «Младшие члены вашей семьи». «Как я помогаю дома». «Как мы провели выходной» «Семейные фотографии», «Традиции наших предков». 4. Рассматривание детьми иллюстраций, фотографий, альбомов, книг о доме, семье, Москве, Заполярном, Мурманской области, Родине. |
Художественная литература | 1.Чтение худож. лит. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка». «Кукушка» (ненец.ск). С. Капутинян «Моя бабушка». А.С Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Г.Виеру «Моя мама учительница». «Моя мама - почтальон». «Моя мама – доктор». А,Барто «О мальчиках и девочках» 2. Заучивание стихотворений. Б. Ивовлев «Сестрёнка». А. Благининой «Посидим в тишине». Г. Виеру «Мама». «Подснежник». Разучивание пословиц, скороговорок, поговорок о семье, доме, родственниках, счастье, любви 3.Разучивание поговорок, пословиц о семье, матери, счастье, добре, зле, любви и др. |
Изобразительная деятельность и художественный дизайн | 1.Рисование на темы: «Мой дом». «Моя семья». «Наше хорошее настроение». «Мой папа в армии служил» «Семейный портрет». «Мамочка любимая моя». «Портрет мамы». «Дети на прогулке». 2. Аппликация «Цветы для бабушек». «Красивая открытка». «Семейный флаг», «Герб семьи». 3.. Конструирование праздничных открыток мамам, папам и сотрудникам детского сада. 5. Оформление интерьера группы детскими работами. 6. Сотворчество детей с родителями: коллаж «Кто я такой?». «Родословное древо семьи». |
Трудовая деятельность | 1.Беседы на тему. «Кто нас обувает и одевает». 2.Дежурство по столовой и занятиям, труд в природном уголке, на участке. 3. Хозяйственно-бытовой и ручной труд..Изготовление подарков, приглашений, ко Дню Защитников Отечества, к празднику 8-го Марта, на день рождение, день Матери. Изготовление игрушек - забав для малышей, масок и атрибутов для сюжетно-ролевых игр. 3.Трудовые поручения в группе и дома: протереть пыль, заправить постель, пропылесосить, поддержать порядок в игровой комнате, поиграть с младшими детьми, просушить свои вещи после прогулки и т. д.
|
Познавательная деятельность ( ознакомление с окружающим) | 1.Познавательные занятия. «Мой город». «Моя семья». «Моя страна – Россия». «Москва – столица Родины». «Твои Защитники Отечества». «Мамин день Восьмое марта». «Родословная - наша старинная русская традиция». «Составление генеалогического древа семьи». «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». «Герб твоей семьи». «Береги сам себя». 2. Продолжать знакомить детей с символикой ближайшего окружения, Москвы, России. 3. Беседы на тему «Мой адрес». «Что в имени моём». «Традиции наших предков»(информационная). «Семейные фотографии». «Беседа о помощи взрослым». 4. Экскурсии по саду на кухню, в прачечную, в медицинский кабинет. |
Социальное развитие |
1. Беседы на тему «Что я знаю о себе». «Детский сад моя вторая семья». «Я и мои друзья». «Что в имени моём?». «Как понять друг друга». «Наше настроение». «Чем можно порадовать маму». «Как дружба в беде помогает». 2.Совместно с родителями оформление с родителями плаката «Моя родословная», семейного альбома «Моя семья». 3. Фотомонтаж «Хорошо у нас в саду». «Это я, это я, это все мои друзья!». 4.Рассказы из личного опыта «На кого я похож». «Как мы поздравляли маму с женским днём». 5. Игра – тренинг «Так - не так». 6. Дидактические игры «Найди сходство и различие» «Комплименты». «»Добрые слова и пожелания» |
ОБЖ и физическое развитие | 1.Развлечение «Народные подвижные игры». «Здравствуй Солнце». «Масленица». 2.Разллечение «Русские богатыри». «Спортивная семья». 3. День открытых дверей для родителей «Мы в бассейне». «Наши занятия». 4. Беседа на тему: «Если ты один дома». «Будем чувствовать, думать, говорить». «Умейте говорить: «Нет!». «Характер и судьба». «Контакты с незнакомыми людьми». «Навыки личной гигиены». 5.Составление и заучивание правил безопасного поведения дома и на улице. 6. Дальний поход с родителями - проведение праздника в лесу. |
Музыкальное воспитание | 1.Проведение праздников «День защитников Отечества». «Мамин день». «До свиданья, детский сад». 2.Разучивание песен о маме, папе, семье, детском саде, родной природе, Родине. 3. Просмотр 4.Слушивание аудиозапией о дружбе, любви, смелости, отваге, счастье. 5. Развлечение «Наши именинники». «Осенины». «Проводы русской зимы». «Веснянка». |
Взаимодействие с родителями | 1 Родительские собрания на тему « 2. Сочинение родителей на тему «Мой ребёнок». 2.Тестирование и анкетирование родителей на тему « 3.Внесение папок-передвижек на темы воспитания детей. 4. Консультация для родителей « 5. Дальний совместный с родителями поход «Осенины». 6. Проведение совместного с родительского занятия «Коська – ручеёк» (психолог, инструктор по физ.культуре).«Изготовление птицы счастья». 7. Проведение досуга «Семейные традиции». 9. Посиделки с родными к праздникам 8-го Марта, дню Матери, на день рождения детей.
|
Модель взаимодействия специалистов МДОУ при решении задач проекта
Педагог-психолог
Ин
Педагог психолог
Музыкальный
руководитель
Модель взаимодействия ответственных взрослых в воспитании и развития детей
Активизация словаря детей в ходе реализации проекта
Имена существительные | Прилагательные | Глагольные формы | ||
Род Родственники Предки Сын Дочь Брат Сестра Внук Внучка Жена Муж Дядя Тётя Правнук Правнучка Племянник Племянница Бабушка Дедушка Прабабушка Прадедушка Пращуры Пращурки Прапращуры Прапращурки Жилище Угощенье Юбилей Традиции Хлеб-соль | Слёзы радости Рука об руку Досуг Увлечение Доброжелательность Забота Ласка Внимание Помощь Уважение Уют Взаимопомощь Трудолюбие Адрес Домофон Панели кнопок Код Этаж Прихожая Гостинная Кабель Интернет Пароварка Электрогриль Канализация Водопровод Мусоропровод Горожане Сельчане | Обрувчальные кольца Совместная жизнь Уютный дом Общие интересы Любящая семья Дружелюбная семья Заботливые взрослые Приветливые родственники Крепкая духом семья Семейное хобби Совместное увлечение Дорогие гости Долгожданный праздник Семейное торжество Родосолвное древо Многоквартирный дом Многоэтажный дом Одноэтажный дом Ддухэтажный дом Верхняя одежда Домашние тапочки Аварийная служба Экстренная связь Телевизионная антена Высотный дом Почтовый ящик Установить программу | Создать семью Пожениться по любви Почувствовать радость Помогать взрослым Чевстаовать именинника Убаюкивать дочку Заботиться о детях Любить свою семью Переживать всем вместе Выращивать урожай Ремонтировать жилище Стороить дом Нумеровать квартиру Чинить обувь Устанавливать связь Вешать бельё Принадлежать папе (тапки) Предназначается для мытья Консервировать урожай Завтракать семьёй Обедать всем вместе Ужинать сообща Накрывать на стол Готовить обед Собирать коллекцию |
Литература
1. Ахтян А.Г., Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Социально – нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. «Айрис Пресс». 2009.
2.Белая К.Ю. «Мой дом, моя семья». Москва.2008.
3 . Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Москва. «Просвещение». 1989
4. Евдокимовой Е.С., Додокиной Н. В., Кудрявцевой Е. А. Детский сад и семья. Москва. «Мозаика - Синтез» 2007.
5.Князева О.А., Маханева М.А., Приобщение детей к истокам русской культуры. мет. пос.СПб. Изд. «Детство-Пресс». 1999.
6. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. Изд. Москва. «Просвещение». 1995.
7. Квятковский Е.М. док. пед наук, чл. Р А О. Ст. «Духовно- нравственные идеалы древних сказаний».
8.Ривина Е.К. Знакомим дошкольника с семьёй. Изд. «Мозаика – Синтез». Москва. 2008.
9.Мулько И.Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет. Мет пос. Москва. Твор центр. 2006.
10.Мартышкин С.В. Твоя родословная. Учкб. Пос . по изучению истории семьи и составлению родословной. Москва. «Школьная пресса». 2000.
11 . Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. «Линка – Пресс». 2003.
12 . Прошина Л.В. «Семья – 500 вопросов и ответов». Москва. Изд. «Мысль» 1994.
13 . Панкова Л.В.Образ семьи у дошкольников. Журнал «Семейная психология и семейная терапия». №2, 2002
14.Татаринкова Л. Ю. Я и моя семья. СПБ. Изд. Дом «Литера». 2007.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе.
Воспитание у детей семейных ценностей через чувственное отношение к родственникам.
Тема. Моя семья. Моделирование родословного древа.
Воспитатель МБОДУ №6 г. Заполярного
Козлова Татьяна Егоровна.
Программное содержание:
1. Способствовать воспитанию чувства патриотизма: воспитывать любовь, уважение и привязанность к родной семье.
2.Закрепить и расширить имеющиеся у детей представления о родственных связях внутри семьи.
3.Учить детей моделировать семью в виде пирамидки, развивать абстрактное мышление.
4. Учить детей пользоваться моделью. Составлять рассказ о своей семье, используя модель вниз сходящем порядке.
5.Продолжать формировать познавательный интерес детей через исторические знания о родословной своей семьи.
6.Развивать логическое мышление и речь детей.
7. Обогатить и расширить словарь детей.
Материал:
1.Два семейных портрета (современной эпохи и портрет прошлых лет).
2.Картинка и изображением семьи.
3.Ватман размером или бумага светлого тона А-3.
4.Семь бумажных колец пирамидки, убывающих по размеру и выполненных с растяжкой зелёного цвета (от светлого до тёмно-зелёного цвета) с надписью поколений. Размер колец от 5 до 25 см.
5.Коричневый фломастер.
6.Наконечник пирамидки с надписью «Семья».
Ход занятия.
Воспитатель ставит на мольберт семейные портреты современной и исторической эпохи (портрет А.С.Пушкина).
Воспитатель. Ребята, что вы видите? Как их можно назвать одним словом?
Дети. На этих портретах семьи.
Это семейные портреты.
Воспитатель. Вы правильно ответили на картинках мы видим семейные портреты. Обратите внимание какие они разные. Что вы можете рассказать о них?
Дети. Рассказы детей.
Воспитатель. Люди издавна жили семьями и вы сказали верно, что одна семья – современная, а другая – из предшествующего века, из предыдущего поколения. И сегодня мы с вами поговорим о семье.
Воспитатель. Вначале давайте поиграем в игру «Кто будет кем для кого?» в семье (поставить картинку с изображением семьи на мольберт).
- Мальчик для мамы будет кем? – сыном.
- Мальчик для бабушки будет кем? – внуком.
- Мальчик для дедушки будет кем? – внуком.
- Мальчик для сестры будет кем? – братом.
- Мальчик для папы будет кем? – сыном.
- Мальчик для брата будет кем? – братом.
- Девочка для сестры будет кем? – сестрой.
- Девочка для брата будет кем? – сестрой.
- Девочка для мамы будет кем? – дочерью.
- Девочка для папы будет кем? – дочерью.
- Девочка для бабушки будет кем? – внучкой.
- Девочка для дедушки будет кем? – внучкой.
- Девочка для прадедушки будет кем? – правнучкой.
- Девочка для прабабушки будет кем? – правнучкой.
- Мама для дедушки будет кем? – дочерью.
- Мама для бабушки будет кем? – дочерью.
- Мама для дочери будет кем? – мамой.
- Мама для сына будет кем? – мамой.
- Мама для папы будет кем? – женой.
- Папа для мамы будет кем? – мужем.
- Папа для бабушки будет кем? – сыном.
- Папа для дедушки будет кем? – сыном.
- Папа для сына будет кем? – папой.
- Мамина (папина) сестра кем вам будет? – тётей.
- Мамина( папин) брат кем вам будет? – дядей.
- Кем будете вы для дяди? – племянником, племянницей.
- Кем будете вы для тёти? – племянником, племянницей.
- Для прабабушки (прадедушки) кем вы будете? – правнучкой (правнуком).
Воспитатель. Вот сколько - много людей может быть в семье.
Воспитатель. А как можно назвать маму, папу, сестру, брата, дедушку, бабушку, тётю, дядю, , дедушку, бабушку, прадедушку, прабабушку одним словом?
Дети. Это члены семьи. Родные. Родственники.
Воспитатель. Как вы считаете, сколько родственников может быть в одной семье?
Ответы детей.
Физминутка.
Осенью, зимой, летом и весной, - (ходьба по кругу со сменой направления)
Мы выходим дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает - (поднимание рук вверх и вниз)
Папа бодро приседает – (приседание)
Повороты вправо, влево, делает мой братик Сева – (повороты туловища в стороны),
Я сама бегу трусцой и качаю головой – (медленный бег с ритмичным покачиванием головой).
Физминутка для глаз.
А теперь глаза закрой и потри руками,
Помечтаем мы с тобой о любимой маме.– (вращение глазами вправо и влево ритмично словам).
Воспитатель. Очень часто люди сравнивают семью с большим крепким деревом. Такое дерево называется родословным древом. Оно нужно для того , чтобы мы знали своих родственников и помнили их имена.
Воспитатель. Я предлагаю составить родословное древо вашей семьи на примере пирамидки. Её мы будем называть родословной семьи.
Воспитатель. В народе говорят: «Без корня и трава не растёт». У нас с вами семьи разные, а корни одни.
Воспитатель. Кто же будет корнем каждой семьи?
Дети. Мама. Папа. Бабушка. Дедушка. Прабабушка. прадедушка.
Воспитатель. Правильно наши родные, наши предыдущие поколения, которые жили задолго до нашего рождения. Они так и называются – предками.
Воспитатель. Дети, как вы думаете кто ваш предок?
Дети. Мама. Папа. Бабушка. Дедушка. Прабабушка. Прадедушка.
Воспитатель. Да, ваши близкие родные – предыдущие поколения. А, кто в вашей семье раньше всех родился?
Дети. Прабабушка и прадедушка.
Воспитатель. Давайте ребята представим с вами, что это кольцо будет обозначать прабабушку и прадедушку. (воспитатель прикрепляет чуть ниже середины листа ватмана кольцо пирамидки с надписью «Прабабушка и прадедушка»).
Воспитатель. Кот затем родился? Посмотрите, этим кольцом меньшего размера, кого можно обозначить?
Дети. Им обозначим бабушку и дедушку (дети закрепляют над кольцом «Прабабушка и прадедушка» следующее кольцо «бабушка и дедушка»).
Воспитатель. Чьё будет следующее кольцо в нашей пирамидке?
Дети. Мамы и папы.
Воспитатель. Правильно ребята (закрепляется кольцо).
Воспитатель. А самое маленькое кольцо в нашей модели обозначит кого?
Дети. Нас – детей: сыновей и дочерей своих родителей (дети закрепляют четвёртое кольцо).
Воспитатель. Издавна на Руси было принято помнить семь поколений предков, а в народе так и говорят: «Помнит свою семью до седьмого колена».
Воспитатель. Давайте с вами посчитаем, сколько поколений получилось у нас на пирамидке?
Дети. Ребёнок считает, согласовывая существительное с прилагательным: одно поколение, два поколения и т. д. Всего четыре поколения.
Воспитатель. Давайте расставим все семь поколений на свои места.
Воспитатель. Дети, кто знает поколение, которое было родителями прабабушки и прадедушки?
Дети. Прапрабабушка и прапрадедушка.
Воспитатель. Верно, прикрепим пятое колечко пирамидки, которое обозначает прапрабабушку и прапрадедушку чуть ниже кольца «Прабабушка и прадедушка»
Воспитатель. Шестое поколение до вашего рождения называется пращурки и пращуры (прикрепляется кольцо к пирамидке).
Воспитатель. Дети, кто запомнил, как называется наше шестое поколение?
Ответы детей.
Воспитатель. А седьмое поколение называется прапращуры и прапращерки (дети закрепляют самое большое и самое тёмное кольцо пирамидки).
Воспитатель. Вот какая родословная пирамидка у нас получилась. Сколько же у неё колец?
Дети. Семь колец.
Воспитатель. Послушайте пожалуйста ещё раз как называется наше каждое поколение:
- Прапрапращуры и прапрапращурки;
- Прапращуры и прапращурки;
- Пращуры и пращурки;
- Прабабушка и прадедушка;
- Бабушка и дедушка;
- Мама и папа;
Сыновья и дочери (сопровождает показом на схеме родословного древа).
Воспитатель. На что же похожа наша родословная пирамидка?
Дети. На большое дерево, на крепкую сосну.
Воспитатель. Я нарисую нашему дереву крепкий ствол, а верхушку увенчаю наконечником с надписью – «Семья».
Воспитатель. Теперь каждый из вас может назвать имена своих родных, смотря на нашу пирамидку. Семьи у нас разные, а корни - одни. Рассказывая о своей семье «сходите» пожалуйста ,вниз по колечкам пирамидки. Расскажите нам о своей семье.
Денис. (Говорит и показывает на колечки).
Снежана и я.
Мама – Марина Олеговна, папа – Максим Алексеевич.
Бабушка – Ольга Фёдоровна, дедушка – Олег Антонович.
Прабабушка – Ольга Петровна и прадедушка, но я его не помню. У меня были все- все предки.
Воспитатель спрашивает 5 – 6 детей.
Воспитатель. Вы ребята, сегодня молодцы, я довольна нашим занятием. Кто хочет рассказать , чем мы сегодня занимались на занятии.
Дети. Сегодня на занятии мы составили родословное древо и рассказали о своей семье.
Конспект занятия в подготовительной группе.
Воспитание у детей семейных ценностей через чувственное отношение к родственникам.
Тема. Моя семья. Создание семейного герба.
Воспитатель МОДУ №6 г. Заполярного Козлова Татьяна Егоровна.
Программное содержание:
1.Воспитывать любовь, уважение и привязанность к родной семье, родному дому.
2.Подвести детей к обобщению семейных ценностей, через создание семейного герба.
3.Продолжать развивать познавательный интерес и логическое мышление детей.
4. Учить детей рассказывать о своей работе, пользуясь грамматически правильными формами речи и соблюдая логику повествования
5.Обогатить и расширить словарь детей.
Материал:
1.Картинки с изображением семьи.
2.Три – четыре изображения дворянского герба.
3. Изображение российского герба.
4.Демонстрационные картинки - знаки с изображением: солнца, цветка, радуги, книги, самолёта, моря, рыбки, клубка ниток и др.
5. Белые гербы, наклеенные на цветной картон
6. Цветные карандаши, фломастеры.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, вы все живёте в своём жилище, в своём доме, у вас у всех есть своя семья. Как вы думаете, что же самое главное в семье?
Дети. Любовь к своим родным, забота о них, хорошее настроение в доме, игры с мамой и папой.
Воспитатель. А что же объединяет родных людей? Почему они живут вместе?
Дети. (любовь, забота, внимание, доброжелательность, уют, трудолюбие, уважение, взаимопомощь).
Воспитатель. И конечно ежедневное общение с вашими родными, когда вам так хочется рассказать обо всём на свете, рассказать о том, что интересного произошло в детском саду, открыть им свои сокровенные тайны.
Воспитатель. Ребята, а что значит любить близких?
Дети. Не огорчать папу и маму. Слушаться маму и папу. Называть дома всех ласково. Заботиться о младших. Помогать делать уборку дома или ходить в магазин.
Воспитатель. Вы правильно рассказали о своей любви к близким. А как можно любовь отразить в рисунке?
Дети. Можно нарисовать сердце или цветок и будет понятно, что это любовь.
- или раскрасить цветок своим любимым цветом: красным, розовым или лиловым, чтобы было очень красиво и всем понятно, что это любовь.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на этот рисунок (ставит на мольберт рисунок семьи). Что можно сказать об этой семье, какая она?
Дети. Эта семья радостная, весёлая, дружная.
Воспитатель. Я согласна с вами. Игра «Скажи правильно»).
Скажите, пожалуйста:
- Если в семье все любят друг друга, то эта, какая семья? (любящая семья).
- Если в семье заботятся друг о друге, то мы назовём эту семью какой? (заботливой семьёй).
- Если все в семье дружат и любят друг друга, то, эта семья, какая? (дружелюбная семья).
- Если все в семье относятся друг к другу приветливо, то это какая семья? (приветливая семья).
- Если семья крепка духом, то эта какая семья? (крепкая духом семья).
Воспитатель. Да, все наши семьи и любимые, и заботливые, и крепкие духом, и приветливые, и дружные, но что же объединяет семью?
Дети. Интересы, увлечения, любовь, общение, забота друг о друге, характеры и т. д.
Воспитатель. Вы часто мне рассказываете о том, как вы проводите свободное время с родными, как вам интересно с ними. Кто , дети хочет рассказать, чем увлекается ваша семья?
Дети. - Мой дедушка любит в выходные ходить на рыбалку. Он ловит на реке разную рыбу: окуней, щук, налимов. А потом мы варим уху и собираемся все вместе и едим её.
- Моя бабушка Инесса Викторовна вяжет красивые, тёплые вещи, она у нас рукодельница. Она заботится о всех в нашей семье.
- Мы с папой любим зиму. Зимой мы катаемся с ним на лыжах и санках. Мне с ним очень хорошо.
- Моя мама любит рисовать. Она рисует очень красивые картины и учит меня красиво рисовать.
- Мы с папой вечерами мечтаем и придумываем разные сказки, а ещё мы выезжаем отдыхать к морю, там мы загораем, купаемся и закаляемся.
Физминутка
В комнату вошел мой папа, (ходьба с высоким подниманием колен)
Мама убрала в шкаф шляпу, (встать на цыпочки руки вверх)
В конуру залез наш пёс ,(присесть обхватить колени руками)
Гриша нам арбуз принёс (встать, развести руки в стороны).
Воспитатель. Не так давно мы с вами составляли родословное древо. Помимо родословного древа одним из самых древних семейных атрибутов (символов) считается семейный герб (выставить на мольберт дворянские гербы).
Герб рассказывает самое главное об их владельце. На нём обычно отражается то, чем гордиться семья, её достижения, успехи, семейные традиции.
В давние времена , во времена ваших прабабушек и прадедушек гербы присваивались только знатным людям. Они размещали свои гербы на фасадах домов, на чугунных решетках, ограждающих их владения, на каретах, на столовых принадлежностях и ещё на многих, многих предметах и даже на носовых платках.
- Ребята, что вы видете на этих гербах? Как вы думаете, о чём они рассказывают?
Ответы детей.
Воспитатель. Сегодня многие семьи возродили эту традицию. Я предлагаю вам придумать и нарисовать герб для всей семьи.
Постарайтесь нарисовать самое главное, что объединяет вашу семью, отразить на своём гербе интересы, традиции, характер и настроение семьи и ещё всё то, что вы считаете важным и существенным для вашей семьи.
Обратите внимание на мольберт, на нём расположены знаки – символы. Эти символы помогут вам в вашей работе.
Давайте рассмотрим некоторые из них. Например, вот этот знак, что может обозначать такой флаг, если он будет нарисован на вашем гербе?
Дети. – Что моя семья живёт в России.
- Что город, в котором мы живём, находится в России.
- Этот флаг обозначает, что наша Родина – Россия.
- Когда посмотришь на герб семьи, то будет понятно, что у нас русская семья, что мы россияне.
Воспитатель. Отличные ответы, я с вами согласна. Посмотрите на другой символ. (Показывает на солнце).
Назовите этот знак.
Скажите, если он будет у вас нарисован, то что он может обозначать?
Дети. Это солнце. А обозначать оно может мир, доброту в семье.
- Счастье семьи.
- Радостное настроение у всех.
- Любовь в доме.
- То, что наша семья любит лето.
(По аналогии рассматриваются ещё 3-4 символа).
Воспитатель. Дети, все символы вы можете использовать при рисовании своего семейного герба. А можете придумать свои - другие символы для вашей семьи. Все они помогут отразить на вашем гербе характер семьи, её интересы, любимые занятия и взрослых и детей. А сейчас, пожалуйста, подойдите к столу, где лежат заготовки гербов, и выберете себе тот герб, который нужен вам для работы.
Рисование герба детьми.
Воспитатель. Кто хочет из вас, дети, рассказать о своей семье. Что вы нарисовали на гербе и почему?
Рассказы детей.
Костя . Я нарисовал герб семьи Машьяновых. В нашей семье пять человек : я, мама – Анна Константиновна, папа – Алексей Константинович. Бабушка – Инесса Викторовна, дедушка Константин Кириллович. Я выбрал герб, который наклеен на красный картон, потому что наша семья радостная, счастливая, весёлая и дружная. Мой герб белый похож на щит богатырей. Щит защищает нашу семью.. на гербе я нарисовал российский флаг, потому что мы живём в России. И ещё я нарисовал на гербе сердце и лицо с улыбкой, в нашей семье все любят друг друга и все счастливы. У меня нарисован красный клубок ниток.. наша бабушка часто вяжет для нас тёплые вещи. На своём гербе я нарисовал нашу синюю машину, дедушка и папа любят ездить на машине и ухаживают за ней. А краски и кисточка обозначают, что моя мама любит картины, и она рисует красиво. Наша семья любит путешествовать , мы летаем в отпуск самолётом.
Денис. Я выбрал герб на жёлтом фоне. Жёлтый цвет мне нравится, он у меня обозначает счастье, дружбу, здоровье нашей семьи. На гербе нашей семьи есть флаг России, машина, снежинка, и чашка с чаем. Мы живём в России и любим зиму. Зимой наша семья занимается спортом: катается на лыжах, а моя младшая сестрёнка ездит на санках. Мы с дедушкой занимаемся ещё боксом. Нам очень весело.. я нарисовал чашку с чаем, у нас часто бывают праздники: дни рождения, юбилеи или Новый год. К нам приходят гости, и мы играем в разные игры. А на машине мы ездим всей семьёй летом в отпуск к бабушки в Саратов. Я люблю маму, папу и сестрёнку.
Ира. Фамилия моей семьи Киссель. У меня есть мама и папа. Я нарисовала герб своей семьи. Он белый с чёрной обводкой как щит, а фон малиновый яркий, очень радостный. В нашей семье все любят и заботятся друг о друге. Я нарисовала три сердца для мамы, папы и себя. Мы любим петь и танцевать и я нарисовала много нотных знаков. И ещё я нарисовала радугу, цветы, потому что наша семья радостная, дружная, счастливая и краски с кисточкой я люблю рисовать красивые картинки.
Сёма. Я нарисовал на гербе самолёт, броневик с флагом и закрасил герб оранжевым цветом, потому что в нашей семье все любят и помогают друг другу и заботятся друг о друге. Ещё нарисовал флаг России, мы же живём в Заполярном, а он находится в России. Мой папа сильный он работает охранником, он любит меня и маму. Летом мы все летаем в отпуск отдыхать самолётом.
Итог занятия.
Воспитатель. Ребята, вы сегодня нарисовали замечательные гербы ваших семей и рассказали о них. Спасибо вам за занятие.
(Все работы располагаются на мольберте. Рассматриваются. Дети рассказывают о том, что они нарисовали и о чём).
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы на тему: «Формирование у детей семейных ценностей через чувственное отношение к родственникам»
Воспитатель МБДОУ детский сад № 6 комбинированного вида «Светлячок» г.Заполярный
Козлова Татьяна Егоровна
«Человеческая любовь и доброта - вот что хранит нас и скрепляет
человеческое общество». А.Грей.
Каким будет мир, во многом зависит от нас и от тех жизненных основ,
которые мы заложим в сознание детей.
Зачастую, в современном обществе, материальные, социальные и
другие потребности людей превосходят над духовно-нравственными
ценностями. Эгоцентризм, агрессивность, равнодушие, нежелание
оказать безвозмездную помощь - вот далеко не полный перечень того, что
часто встречается в межличностных взаимоотношениях. Невозможно
уберечь ребёнка от соприкосновения со всем этим, но можно и нужно
побудить, сформировать и закрепить у него сознательную, устойчивую,
активную потребность к духовно-нравственным ценностям, а через них к
высоконравственным поступкам и взаимоотношениям в целом.
Человека, прежде всего, характеризует культура. Это понятие вмещает в
себя духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор,
цивилизованность и образованность, духовную и душевную утончённость,
творческую активность личности. Культура каждого человека есть
отражение его внутреннего мира, и вся жизнь человека всецело зависит от
его внутреннего мира, от того, как он мыслит, чувствует, понимает,
воспринимает окружающее, в чем видит смысл жизни и своё человеческое
назначение.
Быть человеколюбивым, совестливым, культурным, воспитанным, уметь
достойно себя вести в любой ситуации - это право и обязанность каждого
человека.
Сложившиеся в современном обществе нормы нравственности являются
результатом длительного по времени межличностного процесса
становления взаимоотношений между людьми. Каждый народ чтит и
соблюдает эти нормы.
Русская культура за многолетнюю историю вобрала в себя всю
многогранность нравственных ценностей, где первое место занимают
совестливость, любовь к ближнему, личная ответственность.
С давних пор на Руси православная церковь занималась этими
вопросами. Она учила, воспитывала и направляла людей на понимание,
соблюдение нравственных начал жизни: мира, желания жизни, свободы,
любви, добропорядочности, истины, красоты, правды, уважения к своей
семье, Родине.
К сожалению, в современном обществе, не всегда сохраняется
взаимосвязь между поколениями в вопросах воспитания и обучения детей.
В настоящее время духовно - нравственное воспитание - одна из самых
важнейших, актуальных и сложных проблем общества, которая должна
решаться всеми, кто имеет отношение к детям.
Воспитывая детей, мы знаем: то, что вложим в душу ребёнка сегодня,
проявится позднее и станет его и нашей жизнью. А недостаток тепла и
ласки со стороны взрослых ограничит детей в способности на
эмоциональный отклик, грозит к проявлению у них чёрствости и негативного
поведения в будущем, мешает в целом становлению их личности. Основой
же устойчивого нравственного поведения ребёнка и его отношения к
окружающей действительности, будут сформированные у него
нравственные ценностные ориентации и умения. Умения детей выбрать
между добром и злом, правдой и ложью, любовью и ненавистью,
радоваться и огорчаться, умение принимать верные решения, которые он
совершает не в силу необходимости, а в силу своего собственного
понимания этой необходимости.
Свобода выбора в данном случае является основой частью духовно -
нравственных ценностей. Каков человек, такова и его деятельность, таков и
мир, который он создаёт вокруг себя.
Дошкольный возраст - начало познания мира, познания человеческих
взаимоотношений, начало формирования нравственных начал, столь
необходимых в жизни и становлении характера, в развитии ребёнка как
творческой личности.
Чем младше ребёнок, тем больше влияния может оказать взрослый на
его чувства и поведение.
Первая ступень формирования первоначальных представлений о
духовно-нравственных ценностях - развитие любви и привязанности к
родному дому и, семье. И первые уроки жизни дети получают в семье. На
протяжении многих лет взрослые окружают ребёнка заботой, любовью,
вниманием, они ведут его по пути познания мира, формируют его
личностные качества: учат радоваться жизни, быть доброжелательным,
любить, дорожить своей семьёй, дружбой, жить и поступать по законам
совести, осознавая личностную ответственность за свои поступки,
окружающие события, мир в целом. В семье ребёнок растёт, развивается,
«копирует» образцы поведения близких, черпает нравственные понятия:
«любовь», «добро», «честь», «труд», «скромность», «уважение» и др.
Недаром, говорят: «Дети - зеркало семьи». «Доброе начало», полученное
ребёнком в семье, способствует хорошему уроку на протяжении всей
жизни.
В своей работе с детьми по формированию духовно-нравственных
ценностей, старалась найти оптимальные методы и приёмы, помогающие
активно воздействовать на чувства и разум детей, развивать их
восприимчивость и эмоциональность.
Использую в этой работе устное народное творчество. Дети слушают
сказки, былины. Поют песни. Заучивают загадки, частушки, пословицы,
поговорки, дразнилки, потешки, заклички, пеструшки, приговорки, считалки,
скорогороворки и чистоговорки. Знакомлю их с шутками, прибаутками,
перевёртышами. Играем в русские народные игры и водим русские
народные хороводы.
Устное народное творчество с его яркими художественными образами,
выразительным словом, мелодичностью звучания, близко и доступно
пониманию детей. Этот народный материал копился и передавался
веками, на нём выросло не одно поколение россиян. Его можно назвать
народной педагогикой в воспитании детей. Художественное слово устного
народного творчества, способствует глубокому воздействию на
эмоционально-образное отражение мира ребёнком, способствует
созданию положительных или отрицательных образов, оставляющих в его
душе чувства удовлетворения, одобрения, а иногда горечи. С его помощью
устанавливаются добрые доверительные отношения между взрослыми и
ребёнком, а доступность, дидактизм, образность, забавность и оптимизм
русского народного творчества решают многие нравственные и
интеллектуальные задачи воспитания детей.
Материалом для устного народного творчества всегда была жизнь,
верования, обычаи и борьба за счастье русских людей. Поэтому, в нём так
ярко воспевается и раскрывается торжество добра и правды над злом,
показываются все положительные черты русского народа: любовь,
преданность Родине, ум, смышленость, уважение, ответственность,
трудолюбие, находчивость, смелость, послушание, дружба. Одновременно
устное народное творчество высмеивает человеческие пороки: трусость,
лень, предательство и другие нравственные пороки людей, всё это так
понятно и доступно детям дошкольного возраста.
Через образы, созданные народом, в сознание детей входит родное
русское слово с его тончайшими опенками и становится сферой
духовной жизни ребёнка, а под влиянием чувств ребёнок учится мыслить
словом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам»
«Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам». Родина…, Отечество... В корня...
Статья "Воспитание детей дошкольного возраста через чувственные отношения к родственникам"
Значение любви в семье для становления личности ребенка...
Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам
Родина…, Отечество... В корнях этих слов близкое каждому образы: мать, отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в де...
"Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам".
Консультация для педагогов.Описаны те позиции на которые стоит опираться при нравственно-патриотическом воспитании детей при участии их родных....
Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине
Патриотическое воспитание - это систематическая и направленная деятельность родителей и воспитателей по формированию патриотического сознания, чувства долга и ответственности к своему отечеству у дете...
ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине «УГОЛОК В РОССИИ – ОТЧИЙ ДОМ»
С воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к св...
Родительское собрание на тему "Нравственно-патриотическое воспитание детей от2 лет до 3 лет через чувственные отношения к родственникам"
Привлечь родителей к обсуждению вопросов нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста, формировать обобщенное представление родителей в вопросах воспитания патриотизма у детей...