Публикация на тему: Работа с группой как направление деятельности по формированию социально-психологической компетентности личности ребенка с нарушением зрения.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Банных Наталия Леонидовна
педагог-психолог высшей категории
МБДОУ – детский сад
компенсирующего вида №46,
Ленинского р-на,
г. Екатеринбурга.
Работа с группой как направление деятельности
по формированию социально-психологической компетентности личности ребенка с нарушением зрения.
Центральная проблема в тифлологии – проблема социализации учеников специальных коррекционных учреждений III и IV видов зависит от устранения причин, мешающих этому процессу, от выявления трудностей включения детей в самостоятельную жизнь в обществе – их социализацию и интеграцию.
В ряде исследований последних лет выявлена одна из причин, на которую тифлологи не обращали раньше внимания, - это нарушения общения детей и подростков с нарушением зрения со сверстниками, членами семьи, коллегами (Л.И. Плаксина, Е.П. Синева, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова, А.Г. Литвак и др.).
Тифлологи указывают, что многие трудности общения неречевыми средствами зависят от среды, в которой растет ребенок, и связаны с содержанием, методами и организацией воспитательной работы в семье и в коррекционных общеобразовательных учреждениях.
Из анализа тифлологической литературы следует, что социальный статус людей с тяжелой зрительной депривацией (инвалидов по зрению) зависит не только и не столько от социально-экономических условий общества, политики государства по отношению к ним, но также от субъективных, личностных качеств человека. Поэтому проблема социализации и интеграции инвалида – это не только проблема социальная, но и психолого-педагогическая, личностная. Ее решение в значительной мере определяется самой личностью, умеющей или не умеющей вступать в контакт с окружающими.
Закономерно, что дети с нарушением зрения во многих сферах неречевого общения существенно ограничены. Но ограниченность у детей проявляется по-разному и зависит от степени и характера патологии зрения.
Нарушенное зрение ребенка не позволяет ему адекватно воспроизводить многие жесты, помогающие свободно общаться. Дети с тяжелыми нарушениями зрения отличаются в ходе общения неадекватной жестикуляцией, которая в норме призвана точнее и полнее передавать отношение к собеседнику.
Специфические нарушения двигательной сферы ребенка с тяжелой зрительной недостаточностью проявляются в том, что такой ребенок с большим трудом приобретает навыки равновесия и устойчивости в пространстве.
В основе ориентировки ребенка в пространстве лежит, кроме его зрительного восприятия, и моторное развитие, которое, как правило, отстает у детей с тяжелой зрительной недостаточностью.
В основе развития двигательного аппарата дошкольника, в умении ориентироваться в пространстве лежит игра. В игре как ведущем виде детской деятельности ребенок развивает как двигательные, так и познавательные способности. Передвигаясь в пространстве, ребенок одушевляет предметы, изучает возможности своего тела, общается с другими детьми, познает мир людей.
Но игровая деятельность ребенка с нарушением зрения как ведущая форма овладения пространством осуществляется на суженной сенсорной основе. Поэтому стимуляция игровой деятельности такого ребенка со стороны взрослых предполагает знания закономерностей и особенностей его психического, физического и личностного развития.
Во время игры необходимо следить за тем, чтобы ребенок старался больше производить действий, а не только словесно их описывать. Нужно отмечать и поощрять точное выполнение ребенком взятой на себя роли, способствовать тому, чтобы он играл с другими детьми.
Трудности в общении у детей с нарушением зрения объясняются не только степенью и характером их нарушения. На развитие речевых и неречевых средств общения существенное влияние могут оказывать объективные внешние причины.
Поэтому, одной из целей психологического сопровождения МБДОУ является создание условий для адекватного психосоциального развития воспитанников. А также, создание специально организованного воспитательного и образовательного процесса в формировании социально-психологической компетентности детей.
Успешная социализация зависит от того, насколько ребенок признается субъектом взаимоотношений с окружающим миром, насколько взрослые позволяют ему проявлять свою субъектность.
Социализация ребенка невозможна без продуктивного взаимодействия с другими людьми, в первую очередь с ровесниками, товарищами по играм, в группе детского сада и т.д. Конструктивными способами реализации этой стратегии является специальное внимание групповым формам взаимодействия детей в деятельности. Именно в группах дети учатся сотрудничать, отстаивать свои суждения или уступать товарищу, сравнивать себя с другими. Прежде всего, в группе, ребенок способен отчетливо осознать и пережить, что такое общественная норма, правило поведения и побывать в различных социальных ролях.
Для детей с нарушением зрения игровая деятельность со сверстниками является ведущей формой овладения пространством, с ее помощью он познает окружающий мир, усваивает связи между людьми, предметами, осознает свою роль в обществе. В ролевой игре ребенок вынужден принимать во внимание и роль своего партнера. Также игра способствует рефлексии – способности анализировать свои действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Именно игра готовит ребенка к вступлению во взрослую самостоятельную жизнь. Именно в группе ребенок овладевает культурой общения: как знакомиться с людьми, прощаться, благодарить, просить, принимать гостей и т.д. В групповой деятельности происходит эффективное обучение умениям управлять своими эмоциями, самоконтролю и саморегуляции.
Поэтому, одним из важных направлений деятельности педагога-психолога является разработка наиболее оптимальных путей комплексного использования разных видов группового взаимодействия для развития социально-психологической компетентности детей с нарушением зрения.
В соответствии с программой МДОУ – детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения № 46 для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И. Плаксиной и «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой мы запланировали комплекс занятий по формированию социально-психологической компетентности личности ребенка с нарушением зрения. Данный блок входит в раздел «Игровой деятельности» и включается в план занятий дополнительным коррекционным занятием во второй половине дня.
Комплекс занятий по формированию социально-психологической компетентности включает в себя: комплекс коррекционных игр, упражнений, приемов по формированию и развитию коммуникативных навыков у детей, по развитию навыков саморегуляции у детей с нарушением зрения и формированию умения адекватно воспринимать и правильно воспроизводить в практических ситуациях различные средства общения.
- Каждое из коррекционных занятий включает в себя игры на развитие внимания, контроля за импульсивностью и управление двигательной активностью, психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. Данные упражнения взяты из авторских разработок таких авторов как: М. Чистякова, И.Л. Арцишевская, О. Хухлаева, О. Хухлаев, М. Сигимова, Л. Названова, А.В. Семенович и других.
- Упражнения по развитию эмпатии, коммуникативных навыков, профилактике конфликтности, замкнутости, тревожности. Данный блок основан на авторских разработках таких авторов как: В.М. Минаева, Е.А. Алябьева, О. Хухлаева, О. Хухлаев, Р. Калинина, Е. Лютова, Г. Монина, А.А. Максимова, И.С. Погудкина, О.Н. Саранская и другие.
Основные задачи цикла развивающих занятий:
- обеспечить успешную адаптацию детей в группе;
- помочь ребенку научиться строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми;
- развить умение чувствовать и понимать другого ребенка;
- формировать у ребенка позитивное отношение к себе, повысить их уверенность в себе;
- научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре;
- активизировать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;
- способствовать развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самовыражению детей;
- способствовать сплочению детского коллектива.
Необходимо отметить основные условия, которые позволяют получить положительный результат деятельности:
- индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от имеющегося диагноза ребенка и учет его психофизического развития;
- использование групповых игровых упражнений с детьми с нарушением зрения;
- согласие, привлечение и активное участие родителей в проведение групповых занятий с детьми;
- совместная деятельность с педагогами группы и выработка единых требований;
Полученный опыт в процессе проведения групповой работы с детьми с нарушением зрения, показал, что при целенаправленной работе всех участников воспитательно-образовательного процесса возможно успешная адаптация ребенка к социальной среде. В групповой деятельности ребенок овладевает опытом социального взаимодействия, общения, приобретает навыки самостоятельности и активности личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль коррекционной ритмики в формировании гармоничной, социально адаптированной личности ребенка с нарушением зрения
В статье представлен опыт коррекционной работы по музыкальному воспитанию детей с нарушением зрения. Раскрыто значение и результативность применения занятий коррекционной ритмико...
Развитие личности ребенка с нарушением зрения
Развитие личности ребенка с проблемами в развитии определены не только дефектом, но и всем комплексом систем отношений в обществе....
Инфоурок, публикация методической разработки «Роль игр и игрушек в формировании социально психологического климата в группе детей»
Инфоурок, публикация методической разработки «Роль игр и игрушек в формировании социально психологического климата в группе детей»...
Рекомендации по теме "Работа воспитателя группы компенсирующей направленности с неговорящими детьми"
Рекомендации для воспитателей по работе с неговорящими детьми в группе компенсирующей направленности....
Занятие по развитию речи в средней группе группе «Формирование социальной компетентности личности ребенка дошкольного возраста на основе культурных практик в ДОУ» «Сундучок сказок»
Программное содержание: помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки.Задачи:Образовательные задачи:-Повторить и закрепить с дошкольниками названия и содержание известных народных сказок...
Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт» у старших дошкольников с нарушением зрения
В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях...
Статья " Роль семьи в воспитании и социализации личности ребенка с нарушением зрения"
в статье рассматриваются основные задачи семьи на различных этапах развития и социализации ребенка с нарушением зрения, обозначаются родительские позиции по отношению к ребенку с нарушением зрения, оп...