"КОМЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ С ОВЗ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЯ -ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ АОП."
статья по коррекционной педагогике на тему
КОМЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ С ОВЗ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЯ -ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ АОП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ С ОВЗ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЯ -ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ АОП.
Содержание коррекционно-развивающей работы в соответствии с Федеральными Государственным образовательным стандартом образования в настоящее время направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в освоении адаптированной образовательной программы, коррекцию недостатков в речевом, психическом и (или) физическом развитии детей, их социальную адаптацию.
Главными задачами современного личностно-социального ориентированного образования являются реализация прав лиц с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекционной помощи путём обеспечения их доступности и создания для этого специальных условий направленных на дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.
Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-развивающее пространство. Специалисты осуществляют разностороннее воспитание детей с особыми образовательными потребностями, в тесном взаимодействии и практически определяют эффект коррекционного воздействия.
Эффективность коррекционно- развивающей работы с детьми с нарушенным слухом во многом определяется преемственностью педагогов ДОУ,но особенно учителя-дефектолога и воспитателей группы.
При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями компенсирующей группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога. Все поставленные задачи решаются в комплексе, и развести их достаточно сложно.
Как происходит коррекционно-развивающая работа воспитателей групп во взаимодействии с учителем-дефектологом?
Условно можно выделить несколько этапов взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя в процессе организации работы по развитию слухового восприятия .
I ЭТАП.ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Взаимодействие специалистов уже начинается с первого этапа. Комплексное обследование осуществляет учитель – дефектолог. Комплексное обследования является основой для совместного планирования коррекционной работы, выступающего ведущей формой взаимодействия.
II ЭТАП. ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Коррекционно – развивающая работа воспитателя строится в соответствии с Адаптированной образовательной программой и рабочими программами учителя – дефектолога и воспитателя .
III ЭТАП РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Многие задачи коррекционно-развивающей работы решаются в процессе традиционных форм и видов деятельности детей
Для того чтобы повысить эффективность коррекционно-образовательной работы и исключить прямое дублирование воспитателем занятий дефектолога, необходимо при коррекционной работе в группе решение следующих задач:
– учитель-дефектолог формирует первичные речевые навыки у детей;
– воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Учитель-дефектолог, и воспитатели на протяжении всего времени изучения темы работают в тесной взаимосвязи.
- Взаимопосещение занятий .
- Передача информации учителем-дефектологом через журнал индивидуальных занятий.
- Разработка индивидуальных занятий воспитателем и включение их в календарное планирование, а так же на каждого ребенка разрабатывается индивидуальная образовательная программа , где прописываются конкретные задачи и пути их реализации в процессе пребывания ребенка в группе.
Особое место уделяется закреплению результатов, достигнутых учителем – дефектологом на фронтальных и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Основные направления коррекционной работы воспитателя
- ФОНЕРИТМИКА выполняется ежедневно во время гимнастики после сна.
- Пальчиковая гимнастика выполняется 3-5 раз в день.
3.индивидуальные занятия воспитателя, закрепляющие сформированные навыки. Работа проводится воспитателем по индивидуальным планам детей.
- Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
Воспитатель определяет конечные цели и задачи коррекционно-речевого о воздействия применительно к каждому ребенку и фиксирует их в индивидуальной образовательной программе. Свое воплощение они получают при календарном планировании педагогического процесса и отражаются в его структуре.
Так, воспитатель заранее продумывает, какие коррекционно-речевые задачи могут быть решены:
– в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий;
– в совместной деятельности взрослого с детьми;
– в свободной самостоятельной деятельности детей.
IV ЭТАП АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми в компенсирующей группе многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.
Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушенным слухом к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схема взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя по основным образовательным областям дошкольного образования
В данной презентации раскрывается опыт работы учителя-дефектолога по ФГТ. Схема предназначена для специалистов, работающих в условиях Дома ребенка с детьми, имеющими ограниченные возможнос...
Взаимодействие учителя – дефектолога и воспитателей при уточнении и закреплении пространственных представлений
В помощь педагогам...
Взаимодействие учителя- дефектолога и воспитателя в коррекционной группе.
На эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов, которые осуществляют комплексное воздейст...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Представлена технология Лэпбук в образовательном процессе с детьми с ОВЗ....
«Система работы и взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя»
Содержание:1. Структура работы тифлопедагога в ДОУ для детей с нарушением зрения2. Структура работы воспитателя в ДОУ для детей с нарушением зрения3....
Журнал взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями (по программе Е.А.Стребелевой)
Предлагаемый вариант "Журнала взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями" адресован дефектологам групп с нарушением интеллекта, а также другим специалистам, реализующим коррекционно-...
Взаимодействие учителя-дефектолога с воспитателями группы компенсирующей направленности
Взаимодействие учителя-дефектологас воспитателямигруппы компенсирующей направленности...