ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине «УГОЛОК В РОССИИ – ОТЧИЙ ДОМ»
проект

Солодовникова Ирина Николаевна

С воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле. Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe.docx34.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине

на тему

«УГОЛОК  В  РОССИИ – ОТЧИЙ  ДОМ»

возраст детей 6 – 7 лет

                                                                                                             Разработали:

                                                                                   Воспитатели: Солодовникова Ирина Николаевна

Александрова

Марина Анатольевна

Тейково

2018г.

Введение 

Нравственно-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Начинать работу по нравственно-патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, интересной деятельностью. Ведь с воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.

Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле.

Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:

Тип проекта: 

Групповой, долгосрочный, информационно-творческий.

Актуальность:

 Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, ёмкий образ Родины возник уже у дошкольников.

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому, к близким людям  и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать.

Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым дорогим людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т. п., то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.

Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше.

Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им также эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал.

Для того чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад.

Участники проекта: 

Дети, воспитатели, родители воспитанников (законные представители).

Сроки реализации проекта: 

 Сентябрь 2018г – май 2019г.

Цель: 

Формирование у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств и отношений к родному дому, своей семье, детскому саду, своей малой Родине, к её природе и культуре.

Задачи:

1. Воспитывать у детей любовь и привязанность к родному дому, своей семье, детскому саду, земле, где они родились.

2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где каждый ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, добрым делам для семьи, детского сада.

4. Закрепить чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

5. Упражнять детей в проявлении сострадания, внимательности к родным, сверстникам и к тем, кто о них заботится.

6. Способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.

Гипотеза:

Если ребёнка учить заботиться о своих близких, учить быть внимательным друг к другу, дать понять, что всё хорошее начинается с родного дома, с мамы и папы, то это ляжет в основу развития нравственно-патриотических чувств у ребёнка к родному дому, родному краю, к своей Родине.

Ожидаемый результат: 

У детей в ходе реализации проекта сформируются интерес и знания о родном городе, семье, о людях, работающих в детском саду. Установятся более тесные взаимоотношения между детьми и родителями.

Методы исследования:

• Теоретический анализ педагогической, психологической литературы по данной теме

• Анкетирование родителей

• Тестирование

• Наблюдение

ПЛАН  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА

Этап проекта

I этап Подготовительный Сентябрь2018года.

• Подбор и изучение литературы по теме проекта;

• Постановка цели и задач, составление плана работы;

• Анкетирование родителей;

• Тестирование детей.

• Обогащение развивающей среды:

Материальное:

  • Приобретение книг в книжный уголок;
  • Дополнения в лепбук
  • Создание в группе уголка «Моя малая Родина»:
  • Макет «Наш детский сад в будущем»
  • Рисунки «Мой город» (выполненные детьми совместно с родителями)
  • Набор открыток «Тейково» и др.

Научно-методическое:

  • Подбор и разработка планов, конспектов занятий, подборка художественной литературы;
  • Создание фотоальбома «Мой родной город»;
  • Изготовление д/и «Собери картинку» (пейзажи Тейкова);
  • Изготовление папки-ширмы «Памятники города Тейкова»

II этап Основной  Октябрь2018 года - апрель 2019 года

  • Проведение с детьми НОД, занятий, игр, бесед, развлечений по теме проекта;
  • Чтение сказок, заучивание стихотворений;
  • Изготовление настольно-печатной игры « Путешествие по городу»
  • Организация выставок рисунков «Дом будущего…», «Мой любимый детский сад!»;
  • Организация мини-выставки «Реликвии моей семьи»
  • Организация совместного с мамами  и детьми  праздника ко Дню Матери;
  • Проведение консультаций для родителей;
  • Отслеживание результатов педагогического процесса и корректировка ошибок.

III этап Заключительный Конец апреля 2019года.

  • Оценка уровня развития нравственно-патриотических качеств у детей;
  • Обработка полученных данных, соотнесение результатов исследования с целями;
  • Презентация опыта работы по данной теме для воспитателей ДОУ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  РАБОТЫ  ПО  ПРОЕКТУ

Сентябрь

  • Анкетирование для родителей.
  • Тестирование детей.
  • Изготовление Макета «Наш детский сад в будущем»

Октябрь

  • Беседа «Я и моя семья»
  • Рассматривание фотографий своей семьи.

-формировать у детей элементарные представления о семье, о родственных связях; воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье.

  • Рассказы детей о своей семье, о профессии своих родителей

-вызвать желание у детей самостоятельно рассказывать о членах семьи, правильно их называть; активизировать словарь на основе углубления знаний о своей семье.

  • Чтение и заучивание стихотворений о семье

- развивать память.

  • Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери»

-развивать социальный и эмоциональный интеллект.

  • Рисование «Моя семья»

-развивать воображение и умение выражать идеи в рисунке; развивать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

-учить слушать и понимать вопросы воспитателя; отвечать полными предложениями, развивать творческое воображение.

  • Дидактические игры «Назови ласково», «Профессии родителей» и др.

-учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; упражнять в употреблении дательного, винительного, родительного падежей имён существительных.

Ноябрь

Подготовка к проведению совместного праздника  « День Матери»

  • Изготовление подарка  маме своими руками

- дать возможность детям показать в подарке  любовь и уважение к своей маме, гордость за неё.

- развивать творческие способности, воображение, мышление, мелкую моторику,

-воспитывать бережное отношение и заботу о маме

  • Чтение сказок «Айога»,  «Двенадцать месяцев», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка» и др.

-развивать у детей понимание важности семьи для каждого человека; дать понять детям, как трудно жить без мамы, без её любви, ласки и заботы.

-укреплять детско-родительские отношения, обогатить мир детей яркими впечатлениями.

  • Разучивание песен и стихотворений к празднику.

- учить различать эмоциональное содержание песен,

- развивать музыкальный слух,  память, мышление,

- обогащать музыкальные впечатления детей.

  • Разучивание танцев к празднику

- развивать чувство ритма, координацию движений

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, к партнерам по танцам.

- разучивание совместного танца мам и детей

- учить взаимопониманию между мамой и ребенком

- воспитывать любовь и уважение к маме.

  • Проведение  праздника «День Матери»

 - формирование семейных ценностей

- гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий. У

- установление партнерских отношений с семьями воспитанников

- воспитывать любовь,  уважения и  внимательное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее

- развивать позитивное отношение родителей к детскому саду, активизация родительского участия в жизни группы; сплотить детей и родителей.

- вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимоотношению в процессе общения.

Декабрь

  • НОД «Род и родословная»

- закреплять представления о родственных отношениях,

-формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилии, традициях и обычаях,

- воспитывать любовь и уважение к членам семьи

  • Проведение консультаций для родителей по составлению родословного древа семьи
  • Мини-выставка «Реликвии моей семьи»
  • НОД «Откуда ёлка в гости пришла»

- познакомить с древними русскими праздниками: Рождество и Святки,

- объяснить их происхождение и назначение.,

- рассказать об обычае украшении ёлки, откуда он пришёл, о традициях встрече Нового года у разных народов.,

- воспитывать любовь к истории России, национальную гордость.

  • Изготовление елочной игрушки на главную елку города, на выставку в детский сад.

Январь

  • Создание в группе уголка «Моя малая Родина»:
  • Знакомство с картой города Тейково

- осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

  • Рассматривание иллюстраций с изображениями нашего города

- осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному региону.

  • Изготовление д/и «Собери картинку» (пейзажи Тейкова)

 - развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

  • Оформление стенда «Почетные жители нашего города» 

- воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к региону.

Февраль

  • Создание фотоальбома «Мой родной город» 

- развивать любознательность и интерес к познанию родного города.

- развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей

  • Изготовление папки-ширмы «Памятники города Тейкова»
  • Изготовление настольно-печатной игры « Путешествие по городу»

 - формировать у детей наблюдательность, умение находить в зданиях, изображённых на картинках, сходство и различие, активизировать словарь детей, называть исторические памятники города, воспитывать любовь к родному городу.

Март

Рассматривание фотографий «Наш город в прошлом»

Заучивание стихотворений о своей малой Родине.

-Активизировать и обогащать словарь детей.

-Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам; рассказать о названии улиц, о том какие дома расположены на этих улицах, какие ещё есть здания (магазины, почта, школа и т. д.); закреплять навыки поведения на улицах.

Апрель

  • Экскурсия по детскому саду, знакомство с трудом сотрудников

- продолжать знакомить детей с детским садом, группами, и помещениями в здании детского сада

- воспитывать любовь к детскому саду, уважение к его работникам, их труду

- формировать понятия «Я – воспитанник детского сада», «Детский сад – мой родной дом».

  • Беседа «Моя группа»

-учить детей выделять положительные признаки дружбы, характеристики друзей.

  • Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

-закреплять знания детей о работе воспитателя, няни, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада

- развивать у детей чувство благодарности за труд взрослых для них, желание оказать посильную помощь

- развивать умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.

  • Чтение и заучивание стихотворений о детском саде, о дружбе.

-активизировать речь детей, расширять и обогащать их словарь

-воспитывать чувство гордости за свой детский сад

-рассказать детям о правилах в детском саду

- учить бережно относиться к традициям детского сада.

-закреплять знания детей о домашних адресах; учить отвечать на вопросы

- побуждать к участию в беседе; развивать диалогическую речь.

  • Экскурсия детей совместно с родителями в День Победы к памятнику «Монумент славы»

-познакомить детей с одним из памятников города

- учить детей неизменно поддерживать традицию – чтить память погибших воинов.

-укреплять детско-родительские отношения, обогатить мир детей яркими впечатлениями

- показать всю красоту малой родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект рабочей программы по теме: « Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через уважительное отношение к малой Родине».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, о...

Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине

Патриотическое воспитание - это систематическая и направленная деятельность родителей и воспитателей по формированию патриотического сознания, чувства долга и ответственности к своему отечеству у дете...

ПРОЕКТ «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через чувственное отношение к малой Родине»

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, отцу, дедушке и бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом, ближайшем окружении....

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Опыт работы по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание детей раннего возраста через ознакомление со своей малой Родиной»

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к сем...